Экспертные системы в логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:21, контрольная работа

Описание

Экспертная система - компьютерная система, использующая знания одного или нескольких экспертов, представленные в некотором формальном виде, а также логику принятия решения человеком-экспертом в трудно- или неформализуемых задачах.
Экспертные системы способны в сложной ситуации (при недостатке времени, информации или опыта) дать квалифицированную консультацию (совет, подсказку), помогающую специалисту или менеджеру принять обоснованное решение. Основная идея этих систем состоит в использовании знаний и опыта специалистов высокой квалификации в данной предметной области специалистами менее высокой квалификации в той же предметной области при решении возникающих перед ними проблем. Преимущества экспертных систем перед человеком-экспертом: - у них нет предубеждений и они устойчивы к различным помехам; - они не делают поспешных выводов; - эти системы выдают не первое нашедшееся, а оптимальное (по определенным критериям) решение; - база знаний может быть очень и очень большой. Введенные в машину один раз, знания сохраняются навсегда. Человек же имеет ограниченную базу знаний, и если данные долгое время не используются, то они забываются и навсегда теряются.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Понятие экспертных систем в логистике…………………………………4
2. Сравнительная характеристика классического и системного подходов к формированию систем………………………………………………………...….8
3. Пример классического и системного подходов к организации
материального потока…………………………………………………….10
4. Этапы анализа логистической системы…………………………………….14
Заключение………………………………………………………………..……..17
Список используемой литературы……………………………………..………18

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)

     ♦  подсистема, обеспечивающая прохождение  материального потока на складах  предприятия оптовой торговли;

     ♦  подсистема, обеспечивающая его обработку  на транспорте;

     ♦  подсистема, обеспечивающая его обработку  в магазинах.

     Эти подсистемы соединены между собой  в значительной степени механически. Несмотря на это, в целом они образуют работоспособную систему, обеспечивающую прохождение совокупного материального  потока по всей цепи:

      предприятие оптовой торговли         транспорт        магазины.

     Вариант 2 (централизованная доставка) характеризуется  следующими признаками:

     ♦  участники логистического процесса создают единый орган, цель которого — оптимизация именно совокупного  материального потока. Например, в  потребительском союзе для организации централизованной доставки создается рабочая группа, в состав которой входят директора автотранспортных, оптовых и розничных предприятий. Организационное руководство рабочей группой возлагается на заместителя председателя правления потребсоюза;

     ♦  исторически сложившиеся технологические  процессы на предприятиях — участниках логистического процесса корректируются в соответствии с требованиями оптимальной  организации именно совокупного  материального потока;

     ♦  разрабатываются схемы завоза товаров в магазины, определяются рациональные размеры партий поставок и

     частота завоза;

     ♦   разрабатываются оптимальные маршруты и графики завоза товаров в  магазины;

     ♦ создается парк специализированных автомобилей, а также выполняется  ряд других мероприятий, позволяющих оптимизировать совокупный материальный поток.

     Анализ  характерных признаков второго  варианта организации материального  потока показывает, что для централизованной доставки товаров участники логистического процесса задаются общей целью формирования логистической системы, обеспечивающей рациональную организацию совокупного материального потока. Изучаются требования, которым он должен удовлетворять. Формируются варианты его организации, из которых по специальным критериям отбирается лучший. Таким образом, второй вариант является примером системного подхода к формированию логистической системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока по цепи:

      предприятие оптовой торговли     транспорт    магазины.

     Не  останавливаясь на доказательстве, отметим, что второй вариант организации материального потока, т. е. системный подход к товароснабжению розничной торговой сети, позволяет: 110

     ♦  повысить степень использования  материально-технической базы, в  том числе транспорта, складских  и торговых площадей;

     ♦  оптимизировать товарные запасы у всех участников логистического процесса;

     ♦  повысить качество и уровень логистического сервиса;

     ♦  оптимизировать размеры партий товаров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Этапы анализа  логистической системы 

Этапы анализа логистической системы:

1. Анализ логистической  проблемы.

2. Определение  логистической системы.

3. Анализ структуры  логистической системы.

4. Формулирование  глобальной цели и критерия  оценки эффективности функционирования  логистической системы.

5. Декомпозиция цели, выявление потребностей в ресурсах и процессах.

6. Выявление  ресурсов и процессов, композиция  целей.

7. Прогноз и  анализ будущих условий.

8. Оценка целей  и средств.

9. Отбор вариантов.

10. Анализ существующей  логистической системы.

11. Построение комплексной программы развития.

12. Проектирование  организации для достижения целей. 

Этапы  научные  инструменты системного анализа: 

I. Анализ логистической проблемы 

  • Обнаружение логистической проблемы.
  • Точное формулирование логистической проблемы.
  • Анализ логической структуры проблемы.
  • Анализ развития проблемы (в прошлом и будущем).
  • Определение внешних связей проблемы (с другими проблемами).
  • Выявление возможности принципиальной разрешимости проблемы. 

Методы: сценариев, диагностический, деревьев целей, экономического анализа.

II. Определение логистической системы 

  • Спецификация задачи исследования.
  • Определение позиции наблюдателя (эксперта).
  • Определение объекта.
  • Выделение элементов (определение границ разбиения логистической системы).
  • Определение элементов системы.
  • Определение среды. 

Методы: матричные, кибернетические модели. 

III. Анализ структуры логистической системы  

  • Определение уровней иерархии.
  • Определение аспектов.
  • Определение процессов функций.
  • Определение и спецификация процессов управления и каналов информации.
  • Спецификация элементов.
  • Спецификация процессов, функций текущей деятельности (рутинных) и развития (целевых). 

Методы: диагностические, матричные, сетевые, морфологические, кибернетические модели.

IV. Формулирование общей цели и критерия логистической системы 

  • Определение целей и требований надсистемы.
  • Определение целей и ограничений среды.
  • Формулирование общей цели.
  • Определение критерия.
  • Декомпозиция целей и критериев по подсистемам.
  • Композиция общего критерия из критериев подсистем. 

Методы: экспертных оценок ("Дельфи"), деревьев целей, экономического анализа, морфологический, кибернетические модели, нормативные  операционные модели (оптимизационные, имитационные, игровые).

V. Декомпозиция цели, выявление потребностей в ресурсах и процессах 

  • Формулирование целей верхнего ранга.
  • Формулирование целей текущих процессов.
  • Формулирование целей эффективности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Главным достоинством экспертных систем является возможность накопления знаний и  сохранение их длительное время. В отличии от человека к любой информации экспертные системы подходят объективно, что улучшает качество проводимой экспертизы. При решении задач, требующих обработки большого объема знаний, возможность возникновения ошибки при переборе очень мала. При создании ЭС возникает ряд затруднений.

Это прежде всего связано с тем, что заказчик не всегда может точно сформулировать свои требования к разрабатываемой  системе. Также возможно возникникновение трудностей чисто психологического порядка: при создании базы знаний системы эксперт может препятствовать передаче своих знаний, опасаясь, что впоследствии его заменят “машиной”. Но эти страхи не обоснованы, т. к. ЭС не способны обучаться, они не обладают здравым смыслом, интуицией.

Но в  настоящее время ведутся разработки экспертных систем, реализующих идею самообучения. Также ЭС неприменимы в больших предметных областях и в тех областях, где отсутствуют эксперты. Необходимо правильно понимать реальные возможности их использования. Безусловно, далеко не все существующие проблемы могут быть решены с помощью экспертных оценок. Хотя корректное использование экспертных технологий во многих случаях остается единственным реальным способом подготовки и принятия обоснованных управленческих решений». 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

  1. Логистика: Учебник под. ред.  Аникина Б.А. – М.: ИНФРА-М, 2004.

  2. Промышленная логистика: конспект  лекций. – СПб.: Политехника, 1994.

  3. Бусыгин  А.В. Предпринимательство: Учеб. - 2-е изд., испр. - М.: Дело, 2000. - 640 с.

  4. Валдайцев СВ. Оценка бизнеса - М.,2002.

  5. Курс  предпринимательства. Учебник под  ред. Горфинкеля В.Я.; Швандара  В. В., - М: Финансы, 1997.

  6. Пивоваров  В.Ш. Как преуспеть в бизнесе. - М., 1993.

  7. Основы  предпринимательской деятельности, п/р Власовой В.М. - М: «Финансы и статистика», 1995.

  8. Основы  предпринимательского дела, п/р Осипова  Ю.М. - М.: Бек, 1996.

  9. Портфель  конкуренции и управления финансами  (книга конкурента). -М.: Соминтэк, 1996.

  10. Рыночная  экономика, т.2, ч.1, гл. 1,2,3. - М.: Соминтэк, 1992.

  11. Савицкая  Е.В., Евсеев О.В. Экономический  словарь — гипертекст для юных  бизнесменов. - М.: Финансы и статистика, 1994.

  12. Теоретические  основы и пути формирования  рыночной инфраструктуры. М., 1994. 
 

Информация о работе Экспертные системы в логистике