Расчеты с бюджетом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:30, реферат

Описание

Налогообложение добавленной стоимости – одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета. Важнейшим свойством косвенного налога является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства.

Работа состоит из  1 файл

глава1.docx

— 87.23 Кб (Скачать документ)

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ УЧЕТА И АУДИТА РАСЧЕТОВ С  БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ  СТОИМОСТЬ

 

1.1. Значение НДС при формировании бюджета РФ

Налогообложение добавленной  стоимости – одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые  системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета. Важнейшим свойством косвенного налога является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства. В нормальных экономических условиях уплата косвенных налогов производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг).

Налог на добавленную стоимость – форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Об этом говорит и Скрипченко В.А., отмечая, что налогом облагается не вся стоимость товара, а лишь ее часть - добавленная стоимость. При этом, добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

В России НДС введен с 1 января 1992 г. Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 19921 «О налоге на добавленную стоимость» в ранге федерального налога. Закон  утратил силу с 01.01.2001 в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 №118-ФЗ «О введении в действие части  второй Налогового кодекса Российской Федерации о налогах».

НДС относят к категории  универсальных косвенных налогов, которыми облагаются весь товарооборот на внутреннем рынке и товарооборот, складывающийся при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Его перечисляют в доходы бюджета все производители товаров (работ, услуг) и продавцы, участвующие в сбыте товаров (работ, услуг). НДС играет главную роль не только в формировании федерального бюджета РФ, но и при формировании налоговой нагрузки компаний. Поэтому в законодательное регулирование НДС постоянно вносятся изменения, направленные на совершенствование налогового администрирования.

Взимание НДС как косвенного налога, направлено на решение фискальных задач государства, для покрытия бюджетных дефицитов, так как увеличение налоговых ставок по прямым налогам, как правило, приводит к замедлению процесса накопления капитала и к снижению деловой активности. На НДС отводится и определенная роль в регулировании экономических и социальных процессов в стране, что достигается благодаря снижению ставок либо отмене налогообложения НДС общественно значимых направлений (производство медицинских препаратов, товаров для детей, образовательные услуги и т.д.).

Налог на добавленную стоимость  зачисляется в федеральный бюджет по нормативу 100% (согласно бюджетному кодексу). Налог является федеральным.

Статистическая информация, предоставляемая Федеральной Налоговой  Службой РФ, позволяет определить динамику формирования бюджета, значение НДС и других налогов в структуре  доходных поступлений бюджета.

Согласно официальным  данным, представленных в таблице  №1, в 2011 году доходы консолидированного бюджета РФ составили 7 695,80 млрд. руб., что на 22,4% больше чем в предыдущем году, из которых 3 207,20 млрд. руб. поступили в федеральный бюджет и 4488,60 млрд. руб. в консолидированные бюджеты субъектов РФ.

 

 

Таблица №1*

Поступление администрируемых доходов в бюджеты разных уровней  РФ в 2008-2011гг., млрд. руб.

 

№ п/п

Наименование бюджета

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2009г. к 2008г. %

2010г. к 2009г. %

2011г. к 2010г. %

1

Всего поступило в консолидированный  бюджет РФ,

6955,2

7 948,9

6 288,3

7 695,8

114,3

96,8

122,4

2

в том числе:

             

3

в федеральный бюджет

3342,6

3 571,9

2 502,6

3 207,2

106,9

89,8

128,2

4

в консолидированные бюджеты субъектов  РФ

3612,6

4 377,0

3 785,7

4 488,6

121,2

102,5

118,6


*Источник: ……….

 

За тот же отрезок времени  отразим динамику поступления в  бюджетную систему налога на добавленную  стоимость на рисунке №1.

Рисунок №1. Поступление НДС в бюджет РФ за 2008-2011 гг., млрд. руб.

 

Таким образом, поступление  НДС в 2011 году увеличилось на 14,64% по сравнению с данными 2010 года, что может свидетельствовать об увеличении оборота реализации товаров, работ и услуг за этот период. После спада 2009 года позитивная динамика свидетельствует о восстановлении ведущей роли НДС в формировании бюджета.

Необходимо отметить, удельный вес НДС в доходах бюджетной  системы. Наглядно эти данные представлены на рисунке №2.

Рисунок №2. Удельный вес НДС в Федеральном и Консолидированном бюджетах за 2008-2011 гг.

 

Значение НДС в формировании бюджета очень высоко, это подтверждается статистической информацией, согласно которой в 2010 его доля в федеральном бюджете составила 48,24%, а в 2011 – 43,15%. В то время как в консолидированном бюджете 19,20% и 17,98% соответственно. НДС – один из основных источников формирования бюджетов разных уровней.

Для сравнения доли НДС  рассмотрим структуру налоговых  поступлений всех налогов за последние  годы.

Таблица №2*

Удельный вес  налоговых поступлений в консолидированный  бюджет РФ, 2009-2011г., млрд. руб.

 

 

№ п/п

Наименование налога

2009 год

2010 год

2011 год

Удельный вес в консолидированном  бюджете, %

2009 год

2010 год

2011 год

1

Налог на прибыль организаций

2 513,00

1 264,40

1 774,40

32,35

20,68

23,79

2

НДФЛ

1665,60

1 665,00

1 789,60

21,44

27,23

23,99

3

НДС

1038,70

1207,20

1383,90

13,07

19,20

18,98

4

Акцизы

314,70

327,40

441,40

4,05

5,35

5,92

5

Имущественные налоги

493,40

569,70

628,20

6,35

9,32

8,42

6

Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1 742,60

1 080,90

1 440,80

22,43

17,68

19,32

7

Итого

7 948,90

6 288,30

7 695,80

100,00

100,00

100,00


*Источник: ………….….

НДС составляет пятую часть  всех администрируемых поступлений  в консолидированный бюджет. Большую  часть доходов вместе с НДС  обеспечивают налог на прибыль, НДФЛ и налоги за пользование природными ресурсами.

Рисунок №3. Структура  налоговых поступлений в консолидированный бюджет, 2011г.

 

Кроме того, в перспективе  на несколько лет возможно увеличение как количественного, так и структурного значения НДС. Об этом свидетельствуют  комментарии ведущих специалистов в области налогообложения и  министра финансов России Антона Германовича  Силуанова. По их словам, правительство переходит от фазы реализации антикризисных налоговых мер к фазе устойчивого развития российской экономики. На государственном уровне речь идет о повышении налоговой нагрузки, что является не временной мерой, а тенденцией развития современной экономики. Налогоплательщикам следует ожидать ужесточения администрирования НДС и повышения ставок. По мнению Антона Германовича, увеличение косвенных налогов «меньше тормозит экономический рост», чем повышение прямых (например, налога на прибыль организаций). Поэтому в ближайшее время возможно увеличение доли косвенных налогов в бюджете, основным из которых является налог на добавленную стоимость.

 

1.2. Бухгалтерский учет расчетов по НДС

Плательщиками налога в соответствии со статьей 143 НК РФ являются организации  и индивидуальные предприниматели, а так же лица, признаваемые налогоплательщиками  в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

НДС рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно, за исключением следующих  случаев:

  • при аренде государственного и (или) муниципального имущества;
  • при реализации на территории РФ товаров иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков;
  • при реализации конфискованного имущества;
  • при реализации товаров, принадлежащих иностранным гражданам, не состоящим на учете в налоговых органах на территории РФ.

В соответствие со ст. 161 налогового кодекса РФ в перечисленных случаях  налог удерживается и перечисляется  налоговым агентом.

Организации, применяющие  единый сельскохозяйственный налог, упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход не обязаны платить налог по операциям, осуществляемым на территории РФ. 
Предприятия имеют право получить освобождение от уплаты НДС. Освобождение от обязанности уплаты НДС – это право не исчислять НДС по операциям в течение 12 месяцев и не предоставлять налоговые декларации по НДС. От уплаты НДС может быть освобожден предприниматель в случае, если общая выручка за три предшествующих календарных месяца не превысила 2 млн. руб. (без НДС).

Кроме того до 1 января 2017 года не признаются плательщиками НДС  организации в отношении операций, совершаемых в рамках подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Объекты налогообложения  и порядок расчета налоговой  базы представлены в таблице 1.3.

Таблица №3*

Объекты налогообложения и определение налоговой базы по НДС.

Объект налогообложения

Налоговая база

1. Реализация товаров (работ,  услуг) на территории РФ:

1.1. При получении оплаты или  частичной оплаты в счет предстоящих  поставок;

1.2. При реализации имущества;

1.3. При реализации товаров по  товарообменным операциям, на  безвозмездной основе, передаче  права собственности на предмет  залога, передаче при оплате труда  в натуральной форме.

1. Стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из рыночных  цен, с учетом акцизов (для  подакцизных товаров) и без  включения в них налога:

1.1 Налоговая база определяется  исходя из суммы полученной  оплаты с учетом налога;

1.2 Разница между ценой реализуемого  имущества и стоимостью реализуемого  имущества;

1.3 Стоимость товаров (работ,  услуг), исчисленная исходя из  рыночных цен, без включения  в них налога.

2. Передача на территории РФ  товаров (выполнении работ, оказании  услуг) для собственных нужд, расходы  на которые не принимаются  к вычету при исчислении налога  на прибыль.

2. Стоимость этих товаров (работ,  услуг) исчисленная исходя из  реализации идентичных или однородных  товаров (работ, услуг), действовавших  в предыдущем налоговом периоде,  при их отсутствии – исходя  из рыночных цен без включения  в них налога.

3. Выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления

3. Стоимость выполненных работ,  исчисленная исходя из фактических  расходов на их выполнение, включая  расходы реорганизуемой организации.

4. Ввоз товаров на таможенную  территорию РФ.

4. Сумма: таможенной стоимости  этих товаров; подлежащей уплате  таможенной пошлины; подлежащих  уплате акцизов (по подакцизным  товарам).


*Источник:…….

 

Моментом определения  налоговой базы согласно ст. 167 НК является наиболее ранняя из дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, моментом определения налоговой базы является последний день месяца каждого налогового периода.

Момент определения налоговой  базы при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных  нужд, признаваемой объектом налогообложения  НДС, определяется как день совершения указанной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Налоговым периодом по НДС  признается квартал.

Согласно ст. 164 НДС по ставке 0% определяется при реализации:

  • товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта;
  • услуг по международной перевозке товаров;
  • работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов;
  • товаров (работ, услуг) в области космической деятельности и др.

Ставка 10% используется при  реализации продовольственных товаров, товаров для детей, периодических  печатных изданий и медицинских  изделий.

При реализации товаров, работ, услуг, не перечисленных ранее, используется ставка 18%. Для определения суммы  налога расчетным путем вводятся расчетные ставки 10/110 и 18/118. Они используются при получении оплаты или частичной  оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), при передаче имущественных прав (в соответствии с пунктами 2-4 статьи 155 НК РФ), при удержании налога налоговыми агентами в соответствии с пунктами 1-3 статьи 161НК РФ.

Механизм обложения НДС  в самом общем виде выглядит так. При реализации налогоплательщик (налоговый  агент) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг, имущественных прав) обязан предъявить к оплате покупателю сумму НДС, исчисленную  по каждому виду товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая  налоговой ставке процентная доля указанных  цен (тарифов).

Бухгалтерский учет начисления НДС ведется с использованием счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»  субсчет «Расчеты по НДС». Сумма  налога на добавленную стоимость, подлежащая начислению в бюджет по операциям, признаваемым объектом налогообложения, определяется путем умножения налоговой базы на соответствующую ставку НДС. При определении налоговой базы выручка определяется исходя из всех доходов, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных в денежной и натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Информация о работе Расчеты с бюджетом