Современное состояние и проблемы АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:29, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение состояния агропромышленного комплекса, а так же проблемы его финансирования.
Для раскрытия поставленной цели перед работой стоят следующие задачи:
- дать понятие и рассмотреть сущность агропромышленного комплекса страны;
- охарактеризовать современное состояние агропромышленного комплекса страны;
- проанализировать структуру и динамику бюджетного финансирования агропромышленного комплекса страны

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ОСОБЕННОСТИ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОНИЕ АПК В РОССИИ
1.1 Особенности АПК
1.2 Отраслевая структура АПК
1.3 Современное состояние АПК в России
2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АПК
2.1 Формы финансовой поддержки АПК
2.2 Анализ динамики финансирования АПК
2. 3 Анализ структуры финансирования АПК
2.3.1 Анализ структуры финансирования расходов на повышение финансовой устойчивости
2.3.2 Анализ структуры финансирования расходов на развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В АПК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

0. 0. 0. введение.docx

— 73.93 Кб (Скачать документ)

В развитых странах на АПК  приходится значительная часть работников, основного и оборотного капитала, ВВП. Именно от масштабов АПК, совершенства его структуры и эффективности функционирования во многом зависят повышение уровня жизни населения и обеспечение продовольственной безопасности.

 

 

1.3 Современное состояние  АПК в России

 

Агропромышленный комплекс Российской Федерации на сегодняшний  день является наиболее проблемным сектором развития для российской экономики.

На сегодняшний момент страной утрачена продовольственная  безопасность: свыше 50% сельскохозяйственной продукции ввозится из-за рубежа, а  крупные города зависят от ввозных товаров на 70-80%. На закупку продовольствия ежегодно тратится  20-26 млрд. долл. Официально признается, что  заброшено 40 млн га пахотных земель. Согласно неофициальным оценкам площадь необрабатываемых пахотных земель достигает 60 млн га. Ныне на селе проживает треть трудового населения, однако демографическая ситуация такова, что в деревнях почти не осталось трудоспособного населения, а смертность в селах превышает рождаемость в  3-4 раза. Из-за неблагоприятных условий жизни и деформации социально-экономического развития 17000 населенных пунктов исчезли с карты страны. Оплата труда а агросфере самая низкая, сельская пенсия на 20% меньше, чем в городе. В селе самая высокая безработица: уровень занятых составляет всего 68% [3].

Не может развиваться  отрасль, поставленная во все углубляющиеся  неэквивалентные отношения по закупке техники, горюче-смазочных материалов, электроэнергии, которые поставляются по завышенным ценам [3].

Кризис сельского хозяйства, в отличие от других отраслевых кризисов, не означает только тяжелое состояние аграрного производства, которое приняло в этой сфере наиболее разрушительные формы. Он охватывает всю сферу жизнедеятельности людей, связанных с аграрным производством, всю сельскую территорию. Кризис проявляется в огромном оттоке населения из сельских местностей в города и городские поселки, в обезлюдении деревни. Сельская местность  становится средой обитания,  в которой не хочет жить молодежь, где отсутствуют внутренние стимулы к её восстановлению. Она нуждается в безотлагательной помощи государства, в новой концепции аграрного развития.

Таким образом, современное  состояние сельское хозяйство требует результативных действий государства по регулированию его развития, а так же всестороннего упорядочения его производственной и социальной инфраструктуры. Задача государства состоит в том, чтобы сделать сельское хозяйство полноправной и эффективной частью всего общественного производства. В этом реальный залог его позитивного будущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА  АПК

 

Сельскохозяйственное производство связано с биологическими и природными процессами, находится в прямой зависимости от климатических факторов, вовлеченности в производство человека, земли, растений, животных, разнообразного по своему составу и назначению основного и оборотного капитала и является очень сложной формой хозяйственной деятельности.

При этом независимо от национальной принадлежности, уровня развития, форм собственности, методов его организации, сельское хозяйство имеет свои специфические, присущие только ему особенности, существенно отличающие его от всех других отраслей народнохозяйственного комплекса. Эти особенности наиболее значимо проявляются в условиях рыночной экономики при свободной конкуренции и недостаточном регулировании государством происходящих процессов. Как следствие этого, в большинстве стран мира не только признана необходимость государственного регулирования сельского хозяйства, но и приняты конкретные законодательные акты, на основе которых выработаны эффективные направления, программы, обеспечивающие устойчивое развитие не только отраслей сельскохозяйственного производства, но и всех сфер деятельности и условий проживания сельского населения.

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Формы финансовой поддержки АПК

 

Национальный проект «Развитие  АПК» в сфере сельского хозяйства направлен на приоритетное развитие животноводства, преодоление демографического кризиса в отрасли, на борьбу с бедностью, создание современного конкурентоспособного сельхозпроизводства, а также на стимулирование развития малых форм агробизнеса.

С 2008 года проект преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства [4].

С начала 2008 г. реализуется имеющая статус приоритетного национального проекта пятилетняя Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, охватывающая весь спектр направлений развития агропромышленного комплекса, продовольственного обеспечения страны и устойчивого развития сельских территорий. 

Целями Программы на 5-летний период являются:

  • устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
  • повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
  • сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Для достижения этих целей  необходимо решение основных задач  в рамках следующих подпрограмм (направлений):

  • создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности (ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года»);
  • повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой, газификации домов природным газом за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли;
  • улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия (ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2008-2012 годы»);
  • обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства;
  • повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов;
  • совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки, применение механизма таможенно-тарифного регулирования импорта продукции, разработку стандартов на сельскохозяйственную продукцию, а также доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами [5].

В силу этой специфики развитие АПК является важнейшим приоритетным направлением развития экономики. В  рамках реализации Государственной  программы государственная поддержка агропромышленного комплекса осуществляется в форме предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по следующим направлениям:

    • на поддержку племенного животноводства,
    • на приобретение средств химизации,
    • на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства, овцеводства,
    • на страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений,
    • на компенсацию части затрат по уплате процентов по кредитам (займам),
    • на развитие отраслей растениеводства, в том числе элитного семеноводства,
    • на реализацию экономически значимых региональных программ субъектов Российской Федерации [6].

На уровне субъектов Российской Федерации созданы Фонды содействия кредитованию малого и среднего бизнеса для обеспечения доступности кредитных ресурсов. Их работа заключается в предоставлении поручительства по кредитам, получаемым в коммерческих банках субъектами малого и среднего предпринимательства, при недостаточном объеме залогового обеспечения.  Такие гарантийные фонды созданы при финансовой поддержке из федерального бюджета.

Из федерального бюджета  в 2011 году бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках реализации Государственной программы выделяются средства на условиях софинансирования на реализацию следующих мероприятий государственной поддержки сельскохозяйственного производства:

  1. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 90 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах»;
  2. Субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1199 «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений»;
  3. Субсидии на поддержку племенного животноводства регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 г. № 79 «Об утверждении правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства»;
  4. Субсидии на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства, овцеводства регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. № 1069 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства»;
  5. Субсидии на возмещение части затрат на закупку кормов регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. № 179 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота»
  6. Субсидии на поддержку отраслей растениеводства регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 1174 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской федерации на поддержку отдельных отраслей растениеводства»;
  7. Субсидии на поддержку экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1042 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации»;
  8. Субсидии в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года»;
  9. Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 99 «О федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года» [6].

 

 

2.2 Анализ динамики финансирования  АПК

 

Рассмотрим динамику финансирования мероприятий, предусмотренных Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования  рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - Госпрограмма) в общей совокупности Федеральных целевых программ [7].

Таблица 1 – Расходы Федерального бюджета на финансирование Госпрограммы

       

В млрд. руб.

Показатель

2008

2009

2010

2011

2012

Расходы на ФЦП

729,8

818,7

761,1

922,1

847,6

Расходы на Госпрограмму

76,3

100,0

120,0

125,0

130,0


 

Как видно из представленных данных, динамика бюджетных ассигнований на поддержку АПК имеет положительный характер. В 2008 году было выделено 76,3 млрд. руб., что соответствует наименьшему значению. А наибольшая сумма в абсолютном выражении на финансирование мероприятий, направленных на поддержку АПК будет выделена в 2012 году.

Общий объем финансирования Программы в 2008 - 2012 годах за счет средств федерального бюджета составит 551,3 млрд. рублей [8].

В таблице 2 представим удельный вес по расходам на Госпрограмму в общем совокупности расходов на ФЦП.

 

Таблица 2 – Расходы федерального бюджета на финансирование ФЦП

         

В %

Показатель

2008

2009

2010

2011

2012

Расходы на ФЦП

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

Расходы на Госпрограмму

10,45

12,21

15,77

13,56

15,34


 

 

Для большей наглядности  табличных данных представим соотношение  расходов на Госпрограмму на рисунке 1.

Рисунок 1 – Динамика расходов Федерального бюджета на финансирование ФЦП в 2008-2012 гг.

Информация о работе Современное состояние и проблемы АПК