Модели и методы при принятии управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:03, курсовая работа

Описание

Реальные ситуации, которые складываются в современной общественно-политической и экономической жизни общества, можно охарактеризовать как достаточно сложные. Для выполнения управленческих функций необходимо эффективное принятие решений, поэтому процесс принятия решений – центральный пункт теории управления. Наука управления пытается повысить эффективность организаций путем увеличения способности руководства до принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности с помощью моделей и количественных методов.

Содержание

Введение
1.Типовые модели и методы при принятии управленческих решений.
1.1 Понятия об управленческих решениях
1.2 Моделирование. Типы моделей
1.3 Процесс построения моделей
1.4 Типовые модели, используемые в управлении
1.5 Процессы и методы принятия решений
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

МИВМ презент..docx

— 115.93 Кб (Скачать документ)

Методы принятия управленческих решений – это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Для принятия оптимальных решений применяются следующие методы: платежная матрица; дерево решений; методы прогнозирования [8;C.130]. 
 
Платежная матрица – один из методов статистической теории решений, оказывающий помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов. Особенно полезен в ситуации, когда руководитель должен установить, какая стратегий в наибольшей мере будет способствовать достижению целей. В самом общем виде матрица означает, что платеж зависит от определенных событий, которые фактически совершаются. Если событие или состояние природы не случается на деле, платеж неизменно будет другим (табл.2). 

 
Таблица 2 – Платежная матрица

 
                            Вероятность погоды

 
Туман (0,1)

 
Ясная погода (0,9)

 
                            Стратегия 1: Самолет 
 
                            Стратегия 2: Поезд

 
+ $ 2000 
 
+ $ 3000

 
+ $ 4500 
 
+ $ 3000


 
В целом платежная матрица полезна, когда имеется разумно ограниченное число альтернатив или вариантов  стратегии для выбора между ними; то, что может случиться, с полной определенностью не известно. Результаты принятого решения зависят от того, какая именно выбрана альтернатива, и какие события в действительности имеют место. Кроме того, руководитель должен иметь возможность объективно оценить вероятность релевантных  событий и рассчитать ожидаемое  значение такой вероятности. Вероятность  прямо влияет на определение ожидаемого значения – основного понятия  платежной матрицы. Ожидаемое значение альтернативы или варианта – это  сумма возможных значений, умноженных на соответствующие вероятности. Определив  ожидаемое значение каждой альтернативы и расположив результаты в виде матрицы, руководитель без труда может выбрать наиболее оптимальный вариант.

Дерево решений – схематичное представление проблемы принятия решений – используется для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов. «Дерево решений - это схематичное представление проблемы принятия решений». Как и платежная матрица, дерево решений дает руководителю возможность «учесть различные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соответствии с приписанной им вероятностью, а затем сравнить альтернативы». Концепция ожидаемого значения является неотъемлемой частью метода дерева решений. 
 
Метод дерева решений может применяться как в ситуациях, в которых применяется платежная матрица, так и в более сложных ситуациях, в которых результаты одного решения влияют на последующие решения. То есть дерево решений – удобный метод для принятия последовательных решений. На рис. 4 проиллюстрировано применение метода дерева решений для разрешения проблемы, требующей определенной последовательности решений.  
 
 
 
 
 
Рисунок 4 - Дерево решений 

Методы прогнозирования. Прогнозирование – метод, в котором используется как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Результат качественного прогнозирования может служить основой планирования. Существуют различные разновидности прогнозов: экономические прогнозы, прогнозы развития технологии, прогнозы развития конкуренции, прогнозы на основе опросов и исследований, социальное прогнозирование. Все типы прогнозов используют различные методы прогнозирования.  
 
Методы прогнозирования включают в себя: неформальные методы; количественные методы; качественные методы. 

 
Неформальные  методы включают в себя следующие виды информации: 
 
Вербальная информация – это наиболее часто используемая информация для анализа внешней среды. Сюда относят информацию из радио- и телепередач, от поставщиков, от потребителей, от конкурентов, на различных совещаниях и конференциях, от юристов, бухгалтеров и консультантов. Данная информация легкодоступна, затрагивает все основные факторы внешнего окружения, представляющие интерес для организации. Она изменчива и нередко неточна. 
 
Письменная информация – это информация из газет, журналов, информационных бюллетеней, годовых отчетов. Эта информация обладает теми же достоинствами и недостатками, что и вербальная информация. 
 
Промышленный шпионаж. 
 
Количественные методы прогнозирования используются, когда есть основания считать, что деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которая может продолжиться и в будущем, и когда достаточно информации для выявления таких тенденций. К количественным методам относятся: 
 
Анализ временных рядов. Он основан на допущении, согласно которому случившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение к оценке будущего. Проводится с помощью таблицы или графика. 
 
Причинно-следственное (казуальное) моделирование. Наиболее математически сложный количественный метод прогнозирования. Используется в ситуациях с более чем одной переменной. Казуальное моделирование – прогнозирование путем исследования статистической зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными. Из казуальных прогностических моделей самыми сложными являются эконометрические модели, разработанные с целью прогнозирования динамики экономики. 
 
Качественные методы прогнозирования подразумевает прогнозирование будущего экспертами. Существует четыре наиболее распространенных метода качественного прогнозирования:  
 
1. Мнение жюри – соединение и усреднение мнений экспертов в релевантных сферах.  Неформальная разновидность метода – «мозговой штурм». 

2. Совокупное мнение сбытовиков. Мнение дилеров или предприятий  сбыта очень ценно, так как  они имеют дело непосредственно  с конечными потребителями и  знают их потребности.  
 
3. Модель ожидания потребителя – прогноз, основанный на результатах опроса клиентов организации.  
 
4. Метод экспертных оценок. Представляет собой процедуру, позволяющую  группу экспертов приходить к согласию. По данному методу эксперты из различных областей заполняют опросник по данной проблеме. Затем им дают опросники, заполненные другими экспертами, и просят пересмотреть свое мнение либо аргументировать первоначальное. Процедура проходит 3-4 раза, пока в результате не будет выработано общее решение. Все опросники анонимны, как и анонимны сами эксперты, т.е. эксперты не знают, кто еще входит в группу.  
 
Рассмотрим следующие виды прогнозирования. Технологическое прогнозирование подразделяется на изыскательное (поисковое) инормативное.  
 
В основе изыскательного прогнозирования лежит ориентация на представляющиеся возможности, установление тенденций развития ситуации на основании имеющейся при разработке прогноза информации. Изыскательному прогнозированию соответствует перемещение в пространстве технологий от низкого уровня к более высокому, т.е. от средств и возможностей к потребностям и целям (например, прогнозирование в электронике, т.е. последовательное перемещение технологий из локальной сети во всемирную сеть).  
 
В нормативном прогнозировании характерным является подход к разработке прогноза, исходя из целей и задач, которые ставит перед собой организация в прогнозируемый период. К числу методов нормативного прогнозирования относится метод горизонтальных матриц решений, когда производится определение первоочередного выполнения поставленных целей.  
 
Матрицы используются для определения оптимального распределения ресурсов при заданных ограничениях (табл.2,3) [3; C.20]. 

 

 
Таблица 2 - Горизонтальная матрица  решений 
 
 
Одно измерение соответствует ресурсам, другое проблемам. Матрицы позволяют структурировать мышление и четко осмысливать конечное использование результатов деятельности.  
 
В инструментарий нормативного прогнозирования входят методы построения дерева целей. Каждой из рассматриваемых целей приписываются количественные весовые коэффициенты, а для каждого проекта оценивается вклад в достижение каждой из целей, если он ненулевой. Определяются цели, например, повышение качества продукции и распределение объемов производства. Степень вклада впоследствии умножается на весовой коэффициент. 

Таблица 3 – Модуль ожидаемой  ценности 
 
 
Очень важно при разработке прогноза отличать количественную и качественную информацию. Количественная  информация – если достаточно надежна, обладает тем преимуществом, что позволяет использовать точные математические методы и модели и определять тенденции развития ситуации с определенной точностью с возможными погрешностями и т.д.  
 
К сожалению, количественная информация не всегда бывает надежной. Но круг проблем, для которых можно применить математические методы и модели гораздо уже, чем ситуации требующие принятия решений.  
 
При разработке прогноза к числу ситуаций, имеющих качественную информацию, относятся данные в виде вербальных (словесных) описаний, когда оценка получена с помощью вербальных или вербально-числовых шкал, и имеется информация лишь о сравнительных оценках альтернативных вариантов и т.д. В связи с этим в последние годы получило развитие экспертное прогнозирование, ориентированное на работу не только с количественной информацией, но и с качественной информацией, получаемой непосредственно от экспертов.

Заключение 
 
Разработка, принятие и реализация решений являются концентрированным выражением самой сущности управления. 
 
Решение — это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента. 
 
Принятие решений в организациях (т.е. управленческих решений) имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, т.к. является не индивидуальным, а групповым процессом. 
 
На характер принимаемых решений огромное влияние оказывает степень полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер. В зависимости от этого решения могут приниматься в условиях определенности (детерминированные решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения). 
 
Комплексный характер проблем современного менеджмента требует и комплексного, всестороннего их анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов, что приводит к расширению форм принятия решений. 
 
Методыразработки управленческих решенийвключают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработкеуправленческих решений. В данной работе рассмотрены наиболее распространенные методы используемые при принятии управленческих решений. Суть каждого принимаемого руководством решения - выбор наилучшей из нескольких альтернатив по конкретным установленным заранее критериям. 
 
Основными характеристиками качества управленческих решений являются: обоснованность, своевременность, непротиворечивость, адаптивность, реальность. 

 

 




Таким образом, разработка управленческого  решения – один из наиболее важных управленческих процессов, от его эффективности  в значительной степени зависит  успех всей организации.  
 
Список используемой литературы 
 
1.  Голубков, Е.П. Технология принятия управленческих решений: учебник / Е.П.Голубков. – М. : Дело и сервис, 2005. – 150 с. 
 
2.  Грищенко, О.В. Управленческий учет. Конспект лекций / О.В.Грищенко. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007. – 55 с. 
 
3.  Злобина, Н.В. Управленческие решения: учебное пособие / Н.В.Злобина. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 80 с.  
 
4.  Игнатьева, А.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов / А.В.Игнатьева, М.М.Максимцов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 157 с.  
 
5.  Кулагин, О.А. Принятие решений в организациях / О.А.Кулагин. - Санкт-Петербург: Издательский дом «Сентябрь», 2001. - 139 с. 
 
6.  Лигинчук Г.Г. Основы менеджмента: Учебный курс. Часть 1 / Г.Г.Лигинчук. - М.: МИЭМП, 2009. - 74 с. 
 
7.   Лукичeвa, Л.И. Классификация методов разработки и принятия управленческих решений / Л.И.Лукичёва; под ред. Ю.П.Анискина. - М.: Омега-Л, 2006. — 360 с. 
 
8   Мескон, М. Основы менеджмента / М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. - М.: Олма-Пресс, 2007. - 704 с. 
 
9.  Орлов, А.И. Теория принятия решений. Учебное пособие / А.И.Орлов. - М.: Издательство «Март», 2004. - 656 с. 
 
10.   Пузанков, Д.В. Поддержка принятия решений. Методы принятия управленческих решений / Д.В.Пузанков, В.Н.Ушаков. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003. – 164 с. 
 
11.   Ременников, В.Б. Управленческие решения Учебный курс / В.Б.Ременников. - М.: МИЭМП, 2004. - 132 с.


Информация о работе Модели и методы при принятии управленческих решений