Ответственность аудиторов и аудиторских организаций. Регулирование аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:57, реферат

Описание

Рассмотрим регулирования аудиторской деятельности в РФ, сущность и содержание Закона об аудиторской деятельности, классификация и содержание стандартов аудиторской деятельности.
Ответим на следующие вопросы: какова ответственность аудиторов и аудиторских организаций за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите, а также регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

аудит.docx

— 34.26 Кб (Скачать документ)

     Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование  аудиторской деятельности (далее - уполномоченный федеральный орган), и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с настоящим Федеральным законом  и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений.

     В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской  организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими  доступ к этим сведениям, на основании  настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.

     Находящиеся в распоряжении аудиторской организации  и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их деятельности.

     Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, может производиться только аудиторскими организациями, в уставном (складочном) капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным физическим и (или) юридическим лицам, и которые имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, полученный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

     В ГК имеется ст. 139 “Служебная и коммерческая тайна”:

     “1. Информация составляет служебную или  коммерческую тайну в случае, когда  информация имеет действительную или  потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим  лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

     2. Информация, составляющая служебную  или коммерческую тайну, защищается  способами, предусмотренными Гражданским  кодексом и другими законами.

     Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или  коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки...”

     Даже  в странах с развитой экономикой и правовой системой в судах затруднительно бывает доказать факт нарушения конфиденциальности аудитором.

     Ответственность перед третьими лицами. Ситуация относительно ответственности аудитора перед третьей стороной на основании общего права остается неопределенной. В этих случаях защита аудитора строится на основе доказательства качества предоставленных услуг (их соответствия общепринятым стандартам). Но это часто сложно доказать в суде. С другой стороны, можно использовать непричастность третьей стороны к договору, однако это не всегда возможно.

     Законодательство  Российской Федерации (в частности, статьи ГК, связанные с причинением  вреда, ущерба, возмещением убытков) дает основания для возбуждения  исков третьими сторонами в отношении аудиторских фирм.

     Регулирование аудиторской деятельности

     Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических  решений, аудит во всех странах достаточно жестко регулируется. В некоторых  из них, например во Франции, в этот процесс вмешивается государство, устанавливая нормы, нормативы аудита, осуществляя регистрацию аудиторов и аудиторских фирм и контроль за их деятельностью. В других странах (США, Великобритания) этот процесс регулируется общественными профессиональными аудиторскими организациями.

     В Российской Федерации организацию  государственного регулирования аудиторской  деятельности осуществляет Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Положение о  Комиссии утверждает Президент Российской Федерации, назначающий также ее председателя.

     Основные  направления деятельности Комиссии:

     разработка  на основе законодательства Российской Федерации проектов нормативных  актов, регулирующих аудиторскую деятельность, в том числе стандартов аудиторской  деятельности и связанных с ее осуществлением услуг;

     выдача  генеральных лицензий на осуществление  лицензирования аудиторской деятельности;

     организация ведения государственных реестров аудиторов, аудиторских фирм и их объединений;

     определение перечня ведущих учебно-методических центров по обучению и подготовке аудиторов.

     Порядок аттестации на право осуществления  аудиторской деятельности, формирования аттестационных комиссий и размер платы  за проведение аттестации, а также  порядок получения лицензий на осуществление  аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации  по представлению Комиссии по аудиторской  деятельности.

     Организация проведения аттестации и лицензирования аудиторской деятельности возлагается  на Минфин и Центральный банк Российской Федерации, для чего этими органами созданы соответствующие центральные  аттестационные аудиторские комиссии.

     Во  всех развитых странах действуют  независимые Палаты аудиторов, основными  задачами которых являются разработка стандартов по аудиторской деятельности, осуществление контроля за качеством работы аудиторов, проведение аттестации и выдача документов на занятие аудиторской деятельностью (в странах, где это не является государственной прерогативой). Палаты аудиторов выполняют также роль координаторов деятельности аудиторов, определяют этические нормы их поведения в обществе и принимают дисциплинарные меры к лицам, нарушившим эти нормы.

     На  международном уровне профессиональные организации аудиторов сотрудничают через посредство Международной федерации бухгалтеров, которая вырабатывает рекомендации, касающиеся различных аспектов аудиторской деятельности.

     К международным аудиторским стандартам относятся:

     международные стандарты учета;

     международные нормативы аудита и сопутствующих  работ;

     международные положения аудита;

     международные нормативы бухгалтерского образования  и этики;

     общепринятые  аудиторские стандарты проверки финансовой отчетности (CAAS).

     Упомянутые  международные стандарты учета  публикуются с 1973 г. Комитетом международных  стандартов учета, который был создан бухгалтерскими органами ведущих западных стран для разработки и издания  международных стандартов учета, а  также для совершенствования  и гармонизации во всем мире бухгалтерских  инструкций, стандартов и процедур, относящихся к предоставлению финансовой отчетности.

     Международные нормативы аудита и сопутствующих  работ, а также Международные  положения аудита были изданы Международным  комитетом по аудиторской практике (International Auditing Prechies Committee - IAPC) Международной федерации бухгалтеров - МФБ (International Federation of Accountants - IFAC). Главная задача этого Комитета - разработка международных унифицированных стандартов учета, аудита и сопутствующих работ и стимуляция принятия указанных нормативов в аудиторской практике всех стран для обеспечения единообразия аудиторской деятельности во всем мире.

     Международные нормативы бухгалтерского образования  и этики разработаны Комитетом  по образованию Международной федерации  бухгалтеров и предназначены  для публикации и внедрения в  странах - членах МФБ.

     Общепринятые  аудиторские стандарты проверки финансовой отчетности (CAAS) были опубликованы Американским институтом дипломированных  общественных бухгалтеров (American Institute of Certifies Public Accountants - AICPA), задачей которого являются разработка и внедрение национальных аудиторских, аттестационных и других стандартов, регламентирующих аудиторскую деятельность в США. 

 

     Заключение

     В связи с тем, что аудиторский  риск никогда не может быть сведен к 
нулю, аудитору всегда следует ограничить свою область ответственности. 
Для этого, в первую очередь, необходимо оговаривать вопросы 
ответственности аудиторов и клиентов в договоре на оказание аудиторских 
услуг. Это позволяет четко разграничить ответственности сторон и 
оградить аудиторов от необоснованных судебных разбирательств. 
Аудитор несет как общегражданскую ответственность, так и непосредственно профессиональную. В соответствии с этим к нему могут быть применены два обвинения (или их сочетание): в нарушении условий договора и обвинение аудитора в небрежности, то есть в нарушениях гражданского законодательства.

     Исследование  на основе законодательной базы видов "ответственности 
аудитора лишний раз подтверждает тот факт, что одна из острейших проблем 
аудита на сегодняшний день - практические трудности в применении мер 
ответственности.

     Мировой опыт аудиторской деятельности свидетельствует, что решение стоящих перед аудиторами задач должно иметь полноценную правовую базу.

     Такой базой в нашей стране может  быть только Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», утвepждeнный Президентом Российской Федерации 30 декабря  2008 года.

     Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»  устанавливает следующую ответственность  за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите.

     Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и федеральным законом об аудиторской деятельности.

     Нормативные правовые требования закона должны подкрепляться  и развиваться профессиональными  и морально-этическими принципами, закрепленными в стандартах аудиторской  деятельности. Федеральным законом значительно повышаются требования к 
конфиденциальности.

     Лица, осуществляющие аудит, обязаны обеспечивать 
сохранность конфиденциальных сведений и документов, получаемых и (или) 
составляемых ими в ходе аудиторской деятельности. Они не вправе 
передавать эти документы или их копии каким бы то ни было третьим лицам 
либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без письменного 
согласия лица, подлежащего аудиту, вне зависимости от того, принесет ли 
передача документов или разглашение содержащихся в них сведений ущерб 
указанному лицу. Нарушитель этого требования подлежит ответственности в 
соответствии с законодательством, включая возмещение нанесенного его 
действиями ущерба.

     Здесь же впервые вводится понятие и  ответственность за дачу заведомо 
ложного аудиторского заключения, под которым понимается заключение, 
составленное без проведения аудиторской проверки или явно противоречащее содержанию документов, полученных аудитором в ходе аудиторской проверки.

     Дополнения  в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, 
предлагаемые в связи с принятием Федерального закона "Об аудиторской 
деятельности в Российской Федерации", конкретизирует меры уголовных и 
административных наказаний за допущенные аудитором нарушения. Такие 
наказания в сегодняшней юридической практике отсутствуют.

     Нововведения  направлены прежде всего на повышение качества аудита и ответственности лиц и организаций, его осуществляющих.

 

     Список  использованной литературы

Информация о работе Ответственность аудиторов и аудиторских организаций. Регулирование аудиторской деятельности