Современные организационные структуры наукоемких предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 01:28, доклад

Описание

Организационная структура управления определяет субординацию и координацию производственных подразделений и управленческих служб организации.
Организационная структура управления (оргструктура управления) представляет собой сочетание отдельных звеньев в их взаимосвязи и соподчиненности, выполняющих различные функции управления организации, и характеризует собой один из базовых элементов системы управления.
Оргструктура управления, ее типы и параметры зависят от многих факторов и определяются размером организации, характером и типом производства, видом деятельности, уровнем внутрипроизводственной специализации и кооперации, характером и сложностью выпускаемой продукции, производимых услуг.

Работа состоит из  1 файл

реферат бизнес.docx

— 44.16 Кб (Скачать документ)

Московский государственный  технический университет им. Н.Э. Баумана

 

 

 

 

 

 

Факультет «Инженерный бизнес и менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

по курсу «Организация и управление бизнесом наукоемких предприятий»

 

              тема: «Современные организационные  структуры наукоемких предприятий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Студент: Масленникова И.Л

 

                                                                 Группа: ИБМ3-81

 

Преподаватель: Дроговоз П.А.

 

 

 

 

Москва

2012 год

 

Введение

 

Формирование рыночного  механизма хозяйствования обусловило глубокие социально-экономические  и организационные преобразования, требующие решения принципиально  новых задач управления деятельностью  предприятий и организаций. К  таким задачам относится проблема исследования систем управления. В  центр внимания управления ставятся процессы адаптации и самоорганизации  предприятия в изменяющейся внешней  среде. При этом меняется характер самого процесса управления. Оно приобретает  все более творческий, креативный характер.

В этих условиях развитие и  совершенствование деятельности предприятия  должно базироваться на глубоком знании его деятельности, что требует  проведения всестороннего исследования процесса и системы управления. Исследование представляет собой важную составную  часть менеджмента, без него невозможно эффективное управление предприятием. Исследование систем управления –  это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование  управления в соответствии с постоянно  изменяющимися внешними и внутренними  условиями.

Важное место в исследовании систем управления занимает исследование организационной структуры управления.

Организационная структура  управления определяет субординацию и  координацию производственных подразделений  и управленческих служб организации.

Организационная структура  управления (оргструктура управления) представляет собой сочетание отдельных звеньев в их взаимосвязи и соподчиненности, выполняющих различные функции управления организации, и характеризует собой один из базовых элементов системы управления.

Оргструктура управления, ее типы и параметры зависят от многих факторов и определяются размером организации, характером и типом  производства, видом деятельности, уровнем внутрипроизводственной специализации и кооперации, характером и сложностью выпускаемой продукции, производимых услуг.

В первую очередь оргструктура управления определяется производственной структурой организации. Вместе с тем она оказывает существенное влияние на изменение производственной структуры, поскольку усложнение первой приводит к созданию излишних производственных единиц, цехов, участков и служб.

Организационная структура  органа управления представляет собой  единство подразделений, каждый из которых  предназначен для выполнения определенных функций по управлению организацией и находится во взаимосвязи и  соподчиненности с другими подразделениями.

Необходимость совершенствования  организационной структуры любого, даже эффективно работающего предприятия  в настоящее время определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Среди внутренних можно назвать оптимизацию численности  управленческого и рядового персонала, его функций; необходимость внедрения  автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения. К внешним факторам можно отнести  научно-технический прогресс, развитие конкурентного рынка, а также  экономическую ситуацию в нашей  стране и во всем мире. Следовательно, проблема совершенствования организационных  структур управления являлось актуальным вопросом как в период становления рыночной экономики, так и в период экономического роста 2000-х годов. На современном этапе исследование данной темы приобретает все большее значение в связи с нестабильностью мировой экономики. Очевидно, что в условиях финансового кризиса перед большинством предприятий возникла проблема нехватки денежных ресурсов, и, соответственно, минимизации издержек, в том числе на персонал.

 

  1.  Понятие, сущность и классификация организационных структур

 

С позиций системного подхода каждая организация рассматривается как сложная социально-экономическая система, обладающая рядом специфических черт и находящаяся в иерархической связи с другими системами. Типологизация организаций может осуществляться по различным признакам и, в частности, на основе анализа характера ее взаимодействия с внешней средой.

Под организационной структурой фирмы  понимается её организация из отдельных  подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными  перед фирмой и её подразделениями целями и распределением между ними функций.1 Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями  фирмы, распределения между ними прав и ответственности. В ней  реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.

Организационные структуры управления фирмами отличаются большим разнообразием  и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности фирмы; производственный профиль фирмы; характер выпускаемой продукции и технология её производства; сфера деятельности фирмы; масштабы заграничной деятельности и формы её осуществления;

характер монополистического объединения (концерн, финансовая группа).

Как известно, в теории менеджмента  обобщаются и предлагаются к использованию  два подхода – механистический и органический. Применение термина «механистический» обусловлено стремление» подчеркнуть близость управленческой деятельности к деятельности машины или механизма, предназначенного для производственной организаций.

Механический тип организаций  характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решения, жесткой иерархией управления и четко определенной ответственностью. Организация с такими характеристиками может эффективно функционировать в тех случаях, когда: существуют условия для использования методов рутинизации в связи с незначительной степенью неопределенности факторов, определяющих конкретные процессы, повторяемостью событий, наличием устойчивых внутренних и внешних контактов; наблюдается достаточно устойчивое внешнее окружение, не обладающее высоким динамизмом и усложненной структурой.

В бюрократической модели кроется  опасность появления в некоторых  ситуациях негативных явлений, таких как жесткость, некомпетентность, волокита и нелепость правил. Однако следует различать теоретическую концепцию бюрократической организации, позволяющую упорядочить управленческий процесс, и последствия ее реализации, вызванные ошибками в процессе выполнения.

Механистический тип организации  идентифицируется следующими характеристиками: консервативной, негибкой структурой; четко определенными, стандартизированными и устойчивыми задачами; сопротивлением изменениям; иерархической системой контроля; командным типом коммуникаций, идущих сверху вниз; особым содержанием  коммуникаций, рассматриваемых преимущественно распоряжения, инструкции и принятые руководством решения.

Органический тип организации  формируется на основе подхода, характеризующегося незначительным или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией решений, участием сотрудников в  их разработке и принятии, гибкостью  структуры управления, широкой ответственностью, а также небольшим количеством  уровней управленческой иерархии. Этот подход обличается следующими признаками: гибкой структурой управления; динамичными, способными к модификациям задачами; мобильностью управленческих действий и процедур и их готовностью к изменениям; использованием в процессе управления метода научной интуиции и накопленного опыта; многонаправленностью коммуникаций (вертикальные, горизонтальные, диагональные и др.); развитием функций контроля и самоконтроля; расширением информационных составляющих системы управления.

Органический подход обладает следующими преимуществами: позволяет гибко  реагировать на изменение факторов внешней среды и адаптироваться к рыночной конъюнктуре; широко использует творческий потенциал работников; развивает  инновационную деятельность, решая  при этом не только внутрифирменные  проблемы, но и проблемы макроэкономического  уровня; применяет разнообразные  методы мотивации работников (формальные и неформальные). В качестве его  недостатка следует отметить необходимость  предъявления более высоких требований к деятельности руководителей высшего  звена, их знаниям, способностям и личностным качествам.

Схема организационной структуры  управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Различают связи: линейные (административное подчинение); функциональные (по сфере  деятельности без прямого административного подчинения); межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня). В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления: линейная; функциональная; линейно-функциональная; матричная; дивизиональная; множественная.

В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности.

Она основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых. Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию. Такую структуру часто называют однолинейной.

Преимуществами такой структуры можно назвать: простое построение; однозначное ограничение задач, компетенции, ответственности; жесткое руководство органами управления; оперативность и точность управленческих решений.

Недостатки: затруднительные  связи между инстанциями; концентрация власти в управляющей верхушке; сильная  загрузка средних уровней управления. Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.

Функциональная  организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления.

Основана на создании подразделений  для выполнения определённых функций  на всех уровнях управления. К таким  функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи.

Такую организационную структуру  называют многолинейной.

Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своём составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.

К преимуществам такой структуры  можно отнести: сокращение звеньев  согласования; уменьшение дублирования работ; укрепление вертикальных связей и усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней; высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций.

К недостаткам: неоднозначное распределение  ответственности; затруднённая коммуникация; длительная процедура принятия решений; возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место.

В этой структуре нарушен  принцип единоначалия и затруднена кооперация.

Линейно-функциональная структура – ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления.

Основу линейно-функциональной структуры  составляет «шахтный» принцип построения и специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам организации.

Информация о работе Современные организационные структуры наукоемких предприятий