Становление и развите казначейства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 05:58, курсовая работа

Описание

Деятельность органов Федерального казначейства связана со всеми финансовыми потоками, которые относятся к государственным и муниципальным финансам. Поэтому наиболее оптимальной системой финансового контроля является казначейство.

Содержание

Введение
1.История возникновения и развития Российского казначейства
1.1 Зарождение казначейства в России…………………………………………6
1.2 Развитие казначейства после и во время правления Петра I……..………..8
1.3 Развитие казначейства после революции 1917 года………………………11
1.4 Возрождение казначейства в РФ…………………………………………...13
2. Устройство федерального казначейства на современном этапе и его…….20
задачи
3.Анализ деятельности казначейства на примере Ленинградской области....28
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Конец.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

       Армия содержалась без участия казначейства за счет подушной подати, которая собиралась земским комиссаром – особым уездным  чином  для взимания сборов, полковником и офицерами местного полка. Каждые четыре месяца полковник направлял воинскому казначею Военной коллегии ведомость о собранных деньгах, а земские комиссары сообщали эту информацию в Камер-коллегию. Часть денег оставалась в полковой казне на нужды полка, а остальные направлялись в Военную коллегию.К концу правления Петра I была создана Счетная или Казначейская Контора, следившая до 1741 года за правильным поступлением налогов.В 1710 году в период плавления Петра I была создана Счетная или Казначейская Контора, следившая до 1741 года за правильным поступлением налогов.

       При Екатерине II в 1785 были проведены реформы госудатственого управления и несомненно ими было затронуто и казначейство.Эти реформы в первую очередь касались местного управления, количество губерний было увеличено до 50, во главе каждой стоял губернатор. Центральные коллегии также сместили центр своей деятельности на уровень губерний, где были созданы соответствующие палаты. В составе Казенных палат были должности губернских казначеев, в уездах же власть осуществлялась двумя органами: уездным казначейством и земским судом.

       Завершением этого этапа развития казначейства следует считать создание в городах  Петербурге и  Москве казначейств, которые осуществляли хранение доходов и производство расходов.

       «Штатная  казначейства ведали все обыкновенные расходы, кроме военных, флотских и  кабинетных…». То есть, на этом этапе  функционирования казначейства, оно  не отвечало за финансовое обеспечение армии и флота.

       Реформы Екатерины II  позволили расширить казначейскую систему до уездного уровня, вместе с тем, военные расходы продолжали осуществляться без участия казначейства. Итогом преобразований казначейства в этот период следует считать создание третьей формы казначейства – трехуровневой системы  (Казначейская экспедиция – центральный орган, губернский казначей – региональный орган, уездный казначей – местный орган).

       Император Павел I разработал и принял план совершенствования системы государственного управления, который предполагал замену коллегий министерствами, органами управления, основанными на единоначалии. Планировалось учреждение семи министерств: юстиции, финансов, военного, морского, иностранных дел, коммерции и Государственного казначейства. В  1796 году  Павлом I была учреждена должность Государственного Казначея, которому была вверена казначейская экспедиция, отвечавшая за государственные доходы и расходы. Первым Государственным Казначеем России был назначен барон Алексей Иванович Васильев,далее Государственными казначеями стали Голубцов Ф.А. (1802-1810 гг.) и Кампенгаузен Б.Б. (1810-1811 гг.).В 1821 г. при Министерстве финансов был создан Департамент Главного казначейства, которым составлялся Генеральный денежный отчет по Государству. В состав Главного казначейства в 1822 году входили 5 отделений: кассовое, бухгалтерское, контрольно-приходное, контрольно-расходное и контрольно-оборотное, а также канцелярия.

       В 1802 году Император Александр I проводит очередную реформу государственного управления, в результате которой центральными органами государственного управления становятся министерства.

       «Ведомству  Государственного Казначея были подчинены  Экспедиции, Казенные палаты и Уездные  Казначеи в кассовом, счетном и  контрольном отношениях. Ведомство Государственного казначея было включено в состав министерства финансов 2 февраля 1821 года под названием департамента Государственного Казначейства».

       Департамент Государственного Казначейства в этот период отвечал не только за доходы и расходы бюджета, но и за предварительную проверку финансовых смет всех министерств и главных управлений, военное министерство не было исключением.

       Выполняя  функции по сбору доходов в  бюджет и осуществлению расходов из него, Государственное казначейство также отвечало за хранение и выдачу наличных денег.

1.3 Развитие  казначейства после революции  1917 года

     Революцией 1917 г. был завершен этап казначейского  исполнения государственного бюджета. Постановлением Правительства в  октябре 1918 г. все кассовые операции по исполнению бюджета были возложены на Народный банк. Департамент Государственного казначейства и его местные органы были присоединены к учреждениям Народного банка, образуя там сметные отделы. Завершился этот процесс в 1926 г. В результате слияния Народный банк РСФСР сосредоточил в своих руках: кредитное дело, финансирование народного хозяйства страны и аппарата управления страны, всю сметно-бюджетную работу, руководство денежным обращением. На местах развернули свою деятельность финансовые отделы исполкомов местных советов. С этого времени в стране устанавливается банковская система исполнения бюджета, которая без существенных  изменений  просуществовала весь советский период развития государства. Эта система посредством государственного банка обеспечивала кассовое исполнение бюджетов, включающее сбор и учет доходов бюджетов, межбюджетное перераспределение доходов, открытие и ведение лицевых счетов бюджетополучателей, организацию учета и отчетности по всем операциям с бюджетными средствами. Государственное казначейство, как структура Министерства финансов перестала существовать.

     Однако, с распадом Советского Союза и  реформой банковской системы в Российской Федерации, бюджетные средства оказались  в негосударственных коммерческих банках, для которых исполнение бюджета уже не являлось приоритетным направлением деятельности. Государственные средства превратились в кредитный ресурс для банков. Как результат, стали возникать постоянные задержки в зачислении налогов и сборов на бюджетные счета, в проведении бюджетных расчетов. Время прохождения денег до конечных получателей резко возросло. Министерство финансов России в известной степени лишилось возможности контролировать движение бюджетных средств, и, соответственно, резко увеличились объемы их нецелевого использования. Объективным условием сложившейся ситуации стало принятие Конституции России, которая разделила функции Правительства РФ и Центрального банка России. Более того, законом о Центральном банке России на него не возлагаются функции кассового исполнения бюджета.

   Указанные обстоятельства привели к отказу от банковской системы исполнения бюджетов и возврату к прежней, казначейской. Применение казначейской системы исполнения бюджета отличается от банковской прежде всего тем, что казначейство концентрирует оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета, - доходный и расходный – на одном счете. Такой порядок позволяет существенно ускорить процесс финансирования. Основной целью создания казначейской системы исполнения федерального бюджета является содействие оптимальному управлению государственным финансовым ресурсам.

1.4.Возрождение казначейства в РФ

     Указом  Президента РФ от 8 декабря 1992 года № 1556 был в принципиальном, и постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года № 864 – в организационном плане решен вопрос о создании Федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. С этого момента начался отсчет времени возрождения казначейства в России.

27 августа  1993 г. постановлением Совета Министров  Российской Федерации № 864, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О Федеральном казначействе», органы Федерального казначейства были воссозданы.

     Переход от банковской к казначейской системе  исполнения бюджета был обусловлен развитием рыночных процессов в российской экономике, сопровождающихся образованием разрозненной массы кредитных организаций. Центральный банк Российской Федерации, сосредоточив все усилия на вопросах денежно-кредитного регулирования, значительно снизил приоритетность вопросов исполнения бюджета. Был серьезно ослаблен банковский учет бюджетных средств, а коммерческие банки вообще не осуществляли контроль за использованием бюджетных средств.

     Поэтому возникла острая необходимость создания органа, который совместил бы в себе часть функций банковской и налоговой систем Российской Федерации. Казначейство должно было «замкнуть» на себе осуществление и учет операций со всеми государственными федеральными ресурсами и освободить банковскую систему от функций ведения детального учета доходов федерального бюджета и контроля за целевым их использованием.

     За  сравнительно небольшой период, окончательно сформировалась единая централизованная система органов Федерального казначейства. Сегодня это Федеральное казначейство и подчиненные ему территориальные органы по республикам, краям, областям, автономиям, а также городам, районам и районам в городах.

      Недостаток  данной системы состоит в том, что она позволяла учитывать, контролировать и достоверно информировать Правительство РФ лишь о суммах счета главных распорядителей средств; дальнейшие денежные потоки не просматривались, соблюдение целевого характера бюджетных средств не гарантировалось. Понятие «единства кассы» в отношении средств федерального бюджета неприменимо, поскольку в этих условиях существует множественность счетов по учету бюджетных средств.

      Постановка  учета бюджетных средств в  банках не позволяла получать полную информацию о поступивших доходах, произведенных кассовых расходах и  перечислении этих средств по назначению, а следовательно – эффективно контролировать данные операции.

     Казначейская система России является важнейшим инструментом по управлению и контролю финансовыми ресурсами государства.

     Августовский  кризис 1998 г. наглядно показал эффективность  казначейской системы, когда все бюджетные средства, находившиеся на счетах в казначейских органах, совершенно не пострадали. В то же время организации, державшие средства в коммерческих банках, понесли огромные потери. Анализируя почти пятнадцатилетний период функционирования возрожденной казначейской системы исполнения бюджетов в России, можно обозначить ряд важнейших этапов.

     Одним из первых из них является организация  исполнения с 1994 г. Федерального бюджета  по доходам: ежедневный учет поступлений  в бюджетную систему и распределение этих поступлений по соответствующим бюджетам бюджетной системы.

     Второй  этап - исполнение федерального бюджета  по расходам начинался в 1995 г. с момента  открытия органами Федерального казначейства балансовых счетов «Средства федерального бюджета». Счета также открывались преимущественно в расчетно-кассовых центрах Банка России, а при их отсутствии в других кредитных учреждениях.

     Следующим шагом в развитии казначейской системы  в России был переход (с 1996 г.) на обслуживание получателей средств федерального бюджета через лицевые счета, открытые ими в органах Федерального казначейства.

     С 1999 г. наступил третий этап становления  казначейской системы в России. В  этот период изменился порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением социальных льгот отдельным категориям граждан (например, лицам, пострадавшим в периоды массовых репрессий и впоследствии реабилитированным). Указанные расходы стали осуществляться за счет средств местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета.

     2001 г. ознаменовался началом четвертого  этапа развития казначейской  системы исполнения бюджетов, характеризующегося  переходом к новому качеству  исполнения бюджетов, основанному  на методе единого казначейского  счета. На данном этапе были  предприняты конкретные меры по ориентированию деятельности Федерального казначейства на распространение практики предоставления услуг субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по кассовому обслуживанию их бюджетов централизованной федеральной структурой.

     С 2004 года функциональное развитие системы  казначейских органов тесно взаимоувязан с проходящими в России административной и бюджетной реформами.

     На  современном этапе развития российского  государства установлено повсеместное казначейское исполнение бюджетов всех уровней, обозначены рамки кассового обслуживания региональных и местных бюджетов централизованной системой Федерального казначейства, а также созданными в ряде субъектов Российской Федерации самостоятельными региональными и муниципальными казначейскими органами.

     Основное  предназначение казначейской системы  – содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами.

     Успешное  развитие экономики любого государства  во многом зависит от достоверности  и оперативности получения информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управлениями ими. Основным поставщиком этой информации для Правительства Российской Федерации выступает федеральное казначейство потому выступает в основном поставщиком информации по доходам и расходам бюджетов всех уровней для государственных органов власти, которая позволяет оценить работу органов государственного управления и получить более ясное представление об экономических последствиях проводимой ими бюджетной политики.

      Международный опыт и история государственных  финансов России дают практически безальтернативное  решение данной проблемы – решение  об организации в Министерстве финансов РФ системы органов Федерального казначейства и переводе бюджета  на казначейское исполнение, что и закреплено теперь ст. 215 Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту  БК РФ). В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов.

     Основное  предназначение казначейской системы  – содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами.

Информация о работе Становление и развите казначейства России