Валютный контроль в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:33, курсовая работа

Описание

Валютное регулирование, как часть денежно-кредитной политики государства, направлено на достижение и поддержание экономической стабильности в обществе, обеспечение экономической безопасности, установление порядка проведения операций с валютными ценностями и реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля.
В области валютного законодательства за последние десять лет произошли радикальные изменения, вызванные основным событием в этой сфере - отменой государственной валютной монополии.

Содержание

Введение
1. Валютная политика Российской Федерации
1.1 История валютного законодательства РФ
1.2 Роль и задачи валютной политики ЦБ РФ
1.3 Политика Центрального Банка на валютном рынке
2. Значение и основы валютного законодательства РФ
2.1 Социально-экономическая сущность валютного контроля
3. Система валютного регулирования и валютного контроля в РФ
3.1 Правовое регулирование валютного контроля
3.2 Практика валютного регулирования и валютного контроля в РФ
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

валютный контроль.docx

— 51.90 Кб (Скачать документ)

Вместе с тем, принципиальная позиция Банка России заключается  в том, что эти меры, как ограниченные во времени, будут действовать до тех пор, пока не возникнут необходимые  законодательные решения и макроэкономическая ситуация не изменится в лучшую сторону.

Стратегия совершенствования  валютного регулирования и валютного  контроля находится в центре внимания ведущих российских экономистов  и работников Банка России. Ее разработка предусматривает постановку задач  и определение мероприятий для  их реализации. Стратегическими задачами валютного регулирования и валютного  контроля на современном этапе являются:

усиление валютного контроля за объемом продажи валютной выручки (без ущемления интересов экспортеров, связанных с технологической  модернизацией и производством  экспортной продукции);

регулирование импортных  тарифов для защиты внутренних товарных рынков и поддержания жесткой  конкурентной среды, стимулирующей  снижение издержек производства;

введение таких правил торговли на валютном и финансовом рынках, которые повысят возможности  их регулирования, обеспечат прозрачность операций и их предсказуемость;

регулирование движения капиталов, препятствующее их оттоку из страны;

обеспечение притока иностранных  прямых и портфельных инвестиций;

привлечение валютных накоплений населения в инвестиции для подъема  производства;

разработка долгосрочной стратегии управления внешним долгом, рациональной политики воздействия  на курс рубля;

восстановление рынка  акций компаний и государственных  облигаций для уменьшения давления на валютный рынок;

возрождение рынков срочных  контрактов в целях управления валютными  рисками.

 

2. Значение и основы  валютного законодательства РФ

2.1 Социально-экономическая  сущность валютного контроля

Валютный контроль является проявлением одной из двух основных функций правовых норм, регулирующих порядок совершения валютных операций.

Второй важной функцией, тесно  взаимосвязанной с функцией контроля, является регулирующая функция.

Контроль - обязательный этап любой управленческой деятельности, включающей в себя подготовку управленческого  решения, его реализацию и контроль за исполнением. Контроль является важнейшей  функцией управления, обеспечивающей проверку исполнения решения, достижения результата.

Регулирующая функция, в  свою очередь, определяет объем прав и обязанностей лиц, участвующих  в совершении валютных операций.

Перед валютным контролем  поставлена цель обеспечить соблюдение валютного законодательства при  осуществлении валютных операций.

Форма валютного контроля - это способ конкретного выражения  и организации контрольных действий.

В зависимости от времени  совершения контроля выделяют три основные формы контроля - предварительный, текущий  и последующий. Все они находятся  в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный  характер контроля.

Под методами валютного контроля понимают приемы и способы его  осуществления (наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия).

Особым направлением валютного  контроля является контроль соблюдения валютного и таможенного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности - предпринимательской  деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами Интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными  правами на них.

2.2 Основные положения  ФЗ "О валютном регулировании  и валютном контроле"

С принятием Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", который вступил в силу с 18 июня 2004 года (далее - Закон № 173-ФЗ), а также  ряда других нормативных актов в  сфере валютного регулирования  и валютного контроля произошли  значительные изменения.

Вновь принятый Закон "О  валютном регулировании и валютном контроле" кардинально отличается от действовавшего ранее Закона РФ от 09.10.92 г. № 3615-1. Прежде всего, следует  отметить, что в Законе № 173-ФЗ по сравнению с действовавшим ранее  Законом более четко сформулировано понятие "резидент". В соответствии с Законом № 3615-1 к физическим лицам - резидентам относились лица, имеющие  постоянное место жительства в РФ, в том числе временно находящиеся  за пределами РФ. Закон № 173-ФЗ разделяет  физических лиц - резидентов на две  группы, к которым относятся:

физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением проживающих  в иностранном государстве;

иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие  в РФ на основании вида на жительство.

По Закону № 173-ФЗ в состав резидентов включены Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, а предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные  в соответствии с законодательством  РФ, с местонахождением в РФ, выведены из понятия "резидент".

На основании Закона № 173-ФЗ изменился перечень валютных ценностей, к которым относятся только иностранная  валюта и внешние ценные бумаги.

Исключены из валютных ценностей  драгоценные металлы и природные  драгоценные камни.

Претерпел изменения и  состав органов валютного регулирования. Если до принятия Закона № 173-ФЗ единственным органом валютного регулирования  являлся Центральный банк РФ, то теперь полномочиями по осуществлению  валютного регулирования также  наделено Правительство РФ.

Что касается агентов валютного  контроля, то Закон № 173-ФЗ помимо уполномоченных банков, подотчетных Центральному банку  РФ, отнес к ним также:

профессиональных участников рынка ценных бумаг (в том числе  держателей реестра), подотчетных федеральному органу исполнительной власти по рынку  ценных бумаг;

территориальные органы федеральных  органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Названные агенты валютного  контроля наделены правом проверять  соблюдение резидентами и нерезидентами  валютного законодательства, порядок  учета валютных операций, а также  запрашивать и получать документы, связанные с валютными операциями.

Закон № 173-ФЗ несколько изменил  понятие "валютные операции". В  соответствии с п.9 ст.1 данного Закона валютным операциям относятся:

приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей  на законных основаниях, а также  использование резидентами валютных ценностей в качестве средства платежа;

приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг  на законных основаниях, а также  использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг  в качестве средства платежа;

приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг  на законных основаниях, а также  использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг  в качестве средства платежа;

перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних  ценных бумаг со счета, открытого  за рубежом, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого  на территории РФ, на счет того же лица, открытый за рубежом;

перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг с одного счета, открытого  на территории РФ, на другой счет, открытый на территории РФ;

ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и  внутренних ценных бумаг.

Новшеством является отнесение  к валютным операциям переводов  нерезидентов валюты РФ внутренних и  внешних ценных бумаг с одного счета на территории РФ на другой счет на территории РФ.

Ранее валютные операции разделялись  на текущие валютные операции, осуществляемые без ограничений, и валютные операции, связанные с движением капитала, которые осуществлялись в порядке, предусмотренном ЦБ РФ. Из Закона № 173-ФЗ понятие "текущие валютные операции" исключено…

 

3. Система валютного регулирования  и валютного контроля в РФ

3.1 Правовое регулирование  валютного контроля

Основы правового регулирования  валютного контроля определены разделом 3 Закона РФ "О валютном регулировании  и валютном контроле". Согласно статьи 10 названного Закона целью валютного  контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при  осуществлении валютных операций. Основными  направлениями валютного контроля являются: проверка соответствия проводимых валютных операций законодательству и  наличия необходимых лицензий и  разрешений; проверка выполнения резидентами  обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета  и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Названные функции позволяют  предположить, что кроме проверки законности валютных операций, валютный контроль должен осуществляться и за их целесообразностью. Валютный контроль в РФ осуществляется двумя видами субъектов: органами валютного контроля и агентами валютного контроля. С  точки зрения полномочий одно из главных  отличий органов валютного контроля от агентов заключается в праве  первых издавать нормативные акты, обязательные для резидентов и нерезидентов в РФ. Органами валютного контроля согласно Закону являются ЦБ РФ и Правительство  РФ, а в качестве агентов валютного  контроля определены уполномоченные банки. В соответствии с Законом РФ "О  валютном регулировании и валютном контроле" важнейшим органом, осуществляющим широкие управленческие функции  в сфере валютных отношений является Центральный банк РФ, который имеет  право: определять сферу и порядок  обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной  валюте; издавать нормативные акты, обязательные для всех субъектов  валютных отношений; устанавливать  правила проведения операций с иностранной  валютой, с валютой РФ и ценными  бумаги в иностранной валюте и  валюте РФ; устанавливать общие правила  выдачи лицензий банкам и иным кредитным  учреждениям на осуществление валютных операций и выдавать такие лицензии; устанавливать единые формы учета, отчетности, порядок и сроки их предоставления; осуществлять иные регулирующие полномочия.

Помимо ЦБ РФ к органу валютного  контроля относится Правительство  РФ в лице таких органов, как Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам  и сборам, Государственного таможенного  комитета РФ, правоохранительных органов. До 17 мая 2000 г. особую роль играла Федеральная  служба РФ по валютному и экспортному  контролю, которая была упразднена в соответствии с Указом Президента РФ "О структуре федеральных  органов исполнительной власти" от 17.05.2000 г. № 867. Ее функции были переданы Министерству финансов РФ и, вновь образованному, Министерству экономического развития и торговли РФ. Федеральная служба России по валютному и экспортному  контролю, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 560 от 16.06.93 г. "Вопросы  Федеральной службы России по валютному  и экспортному контролю" (в  редакции Постановления Правительства  РФ от 07.07.1998 г. № 725) выполняла следующие  функции: - координацию деятельности агентов валютного и экспортного  контроля по осуществлению единой государственной  политики в области валютных, экспортно-импортных  и иных внешнеэкономических операций; - организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и  нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции, выполнения резидентами обязательств в иностранной  валюте перед государством, включая  обязательства по продаже иностранной  валюты на внутреннем валютном рынке, обоснованностью платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу, за осуществлением операций с ценными бумагами в иностранной  валюте, а также за другими операциями, относящимися к сфере внешнеэкономической  деятельности; организацию проверок полноты и объективности учета  и отчетности по валютным и иным внешнеэкономическим операциям, а  также по операциям нерезидентов в валюте РФ; - осуществление контроля и учета за соблюдением порядка  предоставления предприятиям и организациям права экспорта стратегически важных сырьевых товаров, а также их квотирования и лицензирования; - разработку предложений  по совершенствованию валютного  законодательства, нормативных и  методических документов по вопросам развития системы валютного и  экспортного контроля; - организацию  и проведение с участием заинтересованных министерств и ведомств, а также  с привлечением иностранных специалистов и фирм, аудиторских проверок внешнеэкономической  деятельности отдельных резидентов и нерезидентов; - взаимодействие с  органами валютного и экспортного  контроля других государств; - иные функции  валютного и экспортного контроля во исполнение решений Президента РФ и Правительства РФ. В развитие валютного контроля ЦБ РФ совместно  с ГТК РФ разработали и ввели  в действие Инструкцию от 12.10 93 г. № 19 "О порядке осуществления  валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров". Решением РС РФ от 03.12.98 г. данный документ был признан незаконным и не подлежащим применению. В 1999 году ЦБ РФ и ГТК РФ издали новую Инструкцию № 86-И от 13.10.99 г. под тем же названием  взамен признанной ВС РФ незаконной.

Основная задача, которая  решается названными нормативными документами  пресечь утечку капиталов из РФ за границу. Согласно инструкции предприятие-экспортер (резидент РФ заключивший контракт на экспорт товаров) обязан предъявить контракт в уполномоченный банк, где  находится валютный счет экспортера, на который должна поступить выручка  от экспорта. Банк оформляет паспорт  сделки формализованный документ, содержащий сведения о внешнеэкономической  сделке, необходимые для валютного  контроля. Паспорт, подписанный уполномоченным банком и экспортером, предоставляется  в таможенные органы вместе с другими  документами для оформления экспорта товара. Уполномоченный банк принимает  на себя функции агента валютного  контроля за поступлением валютной выручки  по данному контракту.

3.2 Практика валютного  регулирования и валютного контроля  в РФ

В ходе практического применения нового валютного законодательства выявились некоторые проблемы. В  частности:

1. Часть 1 Статьи 19 Закона  устанавливает обязанность резидентов  при ведении внешнеторговой деятельности  обеспечивать репатриацию иностранной  валюты и валюты РФ в сроки,  предусмотренные внешнеторговыми  договорами (контрактами). Эта норма  касается как валютной выручки  от экспорта товаров (передачи  работ, услуг, результатов интеллектуальной  деятельности), так и возврата  в Россию авансов, уплаченных  нерезидентам за не ввезенный  товар (за невыполненные услуги). Такая норма вызывает проблемы  для участников ВЭД. На практике  российский экспортер или импортер  при заключении контракта заинтересован  в установлении объективных и  сжатых сроков выполнения обязательств  по контракту. При этом действующая  практика предусматривает включение  в контракт обязательств нерезидента  по уплате штрафов при нарушении  своих обязательств. В связи с  необходимостью выполнения положений  статьи 19 Закона резидент заинтересован  в установлении более длительных  сроков репатриации выручки, а  при приближении данных сроков  в случае невыполнения нерезидентом  обязательств - в подписании дополнений  к контракту о пролонгации  контрактных сроков. Так что коммерческие  интересы участника ВЭД, в том  числе получение им штрафных  санкций от нерезидента, вступают  в противоречие со Статьей  19 Закона. Уполномоченные банки также  сталкиваются с проблемой при  выполнении функций агента валютного  контроля за соблюдением нормы  Статьи 19. Иногда во внешнеторговых  контрактах участников ВЭД нет  конкретных сроков репатриации  выручки по отношению к отгрузкам  по экспорту или по отношению  к дате перевода аванса по  импорту, а есть лишь сроки  завершения расчетов/выполнения  обязательств сторон по договору. Тогда возникает вопрос о возможности  контроля за сроками выполнения  обязательств по договору или  сроком завершения расчетов или,  при отсутствии того и другого,  за сроками действия договора. Каких-либо разъяснений по данному  вопросу со стороны органов  валютного регулирования нет.

Информация о работе Валютный контроль в Российской Федерации