Валютный контроль в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:33, курсовая работа

Описание

Валютное регулирование, как часть денежно-кредитной политики государства, направлено на достижение и поддержание экономической стабильности в обществе, обеспечение экономической безопасности, установление порядка проведения операций с валютными ценностями и реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля.
В области валютного законодательства за последние десять лет произошли радикальные изменения, вызванные основным событием в этой сфере - отменой государственной валютной монополии.

Содержание

Введение
1. Валютная политика Российской Федерации
1.1 История валютного законодательства РФ
1.2 Роль и задачи валютной политики ЦБ РФ
1.3 Политика Центрального Банка на валютном рынке
2. Значение и основы валютного законодательства РФ
2.1 Социально-экономическая сущность валютного контроля
3. Система валютного регулирования и валютного контроля в РФ
3.1 Правовое регулирование валютного контроля
3.2 Практика валютного регулирования и валютного контроля в РФ
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

валютный контроль.docx

— 51.90 Кб (Скачать документ)

Основное направление  валютной политики, как составной  части экономической стратегии  страны в переходный период, можно  проследить, в первую очередь, на примере  либерализации условий внешнеэкономической деятельности страны. В июле 1992 г. в "Программе углубления экономических реформ" российским правительством были определены следующие конкретные цели либерализации условий внешнеэкономической деятельности:

отход от количественных ограничений  во внешней торговле и переход  к экономическим методам ее регулирования, переход к единому курсу рубля;

сближение структуры внутренних и внешних (мировых) цен, последовательное снижение ставок экспортного тарифа и введение унифицированного импортного тарифа;

переход к внутренней конвертируемости рубля для резидентов и нерезидентов сначала по текущим, а затем по капитальным операциям;

поддержка экспорта и расширение рынков сбыта российской продукции.

В Рабочей программе Совета Министров - Правительства Российской Федерации на 1993-1995 гг. "Развитие реформ и стабилизации российской экономики  были выдвинуты следующие задачи;

либерализация рынков, в первую очередь, валютного и внешнеторгового;

ликвидация множественности  курсов и переход к единому  валютному курсу;

расширение объемов продажи  экспортной выручки на валютном рынке.

Для достижения перечисленных  выше задач предполагалось;

резко ограничить, а затем  полностью прекратить квотирование и лицензирование экспортных поставок;

снизить экспортные пошлины  на неэнергетические товары и ликвидировать  централизованный экспорт;

отменить льготы по освобождению предприятий, отраслей и регионов от продажи экспортной выручки;

отказаться от практики установления дотационных коэффициентов для  централизованного импорта.

Эффективность указанных  специфических мер валютной политики увязывалась в обязательном порядке  в сочетании с такими направлениями  экономической политики государства, как:

проведение жесткой денежно-кредитной  политики и снижение темпов инфляции;

достижение процентной ставкой  по банковским ссудам положительного уровня;

повышение ставок по депозитам  и вкладам, обеспечивающее более  высокую доходность рублевых сбережений по сравнению с приобретением  и размещением СКВ;

расширение производства конкурентоспособной на внешнем  рынке продукции и развитие импортозамещающих  производств;

улучшение платежного баланса  страны.

Такая стратегия получила название "валютная шоковая терапия" по аналогии с "шоковой терапией". Сторонники данного варианта курсовой политики полагали, что быстрое введение конвертируемости российского рубля  можно обеспечить либо значительным понижением валютного курса, фиксируя его на существенно низком уровне (т.е. используя методы постоянной девальвации), либо посредством определения курса  национальной валюты на основе спроса и предложения на свободном рынке.

Указанная стратегия не учла главного: валютный сегмент, равно как  и финансовый рынок в целом, находятся  на протяжении всех лет реформы в  крайне нестабильном положении.

Анализ мирового опыта  свидетельствует о наличии следующих  основных вариантов осуществления  курсовой политики:

"свободно плавающие"  валютные курсы;

регулируемое "плавание" валют;

постоянно фиксированные  курсы.

Россия выбрала смешанный  вариант: проведение умеренной политики регулируемого "плавания" при  непрерывном изменении валютных курсов и применении корректирующих внутренних мер по стабилизации экономики  страны. Выбор подобного рода курсовой политики возможен при учете темпов инфляции, состояния платежного баланса, разницы процентных ставок за кредит, спекулятивных валютных операций, ускорения  либо задержки валютных платежей, степени  доверия к рублю в самой  России и на мировых валютных рывках, т.е. учете факторов, влияющих на российский валютный рынок.

В России было допущено с  самого начала реформ хождение сильной  мировой резервной валюты - доллара  США. В других странах, напротив, предпринимались  меры, направленные на максимальное ограничение  хождения иностранной валюты на национальном рынке и укрепление национальной валюты.

Россия, после введения внутренней конвертируемости, открыла по форме  и по существу доступ к долларовым накоплениям и расчетам в иностранной  валюте. Данное обстоятельство привело  к "всеобщей долларизации всей страны".

Обращение на территории России иностранной валюты ведет к ослаблению национальной валюты. В соответствии с положением Центрального банка  России "О прекращении на территории Российской Федерации расчетов в  иностранной валюте за реализуемые  физическими лицами товары (работы, услуги)" от 15 августа 1997 г. № 503 с 1 ноября 1997 г. вступил в силу новый порядок  расчетов за товары и услуги, продаваемые  физическим лицам. В результате российский рубль стал единственным платежным  средством при всех видах расчетов.

Одна из важнейших функций  ЦБ - поддержание устойчивости курса  рубля. Безусловно, устойчивый валютный курс является очень важным экономическим  параметром для российских предприятий.

В конце 2003 г. ЦБР прекратил  активную поддержку курса доллара  на валютном рынке, в результате чего котировки доллара снизились.

Начиная с весны 2003 г. ЦБ был  взят курс в валютной политике, означающий ее поворот на 180 градусов. Главными целями ЦБ стали: контроль за инфляцией  и выравнивание доходности валютных и-рублевых инструментов. При превышении номинальной рублевой доходности над  валютной это достигается двумя  способами - либо ускорить девальвацию  рубля и повысить доходность валютных инструментов, либо снижать доходность на внутреннем рынке. Выбор был сделан в пользу снижения доходности рублевых инструментов. Таким образом, рынку  задан четкий ориентир возможной  девальвации рубля.

Несмотря на положительные  стороны крепкого рубля, в частности, рост потребительского спроса и снижение процентных ставок, новая политика БР таит в себе риски, которые не следует недооценивать. В условиях унификации и изменения регулируемых тарифов после 2003 г. правительство  не сможет и дальше сдерживать инфляцию, в результате чего политика ЦБР может  оказаться дискредитированной, а  сам банк столкнется с еще большими проблемами.

1.3 Политика Центрального  Банка на валютном рынке

Валютный рынок представляет собой сферу отношений по поводу купли-продажи иностранной валюты.

Направление и формы валютной политики, проводимой центральным банком, зависят как от экономического положения  данной страны, так и ее места  в мировом хозяйстве. Центральный  банк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения  условий рефинансирования отечественных  коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса  и платежного баланса.

Учетную ставку на Западе, в  частности, применяют для того, чтобы  поднять курс национальной валюты. Например, Европейский Центробанк повышает учетную ставку, чтобы сдержать падение  евро. Предполагается, что подорожание  кредита в Европе заставит инвесторов скупать европейскую валюту, чтобы  ссудить ее под повышенный процент.

Центральный банк, покупая  или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении  на изменение курса национальной денежной единицы - девизная политика. Подобные операции получили название "валютных интервенций". Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашения "своп") национальную валюту, он увеличивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается предложение. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики центрального банка в данной экономической ситуации.

В России в соответствии с  новым Федеральным законом "О  валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты  имеют право покупать и продавать  валюту на внутреннем валютном рынке  России только через уполномоченные банки. Сделки купли-продажи валюты могут осуществляться непосредственно  между уполномоченными банками, а также через валютные биржи.

Одной из важнейших задач  валютного контроля является ограничение  масштабов утечки капитала из страны при одновременном поддержании  предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. При дефиците валютных средств, необходимых для  обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала может ухудшить состояние  платежного баланса и свести на нет  усилия по укреплению рубля. Ежегодная  утечка капитала из России составляет 20-25 млрд. долл. Причем, в отличие  от зарубежных стран, она характеризуется  своеобразием мотивов оттока, по каналам  вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям.

Бегство капитала происходит в следующих формах:

по внешнеторговым операциям  в виде нерепатриации экспортной валютной выручки, не поступления товаров  и услуг в счет погашения авансовых  платежей по импорту, занижения цен  по экспорту и завышения цен по импорту продукции уходит за рубеж  примерно 18-19 млрд. долл.

наличие в стране организованной сети недобросовестных хозяйствующих  субъектов, использующих "серые" схемы перевода валютных средств  за границу, которые формально прикрываются внешнеторговыми контрактами. Основной причиной данного явления следует  признать свободный доступ любого хозяйствующего субъекта на внешний рынок. В схемах утечки капитала ключевую роль играют "фирмы-однодневки", которые оформляют  фиктивные импортные контракты, покупают под них валюту на валютной бирже и переводят ее за границу, преимущественно с территории оффшорных  зон. Контроль за деятельностью таких  фирм чрезвычайно сложен в связи  с коротким сроком их "работы" и огромным количеством. В настоящее  время, по данным ВЭК России, число  участников внешнеэкономической деятельности достигло 670 тыс.

По инициативе Банка России и при его активном участии  Правительством России были подготовлены и внесены в Государственную  Думу следующие законопроекты:

Проект Федерального закона "О внесении дополнения в статью 193 Уголовного кодекса РФ", который  предусматривает усиление ответственности  участников внешнеэкономической деятельности за нарушение валютного законодательства за счет введения норм уголовной ответственности  за незаконный перевод валютных средств  за границу;

Проект Федерального закона "О внесении дополнения в статью 28 ФЗ "О банках и банковской деятельности", принятый Государственной Думой. Он предоставляет Банку России право  определять порядок установления кредитными организациями корреспондентских  отношений с банками, зарегистрированными  на территории оффшорных зон иностранных  государств. ЦБ РФ получил возможность  принять дополнительные регулирующие меры:

кредитные организации обязаны  формировать резервы под операции с резидентами оффшорных зон  в размере не менее 50% остатка  на отдельных лицевых счетах, открытых к балансовым счетам, на которых  учитываются соответствующие операции с нерезидентами;

уполномоченные банки  устанавливают корреспондентские  отношения с оффшорными банками, исходя из рейтинга иностранных банков по степени их долгосрочной кредитоспособности и размера собственных средств.

Федеральный закон "О внесении дополнений в Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", вступивший в действие с 7 июля 1999 г., который ограничивает максимальные размеры единовременного вывоза наличной валюты физическими лицами-резидентами  суммой, эквивалентной 10 тыс. долл. США.

Для противодействия утечке капитала за границу внесены предложения  по внесению изменений и дополнений в ФЗ "О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности". Они  предполагают:

введение лицензирования отдельных видов внешнеторговой деятельности, государственную регистрацию  и экспертизу внешнеторговых контрактов, сокращение числа посреднических организаций  во внешней торговле (целью в данном случае является борьба с "фирмами-однодневками");

четкое законодательное  определение понятий и терминов, связанных с экспортом и импортом работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности;

установление обязательных требований к внешнеторговым контрактам и документам, подтверждающим предоставление и получение услуг и результатов  интеллектуальной деятельности.

Банк России в рамках своей  компетенции в 1999 г. принял ряд жестких  мер валютного регулирования  и валютного контроля:

1. Разработан порядок валютного  контроля со стороны уполномоченных  банков за операциями их клиентов, связанными с переводами валюты  за границу по договорам, требующим  особого внимания (обладающим признаками  подозрительности). Повышена ответственность  кредитных организаций и их  клиентов за неисполнение требований  валютного законодательства.

2. Введено требование обязательного  открытия юридическими лицами-резидентами  рублевых депозитов в уполномоченных  банках в размере 100% средств,  перечисленных на покупку валюты  для оплаты импорта товаров  до их ввоза в страну, т.е.  под контракты, предусматривающие  осуществление авансовых платежей. Это позволило снизить влияние  недобросовестного бизнеса во  внешней торговле на состояние  внутреннего валютного рынка.  Однако данное ограничение действовало  не более двух недель, так как  были затронуты и интересы  добросовестных импортеров. С учетом  этого Банк России в оперативном  порядке выпустил нормативный  документ, освобождающий импортеров  от необходимости депонирования  рублевых средств при покупке  валюты в случае использования  ими общепринятых в международной  внешнеторговой практике инструментов  обеспечения (открытие безотзывных  аккредитивов, заключение договоров  страхования риска невозврата  переведенной по импортным контрактам  иностранной валюты, получение гарантий  первоклассных иностранных банков, а также векселей, выданных нерезидентами  и авалированных иностранными  банками).

3. В целях реализации  Указа Президента РФ № 334 от 15 марта 1999 г. "Об изменении  порядка обязательной продажи  части валютной выручки" установлен  порядок контроля за обязательной  продажей экспортной валютной  выручки, являющейся залогом погашения  экспортерами валютных кредитов (займов), фактически полученных  и зачисленных на счета в  уполномоченных банках до 15 марта  1999 г. Принятые Банком России  меры по валютному регулированию  и валютному контролю во многом  носят вынужденный характер и  являются адекватной реакцией  на конкретные условия развития  российской экономики, что выражается  в высоком уровне криминализации  экономики и, в частности, в  уходе от налогообложения, конверсии  неучтенных доходов в валюту  с целью ее последующего перевода  за границу с использованием "серых"  схем.

Информация о работе Валютный контроль в Российской Федерации