Банковское дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:23, курсовая работа

Описание

Финансовый рынок – это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимости.

Работа состоит из  1 файл

Бюджетная система РФ.docx

— 45.73 Кб (Скачать документ)

обслуживание государственного долга.

Осуществление расходов федерального бюджета производится путем бюджетного финансирования, основными принципами, которого в России являются:

достижение максимального  финансового эффекта при минимуме затрат;

целевой характер использования  бюджетных ассигнований;

предоставление бюджетных  средств по мере выполнения производственных показателей и с учетом использования  ранее отпущенных ассигнований;

безвозвратность бюджетных  ассигнований.

В последние годы помимо принципа безвозвратности активно  применяется кредитование предприятий  путем выдачи бюджетных ссуд, проценты по которым либо вовсе не взимаются, либо взимаются по низким ставкам.

Доходы государственного бюджета

Основной статьей бюджетной  системы любого государства являются налоги. Сущность налога можно определить как изъятие государством в пользу общества определенной части ВВП  в виде обязательного взноса. Источником налога является национальный доход, новая  стоимость, созданная в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами. Налоги как раз и служат инструментом аккумулирования части новой  стоимости, которая становится собственностью государства.

Помимо налогов, пополнения в бюджет поступают от экономической  и внешнеэкономической деятельности государства, а также в виде доходов  государственных внебюджетных фондов.

Параметры государственного бюджета России

В последние годы в России наибольшим темпом возрастали бюджетные  доходы, связанные с добычей и  экспортом полезных ископаемых. Что касается расходов, то начиная с 2004 года наибольшими темпами росли межбюджетные трансферты (в связи с сокращением собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность.

В бюджетном законе на 2010 год прогнозируемые характеристики государственного бюджета выглядят следующим образом: доходы - 8090,0 млрд. рублей, расходы - 8090,0 млрд. рублей. Хотя в 2008 и 2009 годах фактические доходы превышали расходы. Что из этого  выйдет - покажут итоги года.

Основные задачи в области  государственных расходов

По декларациям государственной  власти, а также исходя из анализа  общей экономической ситуации в  стране, эти задачи на ближайшее  будущее представляются следующими:

сократить число федерально-целевых  программ, при этом обеспечить концентрацию средств бюджета в наиболее эффективных  и социально значимых проектах;

снизить расходы на содержание госаппарата;

продолжить децентрализацию  инвестиционного процесса, при этом расширить практику государственно-коммерческого  финансирования проектов;

повысить эффективность  использования бюджетных ассигнований на национальную оборону и безопасность;

усилить контроль за использованием бюджетных средств;

обеспечить приоритетное финансирование расходов.

Государственные внебюджентные фонды

Особый статус имеют государтсвенные внебюджетные фонды. Являясь частью государственного бюджета, они образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации и предназначены для осуществления важнейших конституционных прав граждан. В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования  Российской Федерации

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

 

 

1.2 Внебюджетные специальные фонды

Внебюджетные Специальные  Фонды

- денежные фонды, имеющие  строго целевое назначение. Их  цель состоит в расширении  социальных услуг населению, стимулировании  развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечении дополнительными ресурсами  приоритетных отраслей экономики.  Важнейшие социальные фонды: Пенсионный  фонд, Фонд социального страхования,  Фонд обязательного медицинского  страхования, Государственный фонд  занятости населения.

1. Социально-экономическая  сущность внебюджетных фондов.

Важным звеном финансовой системы являются  внебюджетные фонды государства -  совокупность финансовых ресурсов, находящихся в  распоряжении или региональных местных  органов самоуправления и имеющих  целевое назначение. Порядок их образования  и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального  дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство  мобилизует в фонды часть доходов  населения для финансирования своих  мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными  средствами приоритетных сфер экономики  и расширение социальных услуг населения.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных  фондов или особых счетов задолго  до возникновения бюджета. Государственная  власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.

С укреплением централизованного  государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения  различных фондов был создан государственный  бюджет.

В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов.

На основе  Закона РСФСР  “Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР” от 10 октября 1991 года  органы власти в рамках законодательства РСФСР  могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые  от бюджетов соответствующих органов  власти.

Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих  актов высших органов власти, в  которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

Внебюджетные фонды, являясь  составной частью финансовой системы  РФ, обладают рядом особенностей:

запланированы органами власти и управления и имеют строгую  целевую направленность;

денежные средства фондов используются для финансирования государственных  расходов, не включенных в бюджет;

формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических  и физических лиц;

страховые взносы в фонды  и взаимоотношения, возникающие  при их уплате, имеют налоговую  природу, тарифы взносов устанавливаются  государством и являются обязательными;

на отношения, связанные  с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений  Закона РФ “Об основах налоговой  системы РФ” ;

денежные ресурсы фонда  находятся в государственной  собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

расходование средств  из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного  на то органа (Правление фона) .

Внебюджетные фонды -  форма перераспределения и использования  финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в  бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно

расходуемых на основе оперативной  самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

2. Источники формирования  внебюджетных фондов 

Внебюджетные фонды создаются  двумя путями. Один путь - это выделение  из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.

Целевые внебюджетные фонды  предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана  цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов  является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения  национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения  при формировании фондов - специальные  налоги и сборы, средства из бюджета  и займы.

Специальные налоги и сборы  устанавливаются законодательной  властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных / местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

3. Связи между внебюджетными  фондами 

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами  и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При  односторонних  связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному  фонду. Такая связь появляется при  формировании фондов или использования  ими средств.

При  двусторонних  связях денежный поток движется между внебюджетными  фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так  фонды социального страхования  образуются не только за счет страховых  взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии  активного сальдо они приобретают  государственные ценные бумаги и  становятся кредитором бюджета.

При  многосторонних  связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с  разными финансовыми звеньями и  другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

4. Внебюджетные фонды  Российской Федерации 

Внебюджетные фонды в  финансовой системе России созданы  в соответствии с  Законом РСФСР  “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР”  (от 10 октября 1991 г.) . Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и  местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности  государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое  назначение.

К доходам внебюджетных фондов относятся:

специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

отчисления от прибыли  предприятий, учреждений, организаций;

средства бюджета;

прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим  лицом;

займы, полученные фондом у  ЦБ РФ или коммерческих банков;.

 

 

Глава II. Состояние и перспективы развития финансового рынка

Образование фиктивного капитала связано с появлением ссудного капитала. Однако фиктивный капитал возникает  не в результате денежной формы кругооборота промышленного капитала, а как  следствие приобретения ценных бумаг, дающих право на получение определенного  дохода (процента на капитал). Первоначальной формой фиктивного капитала являлись облигации государственных займов. Трансформация капитализма в  государственно-монополистический, сопровождавшаяся образованием и ростом акционерных  обществ, способствовала появлению  нового вида ценных бумаг – акций. В дальнейшем, по мере развития капитализма, акционерные общества стали превращаться в сложные монополистические  объединения. Их функционирование в  условиях острой конкурентной борьбы и развития научно-технической революции  обусловило привлечение не только акционерного, но и облигационного капитала. Это, в свою очередь, вызвало выпуск и  размещение частными компаниями и корпорациями, помимо акций, облигаций, то есть облигационных  займов. Поэтому структура фиктивного капитала складывается из трех основных элементов: акций, облигаций частного вектора и государственных облигаций.

В настоящее время в  капиталистических странах существуют три основных рынка ценных бумаг:

·        первичный (внебиржевой);

·        вторичный (биржевой);

·        внебиржевой (уличный).

Два первых рынка обращения  ценных бумаг представляют собой  важный элемент современного капитализма, особенно его кредитно-финансовой надстройки. Все названные рынки в определенной степени противостоят друг другу, но в то же время как бы взаимно  дополняют друг друга. Такое противоречие обусловлено тем, что выполняя общую  функцию по торговле и обращению  ценных бумаг, они используют специфические  методы отбора и реализации. Первичный оборот как правило охватывает лишь новые выпуски ценных бумаг и главным образом размещение облигаций торгово-промышленных корпораций (последние вступают в непосредственный контакт через инвестиционные банки и банкирские дома с кредитно-финансовыми институтами, приобретающими это ценные бумаги). На бирже котируются старые выпуски ценных бумаг и в основном акции торгово-промышленных корпораций. Если через первичный оборот осуществляется главным образом финансирование воспроизводственного процесса, то на бирже с помощью скупки акций идут формирование и перетасовка контроля между различными группами. В то же время через биржу также осуществляется определенная часть финансирования, но обычно через мелкого и среднего вкладчика. Особенность биржи состоит в том, что значительная часть операций проводится посредством индивидуальных инвесторов, хотя одновременно идет процесс монополизации этих операций кредитно-финансовыми институтами. И, наоборот, на первичном рынке действует коллективный вкладчик в лице крупных кредитно-финансовых институтов, прежде всего коммерческих банков, страховых компаний, пенсионных и инвестиционных фондов.

Информация о работе Банковское дело