Шпаргалка по "Оценка бизнеса"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:02, шпаргалка

Описание

Работа содержит краткие ответы на 32 основных вопроса по курсу "Оценка бизнеса".

Работа состоит из  1 файл

ШПОРА_ОСБ.docx

— 313.50 Кб (Скачать документ)

21.Определение ставки дисконтирования. Методики определения ставки дисконтирования, формулы. Смысл базовой формулы определения ставки дисконта. 

Ставка дисконтирования – это процентная ставка, используемая для пересчета будущих потоков дохода в единую величину текущей стоимости. В экономическом смысле - требуемая ставка дохода по имеющимся вариантам инвестиций с сопоставимым уровнем риска на дату оценки. Ставка дисконтирования или стоимость привлечения капитала должна рассчитываться с учетом трех факторов. 1 — наличие у многих предприятий различных источников привлекаемого капитала, которые требуют разных уровней компенсации. 2 — необходимость учета для инвесторов стоимости денег во времени. 3— фактор риска. - Для денежного потока для собственного капитала должна использоваться ставка дисконтирования для собственного капитала;

- для бездолгового денежного потока должна использоваться ставка дисконтирования, определяемая как средневзвешенная стоимость капитала (WACC).

Расчет ставки дисконтирования:

- Модель оценки капитальных активов (САРМ);

- Метод кумулятивного построения.

Модель оценки капитальных активов:

R=Rf  +b(Rm –Rf)

R – ожидаемая инвестором  ставка дохода ( на собственный капитал); Rf- безрисковая ставка доходности; b - коэффициент бета  мера систематического риска, связанного с макроэкономическими и политическими процессами, происходящими в стране. В качестве безрисковой ставки используется в мировой практике ставка дохода по долгосрочным государственным долговым обязательствам (облигациям или векселям) с аналогичным исследуемому проекту горизонтом инвестирования.

Используется доходность по ц/б правительства. Период обращения ц/б ~сроку жизни актива (отсутствует риск реинвестиций).

  • - коэффициент рассчитывается исходя из амплитуды колебаний общей доходности акций конкретной компании по сравнению с общей доходностью фондового рынка в целом;

Rm – среднерыночная ставка дохода; Rm – Rf   - рыночная премия. Разница между доходностью фондового рынка и доходностью выбранного безрискового инструмента. Для получения значения используется среднее за длительный период времени. Выбор безрисковой ставки зависит от валюты оценки. Если оценка осуществляется в рублях, то в качестве безрисковой ставки можно использовать: -доходность по ОФЗ РФ; -доходность по рублевым депозитам надежных комбанков, например, СБ РФ. Если оценка осуществляется  в американских долларах, то в качестве безрисковой ставки можно использовать:  - доходность еврооблигаций или евробондов (эмитированных РФ); - ставку по валютным депозитам надежных комбанков, например ВТБ;

В случае оценки компаний закрытого  типа необходимо учитывать: - Риск для малых компаний, т.е.,  увеличение требуемой  нормы доходности с целью компенсации риска, связанного с меньшим размером компании; - Риск, характерный для отдельной компании.

Поэтому модель оценки капитальных  активов (САРМ)-,  может представлена в следующем виде: R=Rf  +b(Rm –Rf) +S1 +S2 + C,

где: S1 – премия за риск для малых предприятий; S2- премия за риск, характерный для отдельной компании, предназначена для определения несистематического риска, свойственного только данной компании; С - страновой риск (применяется, если  безрисковая ставка взята с западного рынка).

Метод кумулятивного  построения

R = Rf  + сумма премий +С

Безрисковая ставка

Ключевая фигура в руководстве, качество руководства – 0-5

Размер компании – 0-5

Финансовая структура  – 0-5

Диверсификация производственная и территориальная – 0-5

Диверсификация клиентуры  – 0-5

Доходы: рентабельность и  прогнозируемость – 0-5

Прочие особенные риски  – 0-5

Условия применения:

  1. Фондовый рынок недостаточно развит
  2. Акции компании не общаются на рынке
  3. Предприятие-аналог найти сложно.

Преимущества:

  1. Независима от уровня развития фондового рынка
  2. Опирается на реальное состояние предприятия
  3. Не требует для выведения ставки дисконта сложной математической или статистической формулы

Недостатки:

  1. Перечень факторов риска концентрирует внимание оценщика на названных факторах
  2. Значения факторов риска рассчитаны конкретным исследователем на конкретном рынке
  3. Отсутствие конкретных методов анализа важнейших факторов риска

WACC = Rск х Wск  +х Wз.к  х (1 –Т), где:  Rск –стоимость собственного капитала; Rзк –стоимость привлечения заемного капитала; Wск – доля собственного капитала  в структуре капитала предприятия; Wзк – доля заемного капитала в структуре капитала предприятия; Т – ставка налога на прибыль.

Смысл базовой  формулы определения ставки дисконта сводится к тому, что учитывающая риски бизнеса минимально приемлемая для среднестатистического инвестора получаемая с бизнеса средняя за период (год, кв., мес.) доходность должна решать следующие задачи:

  • Покрыть доходность R, упускаемую от не вложения инвестируемых средств в государственные облигации или страхуемые банковские депозиты;
  • Принести доход на каждый рубль, потому что, это получают прочие инвесторы, дополнительно к R в размере (R m-R),если коэффициент бета равен 1 и ,т.о. ,оцениваемый бизнес является средне рискованным (таким же по рискам, как в среднем любой из бизнесов предприятий, чьи акции фактически покупаются на фондовом рынке при наличии указанной разницы);
  • Обеспечить доход на каждый рубль дополнительно к R в размере (R m-R) , увеличенном в b раз.
  • Принести доход на каждый рубль дополнительно к R в размере (R m-R) ,уменьшенном в b раз, если рассматриваемый бизнес является бизнесом с пониженными, относительно средних в экономике, рисками (b меньше 1).

22.Метод кумулятивного построения ставки дохода.

Метод кумулятивного  построения

Ставка дисконтирования – это процентная ставка, используемая для пересчета будущих потоков дохода в единую величину текущей стоимости. В экономическом смысле - требуемая ставка дохода по имеющимся вариантам инвестиций с сопоставимым уровнем риска на дату оценки.

Условия применения:

1.Фондовый рынок недостаточно развит

2.Акции компании не общаются на рынке

3.Предприятие-аналог найти сложно.

Данный метод наиболее распространен и используется 1. в большей степени для предприятий:

  • с ограниченными ретроспективными данными
  • со сниженной доходностью
  • со значительной зависимостью от поставщика
  • с высокими постоянными затратами в сопоставлении с переменными затратами.

2. тогда, когда риски  вызываются, прежде всего, несистематическими  рисками оцениваемого объекта.

Согласно этому подходу  к величине безрисковой ставки дохода добавляются премии за различные виды риска:

  1. Риск, характеризующий качество управления предприятием. Он рассматривается с точки зрения: наличия или отсутствия  квалифицированных управляющих; отсутствия или наличия команды квалифицированных управляющих на оцениваемом предприятии; наличие или отсутствие квалифицированного «первого лица» - ключевой фигуры, ее недобросовестности, непредсказуемости.
  2. Риск, связанный с размерами предприятия. Чем меньше предприятие, тем больше риск инвестиций в него. Уменьшение величины данного вида риска имеет место при осуществлении инвестиции в более крупные предприятия.
  3. Риск узости набора источников финансирования предприятия и его финансовой неустойчивости (риск недостачи обеспечения собственными денежными средствами).
  4. Риск товарной и территориальной диверсификации связан с недостаточной диверсификацией рынков сбыта предприятия, источников приобретения сырья и др. факторов производства, а также с недостаточной диверсификацией продукции предприятия.
  5. Диверсификация клиентуры. Чем выше степень диверсифицированности клиентуры и больше период эффективной связи с ними, тем меньше риск инвестиций в данное предприятие.
  6. Степень достоверности прогнозируемой чистой прибыли или денежного потока. Величина данного вида риска зависит от результатов анализа природы прибыли оцениваемого предприятия. Если предприятие доказало свою способность приносить высокую прибыль в течение ряда последних лет – это меньшая величина, если наоборот, то большая.
  7. Прочие виды риска (страновой)

Обычно конкретная величина премии за каждый из видов риска (за исключением странового) определяется экспертным путем в вероятном интервале от 0 до 5 %.

R = Rf  + сумма премий +С

Преимущества:

1.Независима от уровня развития фондового рынка

2.Опирается на реальное состояние предприятия

3.Не требует для выведения ставки дисконта сложной математической или статистической формулы

Недостатки:

  1. Перечень факторов риска концентрирует внимание оценщика на названных факторах
  2. Значения факторов риска рассчитаны конкретным исследователем на конкретном рынке
  3. Отсутствие конкретных методов анализа важнейших факторов риска

Преодоление недостатков:

  • Проблема первого уровня преодоления путем глубокого анализа отдельных отраслей, в ходе которого выявляются их специфические особенности и определяется круг наиболее важных, с точки зрения отраслевых специалистов, факторов риска, скрывающихся в разделе «прочее»;
  • Необходимость проанализировать, каким образом рынок оценивает тот или иной фактор риска
  • Разработать методы анализа риска.

23. Модель средневзвешенной стоимости капитала (WACC).

Для денежного потока  для всего инвестированного капитала применяется ставка дисконта, равная сумме взвешенных ставок отдачи на собственный капитал и заемные  средства (ставка отдачи на заемные  средства является  процентной ставкой  банка по кредитам). Средневзвешенная стоимость капитала (weighted average cost of capital — WACC).

Если оцениваемое предприятие  имеет долговые обязательства и  определенная часть прибыли (или  денежного потока) формируется за счет заемных средств, то к деловому риску прибавляется финансовый риск. И чем больше величина долга предприятия, тем больше по величине и финансовый риск. Это обусловливает требование повышения доходности инвестиций.

Дисконтирование будущих  денежных потоков со ставкой, равной WACC, характеризует обесценивание  будущих доходов с точки зрения конкретного инвестора и с  учетом его требований к доходности инвестированного капитала. Средняя  стоимость капитала представляет собой  среднюю посленалоговую «цену», в которую предприятию обходятся собственные и заемные источники финансирования.

WACC = Rск х Wск  +х Wз.к  х (1 –Т), где: Rск –стоимость собственного капитала; Rзк –стоимость привлечения заемного капитала; Wск – доля собственного капитала  в структуре капитала предприятия; Wзк – доля заемного капитала в структуре капитала предприятия; Т –  ставка налога на прибыль.

Случаи применения WA СС. Например, предусматривается покупка компании, после которой покупатель намерен полностью расплатиться со всеми держателями акционерного и заемного капиталов и полностью рефинансировать компанию по-новому. Важный момент состоит в том, что относительные веса долга и собственного капитала должны базироваться на рыночных стоимостях каждого компонента, а не на балансовых стоимостях.

Если компания или доля в компании оценивается «как есть», т.е. предполагается, что структура капитала останется без изменений, тогда следует использовать величину долга в существующей структуре капитала. Если оценивается контрольный пакет по стандарту обоснованной рыночной стоимости, тогда целесообразна среднеотраслевая структура капитала, поскольку у покупателя контрольного пакета будет возможность изменить структуру капитала, и наиболее вероятный результат будет близок к среднеотраслевому. Если контрольный пакет оценивается по стандарту инвестиционной стоимости, тогда следует использовать реальную или желаемую структуру капитала будущего или настоящего владельца.


 

24. Экономическое содержание метода дисконтированного денежного потока (ДДП).

Экономическое содержание –  определение стоимости объекта  оценки на основании достоверной  информации о его доходах, при  наличии подтверждённых данных о  сроке его дальнейшей эксплуатации, подтверждённых физическими и юридическими характеристиками объекта,  скорректированное во времени на основании характерных для конкретной экономики данных по процентам и ставкам, обоснованное уровнем риска определённым экспертным путём в ходе изучения конкретного объекта оценки, отраслевых и макроэкономических условий.

Важное замечание: стоимость  предприятия по ДДП основывается на будущих, а не на прошлых денежных потоках

Условия применения:

  1. Наличие достоверной информации о доходах предприятия;
  2. Возможность дальнейшего функционирования объекта оценки;
  3. Наличие экономически обоснованных данных о процентных ставках;
  4. Возможность определения и согласования степени риска дальнейшего функционирования.

Исходя из п. 1 - Применение данного метода наиболее обоснованно для оценки предприятий, имеющих определенную историю хозяйственной деятельности (желательно прибыльной) и находящихся на стадии стабильного экономического развития. Метод ДДП в меньшей степени применим к оценке предприятий, терпящих систематические убытки. Также следует с осторожностью применять данный метод для оценки новых предприятий, пусть даже и многообещающих. Отсутствие ретроспективы прибылей затрудняет объективное прогнозирование будущих денежных потоков бизнеса.

Положительные характеристики:

1. Терминологическая разработанность;

2. Логичность и доступность  для понимания практическим бизнесменам  при определении цены сделки  по продаже бизнеса;

3. Проработанный мат. аппарат,  разработанные аналитические таблицы;

4. Опора на общеотраслевые/макроэкономические  показатели по процентным ставкам;

5. Независимость при применении  метода – требуется внутренняя  отчётность предприятия;

6. Быстрота проведения  расчётов.

Отрицательные характеристики:

  1. Ограниченность сферы применения при убыточных объектах;
  2. Недостоверная отчётность;
  3. Неправильные терминологические данные в отчётности (пример с практического занятия (ebitda, «маржа») – что приводит к искажению реального дохода;
  4. Волюнтаристическое определение срока функционирования объекта оценки без учёта его физических характеристик (технология, составные материалы) и юридических (лицензии, учредительные документы, права пользования основными ресурсами).

Экономический волюнтаризм — произвольные решения в хозяйственной практике, пренебрегающие объективными условиями и научно обоснованными рекомендациями. Непрофессиональное применение действующих в конкретной национальной экономике данных о процентных ставках и дисконтах.

  1. Отраслевая некомпетентность при определении рисков.
  2. Существеннейшие колебания стоимости в расчётах по модели.

Основные этапы  расчета рыночной стоимости бизнеса  в рамках метода ДДП.

  1. Сбор требуемой информации. 2. Выбор модели (типа) денежного потока. 3. Определение длительности прогнозного периода и его единицы измерения. 4. Проведение ретроспективного анализа валовой выручки от реализации и ее прогноз. 5. Проведение ретроспективного анализа и подготовка прогноза расходов. 6. Проведение анализа и подготовка прогноза инвестиций. 7. Расчет величины денежного потока для каждого года. 8. Определение ставки дисконтирования. 9. Расчет величины стоимости компании в постпрогнозный период. 10. Расчет текущей стоимости будущих денежных потоков и стоимости компании в постпрогнозный период, а также их суммарного значения. 11. Внесение итоговых поправок. 12. Согласование полученных результатов.

25. Расчет величины стоимости доходным подходом  в постпрогнозный период.

Определение стоимости в постпрогнозный период основано на предпосылке о том, что бизнес способен приносить доход и по окончании прогнозного периода. Предполагается, что после окончания прогнозного периода доходы бизнеса стабилизируются и в остаточный период будут иметь место стабильные долгосрочные темпы роста или бесконечные равномерные доходы.

В зависимости от перспектив развития бизнеса в постпрогнозный период выбирают тот или иной метод либо модель расчета ставки дисконтирования:

  • метод ликвидационной стоимости. Данный метод используется в том случае, если в постпрогнозный период ожидается банкротство компании с последующей продажей имеющихся активов. При расчете ликвидационной стоимости необходимо принять во внимание расходы, связанные с ликвидацией, и скидку на срочность (при срочной ликвидации). Для оценки действующего предприятия, приносящего прибыль, а тем более находящегося в стадии роста, этот метод неприменим;
  • метод чистых активов. Техника расчетов аналогична расчетам ликвидационной стоимости, но не учитывает затрат на ликвидацию и скидку за срочную продажу активов компании. Этот метод может быть использован для стабильного бизнеса, главной характеристикой которого являются значительные материальные активы;
  • метод предполагаемой продажи. Он заключается в пересчете денежного потока в показатели стоимости с помощью специальных коэффициентов, полученных из анализа ретроспективных данных по продажам сопоставимых компаний. Поскольку практика продажи компаний на российском рынке крайне скудна или отсутствует, применение данного метода для определения конечной стоимости проблематично;
  • модель Гордона. По модели годовой доход постпрогнозного периода капитализируется в показатели стоимости при помощи ставки капитализации, рассчитанной как разница между ставкой дисконтирования и долгосрочными темпами роста. При отсутствии темпов роста ставка капитализации будет равна ставке дисконтирования. Модель Гордона основана на прогнозе получения стабильных доходов в остаточный период и предполагает, что величины износа и капиталовложений равны.

Расчет конечной стоимости в соответствии с моделью  Гордона производится по формуле

V (term) = CF(t+1)/(Rd - g),

где V(term) — стоимость в постпрогнозный период;

CF(t+1) — денежный поток доходов за первый год постпрогнозного (остаточного) периода; Rd — ставка дисконтирования; g — долгосрочные темпы роста денежного потока.

Конечная стоимость V(term) по формуле Гордона определяется на момент окончания прогнозного периода.

Полученную таким образом  стоимость бизнеса в постпрогнозный период приводят к текущим стоимостным показателям по той же ставке дисконта, что применяется для дисконтирования денежных потоков прогнозного периода.

26. Методика связанных инвестиций – земля и здание.

Данная методика определения общего коэффициента капитализации применяется, если можно точно рассчитать ставки капитализации по каждому компоненту имущественного комплекса: строению и земельному участку.

Эту методику расчета коэффициента капитализации можно использовать для определения стоимости объекта оценки, основу которых составляют объекты недвижимости и трудно отделить стоимость объекта оценки от стоимости здания, на базе которого это предприятие функционирует. К таким предприятиям относятся гостиницы, санатории, многоэтажные гаражи и т.д.

Методика связанных  инвестиций — земля и здание реализуется аналогично методике связанных инвестиций — кредитного и собственного капитала. Суть данной методики в определении взвешенных ставок капитализации для земли и для строения, стоящего на этой земле. Взвешивание ставок капитализации осуществляется в зависимости от размеров долей этих составляющих в общей стоимости имущественного комплекса (земли и строения). Расчет общей ставки капитализации (Кобщ) методом связанных инвестиций — земля и здание производится по следующей формуле:

Кобщ = Сземли * Кземли + Кздания * Сздания, где

где: Сземли — стоимость земли в процентах от обшей стоимости имущественного комплекса;

Кземли — ставка капитализации для земли;

Сздания — стоимость здания в процентах от общей стоимости имущественного комплекса;

Кздания — ставка капитализации для здания.

Для недвижимости - Расчет коэффициента капитализации методом связанных инвестиций.

Если объект недвижимости приобретается  с помощью собственного и заемного капитала, коэффициент капитализации  должен удовлетворять требованиям  доходности на обе части инвестиций. Величина коэффициента определяется методом  связанных инвестиций, или техникой инвестиционной группы. Коэффициент  капитализации для заемного капитала называется ипотечной постоянной и рассчитывается: Rm = ДО / К

где Rm – ипотечная постоянная;

ДО – ежегодные выплаты по обслуживанию долга;

К – сумма ипотечного кредита.

Коэффициент капитализации для  собственного капитала рассчитывается по формуле: Rс = (Годовой ДП до выплаты налогов) / Величина собственного капитала.

Общий коэффициент капитализации  определяется как средневзвешенное значение:

R = М • Rm + ( 1 – M ) • Re, где М – коэффициент ипотечной задолженности.


 

27. Методы сравнительного подхода: метод компании-аналога.

Метод компании-аналога, или метод рынка капитала, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служит цена одной акции акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного (неконтрольного) пакета акций.

Основные этапы метода компании-аналога 

1.Выбор аналогов  или сопоставимых компаний

- Отраслевое сходство:

а) уровень диверсификации производства;

б) сходство технологий или  продукции;

в;) стадия экономического развития оцениваемой компании и аналогов.

- Размер компании:

  • а) объем реализованной продукции и услуг
  • б) объем прибыли
  • в)чистые активы
  • г) численность персонала
  • д) производственные мощности
  • е) географическая диверсификация.

- Финансовые риски:

1) структура капитала или  соотношение собственных и заемных  средств,

2)уровень ликвидности,  или  возможность оплачивать  текущие обязательства текущими  активами

3) кредитоспособность компании, или  ее способность привлекать  заемные средства на выгодных  условиях

- Конкурентное  положение на рынке

- Профессионализм управленческого персонала

В итоге список должен включать не менее 3-х аналогов.

2.Финансовый анализ  оцениваемой компании  и аналогов

Цель финансового  анализа:

  • выбор наиболее близких аналогов
  • определение рейтинга оцениваемой компании по сравнению с аналогами в отрасли
  • является основой для внесения необходимых корректировок, обеспечивающих необходимое сходство оцениваемой компании с аналогами
  • позволяет определить подходящую величину оценочного мультипликатора
  • позволяет обосновать степень доверия оценщика к конкретному виду ценового мультипликатора в их общем числе и определить вес каждого варианта стоимости при выведении итоговой величины.

Финансовый  анализ включает: - анализ коэффициентов структуры капитала, - анализ коэффициентов ликвидности, - сопоставление балансовых отчетов, -сопоставление отчетов о прибылях и убытках, - анализ операционных коэффициентов, - прогнозирование роста.

По результатам финанализа составляется сводная таблица финансовых коэффициентов в произвольной форме.

3.Выбор и расчет  оценочных мультипликаторов по  компаниям-аналогам

Мультипликатор – это соотношение между ценой продажи и каким-либо финансовым показателем по аналогам.

Два варианта расчета числителя: 1.Стоимость собственного капитала рассчитывается  как котировка акции х число акций в обращении; 2. По компании-аналогу рассчитывается инвестированный капитал как сумма рыночной стоимости собственного капитала и долгосрочных обязательств за минусом поправок (ден. средства, неоперационные активы)

Типы ценовых  мультипликаторов:

1.Интервальные: - Цена/прибыль, -Цена/дивиденды, - Цена/денежный поток, - Цена инвестированного капитала / выручка от реализации, - Цена/физический объем ( объем  добычи, объем запасов, объем производственных мощностей).

Интервальные мультипликаторы  определяют соотношение между ценой  и финансовым результатом, достигнутым  за определенный временной интервал.

2.Моментные мультипликаторы:

- Цена/балансовая стоимость; - Цена/чистая стоимость активов. Моментные мультипликаторы определяют соотношение между ценой и балансовой стоимостью или стоимостью чистых активов на ближайшую к оценке дату.

4.Выбор величины  ценового мультипликатора

Выбор величины ценового мультипликатора  производится на основе анализа фактических  средних и медианных значений по каждому финансовому коэффициенту, а также позиции оцениваемой  компании по элементу сравнения, а также  на основе корреляционно регрессивного  анализа.

5.Согласование  предварительных результатов рыночной  стоимости

Сравнительный подход позволяет  аналитику использовать  максимальное число всех возможных видов мультипликаторов. Следовательно в процессе расчета будет получено столько же вариантов стоимостей. Наиболее объективным приемом определения итоговой величины рыночной стоимости является метод взвешивания. Оценщик в зависимости от конкретных условий, целей и объекта оценки, степени доверия к той или иной информации придает каждому мультипликатору и, соответственно, варианту стоимости свой вес.

6.Внесение итоговых  поправок 

Итоговая величина стоимости, полученная в результате применения всей совокупности мультипликаторов, должна  быть откорректирована. Типичные поправки:

1.Портфельная скидка применяется   при наличии непривлекательного  для покупателя характера диверсификации  актива;

2.Необходимо учесть нефункционирующие  активы,

3.Корректировка на недостаток  или избыток СОК.

4. Возможно применение  скидки на низкую ликвидность,  если оценивается закрытое акционерное  общество;

5.Вносится поправка в  виде премии за контроль за  предоставляемые  инвестору элементы  контроля. Если рассчитывается СК  на основе инвестированного капитала, то  вносятся следующие поправки:

-вычитается рыночная стоимость  привилигированных акций

-вычитается рыночная стоимость задолженности, капитализированный лизинг

-вычитается скидка за низкую ликвидность

-прибавляются неоперационные активы(ден. С, пр.)средства, ценные бумаги)

-избыток/дефицит СОК

28. Методы сравнительного подхода: метод отраслевых коэффициентов.

или метод отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитываются специальными аналитическими организациями на базе длительных статистических наблюдений за соотношением между ценой собственного капитала предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми показателями. Исходя из анализа накопленной информации и обобщения результатов были разработаны простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия.

Согласно М.о.к. пр-тие оценивают на базе собств. материального капитала и премии за гудвилл, к-рая равна величине месячной премии до налогообложения (как правило, с учетом оклада владельца).

Метод базируется на использовании  определ. соотношений между ценой продажи фирмы и соответств. финанс. показателями. Отраслевые коэффициенты рассчитывают на основе статистич. наблюдений за ценой продажи фирм и важнейшими их производственно-финанс. характеристиками. М.о.к. используется для оценки стоимости малых пр-тий, управляемых своими владельцами (англ. proprietorship), преимущественно в таких отраслях как обществ, питание, розничная торговля, гостиничный бизнес. В результате оценки получают величину рыночной стоимости при 100%-ном контроле над пр-тием.

Осн. достоинством М.о.к. является его простота. Однако применение метода может привести к искажению стоимости бизнеса, если при определении стоимости гудвилла не учитывать норму прибыли. Типичное значение и тип мультипликатора, используемого в данной отрасли, измеряет гудвилл для ус-ред. инвестиций, но реальные цены редко совпадают со средними значениями.

29. Методы сравнительного подхода: метод сделок.

Метод сделок, или метод продаж, ориентирован на цены приобретения предприятия в целом, либо его контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода — оценка 100%-ного капитала либо контрольного пакета акций.

М.с. предполагает использование  в качестве информац. базы реальных рыночных цен купли-продажи контрольных пакетов либо 100%-ного пакета акций пр-тий (компаний), сходных с оцениваемым.

Метод позволяет определить стоимость оцениваемой доли акц. капитала с учетом премии за контроль. М.с. целесообразнее использовать в том случае, если объектом оценки является весь бизнес или контрольный пакет.

Оценка стоимости бизнеса  методом сделок включает последоват. выполнение след. работ. На 1-м этапе оценщик отбирает компании, относящиеся к той же отрасли, что и оцениваемая, по к-рым имеется достоверная информация о рыночной цене их акц. капитала. Затем по отобранным компаниям собирают дополнит, сведения об их финанс. и хоз. состоянии и проводят финанс. анализ оцениваемой компании и ее аналогов. По результатам финанс. анализа принимают решение о степени сходства аналогов с оцениваемой компанией и определяют ее рейтинг.

На 2-м этапе рассчитывают оценочные мультипликаторы. Оценочный мультипликатор (коэффициент, показывающий отношение рыночной цены акц. капитала или его доли к финанс. показателю, отражающему доходность компании) рассчитывается по аналогам и применяется как множитель при аналогичном финанс. показателе оцениваемой компании (напр., рыночная цена аналогичной компании составляет 3000, ее чистая прибыль - 300; тогда оценочный мультипликатор равен 3000 : 300 = 10; если прибыль оцениваемой компании равна 250, то ее расчетная рыночная стоимость будет 250 х 10 = 2500).

Наиболее сложный момент этого этапа - выбор величины мультипликатора, к-рую следует применить к оцениваемой компании, т.к. диапазон значений может быть широким. Основанием для выбора служат результаты финанс. анализа, отражающие место оцениваемой компании среди аналогов.

На 3-м этапе оценщик рассчитывает итоговую величину стоимости. Результаты оценки, получ. при использовании разл. типов мультипликаторов, анализируют по степени достоверности, по кол-ву и обоснованности предварит, корректировок, по их значимости для конкретного оцениваемого объекта.

Итоговую величину стоимости  исчисляют как средневзвешенную величину предварит, результатов, с итоговыми корректировками, такими как поправка на наличие нефункционирующих активов, недостаток собств. оборотного капитала и др. Величина стоимости, найденная по М.с, сопоставима с результатами, получ. при использовании методов, свойств, доходному подходу и затратному подходу к оценке стоимости бизнеса.


 

30. Права и обязанности оценщика. Независимость оценщика.

Права оценщика:

  • применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;
  • требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;
  • получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;
  • запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной;
  • привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов;
  • отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы;
  • требовать возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта оценки, и денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки по определению суда, арбитражного суда или третейского суда.

Обязанности оценщика:

  • быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков;
  • соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования ФЗ, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является;
  • соблюдать правила деловой и профессиональной этики, установленные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является, а также уплачивать взносы, установленные саморегулируемой организацией оценщиков;
  • сообщать заказчику или юридическому лицу, с которым он заключил трудовой договор, о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки;
  • обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки;
  • представлять заказчику информацию о членстве в саморегулируемой организации оценщиков;
  • представлять саморегулируемой организации оценщиков информацию о юридическом лице, с которым он заключил трудовой договор, а также сведения о любых изменениях этой информации;
  • представлять по требованию заказчика страховой полис и подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности документ об образовании;
  • не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
  • в случаях, предусмотренных законодательством РФ, предоставлять копии хранящихся отчетов или содержащуюся в них информацию правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам по их требованию;
  • по требованию заказчика предоставлять заверенную саморегулируемой организацией оценщиков выписку из реестра членов саморегулируемой организации оценщиков, членом которой он является.

Независимость оценщика:

Оценка объекта оценки не может  проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером, должностным лицом или работником юридического лица - заказчика, лицом, имеющим имущественный интерес  в объекте оценки, либо состоит  с указанными лицами в близком  родстве или свойстве.

Проведение оценки объекта оценки не допускается, если:

  • в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;
  • оценщик является участником (членом) или кредитором юридического лица - заказчика либо такое юридическое лицо является кредитором или страховщиком оценщика.

Не допускается вмешательство  заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе  ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при  проведении оценки объекта оценки.

Размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта  оценки.

1.Моментные ценовые мультипликаторы: формулы, признаки согласованности мультипликатора, достижение единообразной оценки, фундаментальные переменные, зависимость от отрасли.

Ценовые мультипликаторы - инструмент определения рыночной стоимости бизнеса в рамках сравнительного подхода. Мультипликатор –это соотношение между ценой продажи и каким-либо финансовым показателем по аналогам. В оценочной практике используются интервальные и моментные ЦМ. Формулы: «Цена/балансовая стоимость», «Цена/чистая стоимость активов».

Для расчета М «Цена/балансовая стоимость» в качестве финансовой базы используется балансовая стоимость либо всех, либо чистых активов аналогичных компаний на дату оценки или на последнюю отчетную дату. Данный М относится к так называемым моментным показателям, поскольку используется информация о состоянии на конкретную дату, а не за определенный отрезок времени.

Мультипликатор «цена/балансовая стоимость» фирмы определяется ожидаемым  коэффициентом выплат, ожидаемым  ростом прибыли и рискованностью. Однако самый важный детерминант — это доходность собственного капитала, заработанная фирмой, — более высокая доходность приводит к большему мультипликатору «цена/балансовая стоимость», а более низкая доходность — к меньшему мультипликатору PBV.

Оптимальная сфера применения данного М — оценка холдинговых компаний либо оценка в случае необходимости срочной продажи крупного пакета акций, входящего в состав портфеля ценных бумаг оцениваемой компании.

Финансовой базой для  расчета является либо величина чистых активов, либо полная стоимость активов  оцениваемой компании и компаний-аналогов. Причем за основу можно брать как  информацию официальных балансовых отчетов компаний, так и скорректированную  величину, полученную оценщиком расчетным  путем.

Данный мультипликатор фундаментально непротиворечив (согласован) — и  числитель, и знаменатель выражены в единицах стоимости собственного капитала, — противоречивость (несогласованность) может возникнуть, если без надлежащей тщательности отнестись к расчету  балансовой стоимости собственного капитала на акцию. В частности: - если существует множество классов акций, то цены этих акций могут быть разными, и при этом неясно, как балансовую стоимость следует распределять среди этих акций; - при вычислении балансовой стоимости собственного капитала не следует учитывать ту часть собственного капитала, которая образуется привилегированными акциями, поскольку рыночная ценность собственного капитала относится только к обыкновенным акциям.

М «Цена/чистая стоимость активов» можно применять, если оцениваемая компания имеет значительные вложения в собственность, а основной деятельностью компании является хранение, покупка и продажа такой собственности. Управленческий и рабочий персонал добавляет к продукции в этом случае незначительную стоимость.

Использование максимального  числа М в позволяет получить столько же вариантов стоимости. Если оценщик в качестве итоговой величины предложит простую среднюю всех полученных величин рыночной стоимости собственного капитала, то это будет означать, что он одинаково доверяет всем М.

М определен согласованно (непротиворечиво) и единообразно измерен с использованием сопоставимых фирм.

Единообразие. При проведении сравнительной оценки фирм в определенной группе для каждой фирмы вычисляется мультипликатор, а затем эти мультипликаторы сравнивают для вынесения мнения относительно того, какие фирмы переоценены, а какие — недооценены.

Чтобы сравнения имели  хоть какой-нибудь смысл, мультипликатор должен быть определен единообразно среди всех фирм в данной группе. Таким образом, если мультипликатор используется для одной фирмы, то его нужно точно таким же образом  использовать и для всех других фирм.

М сектора с фундаментальными переменными, являющимися основным ингредиентом для плодотворного использования мультипликаторов. Например, будет ли каждое посещение веб-сайта компании трансформироваться в рост выручки и при были? Ответ здесь зависит не только от характера компании, а, кроме того, крайне трудно оценить будущие перспективы.

2.Метод чистых активов.

Метод чистых активов определяет рыночную стоимость собственного капитала как сумму рыночной стоимости всех активов предприятия за вычетом всех обязательств. Применяется для оценки экономически и финансово благополучных предприятий. Обычно метод накопления активов используется в следующих случаях: компания обладает значительными материальными активами; есть возможность выявить и оценить нематериальные активы, если они имеются; ожидается, что компания будет по-прежнему действующим предприятием; у компании отсутствуют ретроспективные данные о прибылях, или нет возможности надежно оценить ее прибыли или денежные потоки в будущем; компания сильно зависит от контрактов или отсутствует постоянная предсказуемая клиентура; значительную часть активов компании составляют финансовые активы. Требует переоценки балансовой стоимости (остаточной балансовой по активам, подлежащим амортизации, и первоначальной балансовой по активам, не подлежащим амортизации, - на основе восстановительной балансовой стоимости имущества с учетом проводившихся общенациональных кампаний по переоценке первоначальной балансовой стоимости активов в соответствии с накопившейся инфляцией) на современную рыночную стоимость. В расчет следует принимать не только те активы, которые отражены на балансе предприятия, но и все прочие виды его фактических активов, которые могут быть не отражены на балансе фирмы, однако находятся в ее фактической собственности либо распоряжении.

При переоценке всех активов предприятия с их балансовой стоимости на рыночную стоимость следует учитывать все виды возможного износа этих активов. 2 варианта переоценки: А - если на рынке на момент переоценки можно найти аналогичный актив с точно такими же охарактеризованными выше видами износа, какой накоплен у переоцениваемого имущества, то задача переоценки сводится к замене балансовой стоимости актива на наблюдаемую текущую рыночную стоимость аналогичного актива (называемую, как уже было 'замечено, стоимостью замещения переоцениваемого имущества);

Б - если этого сделать невозможно, то следует по отдельности учесть все виды накопленного износа переоцениваемого актива, делая специальные скидки с его фактической стоимости приобретения или создания собственными силами (с первоначальной балансовой стоимости актива), которые соответствовали бы степени физического, экономического, технологического и функционального износа рассматриваемого актива.

Наибольшую трудность  в практическом использовании метода накопления активов представляет оценка нематериальных активов предприятия. Главным методом для нее выступает  так называемый метод «избыточных  прибылей».

Этапы оценки  методом  чистых активов:

1.На основании последнего  финансового отчета выверяется  наличие активов. 

2.Оценка материальных  активов:

- недвижимость (земля и  строения);

- машины, оборудование и  транспортные средства;

- незавершенное производство;

- товарные запасы;

3.Оценивается рыночная  стоимость нематериальных активов;

4.Оценивается рыночная  стоимость финансовых активов:

- денежные средства;

- дебиторская задолженность;

- ценные бумаги других  предприятий и государств;

5.Определяется рыночная  стоимость краткосрочных и долгосрочных  обязательств;

6.Определяется рыночная стоимость собственного капитала по формуле: СК р.ст. =   сумма Ар.ст. – ЗС, где

СК р.ст. – рыночная стоимость  собственного капитала;

сумма Ар.ст. – рыночная стоимость активов ;

ЗС – заемные средства (краткосрочные и долгосрочные обязательства предприятия)


 

3.Факторы, определяющие стоимость опциона: перечислить, описать и объяснить их влияние.

Это договор, по которому потенциальный  покупатель или потенциальный продавец актива (товара, ценной бумаги) получает право, но не обязательство, совершить  покупку или продажу по заранее  оговорённой цене и объеме в определённый договором момент в будущем или  на протяжении определённого отрезка  времени. При этом продавец опциона несёт обязательство совершить ответную продажу или покупку актива в соответствии с условиями проданного опциона.

речь идет о праве, а  не об обязательстве, владелец опциона  может не воспользоваться своим  правом и дать возможность опциону  истечь без последствий. Существуют два класса опционов — «колл-опционы», или опционы покупателя (calloptions), и «пут-опционы», или опционы продавца (putoptions).Различают опционы на продажу (putoption), на покупку (calloption) и двусторонние (doubleoption).

Стоимость опциона  определяется шестью переменными, связанными с базовым активом и финансовыми рынками:

1.Текущая стоимость базового актива - активы, стоимость которых является производной от базового актива. Следовательно, изменения стоимости базового актива влияют на стоимость опционов как актива. Поскольку колл-опционы обеспечивают право купить базовый актив по фиксированной цене, то повышение ценности актива приведет к увеличению ценности опцио­нов на покупку.

Пут-опционы, напротив, станут менее ценными по мере повышения ценности актива.

2. Дисперсия стоимости базового актива. Покупатель опциона приобретает право купить или продать базовый актив по фиксированной цене. Чем выше дисперсия стоимости базового актива, тем выше стоимость опциона. Это справедливо в отношении как колл-опционов, так и пут-опционов. Покупатели опционов не могут потерять больше, чем ту цену, которую они за них заплатили. Они обладают высоким потенциалом заработка значительных доходов на крупных движениях стоимости базового актива.

3.Дивиденды, выплачиваемые по базовому активу. Можно ожидать снижения стоимости базового актива, если на протяжении жизни опциона производятся выплаты дивидендов на актив. Следовательно, стоимость колл-опциона на актив является убывающей функцией размера ожидаемых выплат дивидендов, а стоимость пут-опциона является возрастающей функцией ожидаемых выплат дивидендов.

4.Цена исполнения опциона. Ключевая характеристика, используемая для описания опциона, — это цена исполнения. Если речь идет о колл-опционах, где владелец приобретает право купить базовый актив по фиксированной цене, то стоимость опциона понижается при росте цены исполнения. Что касается пут-опциона, когда покупатель приобретает право продать базовый актив по фиксированной цене, его стоимость будет повышаться при повышении цены исполнения.

5.Срок  до истечения времени действия  опциона. Как колл-опцион, так и пут-опцион оказываются более ценными при большем сроке жизни опциона. Это связано с тем, что более длительный срок действия опциона дает больше возможностей для изменения ценности базового актива, повышая тем самым стоимость обоих классов опционов. Кроме того, в случае колл-опциона, где покупатель должен заплатить фиксированную цену по истечении срока жизни опциона, приведенная стоимость этой фиксированной цены понижается при увеличении срока жизни опциона, увеличивая стоимость колл-опциона.

6.Безрисковая  процентная ставка, соответствующая  продолжительности жизни опциона. Поскольку покупатель опциона платит цену опциона вперед, возникают скрытые издержки. Эти издержки зависят от уровня процентных ставок и срока до истечения опциона. Безрисковая процентная ставка также должна учитываться при оценке опциона, когда вычисляется приведенная стоимость цены исполнения, поскольку покупатель опциона не обязан платить (получать) цену исполнения ранее срока истечения опциона колл или пут. Рост процентной ставки повышает стоимость колл-опционов (на покупку) и понижает стоимость пут-опционов (на продажу).

4.Затратный подход: условия  применения, достоинства и недостатки, основные этапы и методология.

Затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устареваний.

Затратами на воспроизводство объекта оценки являются затраты, необходимые для  создания точной копии объекта оценки с использованием применявшихся  при создании объекта оценки материалов и технологий. Затратами на замещение  объекта оценки являются затраты, необходимые  для создания аналогичного объекта  с использованием материалов и технологий, применяющихся на дату оценки.

применяется, когда существует возможность заменить объект оценки другим объектом, который  либо является точной копией объекта  оценки, либо имеет аналогичные полезные свойства. Если объекту оценки свойственно  уменьшение стоимости в связи  с физическим состоянием, функциональным или экономическим устареванием, при применении затратного подхода  необходимо учитывать износ и  все виды устареваний.

Усл-я применения ЗП наиболее применим для оценки предприятий, имеющих разнородные активы, в том числе финансовые, а также когда бизнес не приносит устойчивый доход. Методы затратного подхода целесообразно использовать и при оценке специальных видов бизнеса (гостиниц, мотелей и т.п.), страховании. Собираемая информация включает данные об оцениваемых активах (цены на землю, строительные спецификации и др.), данные об уровне зарплаты, стоимости материалов, расходах на оборудование, о прибыли и накладных расходах строителей на местном рынке и т.д. применяется при оценке специализированного имущества.

При затратном (имущественном) подходе к оценке бизнеса оценщик рассматривает  стоимость предприятия с учетом понесенных издержек. Балансовая стоимость  активов и обязательств предприятия  вследствие инф­ляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует рыночной стоимости. В результате перед оценщиком встает задача проведения корректировки баланса предприятия. Для осуществления этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива баланса в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия.

Базовая формула: Собственный  капитал = Активы — Обязательства.

Представлен двумя основными методами:

Метод чистых активов определяет рыночную стоимость собственного капитала как сумму рыночной стоимости всех активов предприятия за вычетом всех обязательств. Применяется для оценки экономически и финансово благополучных предприятий.

Метод ликвидационной стоимости. Определяет ликвидационную стоимость собственного капитала как ликвидационную стоимость всех активов, полученных при условии вынужденной срочной распродажи по отдельности за вычетом всех обязательств и затрат  на ликвидацию. Применяется для предприятий банкротов.

Достоинства и недостатки.

Наличие объективной, строго задокументированной информационной базы – бухгалтерского или управленческого учета.

Затратный подход сложно применять  при оценке уникальных объектов, обладающих исторической ценностью, эстетическими характеристиками, или устаревших объектов.

Кажущийся многим оценщикам  простым в понимании имущественный (затратный) подход к оценке бизнеса на самом деле таит в себе многие «подводные камни».

Основные этапы  затратного подхода.

определяется  обоснованная рыночная стоимость недвижимого  имущества предприятия;

оценивается рыночная стоимость машин и оборудования;

рассчитывается  стоимость нематериальных активов;

оценивается рыночная стоимость финансовых вложений (как долгосрочных, так и краткосрочных);

товарно-материальные запасы переводятся в текущую  стоимость;

оцениваются расходы будущих периодов;

оценивается дебиторская задолженность;

обязательства предприятия переводятся в текущую  стоимость;

определяется  стоимость собственного капитала путем  вычитания из обоснованной рыночной стоимости суммы активов текущей  стоимости всех обязательств.

Методология имущественного (затратного) подхода. Использование метода накопления активов предполагает оценку предприятия по сумме рыночной или ликвидационной, но не балансовой (остаточной) стоимости его активов - за вычетом (в простейшем случае) совокупной кредиторской задолженности фирмы (заемного капитала предприятия) на момент ее оценки.

Последняя уменьшает стоимость предприятия, потому что любому инвестору, купившему  предприятие, например, в расчете  на выручку от продажи имущества  ликвидируемого предприятия, не удастся  получить с предприятия весь доход  от продажи им своего имущества. Причитающаяся  к распределению инвестору прибыль  будет уменьшена на сумму, необходимую  для погашения обязательств (задолженности) фирмы.

5.Интервальные ценовые мультипликаторы Сравнительного подхода: формулы, принципы построения, признаки согласованности мультипликатора, фундаментальные переменные, зависимость от отрасли.

Ценовые мультипликаторы  это инструмент определения рыночной стоимости бизнеса в рамках сравнительного подхода. В оценочной практике используются интервальные и моментные ЦМ. К интервальным можно отнести мультипликаторы «Цена/прибыль», «Цена/денежный поток», «Цена/дивидендные выплаты», «Цена/выручка от реализации». Интервальные мультипликаторы определяют соотношение между ценой и финансовым результатом, достигнутым за определенный временной интервал. Группа мультипликаторов «Цена/прибыль», «Цена/денежный поток» является самой распространенной, т.к. информация о прибыли оцениваемой компании и предприятий-аналогов является наиболее доступной. Для расчета мультипликатора может использоваться любой показатель прибыли (показатель чистой прибыли, прибыль до налогообложения, прибыль до уплаты процентов и налогов и т.д.). Основное требование — полная идентичность используемого показателя для аналога и оцениваемой фирмы, т.е. мультипликатор, исчисленный на основе прибыли до уплаты налогов, нельзя применять к прибыли до уплаты процентов и налогов. Мультипликатор «цена/прибыль» существенно зависит от методов ведения бухгалтерского учета, поэтому, если в качестве аналога выступает зарубежная компания, необходимо привести систему распределения прибыли к единым стандартам.

Базой расчета мультипликатора «Цена/денежный поток» может служить любой показатель прибыли, увеличенный на сумму начисленной амортизации. Следовательно, аналитик может использовать несколько вариантов данного мультипликатора. Распростр. Ситуация является убыточность либо незначительная величина прибыли, а также несоответствие фактического полезного срока службы основных фондов предприятия периоду амортизации, принятому в финансовом учете.

Мультипликатор  «Цена/дивиденды» на практике используется достаточно редко, несмотря на доступность необходимой для расчета информации. Это связано с тем, что порядок выплаты дохода инвесторам в открытых и закрытых компаниях существенно различается. В закрытых обществах собственники могут получать денежную выгоду в виде различных выплат, снижения арендной платы и т.д. Мультипликатор «Цена/дивиденды» целесообразно использовать, если дивиденды выплачиваются достаточно стабильно как в аналогах, так и в оцениваемой компании, либо способность компании платить дивиденды может быть обоснованно спрогнозирована. Группа мультипликаторов «Цена/выручка от реализации» - используется для оценки предприятий, для которых главный показатель деятельности обороты.   Этот мультипликатор не зависит от методов учета бухгалтерского учета. Особенность применения этого мультипликатора - оценщик должен учитывать структуру капитала оцениваемой компании и аналогов. «Цена/физический объем» - является разновидностью мультипликатора Цена/Выручка от реализации. В этом случае цена сопоставляется с натуральным показателем, который может отражать физический объем производства, размер производственных площадей, количество установленного оборудования. Если целью оценки является поглощение компании, то лучше ориентироваться на мультипликатор «Цена/выручка от реализации», так как он исключает возможность повышения цены за счет кратковременного роста прибыли, обеспечиваемого усилиями финансового менеджера.

Мопределен согласованно (непротиворечиво) и единообразно измерен с использованием сопоставимых фирм.

Единообразие. При проведении сравнительной оценки фирм в определенной группе для каждой фирмы вычисляется мультипликатор, а затем эти мультипликаторы сравнивают для вынесения мнения относительно того, какие фирмы переоценены, а какие — недооценены.

Чтобы сравнения имели  хоть какой-нибудь смысл, мультипликатор должен быть определен единообразно среди всех фирм в данной группе. Таким образом, если мультипликатор используется для одной фирмы, то его нужно точно таким же образом  использовать и для всех других фирм.

М сектора с фундаментальными переменными, являющимися основным ингредиентом для плодотворного использования мультипликаторов. Например, будет ли каждое посещение веб-сайта компании трансформироваться в рост выручки и при были? Ответ здесь зависит не только от характера компании, а, кроме того, крайне трудно оценить будущие перспективы.

Информация о работе Шпаргалка по "Оценка бизнеса"