Оценка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:09, курсовая работа

Описание

Оценочная деятельность может вестись на основании соответствующей лицензии.
Целью данной курсовой работы изучение оценки стоимости предприятия на примере ООО Милана.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...
1 Глава Основы оценки стоимости малого бизнеса
1.1. Цели и задачи оценки стоимости малого бизнеса
1.2. Правовые основы оценки стоимости малого бизнеса……………16
1.3. Факторы, учитываемые при определении стоимости бизнеса
2 Глава Оценка стоимости на примере
3 Глава Рекомендации по увеличению стоимости предприятия
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Оценка стоимости бизнеса.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...

1 Глава Основы  оценки стоимости малого бизнеса 

1.1. Цели и  задачи оценки стоимости малого бизнеса

1.2. Правовые  основы оценки стоимости малого бизнеса……………16

1.3. Факторы,  учитываемые при определении  стоимости бизнеса

2 Глава Оценка  стоимости на примере 

3 Глава Рекомендации  по увеличению стоимости предприятия

Заключение

Библиографический список

 

Введение

Оценка стоимости  бизнеса – это процесс определения  рыночной стоимости его капитала. Возникновение таких процессов как приватизация, появление фондового рынка и развитие системы страхования.

В существующей экономике оценочная деятельность выступает важным и необходимым  дополнением к бухгалтерскому учёту. Бухгалтерский учёт выполняет свои задачи, но не может объективно учесть факторы вне организации, например изменение рыночной стоимости объектов недвижимости, основных средств, нематериальных активов. Независимая оценка позволяет восстановить объективно упущенные бухгалтерским учётом изменения и восстановить реальную стоимость объектов.

Кроме того, часто  возникают случаи, когда необходимо оценить стоимость имущества, ранее  не состоявшего на бухгалтерском  учёте или состоявшего на учёте  по «нулевой» стоимости. Во всех случаях  оценщики, определив стоимость, дадут возможность восстановить реальную стоимость объекта и отразить её в бухгалтерском учёте. Акт независимой оценки, подкреплённый приказом руководителя предприятия – объективное основание для внесения изменений в данные бухгалтерского учёта. Независимая оценка значительно повышает доверие инвесторов, кредиторов и других заинтересованных организаций к данным, предоставленным бухгалтерией, бизнес-планам, кредитным заявкам.

Кроме того, независимая оценка может помочь предпринимателю в  спорных ситуациях. Например, при оценке имущества кредитным отделом банка. Риск-менеджеры банка напрямую заинтересованы в занижении стоимости активов, поскольку занижение снижает риски банка. Независимая оценка позволяет избежать предвзятости и односторонности в оценке.

Оценочная деятельность может вестись на основании соответствующей лицензии. 

Целью данной курсовой работы изучение оценки стоимости предприятия  на примере ООО Милана.

 

1 Глава Основы оценки  стоимости малого бизнеса

1.1. Цели и  задачи оценки стоимости малого бизнеса

В оценочной деятельности часто используются как синонимы термины «бизнес» и «предприятие», однако каждое из этих понятий имеет особенности.

Бизнес — это предпринимательская деятельность, направленная на производство и реализацию товаров, работ, услуг, или другая разрешенная законом деятельность с целью получения прибыли. Этой деятельностью занимается хозяйствующий субъект (физическое или юридическое лицо), которому принадлежит предприятие.

Предприятие — производственно-экономический и имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие является объектом гражданских прав и рассматривается как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 Гражданского кодекса РФ).

При осуществлении  оценочной деятельности предприятие  рассматривается как единое целое, в состав которого входят все виды имущества и права на него. Предприятие  как имущественный комплекс включает все виды имущества, предназначенного для его деятельности: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и продукцию, нематериальные активы, в том числе гудвилл (в отечественной практике — деловая репутация), права на товарный знак, фирменное наименование и другие исключительные права.

Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать и завещать, т.е. бизнес (предприятие) может быть предметом сделки и является товаром, имеющим следующие особенности:

  1. вложения в этот товар осуществляются с целью отдачи в будущем, обеспечения определенным доходом собственника предприятия, т.е. являются инвестиционными;
  2. бизнес является системой, но его подсистемы и элементы могут продаваться отдельно, становясь основой формирования новой системы;
  3. потребность в этом товаре зависит от процессов, которые происходят как внутри самого товара, так и во внешней среде (финансовое состояние предприятия, экономическая и политическая стабильность в стране, социальные факторы и др.);
  4. состояние бизнеса тесно связано с состоянием экономики и общества, что влечет участие государства в регистрации, совершении сделок купли-продажи и оценке этого товара;
  5. финансово убыточное предприятие может положительно оцениваться рынком из-за имиджа конкретного наименования на рынке.

Цели оценки стоимости малого бизнеса

С развитием рыночной экономики в России появилась возможность вложить свои средства в бизнес, купить и продать его, т.е. бизнес стал товаром и объектом оценки. Оценка стоимости необходима при акционировании, реорганизации, развитии предприятий, использовании ипотечного кредитования, участии в деятельности фондового рынка. Как уже было сказано, независимая оценка является важным инструментом управления, повышение стоимости предприятия — один из показателей роста доходов его собственников и, соответственно, периодическое определение стоимости бизнеса можно использовать для оценки эффективности управления предприятием.

В западных странах, и в особенности в Соединенных  Штатах, интерес к оценке бизнеса  растет с начала 80-х годов XX в. Использование  данных о стоимости фирмы вышло за довольно узкие рамки переговоров о цене при переходе прав собственности. Оценка и прогнозирование стоимости фирмы используются не только при решении вопроса о возможной цене продажи предприятия (бизнеса), но и в качестве критерия выбора стратегии развития.

Результаты оценки оказывают влияние на многие стороны  деятельности предприятия, так же как  и финансовое состояние предприятия  во многом обусловливает цели и задачи оценки. К сожалению, на большинстве  отечественных предприятий руководители часто недооценивают необходимость определения реальной рыночной стоимости предприятия в целом и его отдельных активов.

Для определения  реального состояния дел на предприятии  оценщику необходимо выяснить:

  • какие цели ставит перед собой предприятие (выжить или развиваться);
  • пользуется ли спросом продукция предприятия, сильна ли конкуренция и каково прогнозное состояние спроса и уровня конкурентной борьбы в отрасли;
  • есть ли возможность повышать цену на продукцию;
  • каково финансовое состояние и т.д.

Основные цели оценки бизнеса:

  • решение вопроса о частичной или полной купле-продаже бизнеса, при выходе одного или нескольких участников из обществ и т.д.;
  • выход на фондовые рынки;
  • определение стоимости ценных бумаг предприятия в случае их купли-продажи на фондовом рынке и проведения различного рода операций с ними;
  • определение максимально приемлемых цен приобретения акций поглощаемых компаний;
  • реструктуризация предприятия (ликвидация, слияние, поглощение, выделение и т.д.);
  • оценка качества управления предприятием;
  • повышение эффективности управления предприятием;
  • внесение имущества в уставный капитал предприятия;
  • решение имущественных споров;
  • обоснование инвестиционных проектов развития предприятия;
  • управление финансами предприятия: оценка кредитоспособности, определение стоимости доли предприятия как залога при кредитовании;
  • страхование активов и деловых рисков;
  • антикризисное управление, осуществление процедуры банкротства;
  • оценка стоимости части имущества предприятия (в целях решения вопроса о купле-продаже части имущества для высвобождения неиспользуемых активов или расчетов с кредиторами в случае некредитоспособности, для получения кредита под залог части имущества, для страхования, передачи недвижимости в аренду, определения базы налога на имущество, оформления части недвижимости в качестве вклада в уставный капитал другого предприятия);
  • оценка стоимости фирменного знака или других средств индивидуализации предприятия и его продукции или услуг (при их перекупке, приобретении другой фирмой, при установлении нанесенного деловой репутации предприятия ущерба, при использовании в качестве вклада в уставный капитал и др.);
  • выкуп акций у акционеров;
  • обжалование судебного решения об изъятии собственности, когда возмещение от изъятия бизнеса необоснованно занижено;
  • определение величины арендной платы при сдаче бизнеса в аренду;
  • эмиссия акций обществом.

При купле-продаже  или реструктуризации предприятия  потребность в оценке возникает  во избежание споров о стоимости  имущества предприятия (основных и  оборотных средств) или бизнеса  в целом с учетом его доходности в краткосрочном периоде и долгосрочной перспективе.

Еще на стадии создания предприятия независимая оценка может быть полезна при внесении имущества в уставный капитал. Так  как деятельность оценщика регламентируется законодательством, отчет об оценке имеет юридическую силу и указанные в нем результаты определения стоимости могут быть использованы в суде при возникновении каких-либо имущественных споров, в частности относительно уставного капитала.

В процессе функционирования практически каждого предприятия необходима независимая оценка для управления финансами.

Особенно эффективно используется оценка при кредитовании: отчет об оценке является необходимым  документом для получения кредитов под залог имущества.

Оценка бизнеса  в целях антикризисного управления предприятием

В условиях нестабильности российской экономики, отражающейся на положении на рынке российских предприятий, оценка стоимости предприятия и  его активов приобретает особое значение.

В частности, необходимым  является применение оценки предприятия в антикризисном управлении, особенно при проведении процедур банкротства, при реструктуризации.

Антикризисное управление — это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям предприятия и соответствующий объективным тенденциям его развития.

В таком управлении сочетаются предвидение опасности  кризиса, анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий  кризиса и использование его  факторов для последующего развития.

Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:

  • кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
  • кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
  • к кризисам можно и необходимо готовиться;
  • кризисы можно смягчать;
  • управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
  • кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
  • управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Одной из основных целей в процессе антикризисного управления является оценка предприятия и получение информации о его стоимости. Увеличение рыночной стоимости предприятия означает, что предприятие находится на стадии роста, а ее снижение является главным индикатором неблагополучного положения дел.

Оценка бизнеса — одна из важных задач внешних (антикризисных) управляющих, назначаемых по решению суда для осуществления финансового оздоровления или ликвидации признанных судом банкротами предприятий. Можно выделить следующие цели оценки бизнеса, которые существенно взаимосвязаны с финансовым состоянием предприятия:

  • эмиссия новых акций;
  • подготовка к продаже обанкротившихся предприятий;
  • оценка в целях реструктуризации;
  • обоснование вариантов санации предприятий-банкротов.

Оценка бизнеса, проводимая при антикризисном управлении, выполняет ряд специфических функций. В частности, оценка позволяет определить соотношение между стоимостью имущества и размером задолженности по денежным обязательствам.

Знание этого  соотношения необходимо для принятия управленческих и судебных решений во всех процедурах арбитражного управления.

Правовой основой  оценки предприятий в процессе антикризисного управления является множество правовых положений, сформулированных в различных  законодательных и нормативных  документах. Основными документами в этой области являются федеральные законы «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», «О несостоятельности (банкротстве) », «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций », постановление Правительства РФ «Об утверждении стандартов оценки»*. Однако принятых к настоящему времени нормативных актов недостаточно для проведения качественной оценки собственности в Российской Федерации, поэтому в практике оценки предприятий, в том числе и в сфере антикризисного управления, широко используются зарубежные стандарты оценки.

Эффективное использование  информации о стоимости имущества  и бизнеса в целом на стадии осуществления процедуры банкротства  позволяет максимально удовлетворить  интересы собственников и кредиторов, а также может привести к выводу предприятия из кризиса. Привлечение оценщиков в данном случае регламентируется Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В ряде статей этого Закона формулируются различные положения, условия и ограничения, налагаемые на оценку собственности в ходе арбитражного процесса. Например, указываются возможные ограничения по распоряжению имуществом несостоятельного предприятия- должника, которые могут явиться существенным условием оценки, влияющим на стоимость имущества должника.

Информация о работе Оценка малого бизнеса