Виды Бюджетного дефицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 10:56, реферат

Описание

Денежное финансирование означает, что для покрытия Дефицита бюджета правительство получает займы народного банка или напрямую продает ему свои долговые долга. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на его использование. В ряде стран кредитование правительства народным банком запрещено.

Работа состоит из  1 файл

Виды Бюджетного дефицита.docx

— 266.67 Кб (Скачать документ)

 Поэтому невозможно с уверенностью сказать, что расходы, вызвавшие Дeфицит бюджeтa, принесут отдачу в виде дополнительных прибылей хотя бы в ближайшей перспективе. Если предположить, что такие расходы будут ежегодно иметь место (без соответствующей корректировки выгод), придется признать и последствия вызванного ими Дефицита бюджета - наращивание государственного займа иинфляция.

 Итак, если бюджетные ресурсы, составляющие превышение прибылей над затратами, направляются на развитие экономики, используются для  финансирования приоритетных отраслей и предполагают отдачу, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и дохода в них возместят производственные расхода. Если же превышение затрат над  прибылями допускается с целью  финансирования текущих издержек, субсидирования нерентабельного производства, то Дeфицит бюджeтa неизбежно приведет к росту отрицательных тенденций в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов. 

 Виды  Дефицита бюджета.

 В мировой  практике различают следующие виды Дефицита бюджета:

 -циклический  дефицит госбюджета;

 -структурный  дефицит госбюджета;

 -операционный  дефицит госбюджета;

 -первичный  дефицит госбюджета;

 

 вазифискальный дефицит госбюджета.

 Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета  является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровнейзанятости населения и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в выгодах. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхованиятрудоустроенности является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

 Структурный дефицит госбюджета

 Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между издержками и выгодами бюджета в условиях полнойзанятости населения. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной Дефицита бюджета и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства. 

 Циклический дефицит госбюджета

 Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета  является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровнейзанятости населения и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в выгодах. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхованиятрудоустроенности является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

 Структурный дефицит госбюджета

 Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между издержками и выгодами бюджета в условиях полнойзанятости населения. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной Дефицита бюджета и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства. 

 Операционный  дефицит госбюджета

 Операционный  дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного обязательства.

 Обслуживание  долга (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение  основной суммы задолженности - его амортизация) является важной статьей государственных затрат.

 Первичный дефицит госбюджета

 Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по займу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.   

 Квазифискальный дефицит госбюджета.

 Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

 Квазифискальные операции включают, например, следующие:

 -финансирование  государственными предприятиями  избыточной трудоустроенности в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной займа;

 -накопление  в частных банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от центробанка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих обязательств" (просроченных долговых долгов госпредприятий, льготных займов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти займы, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных займов народного банка;

 -отдельные  операции, связанные с государственным  обязательством, а также финансирование  национальным банком убытков  от мероприятий по стабилизации  обменного курса валюты, беспроцентных  и льготных займов правительству  (например, на закупки пшеницы,  риса, кофе и т.д.); займы вложения инвистиций частным банкам на обслуживание "плохих задолженностей", а также вложение инвистицийрезервным банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.).

 Социально-экономические  последствия Дефицита бюджета.

 Как уже  говорилось, современная фискальная политика признает использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики. А это, вполне вероятно, может  привести к росту государственного обязательства. Государственный займ - это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. Увеличивающийся государственный займ является основным последствием дефицитов федерального бюджета.

 Как государственный  займ и его рост влияют на функционирование экономики? Может ли нарастающий государственный займ в какой-то момент привести к банкротству нации? Накладывает ли займ бремя на будущие поколения? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть две составляющие общего государственного задолженности - внутренний и внешний.

 Внутренний займ - займ государства населению страны. То есть, в данном случае основным держателем государственного займа (правительственных облигаций) является само население - государственный займ является одновременно и общественным активом. Погашение гос. облигаций, находящихся у резидентов данной страны, не вызывает никакой утечки покупательной способности для страны в целом. Таким образом, внутренний займ не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое. Единственный негативный эффект - увеличение неравенства в прибылях за счет перераспределения выгоды в пользу держателейоблигаций займа.

 Может ли внутренний займ каким-то образом привести к банкротству правительства, лишив его возможности выполнять финансовые долга? Ответ - «тоже нет». Во-первых, нужно отметить, нет никаких причин, которые заставляли бы сокращать внутренний займ, не говоря уже о необходимости его полной ликвидации. На практике, как только подходит ежемесячный срок платежа по каким-то частям обязательства, правительство не изыскивает средства для погашения облигаций, срок выплат по которым наступил, - правительство всего лишь рефинансирует свой займ, то есть продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателем погашаемых облигаций. Кроме этого, правительство может использовать такие рычаги, как налогообложение и дополнительный выпуск денег. Увеличение налогов является тем способом, который есть у государства для получения достаточных выгод для выплат процентов по обязательству.Банкротство правительства также сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно оплатить не только проценты по займу, но и погасить всю сумму задолженности. Конечно, это будет иметь инфляционный эффект, но зато банкротства правительства совершенно точно не будет.

 Внешний займ - задолженность государства гражданам или организациям других стран. Такой займ уже является бременем. Эту часть государственного займа экономика страны не должна «сама себе» - выплата процентов и суммы основного обязательства требует в данном случае передачи части реального выпуска продукции в распоряжение других стран. В данном случае государство может перенести реальное экономическое бремя на плечи будущих поколений, а именно - оставит будущим поколениям меньшие по размерам основные производственные фонды.

Это связано с так  называемым «эффектом вытеснения» частных инвестиций. “Эффект вытеснения” связан с методами покрытия Дефицита бюджета. Основными методами является дополнительный выпуск кредитных денег и выпуск государственных кредитов. Что касается дополнительного выпуска кредитных денег, то она еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений. Выпуск же государственных кредитов, при определенных условиях, вытесняет часть инвестиций из производственного процесса. Каким образом? Выпуск государственных ценных бумаг свяжет часть денежных средств населения, денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги ростом % ставки. Но их рост сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. А сокращение инвестиций может привести к тому, что последующие поколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным потенциалом.

Однако надо отметить, что «эффект вытеснения» становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости  населения и ограниченности ресурсов. А вот в экономике с недоиспользованными  ресурсами подобная политика в сочетании  с соответствующей денежной по

Рост процентных ставок имеет, в свою очередь, следующие  последствия. Так, высокий ссуд-ный процент, установленный в США в середине 80-х годов, вы-звал значительный отток капиталов из Западной Европы. По оцен-кам западных экономистов, в настоящее время США поглощает до 15% всех накоплений капиталистического мира. Таким образом, растет внешний займ США. Плюс к этому рост спроса на высокодоходные американские ценные бумаги вызвал рост общемирового спроса на доллары. Подобный рост международной ценности доллара оказывает значительное депрессивное воздействие на экспорт США: американские товары становятся слишком дорогими для иностранных покупателей. Сокращение же чистого экспортирования оказывает сдерживающее во

здействие на экономику, увеличиваетуровень безработицы.ытеснять частные инвестиции.

 Сущность  понятия управления Дефицитом бюджета.

 Отрицательные последствия (финансовые, экономические, социальные) огромного Дефицита бюджета  настоятельно требуют осуществления  системы мер по его преодолению, проведение активной финансовой политики, использование общепринятых в мировой  практике методов борьбы с дефицитом. При этом следует учитывать, что  способы решения данной задачи во многом определяется тем, до какого предела (нулевого или иного) и каким темпами  нужно стремиться к сбалансированному  бюджету издержек и прибылей.

Информация о работе Виды Бюджетного дефицита