Естестенные монополии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:03, курсовая работа

Описание

Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, т. к. законодательная база в ней еще очень слабо развита, и для создания нормального и функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий. Регулированию этих субъектов уделяется большое внимание в разных странах и в России в частности. Первый закон о регулировании естественных монополий был принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации. Естественные монополии существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания.В большинстве стран эти отрасли либо являются регули

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Глава: естественные монополии и их функционирование в сфере государственного контроля……………………………………………… 5
1.1. Понятие и нормативно-правовая основа……………………………..5
1.2. Государственное регулирование и контроль в сферах естественных монополий…………………………………………………………………..9
1.3. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях………………………………………………..14
2. Глава: государственное регулирование естественных монополий.. 17
2.1. История и перспективы развития системы регулирования……….17 2.2. Регулирование естественных монополий……………………….22
2.3. Регулирование ценовой политики естественных монополий……..28
Заключение……………………………………………………………… 33
Список литературы……………………………………………………… 34

Работа состоит из  1 файл

курс 2.docx

— 37.98 Кб (Скачать документ)

Содержание. 

Введение…………………………………………………………………….3 

1. Глава: естественные  монополии и их функционирование  в сфере государственного контроля……………………………………………… 5 

1.1. Понятие и нормативно-правовая  основа……………………………..5 

1.2. Государственное  регулирование и контроль в  сферах естественных монополий…………………………………………………………………..9 

1.3. Юридическая ответственность  за нарушение законодательства  о естественных монополиях………………………………………………..14 

2. Глава: государственное  регулирование естественных монополий.. 17 

2.1. История и перспективы  развития системы регулирования……….17 2.2. Регулирование естественных монополий……………………….22 

2.3. Регулирование  ценовой политики естественных  монополий……..28 

Заключение………………………………………………………………  33 

Список литературы……………………………………………………… 34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Тема регулирования  естественных монополий особенно актуальна  в России, т. к. законодательная база в ней еще очень слабо развита, и для создания нормального и  функционирования товарного рынка  необходимо учесть фактор естественных монополий. Регулированию этих субъектов  уделяется большое внимание в  разных странах и в России в  частности. Первый закон о регулировании  естественных монополий был принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в  Российской Федерации. Естественные монополии  существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания.В большинстве  стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в  государственной собственности  и управляются государством с  целью помешать им, воспользоваться  монопольной властью. 

Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе  в зависимотсти от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных  полезных ископаемых и иных природных  богатств), от спроса на товары и иных причин. Поэтому постоянное иследование  и реформирование естественных монополий  является необходимым. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких  как: завышение тарифов, нарушение  прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с  точки зрения государственных интересов  естественные монополии рассматриваются  как важнейший бюджетообразующий  и структурообразующий фактор развития экономики. 

 От того насколько  прогрессивно будет развиваться  законодательная база страны, зависит  дальнейшее развитие экономики  России и уровень ее благосостояния. 

Цель работы: исследовать  эту тему и изучить само понятие  естественных монополий. 

Задачи работы: рассмотреть  проблемы регулирования естественных монополий и реформирования самой  законадательной базы, а также  рассмотреть к каким последствиям может привести халатное отношение  к контролю за деятельностью данных субъектов.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Глава: естественные  монополии и их функционирование  в сфере государственного контроля. 

1.1. Понятие и нормативно-правовая  основа.  

Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических  особенностей производства (в связи  с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими  товарами, в связи, с чем спрос  на данном товарном рынке на них, в  меньшей степени зависит от изменения  цены , чем спрос на другие виды товаров. 

Естественной монополией обладают собственники и другие хозяйствующие  субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые  элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки, пригодные для возделывания и  выращивания чая, виноградников). Сюда относятся также целые отрасли  инфраструктуры: железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п. Естественные монополии возникают  там, где невозможно или экономически нецелесообразно строить аналогичные  предприятия, скажем, космодром, железную дорогу или газопровод, параллельно  уже действующим. 

Естественная монополия  существуют, когда эффект ее масштаба настолько велик, что одна фирма  может снабжать весь рынок, имея более  низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих  фирм. Такие условия характерны, например, для предприятий общественного  пользования. В этих случаях эффект масштаба в производстве и распределении  продукта настолько велик, что для  получения низких издержек на единицу  продукции и низкой цены необходима крупномасштабная деятельность. Если бы рынок был поделен между  многими производителями, то эффект масштаба производства не был бы достигнут, издержки на единицу продукции были бы высоки и потребовались бы высокие  цены, чтобы покрыть эти издержки.  

Наряду с отмеченными  положительными качествами у естественных монополий есть и крайне опасная  оборотная сторона - возможность  господствовать в соответствующих  рыночных отношениях, устанавливать  свою безраздельную диктатуру рыночной власти. Ограничение произвола естественных монополий достигается в основном двумя путями: установлением в  сферах естественных монополий  государственной  собственности и государственным  регулированием.  

Исходное понятие  естественной монополии расплывчато  и не дает ясного представления. Поэтому  эта формула дополнена еще  тремя существенными компонентами. 

Первый относится  к материальным предпосылкам рыночных отношений – производственному  процессу. Именно этот процесс обеспечивает более или менее эффективное  удовлетворение спроса в условиях отсутствия конкуренции. 

Второй существенный компонент, уточняющий понятие естественных монополий, обращен к естественно-монопольному товару. Товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими  товарами, то есть потенциальный покупатель в состоянии приобрести для своих  нужд только данный, а никакой другой товар, и купить его он может только у одного конкретного продавца -  естественного монополиста. 

Третий по счету  компонент - главный по значимости с  точки зрения правового регулирования. Он касается одного из основных элементов  рыночной экономики – цены: спрос  на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий,в меньшей степени зависит  от изменения цены на этот товар, чем  спрос на другие виды товаров. Спрос, не зависящий или зависящий в  минимальной степени от цены, ее изменения, принято называть неэластичным.   

Лишь все составляющие понятия, взятые вместе дают более или  менее полное представление о  естественных монополиях. Если исходить только из приведенного определения, то к сфере естественных монополий можно отнести деятельность очень многих предпринимателей. Взять для примера самый распространенный товар - хлеб. Формально к естественной монополии можно отнести чуть ли не всех его производителей и продавцов. Чем больший объем хлебной продукции выпекает один хозяйствующий субъект, тем ниже издержки на ее производство; для массы людей хлеб никакой другой продукцией незаменим; спрос на него прямо не зависит от цены, хочешь – не хочешь, а приходиться покупать по предложенной продавцом цене. Поэтому государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или отдельные виды хозяйственной деятельности отнести к естественным монополиям. История российского законодательства о естественных монополиях насчитывает всего несколько лет, но и за это короткое время сферы естественных монополий уже кардинально изменились и продолжают уточнятся в настоящее время. 

Правовое понимание  естественных монополий предполагает обязательное выявление особенностей субъектного состава участников соответствующих общественных отношений. Одну сторону участников этих отношений  представляет субъект естественных монополий, – хозяйствующий субъект, занятый производством и реализацией  товаров в условиях естественной монополии. В качестве хозяйствующих  субъектов могут быть только юридические  лица. Граждане – индивидуальные предприниматели  таким правом не располагают. Юридические  лица в статусе хозяйствующих  субъектов делятся на коммерческие и некоммерческие организации.  

Вторая сторона  участников общественных отношений  в сфере естественных монополий  – потребитель. Им может быть как  юридическое лицо, так и физическое лицо, приобретающее товар, производимый и реализуемый субъектом естественной монополии. 

Таким образом, в  сферах естественных монополий прямо  функционируют два лица: субъекты естественных монополий и потребители. Назначение государственно-прававого  регулирования – соблюсти, а при  необходимости уравновесить баланс их интересов. Законодательство должно обеспечить, с одной стороны, реальную доступность реализуемых субъектами естественных монополий товаров  для потребителей, а с другой –  эффективное, безубыточное, прибыльное функционирование самих субъектов  естественных монополий. Кроме субъектов  естественных монополий и потребителей, в общественных отношениях участвуют  федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления. Особенно важную роль среди них играют специальные органы регулирования  и контроля естественных монополий. 

1.2. Государственное  регулирование и контроль в  сферах естественных монополий. 

Для регулирования  контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные  органы исполнительной власти  по регулированию  естественных монополий.  

Эти органы образуются во всех узаконенных сферах деятельности естественных монополий. Один федеральный  орган исполнительной власти может  регулировать сразу несколько сфер деятельности естественных монополий. Для осуществления своих полномочий они вправе создавать свои территориальные  органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. Территориальные  органы создаются с разрешения Правительства  РФ и образуют вместе с соответствующим  федеральным органом единую систему  регулирования в соответствующей  сфере естественной монополии. 

Задачи органов, регулирующих деятельность субъектов естественных монополий, существенно отличаются от задач антимонопольных органов  при применении Закона о конкуренции. Важнейшая задача антимонопольных  органов поощрять и развивать  конкуренцию как основу цивилизованной рыночной экономики. 

Для сферы действия естественных монополий конкуренция  неэффективна либо невозможна в силу технологических и других причин. При неэластичности спроса на товары и услуги субъектов естественной монополии, неэффективности конкуренции  в этой сфере у субъекта естественной монополии появляется возможность  диктовать цены потребителю, устанавливать  невыгодные условия договора. Отсюда вытекает необходимость иного регулирования  их деятельности. Поэтому в 1995 г. был  принят Закон о естественных монополиях, предусматривающий прямое вмешательство  органов исполнительной власти в  деятельность хозяйствующих субъектов  в этой сфере, жесткое регулирование  цен, контроль над заключаемыми ими  крупными сделками и капиталовложениями, влияющими на ценообразование. 

Органы по регулированию  деятельности субъектов естественных монополий обладают следующими полномочиями: 

·        полномочия, связанные с прямым регулированием деятельности субъектов естественных монополий; 

·        полномочия, связанные с осуществлением государственного контроля соблюдения законодательства о естественных монополиях. 

Закон о естественных монополиях предусматривает использование  следующих методов государственного регулирования:     

- во-первых, органы  регулирования естественных монополий  могут применять ценовое регулирование,  осуществляемое посредством определения  цен или их предельного уровня. Государство не вправе использовать  ценовое регулирование в рыночных  отношениях. Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. И только в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и. т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Такое исключительное право и предоставлено органам регулирования естественных монополий. Само ценовое регулирование осуществляется путем установления либо фиксированной цены, либо предельного уровня цен (тарифов), либо предельных коэффициентов изменения цен (тарифов) на товары, производимые (реализуемые) субъектом естественной монополии. 

Информация о работе Естестенные монополии в России