Виды Бюджетного дефицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 10:56, реферат

Описание

Денежное финансирование означает, что для покрытия Дефицита бюджета правительство получает займы народного банка или напрямую продает ему свои долговые долга. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на его использование. В ряде стран кредитование правительства народным банком запрещено.

Работа состоит из  1 файл

Виды Бюджетного дефицита.docx

— 266.67 Кб (Скачать документ)

 Экономический смысл эффекта вытеснения заключается  в следующем: увеличение количества облигаций займа на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть  сбережений домохозяйств расходуется  на покупку государственных ценных бумаг, а не на покупку ценных бумаг  частных фирм, что могло бы обеспечить расширение производства и способствовать экономическому росту. Это сокращает  инвестиционные ресурсы и поэтому  инвестиционные расходы частных  фирм. Кроме того, борьба за кредитные  средства ведет к росту их цены -- ставки %, т.е. к удорожанию займов, в результате инвестиционные расходы фирм уменьшаются.

 Финансирование  дефицита государственного бюджета за счет внешнего кредита.

 Специфическим методом финансирования является внешний  долг, который основан на получении  необходимых средств у правительств развитых стран или международных  финансовых организаций (Международного валютного фонда (МВФ) -- МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Как правило, кредит происходит путем торговли частных и государственных ценных бумаг, т.е. финансовых активов, хотя некоторые развивающиеся страны и страны с переходной экономикой иногда используют прямые кредиты.

 Достоинство этого метода состоит в возможности  получения крупных сумм в условиях, если внутренний долг по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а  финансирование дефицита государственного бюджета эмиссионным способом создает  угрозу высокой инфляции.

 Недостатки  этого способа:

 -необходимость репатриации обязательства и обслуживания задолженности (выплаты как самой суммы займа, так и процентов по займу);

 -невозможность  построения финансовой пирамиды  для выплаты внешнего обязательства;

 -необходимость  отвлечения средств из экономики  страны для выплаты внешнего  задолженности и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего  объема производства и экономическому  спаду;

 -при дефиците платежного баланса возможность истощения резервов золота и валюты страны.

 Итак, все  три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют  свои достоинства и недостатки. А  в результате использования второго  и третьего способов финансирования дефицита государственного бюджета  образуется государственный займ.

 Кроме того, мировая практика регулирования  Дефицита бюджета в качестве одного из методов решения данной проблемы предлагает увеличение доходной или  снижение расходной частей бюджета.

 Финансирование  Дефицита бюджета  в развивающихся  странах.

 В большинстве  развивающихся стран госбюджеты являются дефицитными. Основным источником финансирования дефицита государственного бюджета в развивающихся странах  служат государственные долги. Однако некоторые страны с развивающейся  экономикой используют средства центральных  эмиссионных банков, кредитующих  государство за счет дополнительной дополнительного выпуска денег. Финансирование дефицита государственного бюджета за счет монетизации (дополнительного  выпуска) дефицита не является наилучшим  выходом из положения, так как  приводит к существенному развитию инфляционных процессов, с которыми развивающиеся страны могут не справится.. Нарастание инфляционных процессов может выразиться в росте цен на товары и услуги и резком повышении уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса, что приводит к существенному снижению жизненного уровня населения и может обострить социальную напряженность.

 По этой причине государства с развивающейся  экономикой для разрешения проблемы финансового дефицита прибегают  к внутренним и внешним заимствованиям.

 Выигрышным  способом для развивающихся стран  является внутреннее долгосрочное финансирование Дефицита бюджета. Правительство выпускает  в целях финансирования облигации  внутренних государственных кредитов, при этом погашение ранее выпущенных кредитов может осуществляться за счет выпуска новых кредитов, т.е. за счет дополнительного вложения капитала. Происходит дополнительное вложение капитала государственного займа.

 Для беднейших  стран внутреннее финансирование не представляется возможным, поэтому  к ним применимо только внешнее  долговое финансирование. Среди внешних  источников главными выступают займы  и кредиты, предоставляемые на базе двусторонних межправительственных соглашений или международными финансовыми  организациями (Международным банком реконструкции и развития, Международной  финансовой корпорацией и Международной ассоциацией развития), а также средства частных частных банков развитых стран. Для большинства развивающихся стран характерна тенденция к увеличению внешней долга, хотя в ряде стран преобладает внутренний займ. Ведущие методы погашения внешнего обязательства, применяемые международными кредиторами,

 - списание  части задолженности с беднейших  стран;

 -реструктуризация  внешней долга (продление сроков  ее погашения и выплаты процентов);

 -обмен  займов на акции приватизируемых  предприятий.

 В настоящее  время внешнее долговое финансирование используется не только беднейшими странами, другие развивающиеся страны, а также  и развитые прибегают к этому  методу. Развивающиеся страны привлекают деньги у международных финансовых организаций, таких как МВФ или  Всемирный банк, или напрямую у  развитых стран. Также развивающиеся  страны размещают на международных рынкахкапитала долговые займа. Объем выпущенных еврооблигаций (долговых долга, выпускаемых заемщиком при получении долгосрочного ссуды на еврорынке; разновидность ценных бумаг)

 Следует отметить, что на сокращение Бюджетного дефицита определенное косвенное влияние  оказывает привлечение инвестиций, и в первую очередь иностранных. Иностранные инвестиции охотно используются всеми государствами, в том числе и странами с развитой рыночной экономикой.

 Например, финансирования китайской экономики, значительно отличается от других развивающихся  стран. Основным источником внешнего финансирования китайской экономики, в настоящее  время, являются ПИИ, на долю которых  приходится около 69% всех иностранных  инвестиций, поступивших в КНР. При  этом на две другие формы внешнего финансирования - долги и портфельные  инвестиции приходится лишь 26 и 5% накопленных  иностранных капиталовложений. В  сравнении с развивающимися странами Латинской Америки иАзии в Китайской Народной Республике (КНР) доля ПИИ в структуре внешнего финансирования существенно выше, соответственно роль портфельных инвестиций значительно меньше

 Осуществление финансирования Дефицита бюджета в Российской Федерации.

 Рассмотрим  финансирование Дефицита бюджета в  развивающихся странах на примере  Российской Федерации. В РФ «источники финансирования Бюджетного дефицита утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете  на очередной бюджетный год по основным видам привлеченных средств».

 С 1990 - 1994 гг. для покрытия Дефицита бюджета  в Российской Федерации в основном использовалась дополнительный выпуск денег, что послужили мощным инфляционным фактором. Например, только за три квартала 1991 г. рублевая масса возросла с 989млрд. Российский рубль. до 1700 млрд. Российский рубль.

 

  

 Нарастание  инфляционных процессов выразилось в росте цен на товары и услуги и резком повышении уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса, что привело  к существенному снижению жизненного уровня населения, обострило социальную напряженность.

 С 1995 г. Дополнительный выпуск денег для финансирования Бюджетного дефицита не применяется. Согласно действующему ныне Бюджетному кодексу  РФ «займы российского ЦБ, а также приобретение российским ЦБ долговых долгов России, субъектов России, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования Бюджетного дефицита».

 Согласно  Бюджетному кодексу РФ «источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

 внутренние  источники в следующих формах:

 -Долги,  полученные Россией от кредитных  организаций в национальной валюте  России;

 -государственные  кредиты, осуществляемые путем  выпуска ценных бумаг от имени  России;

 -бюджетные  долги, полученные от бюджетов  других уровней бюджетной системы  России;

 -поступления  от торгово-промышленной деятельности  имущества, находящегося в государственной  собственности;

 -сумма  превышения выгод над издержками  по государственным запасам и  резервам;

 -изменение  остатков средств на счетах  по учету средств федерального  бюджета;

 внешние источники следующих видов:

 -государственные  кредиты, осуществляемые в иностранной  валюте путем выпуска ценных  бумаг от имени России;

 -Займы  правительств иностранных государств, банков и фирм, международных  финансовых организаций, предоставленные  в иностранной валюте, привлеченные  Россией». 

 В 1995-1996 гг. главными источниками покрытия Дефицита бюджета стали внутренние заимствования, доля которых были примерно одинаковой в общей величине Дефицита бюджета на протяжение всего периода (65,2 в 1995 г. и 63,3 % в 1996 г.).

 Затем внутренние источники финансирования дефицита федерального бюджета стали замещаться внешними. Так, уже в 1998 г. внешних кредитов было привлечено на сумму, превышающую сумму внутренних кредитов на 6,3 млрд. Российский рубль. (91,4 млрд. Российский рубль. и 85,1 млрд. Российский рубль. соответственно). Причиной этого послужило отсутствие бюджетной эффективности рынкагосударственных долговых задолженностей, следствием - увеличение внешней зависимости Российской Федерации.

 Сейчас  большая доля финансирования Бюджетного дефицита РФ происходит за счет источников внутреннего финансирования. Что  можно проследить по Таблице №6. Более подробно все источники  финансирования Бюджетного дефицита за 2005 - 2006 гг..

 На данный момент основные задачи в области  политики финансирования дефицита федерального бюджета РФ состоят:

 -в продолжении курса на его неинфляционное покрытие при последовательном сокращении объема внешних заимствований;

 -увеличении доли бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций, других инвесторов. Следует расширить круг государственных ценных бумаг для населения;

 -координации  выпуска федеральных, региональных  и муниципальных кредитов с  целью поддержания сбалансированности  внутреннего финансового рынка.

 Подводя краткий итог по данной главе можно  сделать вывод, что решение проблемы Бюджетного дефицита заключается в  выборе подходящего метода его финансирования. Процессом финансирования Бюджетного дефицита можно управлять с помощью  выбора тех или иных источников финансирования, маневрируя условиями выпуска государственных  ценных бумаг, соотношением внутренних и внешних кредитов, создавая благоприятные  условия для сохранения внутренних сбережений населения, индексируя ценные бумаги и вклады, ограничивая расходы  по обслуживанию государственного задолженности  и т.д. Наилучшим способом финансирования развивающихся стран является внутреннее долговое финансирование, но внешнее  долговое финансирование также охотно используется многими странами.

 После относительно детального анализа выбранной темы необходимо подвести краткий итог, завершающий данную работу. В процессе работы были выполнены все поставленные цели и задачи, сформулированные в  части введения. Выявлена роль Бюджетного дефицита в современной экономике, проанализированы способы финансирования Дефицита бюджета и источники  финансирования в развивающихся  странах на примере РФ.

 В заключение хочется сказать, что нельзя однозначно определить хорошо это или плохо - дефицит бюджета, хотя бы потому, что  различна природа дефицитов. Дефицит  может возникнуть в результате серьезного спада в экономике производства и экономического коллапса. Здесь дефицит представляет собой неспособность правительства профинансировать собственные расходы. Но дефицит может явиться и результатом экономической политики государства: снижение налогов с целью стимулирования производства. Как показывает история, в этом случае государство может позволить себе достаточно большой и даже увеличивающийся дефицит бюджета в течение длительного периода времени при условии, что экономика страны развивается еще более бурными темпами.

Информация о работе Виды Бюджетного дефицита