Проблемы управления унитарными предприятиями в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:02, дипломная работа

Описание

В результате проводимой c начала 90-х годов приватизации в Российской Федерации общее число приватизированных предприятий превысило 130 тыс., что составляет свыше 60% от общего количества государственных предприятий по состоянию на начало приватизации. В настоящее время в Российской Федерации, по данным статистики, продолжают свою деятельность около 80 тыс. унитарных предприятий, включая федеральные предприятия, предприятия субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.

Работа состоит из  1 файл

диплом о ГУПах.doc

— 513.50 Кб (Скачать документ)

1.2. Анализ ФЗ №161 от 14.11.2002г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

 

В  соответствии с Гражданским  кодексом РФ 14.11.2002г. был принят Федеральный  закон №161-ФЗ «О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях». Учеными и действующими руководителями унитарных предприятий данный закон оценивается неоднозначно. Отмечается, что Положения Закона направлены на реализацию Основных направлений социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу и позволяют распространить сложившуюся систему управления федеральными унитарными предприятиями на уровень субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, определив единый правовой режим для такой организационно-правовой формы, как унитарные предприятия. 7

Законодательство  об унитарных предприятиях не имеет  традиций и пишется в основном «с чистого листа». В силу этого  оно недостаточно развито и по качеству значительно уступает корпоративному праву, имеющему вековую историю  в цивилизованных правопорядках.8

Нормы принятого Федерального закона «О государственных и муниципальных  унитарных предприятиях» развивают  и детализируют основные положения  Гражданского кодекса РФ. В нем  регламентирована деятельность унитарных  предприятий, а также прописан целый ряд положений, позволяющих обеспечить приоритет интересов собственника имущества, перед интересами наемного менеджмента, зачастую рассматривающего предприятие как «собственную вотчину» и открыто пренебрегающего указаниями нанимателя.

Необходимо отметить, что рассматриваемый Закон отражает основные подходы к управлению федеральными унитарными предприятиями, заложенные еще в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации 1999 г. и в основном реализованные Правительством РФ в нормативных правовых актах, принятых в ее развитие.

В Российской Федерации  создаются и действуют следующие  виды унитарных предприятий, которые  определяют статус имущества данных предприятий:

1. унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения – государственные и муниципальные предприятия. Право хозяйственного ведения включает следующие правомочия УП по отношению к этому имуществу:

  • Самостоятельное распоряжение движимым имуществом, за исключением случаев, установленных законодательством;
  • Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества;
  • Распоряжение движимым и недвижимым имуществом только в пределах, не лишающих предприятие возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия;
  • Предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества и т. д. в соответствии с законом.

2. унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления - казенные предприятия. Правомочия предприятия к переданному на праве оперативного управления имуществу определяется уровнем органа власти, учреждающего данное предприятие:

  • Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.
  • Казенное предприятие субъекта Российской Федерации вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
  • Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.

Казенное предприятие  самостоятельно реализует произведенную  им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

Основными нововведениями федерального закона являются:

1. Допускается создание казенных  предприятий на уровне субъекта  РФ и на уровне муниципалитетов. Допускается возможность создания казенных предприятий субъектами РФ и муниципальными образованиями (внесены соответствующие изменения в ст. 115 ГК РФ). По мнению законодателей это является необходимым для расширения возможностей по осуществлению отдельных дотируемых видов деятельности по ведению убыточных производств в целях решения социальных задач. Это еще раз подчеркивает «социальную» направленность УП и ставит вопрос о возможности рассмотрения УП в качестве коммерческих организаций, основной целью создания которых является извлечение дохода.

2. Определен закрытый перечень оснований создания унитарных предприятий. Закон четко определяет исчерпывающий перечень случаев, в которых может быть создано унитарное предприятие и казенное предприятие. В соответствии с законодательством унитарное предприятие может быть создано только в случае:

  • необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена;
  • необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач, а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
  • необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
  • необходимости осуществления научной и научно - технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
  • необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
  • необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Казенное предприятие  может быть создано в случае:

  • если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
  • необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, а так же при необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
  • необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации, а те же продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
  • необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
  • необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Фактически  введение таких жестких ограничений  приводит к тому, что УП, не отвечающие и не обеспечивающие «стратегических интересов РФ», должны быть либо упразднены, либо «предложены рынку» путем их полной приватизации или создания АО с долей государственного участия.

3. Дочерние  предприятия упраздняются. Запрещается предприятиям, созданным на праве хозяйственного ведения, выступать учредителями другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). Введение подобного запрета предусмотрено необходимостью ликвидации существующей на сегодняшний день политики выхода из-под контроля имущества путем создания дочерних предприятий.

4. Четко  распределены полномочия собственника  имущества и руководителя предприятия,  а так же ограничения для  руководителя предприятия. К полномочиям собственника отнесены:

  • определение цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия
  • согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;
  • дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;
  • определение порядка составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности (программы) предприятия;
  • назначение и увольнение руководителя, главного бухгалтера предприятия;
  • осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества, в том числе принятие решений о проведении аудиторских проверок.

Руководитель же предприятия в соответствии с законом не в праве:

  • быть учредителем (участником) юридического лица, в число учредителей (участников) которого входит унитарное предприятие;
  • занимать должность и заниматься иной оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности);
  • быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального органа коммерческой организации;
  • принимать участие в забастовках.

С введением  данных ограничений статус руководителя УП уже на правовой основе приближается к статусу государственного и муниципального служащего.

5. Четко определен порядок реализации  собственником имущества унитарного  предприятия права на получение  прибыли от использования имущества,  принадлежащего унитарному предприятию. Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

6. Важнейшим экономическо-хозяйственным ограничением деятельности УП является введение ограничений по сделкам, совершаемым унитарными предприятиями. Законом определен порядок совершения предприятием крупных сделок по согласованию с собственником.  В данном случае под крупной сделкой (ст. 23 ФЗ №116) понимается сделка, несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10% уставного фонда унитарного предприятия или превышает сумму в 50тыс. МРОТ. Государственные и муниципальные предприятия не в праве без согласия собственника: совершать сделки с недвижимым имуществом, сделки, связанные с выдачей займов, поручительств, гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, приобретать и отчуждать акции, заключать договоры простого товарищества и т.д.

Итак, из всего выше сказанного следует, что большинство действующих  унитарных предприятий должно быть акционировано или упразднено. Получается, что мы имеем дело с законом о ликвидации системы унитарных предприятий в России? Исключение допускается только для предприятий, непосредственно обеспечивающих выполнение государственных функций и решение вопросов местного значения. В отношении их может быть принято решение о сохранении в федеральной собственности, собственности субъекта РФ или муниципальной собственности, однако при условии максимального перевода предприятий в статус казенных, контроль собственника за деятельностью которых максимален. Но является ли такой подход рациональным, позволяющим повысить эффективность экономической деятельности?

Имеется богатый фактический  материал по сопоставлениям предприятий, находящихся в собственности  государства и частных лиц. Взвешивая  выгоды и издержки акционерной собственности, большинство современных авторов  приходят к выводу, что она не может быть единственным средством повышения эффективности.

 

1.3. Спецификация права собственности унитарных предприятий.

Эффективность реализации государственным предприятием своей  функциональной роли в рыночной экономике  во многом (при прочих равных условиях) зависит от специфики их прав собственности. В общем смысле право собственности – это «пучок» правомочий в отношении ресурсов, причем правомочия на один и тот же ресурс могут принадлежать разным субъектам.  С институциональной точки зрения спецификация означает установленные в различных формах режим и степень обладания тем или иным ресурсом или благом и меры использования его полезных свойств, закрепление за каждым правомочием четко определенного собственника, а не определение единого и абсолютного собственника ресурса. Иными словами, право собственности специфицировано, когда у каждого правомочия есть свой исключительный собственник.

Таблица 1

Правомочия  в отношении собственности по теории А. Оноре.9

Право владения – «физический контроль над собственностью и намерение осуществлять исключительный контроль, в том числе посредством представителей владельца, агентов» 10

Право пользования – право на личное использование вещи

Право распоряжения и управления – право на принятие решений, как и кем вещь должна быть использована

Право присвоения или право на доход – обладание благом, проистекающим от предшествующего личного использования вещи или от разрешения другим лицам пользоваться ею

Право на остаточную стоимость – право на отчуждение, потребление, продажу, изменение и уничтожение вещи

Право на безопасность – гарантия иммунитета от экспансии

Право на перевод  вещи по наследству или по завещанию 

Бессрочность – неограниченность обладания правомочиями во времени, если иное не предусмотрено  специально в контракте

Право на запрещение вредного использования – право запретить использовать вещь, если это связано с производством негативных внешних эффектов

Ответственность в виде взыскания – возможность изъятия вещи в уплату долга

Остаточный  характер – ожидание «естественного» возврата переданных кому-либо правомочий по истечении срока передачи

Информация о работе Проблемы управления унитарными предприятиями в современной России