Инвестиции в мебельный бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:42, реферат

Описание

Российский рынок мебели относится к числу активно растущих, как и ряд других рынков товаров «предварительного выбора и длительного потребления» (т.е. тех, которые потребитель в процессе выбора сравнивает по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления). По оценкам участников этой отрасли, в 2004 г. ее оборот может достигнуть 4 млрд. долл. Причем к 2010 г. этот показатель способен утроиться.

Работа состоит из  1 файл

biznes-plan-mebelnogo-magazina.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)

Инвестиции  в мебельный бизнес 
 

Российский  рынок мебели относится  к числу активно  растущих, как и  ряд других рынков товаров «предварительного  выбора и длительного  потребления» (т.е. тех, которые потребитель  в процессе выбора сравнивает по показателям  пригодности, качества, цены и внешнего оформления). По оценкам участников этой отрасли, в 2004 г. ее оборот может достигнуть 4 млрд. долл. Причем к 2010 г. этот показатель способен утроиться. Отечественный мебельный бизнес уже сейчас насчитывает более 3,5 тыс. компаний и продолжает привлекать широкую аудиторию инвесторов, обеспечивая доходность инвестиций не ниже 40% годовых в валюте. Главное для начинающего «мебельщика» — правильно выбрать рыночную нишу. 
 
 

Основные  игроки на рынке  

По данным Центра по развитию мебельной промышленности, основной объем мебельного рынка составляет бытовая мебель, доля которой — 75% от суммарных продаж. Оставшаяся часть приходится на офисную и специальную мебель, причем ее доля постоянно растет. Впрочем, до 40% продаваемой в нашей стране мебели произведено за рубежом. Дорогостоящая продукция для дома и офиса, востребованная в крупных городах РФ (здесь достаточно велика часть населения с доходами свыше 300 долл. на одного члена семьи), поставляется в основном из Германии, Италии, Испании и Польши. Более дешевую продукцию предлагают белорусские производители. Если говорить об экспорте, то из России вывозится не свыше 15% мебели. Причем зарубежные потребители заинтересованы прежде всего в получении деревянных комплектующих, а не готовых изделий. Среди последних преобладает деревянная офисная мебель и мебель для сидения. Кроме стран СНГ, российские мебельщики вывозят свою продукцию в Германию, Швецию, Францию, Бельгию и Словению. Лидеры экспорта — компании из Ленинградской и Новгородской областей.  

Наиболее перспективным  регионом для развития мебельного бизнеса  сейчас выступает Москва, по продажам занимающая 25% российского мебельного рынка. Если прибавить сюда еще и  Подмосковье, то долю московского региона  можно оценить в 40% отечественного рынка мебели.  

Российский мебельный  рынок нередко оценивают как  «слабоструктурированный». Это утверждение  верно только для больших компаний с широким ассортиментом мебели. Сюда относятся 10–12 крупных фирм, сумевших создать собственное производство или модернизировать оставшиеся с советских времен заводы. Эти компании имеют собственные сбытовые сети, проводящие политику горизонтальной (скупка профильных предприятий) и вертикальной (ориентация на самостоятельное изготовление древесных плит, фурнитуры, для чего приобретаются или создаются деревообрабатывающие фирмы и леспромхозы, литейные производства) интеграции. Такие фирмы сейчас занимают до 20% рынка.  

Примерно 30% рынка  приходится на мебельные фабрики, созданные  в советский период, но не сумевшие обновить свой производственный парк, сформировать успешную маркетинговую стратегию. Подобные фирмы выпускают в значительном количестве мебель, относящуюся к низшему и среднему ценовым сегментам, но их производство нередко находится на грани рентабельности. Такие компании довольно часто выставляются на продажу. Практически все они находятся в регионах и ориентируются в своей сбытовой политике на небольшие населенные пункты. Средняя стоимость подобного предприятия — 700 тыс. долл. Основную ее часть формирует цена объектов недвижимости и других материальных активов. Как правило, срок окупаемости вложений составляет 3,5–4 года.  

Колхозные рынки и Интернет  

Нередко региональные мебельные фабрики в своей  сбытовой политике ориентируются на небольшие населенные пункты — уровня райцентра и ниже (численность населения — от 20 тыс. человек). Как правило, на местные рынки (речь идет о центрах торговли, ранее называвшихся колхозными рынками) ежедневно выезжает машина, загруженная продукцией компании. Цены на мебель устанавливаются невысокие, осуществляется бесплатная доставка продукции, что позволяет продавать до трети привезенного товара ежедневно. Кроме того, покупатели могут просмотреть каталог и заказать понравившееся изделие, которое будет доставлено им домой уже на следующий день.  

Другая стратегия  сбыта, используемая региональными  мебельными фабриками, — создание Интернет-магазинов  и поставка своей продукции в  крупные города России. Например, одна из нижегородских компаний, специализирующаяся на производстве кухонной мебели, продает ее через свое электронное представительство, предлагая доставку и сборку изделий в такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Самара, Саратов, Ульяновск, другие областные центры Поволжья. При этом цены на изделия оказываются в 2–4 раза ниже магазинных. Ведь продукция приобретается непосредственно у производителя, без розничной наценки, которая обычно составляет 20–24%. Мебель доставляется потребителям один раз в неделю. При этом используются автомобили «Газель». Затраты на сбыт в описанных выше случаях фактически равны стоимости бензина.  

Нюансы  малого и среднего мебельного бизнеса  

Примерно 50% отечественной  мебели выпускается малыми и средними компаниями. Здесь имеют место  самые разнообразные стратегии  развития, но акцент делается на специализацию: фирмы стараются закрепиться в какой-то узкой рыночной нише. Так, существует широкий круг компаний, производящих мебель для торговых организаций. Это может быть мебель для аптек, книжных магазинов, ювелирных салонов, супермаркетов и т.д. Чаще всего предприятие способно производить продукцию для торговых компаний любого профиля, но специализируется только на одном их виде. Это обусловлено большей эффективностью концентрированного маркетинга. Интересное направление — так называемая рекламная мебель, используемая для оформления мест продаж (позволяет обратить внимание покупателей на конкретный вид продукции), проведения презентаций и пр.  

Вообще, число  возможных специализаций у производителей мебели не ограничено. Скорее всего, в  ближайшие годы тенденция к специализации продолжит свое развитие. Уже сейчас на рынке есть фирмы, занимающиеся изготовлением стеклянной мебели, изделий из конкретных материалов (например, мореного дуба, пластика), узкофункциональных изделий (компьютерных столов, офисных перегородок, барных стоек) и т.д.  

В регионах в  последнее время создаются компании, специализирующиеся на восстановлении мебели. Дело в том, что значительная часть изделий, находящихся в  настоящий момент в эксплуатации, была произведена в 70–80 гг. прошлого столетия и сейчас достигла значительного материального и морального износа. Новую мебель могут позволить себе далеко не все потребители — они охотно реставрируют старую. Впрочем, это направление актуально для субъектов РФ, характеризующихся низким уровнем жизни. Для экономически развитых регионов оно сужается до крайне узкого сегмента реставрации антикварной мебели.  

Специализация на комплексе услуг  

Малые мебельные  компании более эффективно, чем крупные  производители, учитывают пожелания  клиента. Так, сейчас все больше фирм стремятся оказывать комплекс услуг по оформлению помещения: от составления проекта до его полного осуществления. Дело в том, что при закупке мебели, скажем, в гостиницу заказчик предпочитает работать не с 10–15 специализированными компаниями, а с одной, способной быстро и качественно решить проблемы с интерьером. При этом производитель, оказывающий услугу, далеко не всегда самостоятельно выполняет все составные части заказа. Он взаимодействует с широким кругом предприятий более узкого профиля, имеет постоянный круг партнеров и т.д. Причем спрос на комплексы услуг такого рода сейчас существует со стороны не только корпоративных, но и частных клиентов.  

Значительная  часть отечественной мягкой мебели изготавливается небольшими предприятиями, которые также стремятся предоставить клиентам спектр дополнительных услуг.  

Это не только доставка и сборка, но и профессиональный дизайн (подбор цвета, формы, материала), предложение нестандартной продукции (например, высоких шкафов для загородных домов, мебели для пент-хаусов и пр.). Другой пример ниши, где малые компании практически не имеют конкурентов — рынок плетеной мебели. Такие изделия либо заво-зятся в Россию из-за рубежа (высокий ценовой сегмент), либо их производят небольшие мебельные предприятия.  

Один из наиболее перспективных сегментов мебельного рынка — производство встроенной мебели. В этой сфере ведущую роль также играют малые и средние  компании, максимально ориентированные  на удовлетворение запросов любого клиента. Например, при выпуске шкафов-купе каждая система создается под определенный заказ с учетом архитектурных особенностей конкретного помещения. Производитель стремится удовлетворить уникальные потребности каждого покупателя. По данным маркетинговых исследований, за 7 лет спрос на шкафы-купе в России увеличился в 9 раз. Этот вид мебели приобрели свыше 60% московских семей, относящихся к среднему классу. Конечно, рост евро несколько увеличил себестоимость встраиваемой мебели: большая часть подвижных частей закупается в Европе. Но к снижению спроса это не привело. Кроме того, данная часть мебельного рынка далека от насыщения, а в некоторых регионах практически не развита, так что производители имеют возможность увеличивать цену своей продукции (сохраняя маржу) без потерь для сбыта.  

Выбор специализации  

Как правильно  выбрать специализацию? Число общедоступных  маркетинговых исследований, пригодных  для тех, кто решил начать свой мебельный бизнес, очень невелико. При выборе направления специализации  инвестору можно порекомендовать  ориентироваться на динамику смежных сфер экономики. Речь идет не только о таких очевидных индикаторах, как динамика рынка недвижимости, бытовой техники (в т.ч. встроенной), импортных легковых автомобилей, но и о состоянии рекламного рынка (мебель как POS-материал)1, рынка антиквариата (восстановление старинной мебели) и т.д. По сути, если какой-то рынок демонстрирует тенденцию к росту, сохраняющуюся хотя бы два года, то спрос на мебель со стороны действующих на нем компаний будет увеличиваться. Закономерность, подтвержденная многими собственниками фирм, работающих в локальных сегментах мебельного бизнеса. Скорее всего это объясняется тем, что за два года растущие рынки насыщаются в достаточной мере, и их участники пытаются активизировать дополнительные факторы конкурентоспособности. В том числе и за счет закупки качественной специальной и офисной мебели.  

Эффективно выбрать  специализацию может помочь мониторинг готовящихся к принятию законодательных  актов (как местных, так и федеральных), которые способны стимулировать рост какого-то сегмента рынка. Типичный пример — рост спроса на аптечную мебель, произошедший после увеличения требований к минимальной площади аптечных пунктов. В этих условиях многие предприниматели начали расширять свой бизнес, что потребовало дополнительной закупки шкафов, стеллажей и прочих предметов интерьера.  

Немалую роль на мебельном рынке играет и демографический  фактор: если производство детской  мебели активно развивается, то предложение  специфической продукции для  подростков и молодежи сейчас практически отсутствует.  

Как начать дело?  

Итак, допустим, что инвестор уже определился  с концепцией и специализацией своей  будущей мебельной компании. Далее  ему придется учесть ряд значимых моментов, без которых новый бизнес просто не сможет эффективно работать.  

Прежде всего  нужны значительные производственные и складские площади. Так, для  организации производства встроенной мебели понадобится цех (минимальная  площадь — 200 кв. м при средней  ставке аренды на помещения такого типа в Москве 80 долл. за 1 кв. м в год), склад (не менее 250 кв. м, ставка аренды — 70 долл. за 1 кв. м в год), офис (его площадь зависит от амбиций предпринимателя, но для нормальной работы небольшой компании нужно хотя бы 100 кв. м, ставка аренды — 80 долл. за 1 кв. м в год). При построении собственной сбытовой сети (салоны, магазины) производителю встроенной мебели потребуются торговые помещения площадью от 30 кв. м.  

Арендная ставка на них колеблется в пределах 400–1200 долл. в год за 1 кв. м. Таким образом, минимальные затраты на аренду различных помещений для начинающего производителя шкафов-купе составляют свыше 45 тыс. долл. за год. Если базовый акцент при сбыте продукции делается на собственную сеть магазинов, цифру затрат можно умножить на три. Изготовление корпусной мебели требует больших площадей (не менее 700 кв. м). В этом случае только производственное помещение будет «съедать» около 60 тыс. долл. в год.  

Организация мебельного бизнеса потребует значительных затрат на приобретение оборудования. Самые успешные предприятия нередко работают в три смены. Чтобы оборудование выдержало такую нагрузку, оно должно быть качественным и надежным, т.е. импортным. Как правило, его можно приобрести прямо в Москве: на складе у поставщиков широкий ассортимент стандартных станков. Сложные производственные линии зачастую доставляют индивидуально, под заказ, что приводит к увеличению сроков поставки.  

Исходя из данных, приведенных в табл. 1 и табл. 2, можно сказать, что затраты на закупку оборудования для выпуска  корпусной мебели составят не менее 136 тыс. долл., для изготовления встроенной — 28 тыс. К этой сумме можно добавить расходы на приобретение автотранспорта (примерно 14 тыс. долл.), оргтехники и т.д.  

Информация о работе Инвестиции в мебельный бизнес