Развитие отношений банков России и корпоративных клиентов 2008-2010 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 08:52, реферат

Описание

Понятие "банковский мониторинг корпоративных клиентов" можно определить как систему мероприятий по осуществлению постоянного наблюдения за деятельностью корпоративных клиентов, сбору и систематизации данных об их финансовом состоянии для оценки текущего положения дел в реальном секторе экономики и, соответственно, банковской сфере, прогнозирования их развития на перспективу.

Работа состоит из  1 файл

банковские риски.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)

     Общая картина кредитных отношений банков с корпоративными лицами  

            В 2009 году происходит  Стагнация кредитного рынка РФ. С марта этого года в общем банковском портфеле кредитов экономике РФ (корпоративные кредиты + кредиты физическим лицам и индивидуальным предпринимателям) наблюдается продолжающаяся стагнация. Портфель выданных экономике РФ кредитов сокращается в среднем на 1% ежемесячно. При этом в иностранных банках с марта этого года портфель кредитов экономике РФ сокращается ежемесячно в среднем на 3%, в частных российских банках портфель кредитов ежемесячно сокращается на 1%, а в государственных банках в портфеле кредитов отсутствуют существенные изменения. Однако, с учётом растущей просрочки кредитный портфель государственных банков всё таки также сокращается ежемесячно в среднем на 0,3%. В настоящее время на долю иностранных банков приходится 12% или 65 миллиардов долларов из общего кредитного портфеля экономике. Ещё 31% или 169 миллиардов долларов кредитов приходится на частные российские банки. Оставшиеся 57% или 318 миллиардов долларов кредитов приходится на государственные банки.

Рост просрочки  по кредитам экономике РФ: На фоне сокращения кредитного портфеля наблюдается устойчивый ежемесячный рост просрочки по выданным экономике РФ кредитам по всей банковской системе в целом в среднем на 10%. В настоящее время общая просрочка по всем банкам составляет почти 32 миллиарда долларов. При этом, наблюдается равный ежемесячный рост просрочки на 10% как в иностранных банках, так и в частных и государственных банках. В настоящее время на долю иностранных банков приходится 14,5% или 4,6 миллиардов долларов из общей просрочки. Ещё 45,5% или 14,4 миллиардов долларов просрочки приходится на частные российские банки. Оставшиеся 40% или 12,6 миллиардов долларов приходятся на государственные банки. Нужно отметить, что в октябре в госбанках общая просрочка по кредитам сократилась на 7%, что позволило говорить об остановке роста просрочки в банковской системе в целом. По итогам октября, за счёт отсутствия роста просрочки у госбанков, общебанковская просрочка уменьшилась на 1%, хотя, как уже было отмечено ранее, для иностранных и частных российских банков уменьшение просрочки не наблюдается. На начало октября этого года у иностранных банков в просрочке находится чуть больше 7% от их общего кредитного портфеля, в то время как в начале года уровень просрочки был почти в три раза меньше (2,6%). У частных российских банков в просрочке находится почти 9% от их кредитного портфеля, а в начале года он был в два раза меньше (4%). У государственных банков также наблюдается двойной рост просрочки. Если в начале года в просрочке у госбанков находилось лишь 2% от общего кредитного портфеля, то на начало октября в просрочке уже находится 4% от общего кредитного портфеля. Как результат, общая просрочка по всей банковской системе выросла в два раза по сравнению с началом года, и в настоящее время уровень просрочки составляет 6% от всех выданных экономике РФ кредитов.

Однако, необходимо отметить, что в сентябре этого года государственным банкам удалось остановить рост просрочки, а в октябре этого года госбанкам даже удалось добиться снижения уровня просроченных кредитов почти на 8% в сравнении с сентябрём. Этого удалось добиться за счёт реструктуризации ряда долгов корпоративных клиентов. В связи с этим, проанализируем подробнее причины, лежащие в основе негативной ситуации на кредитном рынке РФ.

Стагнация на рынке  кредитования корпоративных клиентов: С марта прошлого года наблюдается  устойчиво сокращение объёмов кредитования корпоративных клиентов. В среднем объём портфеля кредитов юридическим лицам сокращается на 1% каждый месяц. В марте на корпоративных клиентов приходилось 11,3 триллиона рублей кредитов, а в октябре общая задолженность по корпоративным кредитам уменьшилась на 6%, и составляла 10,6 триллиона рублей. Однако, за счёт курсовой разницы в долларовом выражении портфель кредитов несколько подрос с 331 миллиарда долларов в марте этого года до 355 миллиардов долларов в октябре этого года. У иностранных банков объём портфеля корпоративным клиентам сокращался с марта месяца в среднем на 4% ежемесячно. Частные российские банки сокращали свой корпоративный портфель кредитов в среднем на 2% каждый месяц, а у государственных банков объём портфеля практически не изменился.

Рост просрочки  по кредитам корпоративным клиентам: Рекордный рост просрочки в объёме выданных корпоративным клиентам кредитов показали иностранные банки. За год  объём просрочки в выданных этими  банками кредитах корпоративным  клиентам вырос в 10 раз с 0,8% в октябре прошлого года до 8% в октябре этого года. В семь раз выросла просрочка в частных российских банках. В октябре прошлого года просрочка в общем объёме корпоративных клиентов составляла 1,4%, а в октябре этого года просрочка в объёме корпоративных кредитов этих банков составляет уже 10,3%. В государственных банках уровень просрочки вырос практически в 4 раза. Так, если в октябре прошлого года объём просрочки в выданных госбанками корпоративных кредитах составлял 1,3%, то в октябре на просроченные корпоративные кредиты в госбанках уже приходится 5%. Как результат, общая просрочка по корпоративным кредитам по всей банковской системе РФ выросла в 5 раз. В октябре прошлого года на долю просроченных кредитов в общем объёме корпоративных клиентов в РФ приходилось 1,3%, а в настоящее время на них приходится уже 6,8%.

В долларовом выражении  просрочка на начало октября этого  года достигла 24 миллиардов долларов. В настоящее время на иностранные  банки приходится 12% от этой суммы, или 3 миллиарда долларов. В октябре прошлого года на иностранные банки приходилось лишь 8% от общей просрочки, что составляло 0,4 миллиарда долларов.. На частные российские банки приходится 42% от этой суммы, или 10 миллиардов долларов. В то время, как в октябре прошлого года на частные российские банки приходилось 38% от общего объёма просроченной корпоративными клиентами задолженности или 1,9 миллиарда долларов. На государственные банки приходится 46% от общего объёма просроченной задолженности, или 11 миллиардов долларов. В тоже время, в октябре прошлого года на госбанки приходилось 54% от общей просрочки по корпоративным клиентам, или 2,7 миллиарда долларов.

В сентябре этого  года ряду корпоративных клиентов удалось  реструктурировать задолженность  перед несколькими государственными банками. Как результат, на начало октября этого года просроченная задолженность  перед государственными банками сократилась на полмиллиарда долларов. В результате, доля просроченной задолженности, приходящаяся на государственные банки, сократилась с 49% на начало сентября этого года до 46% на начало октября этого года.

Вывод: Таким образом, с октября прошлого по октябрь этого года доля просроченных кредитов в общем объёме корпоративных клиентов в РФ выросла в 5 раз, а доля просроченных кредитов в общем объёме кредитов, выданных физическим лицам, выросла в 2 раза. При этом, с октября прошлого года объём кредитов корпоративным клиентам в долларовом выражении сократился на 8%, на объём кредитов физическим лицам в долларовом выражении сократился 23%. Сокращение объёмов кредитных портфелей на фоне роста просрочки формируют существенные риски банковской системы в целом. 
 
 

Рассматривая 2 последних года, можно отметить увеличение объемов кредитования в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Несмотря на кризис мировой банковской системы, в течение 2008-2009 года на российском рынке кредитования отмечались высокие показатели темпов роста. Так, если в 2007 году банковскими учреждениями РФ было выдано ссуд на сумму 9218,2 млрд. руб., то уже в 2008 – 13923,8 миллиарда (что на 51% выше), а в 2009 году – 19362,5 млрд. рублей. При этом стоит отметить, что объемы кредитования физических лиц и организаций в 2010 году по сравнению с 2009 годом практически не изменились, оставшись на уровне 19000- 20000 млрд. рублей.

.

Наибольшая доля кредитования традиционно приходится на выдачу ссуд именно юридическим  лицам. В данный сектор направляется более 66% от общего объема выдаваемых российскими банками ссуд. Порядка 20%, при этом, в 2007-2010 гг. приходилось на кредиты, выдаваемые физическим лицам (населению), и около 12% – на кредитование банковского сектора. На рисунке ниже приведена структура выданных суд за 2010 год.

Структура выданных кредитов, 2010 год 
 
 
 
 

Что касается валютной структуры выдаваемых кредитов, то 70% – это кредиты в рублях, и только 30 – в долларах или евро. Причем данное положение на рынке кредитование является довольно стабильным, так как за четыре предыдущих года колебание валютной структуры не превысило 4-х процентных пунктов.

.

При этом, если проводить  более детальный анализ объемов кредитования в России за 2007-2010 гг., то стоит отметить, что в отношении физических лиц и межбанковских кредитов валютная структура несколько отличается от общей ситуации. В 2010 году 89% ссуд населению было выдано в рублях, и только 11% – в долларах и евро. При этом распределение МБК вообще противоречило общей ситуации: наиболее остро кредитные организации нуждались в иностранных финансах, из-за чего распределение составило 30 на 70%.

Заключение.

  В заключении стоит отметить, что на данный момент работа с корпоративными клиентами банка является одной из наиболее актуальных и прибыльных. Заручаясь поддержкой крупных компаний, любой банк повышает свой имидж, чем привлекает новых клиентов, в том числе и крупных.

  В условиях финансово-экономического кризиса это является особенно актуальным, где потеря даже одного корпоративного клиента может значительно повлиять на дальнейшее развитие компании.

  Корпоративные клиенты выделяются в отдельный  блок клиентов банка, зачастую обслуживаются  персональными менеджерами, так как экономия времени и качество обслуживания для подобных клиентов стоит одним из главных мест. 
 

Информация о работе Развитие отношений банков России и корпоративных клиентов 2008-2010 г