Бизнес-планирование в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:31, курсовая работа

Описание

Основная цель работы – раскрыть сущность и возможности бизнес-планирования для российских турфирм.

Для этого необходимо решить следующие задачи:
определить роль бизнес-плана в системе планирования на туристском предприятии;
оценить существующие методики по разработке бизнес-плана;
изучить структуру бизнес-плана;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА В СИСТЕМЕ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ТУРИСТСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ 5
2. ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДИК РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА 11
3. СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

бизнес планирование.doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)

Содержание  
 

 

        Введение

 
 

       В условиях экономических изменений  современная туристская фирма, как  и любое предприятие, производящее товары или услуги, сталкивается с множеством проблем. Источниками повышенной сложности управления являются высокая степень неопределенности рыночной ситуации, сезонная нестабильность спроса на туристские услуги, ужесточение конкуренции в туристском бизнесе, нехватка финансовых ресурсов и т.д. Туристское предприятие вынуждено искать такие формы и модели планирования, которые обеспечили бы максимальную эффективность принимаемых решений. Оптимальным вариантом такого планирования  является бизнес-план.

       Актуальность темы обусловлена тем, что бизнес-план выступает как объективная оценка результатов рыночной деятельности компании и, в то же время, как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В бизнес-плане характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Отсюда бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы.

       Благодаря бизнес-плану у управляющего появляется возможность взглянуть на предприятие со стороны. Целью такого плана может быть получение кредита, привлечение инвестиций, определение стратегических и тактических ориентиров фирмы, оценка ее рыночного положения достижение необходимых результатов по объемам сбыта продукции и др.

       В бизнес-плане обосновываются общие  и специфические элементы функционирования предприятия в условиях рынка, выбор стратегии и тактики конкуренции, проводится оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.

       Бизнес-план обеспечивает объективное представление  о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, выявляет зоны опасностей, предлагает пути их ограничения. Подобный план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, вида собственности, организационно-правовой формы компании. В нем находят свое решение как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные, в частности, взаимоотношениями с другими фирмами и организациями.

       Основная  цель работы – раскрыть сущность и  возможности бизнес-планирования для  российских турфирм.

       Для этого необходимо решить следующие  задачи:

    • определить роль бизнес-плана в системе планирования на туристском предприятии;
    • оценить существующие методики по разработке бизнес-плана;
    • изучить структуру бизнес-плана;

       В заключении курсовой работе приведены основные выводы, сделанные на основании изученного материала.

 

        1. Значение бизнес-плана в системе планирования на туристском предприятии

 

       В обществе  с высоким уровнем  технического, культурного и экономического развития особенно необходимы такие проекты и концепции, при помощи которых можно было бы своевременно осознавать  желаемые цели  и принимать меры для их достижения. Чем меньше средств для удовлетворения потребностей, тем действеннее должны быть инструменты, с помощью которых реализуется рациональное управление соответствующими экономическими процессами. Такая необходимость отчетливо проявляется как на общегосударственном уровне, так и при управлении на предприятиях. Одним из инструментов такого управления является планирование.

       Планирование – это определение цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств ее достижений, разработка программы, плана действия различной степени детализации на ближайшую и будущую перспективу (4)

       Для практической реализации планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:

  • гибкости, предусматривающую постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;
  • непрерывности, предусматривающей «скользящий» характер планирования;
  • коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо);
  • интерактивности, предусматривающий творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;
  • многовариантности, предусматривающей выбор наилучшего из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;
  • участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации;
  • адекватности отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования(9).

       Если  рассмотреть процесс планирования в полном объеме, то в нем можно  выделить отдельные фазы. Каждая из фаз характеризуется постановкой особых задач и системно связана с другими фазами последовательностью выполнения и обменом информацией. Процессы планирования охватывают следующие фазы:

  • формулирование проблемы;
  • решение проблемы;
  • исполнение;
  • контроль и обеспечение исполнения решения.

       В зависимости от периода времени, на который составляются планы фирмы, планирование делится на долгосрочное (более 5 лет), среднесрочное (более 2 лет) и краткосрочное (до 2 лет).

       С точки зрения целевой направленности  и значимости в управлении бизнесом планирование классифицируется как  стратегическое, тактическое (текущее) и оперативное.

       Стратегическое  планирование осуществляется на базе принятой фирмой стратегии и установленных  соответствующих  стратегических целей. Как правило, стратегическое планирование нацелено на перспективу и охватывает долгосрочный или среднесрочный период. Достижение стратегических целей осуществляется через систему тактического, или текущего, планирования. В процессе тактического планирования  конкретизируются промежуточные цели на очередной плановый период с учетом уже действующих факторов внешней  и внутренней среды фирмы, что снижает степень неопределенности  по сравнению со стратегическим планированием. Оперативное планирование направлено на достижение промежуточных целевых установок тактических планов, составленных на короткий период. Система планов современной туристской фирмы представлена на рисунке 1. 

Генеральный план туристского предприятия
                   
Общий стратегический план  
Тактические планы
   
Стратегический  план обслуживания туристов            План по маркетингу
 
   
План  диверсификации            Финансовый план
 
   
План  развития агентской сети            План производства
 
   
Ликвидационный  план            План договоров  с поставщиками услуг
 
   
           План работы с  сетью продаж
 
   
           Бизнес-план
 
   
Конкретные  программы и проекты:

Чартерная программа;

Вступление  в международные и национальные туристские организации и т.д.

Участие в выставках;

Новые туристские программы;

Программы PR.

Рис. 1.  Система планов современного туристского предприятия (5)

 

       Одним из ключевых элементов системы планирования на туристском предприятии является бизнес-план. Бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:

       - рабочий инструмент предпринимателя  для организации своей работы;

       - развернутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;

       - документ, характеризующий основные  стороны деятельности и развития предприятия;

       - результат исследования и обоснования  конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке.

       Говоря  о роли и месте бизнес-плана  в системе планирования на туристском предприятии, необходимо подчеркнуть, что бизнес-план – это, документ, наделенный специфичными, только ему присущими чертами, но не строго регламентированный.

         Во-первых, бизнес-план не может  включать весь комплекс общих  целей предприятия, а лишь одну  из них, ту, которая связана  с инвестиционным процессом (внутренним или внешним). Если нет инвестиций – не может быть и бизнес-плана (в отличие от других видов планирования, например стратегического). Во-вторых, в отличие от стратегического и тактического плана, бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом цели  и задачи  должны быть выполнены. И, наконец, в бизнес-плане функциональные составляющие (план маркетинга, план производства и т.п.) в отличие от всех других видов планов, являются полноправными, равновесными частями структуры.

       К основным целям бизнес-плана обычно относят:

  • определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости туристского предприятия, снижение риска предпринимательской деятельности;
  • конкретизация перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей;
  • обеспечение внешних инвестиций.

       Последнее утверждение подчеркивает, что бизнес-план, в отличие от ранее описанных планов туристского предприятия, учитывает не только внутренние цели фирмы, но и внешние цели лиц, заинтересованность в участии которых есть у предпринимателя. Помимо инвесторов заинтересованными лицами могут являться потенциальные туристы и поставщики услуг фирмы. Примеры различных задач, которые призван решать бизнес-план, в зависимости от участников процесса бизнес-планирования.

       Если  рассматривать основные цели бизнес-планирования на туристских предприятиях, то необходимо отметить, что материальная база объектов, осуществляющих турагентскую и туроператорскую деятельность, как правило, сравнительно невелика. В составе их активов значительная доля может приходиться на нематериальные активы. В силу специфики материально-вещественной базы рассматриваемых организаций их залоговый потенциал относительно невысок и поэтому возможности получения кредитных ресурсов ограничены.

       В рыночной экономике существует множество  версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций  бизнес-планов в зависимости от назначения: по бизнес-линиям; по предприятию в целом (новому или действующему). Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса представлена на рисунке 2.

       В современной практике туристских компаний бизнес-план выполняет пять функций.

       Первая  функция связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно - необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

       Вторая  функция – планирование. Она позволяет  оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

       Третья  функция позволяет привлекать извне  денежные средства – ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект.

       Четвертая функция позволяет привлечь к  реализации планов компании потенциальных  партнеров, которые пожелают вложить  в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.

       Пятая функция позволяет путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления  бизнес-плана улучшить информированность  персонала о предстоящих действиях, скоординировать их усилия, распределить обязанности, создать мотивацию достижения цели.  

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Рис. 2. Типология бизнес-планов по объектам бизнеса (5) 

       Таким образом, бизнес-план есть не что иное, как план развития с присущими  только ему целями. А потому ни один из видов планов в системе планирования на  туристском предприятии не заменяет бизнес - планирования. В то же время бизнес-план подчинен общему стержню системы планов предприятия и соответствует общим принципам планирования. 

Информация о работе Бизнес-планирование в туризме