Совершенствование бюджетного планирования и прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:12, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов бюджетного планирования и прогнозирования.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть методы бюджетного планирования и прогнозирования, и их характеристики;
изучить, какие методы бюджетного планирования и прогнозирования применяются в России;
выявить направления совершенствования методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1 Теоретические основы бюджетного планирования……………….4
Сущность и необходимость бюджетного планирования………………4
Методы бюджетного планирования и прогнозирования и их характеристики……………………………………………………………...9
Глава 2 Структура Бюджетного планирования……………………..……….20
2.1 Анализ структуры бюджетного планирования…………………………..20
2.2 Анализ и контроль за выполнением бюджета……..…………………….27
Глава 3 Совершенствование бюджетного планирования и

прогнозирования……………………………………………………………….30

2.2 Проблемы и недостатки Бюджетного планирования и прогнозирования …………………………………………………………………………………..30

Заключение……………………………………………………………………..34

Работа состоит из  1 файл

курсовая-бюдж.планирование-прогнозирование.docx

— 69.05 Кб (Скачать документ)

Содержание  :

 

Введение………………………………………………………………………..2

Глава 1 Теоретические основы бюджетного планирования……………….4

    1. Сущность и необходимость бюджетного планирования………………4
    2. Методы бюджетного планирования и прогнозирования и их характеристики……………………………………………………………...9

Глава 2 Структура Бюджетного планирования……………………..……….20

2.1 Анализ структуры бюджетного планирования…………………………..20

2.2 Анализ и контроль за выполнением  бюджета……..…………………….27

Глава 3 Совершенствование бюджетного планирования и 

 

прогнозирования……………………………………………………………….30

 

2.2 Проблемы и недостатки Бюджетного  планирования и прогнозирования  …………………………………………………………………………………..30

 

Заключение……………………………………………………………………..34

 

Список используемой литературы……………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для того чтобы управлять будущим, человечество создало определенные механизмы, которые в экономической  науке называются – прогнозирование, макроэкономическое планирование и  экономическое программирование. Прогнозирование  – это получение информации о  будущем; это предвидение, которое  делится на научное и ненаучное (интуитивное, каждодневное и религиозное). Научное предвидение базируется на знаниях закономерностей развития природы, общества и мышления; интуитивное  – на так называемом жизненном  опыте, связанном с аналогиями, приметами  и т.д.; религиозное предвидение  ещё называют пророчеством, то есть верой в сверхъестественные силы, предрассудки и прочее.

Прогнозирование – это предвидение, которое базируется на специальном  научном исследовании. Поисковый  прогноз – это определение  возможного положения явления в  будущем; нормативный – определение  путей и сроков достижения возможного положения явления, которое принято  за цель. Прогнозирование имеет два  конкретных аспекта: предсказывать  и предвидеть. В зависимости от того, какой результат необходимо получить или, что необходимо спрогнозировать, преимущество предоставляется то одному, то другому аспекту.

Прогнозирование необходимо, потому что точное предвидение будущего повышает эффективность процесса принятия решения.

Чтобы эффективно управлять народным хозяйством или  любым его структурным звеном, необходимо четко знать, какими должны быть воздействие на экономику и  его последствия.

В странах  с развитой рыночной моделью экономики  прогнозирование и планирование являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Нацелено применяя такой инструмент, эти страны, как известно, добились большого успеха в техническом прогрессе, повышении уровня жизни населения и других социально-экономических областях.

В настоящее  время следует отметить непрерывно растущую потребность в прогнозах.

Теория  прогнозирования и планирования экономики базируется на экономической  теории. Если последняя изучает глубинные  процессы экономического развития, устанавливает  их суть, движущие силы для любых  общественно-экономических формаций, то прогнозирование и планирование являются рабочим инструментом определения  величин экономических показателей, позволяют выявить наиболее эффективные  методы регулирования социально-экономических  процессов в обществе и одновременно выступают в качестве методологической основы при рассмотрении вопросов прогнозирования  и планирования отраслевых экономик, таких, как экономика промышленности, экономика транспорта, экономика  строительства и др. Таким образом, место теории прогнозирования и  планирования в системе экономических  дисциплин определяется тем, что  она является как бы связующим  звеном экономической теории, с одной  стороны, и отраслевыми экономиками  – с другой. Данная наука имеет  тесную связь со статистикой, от которой  она заимствует методы анализа и  необходимые сведения для расчетов.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов бюджетного планирования и  прогнозирования.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие  задачи:

  • рассмотреть методы бюджетного планирования и прогнозирования, и их характеристики;
  • изучить, какие методы бюджетного планирования и прогнозирования применяются в России;
  • выявить направления совершенствования методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании.

 

Глава 1 Теоретические основы бюджетного планирования

1.1 Сущность и необходимость бюджетного планирования

Управление  средствами связано с понятием бюджетирования, которое включает систему финансовых ресурсов и бюджетных затрат, состоящую  из:

а) анализа;

б) планирования;

в) контроля.

Бюджетирование  в масштабах страны выявляет денежные потоки и связи в государстве, определяет источники поступления  и направления расходования денежных средств, создает систему контроля над финансовыми потоками, проводит корректировку доходных и расходных  статей бюджета. Термин "бюджет" понимается двояко: во-первых, это масса финансовых ресурсов; во-вторых, это соотношение  между доходами и расходами системы, т.е. баланс денежных средств объекта  хозяйствования.

Система бюджетного планирования в государстве  складывается десятилетиями, отражая  насущные проблемы состояния и развития конкретной страны. Государственные  органы власти составляют проект плана  получения и расходования средств, который после утверждения, становится бюджетным планом (бюджетом). План применяет  такие формы воздействия на экономику, как субсидирование и финансирование.

Показательна  эволюция понятия "бюджет". Вначале  в масштабах страны он рассматривался лишь как финансовый план, в котором  основное место уделялось механизмам платежей, учета и отчетности. Затем  в его методологию стали включать экономические аспекты, и их роль со временем возрастала. Сам бюджет стал восприниматься как главный  финансовый документ страны. Он стал основным средством государственного экономического планирования, влияющим на макроэкономическую стабилизацию и рост. Сейчас понятие  бюджета характеризует всесторонний процесс распределения ресурсов и распоряжения ими при сопоставлении затрат с доходами.

Планирование  распределения ресурсов зависит  от оценки будущего поступления средств. Для этого анализируется состояние  макроэкономических параметров страны (ВВП, внешний и внутренний кредит, занятость в обществе), учитывается  процесс стабилизации и роста  экономики и т.д.

Обоснование сумм расходования средств по направлениям бюджетного плана происходит на основе экстраполяции прошлых тенденций  с учетом качественно новых предполагаемых явлений. Сильное влияние на распределение  средств оказывает изменение  суммы доходной части бюджетного плана.

При превышении доходной части над  расходной говорят о профиците 

 

средств бюджета, при превышении расходной  — о дефиците.

 

Государственная бюджетная система страны состоит из двух звеньев: 1) республиканского бюджета; 2) местного бюджета. При составлении бюджетов различных уровней действует принцип сбалансированности, означающий, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать объему поступлений из источников финансирования.

Методически обоснование бюджетного плана происходит на основе

 

балансового метода. Значительную долю доходной части бюджетного плана 

 

составляют налоги. Их обоснование  происходит в плане по налогам  и 

 

сборам. Наибольшая доля приходится на такие федеральные налоги, как 

 

подоходный, налог на прибыль и  НДС. Налоги в доходы федерального

 

бюджета собираются по всей территории страны по единым нормативам.

 

Кроме налогов доходную часть бюджета  образуют сборы: за право торговли,

 

курортные, акцизные, таможенные пошлины, а также другие доходы

 

государства. Средства бюджета в  значительной мере формируются 

 

Министерством по налогам и сборам, Государственным таможенным

 

комитетом, Министерством финансов.

 

Таким образом, составление и исполнение бюджетного плана является частью финансово-бюджетного регулирования страны. Государственная  бюджетная система состоит из трех звеньев.

  • Планирование бюджета определяет процесс обоснованного формирования и использования денежных средств государства.
  • Бюджет страны характеризует его масштаб и структура.
  • Бюджетный план является средством воздействия государства на рациональное использование имеющихся финансовых ресурсов.

Важным элементом  управления экономическими и социальными  процессами являются планирование и  прогнозирование. Планирование и прогнозирование  — понятия не тождественные, каждый из них как инструмент управления выполняет свою роль.

    Общее  между прогнозированием и планированием:

Единство  объекта- н/х, отрасли, отдельные объекты  и процесс.

Единство  социально -экономических условий.

Единство  методов и методологий изучения явлений и процессов и установленных  закономерностей.

Целенаправленное  прогнозирование и планирование, ибо, как прогнозирование, так и  планирование имеет не самоцель, а  средство для решения задач перед  общество, перед коллективом.

Связь между  прогнозированием и планированием  и результатами их реализации.

    Отличие  прогнозирования от планирования:

Детализация, обоснование каждого показателя плана и его увязка друг с другом (обоснованность задания плана с  точки зрения обеспеченности материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, производственными мощностями и т.д.).

Жесткая привязка показателей во времени и в  пространстве.

Обязательность  выполнения плана.

Планирование  как средство для государственного регулирования социально- экономического развития общества.

Единство  составления проверки организации  выполнения плана.

    В  широком смысле слова финансовое  прогнозирование заключается в  изучении возможного финансового  положения предприятия в будущем,  разработке основных направлений  стратегии в области финансов  для обеспечения необходимой  устойчивости предприятия при  финансировании определенных расходов. Такой прогноз имеет значение  прежде всего для самого предприятия,  поскольку постоянными задачами  при продолжающейся деятельности  остается привлечение капитала  и предупреждение банкротства. 

    Наряду  с этим, понятие "прогноз"  употребляется применительно к  расчетам, необходимым для составления  финансовых планов, например, прогноз  объема реализации продукции,  прогноз величины затрат и  т.п. Это придает расчетам определенную  гибкость, позволяет вносить коррективы  в зависимости от изменившихся  обстоятельств.

    Прогноз  перспектив финансового состояния  предприятия имеет значение и  для внешних пользователей экономической  информации. По опыту западных  стран можно сказать, что в  банках проводится значительная  работа по прогнозированию банкротства  предприятий. Применяемые методы  оценки вероятности банкротства  освещаются в специальной литературе, в том числе и отечественной.  В соответствии с результатами  оценки финансового состояния  предприятие может быть признано  неплатежеспособным, могут быть  сделаны выводы о реальной  возможности у предприятия-должника  восстановить свою платежеспособность, о реальной возможности предприятия  утратить платежеспособность, если  в ближайшее время им не  будут выполнены обязательства  перед кредиторами.

    Финансовое  прогнозирование создает основу  для годового и перспективного  финансового планирования на  тот период, который можно считать  подходящим для достоверного  плана. Прогнозы могут быть  среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет). В западной практике  — это обычно 3-5 лет.  Фактически  финансовое прогнозирование должно  предшествовать планированию и  осуществлять оценку множества  вариантов (соответственно определять  возможности управления движением  финансовых ресурсов на макро-  и микро- уровнях).

Информация о работе Совершенствование бюджетного планирования и прогнозирования