Проблемы оценки эффективности использования бюджетных средств в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 04:59, курсовая работа

Описание

Финансовая устойчивость регионального бюджета – это обусловленное внутренними и внешними факторами состояние бюджета региона, характеризующееся независимостью от внешних источников и обеспечивающее стабильные возможности для финансирования расходов. Обобщение существующих методик анализа финансового состояния и качества управления бюджетами, содержащихся в различных исследованиях и приказах Министерства финансов РФ, позволило исследователям усовершенствовать методику анализа финансовой устойчивости бюджета.

Работа состоит из  1 файл

1.1.docx

— 93.80 Кб (Скачать документ)

7) обеспечение целевого  и эффективного расходования  средств путем предварительного, текущего и последующего контроля;

8) управление доходами  и расходами федерального бюджета  на счетах казначейства в банках.

Основным документом, регулирующим права и обязанности органов  Федерального казначейства, является Бюджетный кодекс РФ от 31 июня 1998 года № 145-ФЗ, вступивший в действие с 1 января 2000 года.

Казначейское исполнение бюджетов признано в Бюджетном кодексе  единственно допустимым способом без  каких-либо условий, которые будут  предшествовать массовому внедрению  его в практику. На органы казначейства повсеместно возлагаются функции  по управлению счетами бюджетов и  бюджетными средствами, по осуществлению  платежей за счет бюджетных средств  от имени и по поручению бюджетных  учреждений. Последнее означает, что  всем бюджетополучателям будут закрыты  бюджетные счета в банковских учреждениях, а органы казначейства возьмут на себя роль плательщиков расходов бюджета.

Согласно статье 243 БК, «Основы  казначейского исполнения федерального бюджета», в РФ устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация  поступлений, регулирование объемов  и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи  на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных  обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств  федерального бюджета возлагаются  на Федеральное казначейство.

Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения  всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства.

По статье 244 БК «Счета Федерального казначейства», Федеральное казначейство имеет право открывать и закрывать  счета федерального бюджета, определять их режим. Кроме того, единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) должен находиться в Банке России.

В целях управления средствами федерального бюджета, государственным  долгом и совершения платежей Федеральному казначейству предоставлено право  открывать и закрывать иные счета федерального бюджета.

Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных  организациях ведутся на основании  договоров, заключаемых и исполняемых  в соответствии с гражданским  законодательством РФ.

Открытие и закрытие счетов федерального бюджета, изменение их режима без соответствующего решения  Федерального казначейства не допускаются.

2.1

Экономический анализ представляет собой один из важнейших способов контроля, заключающийся в выявлении  влияния различных факторов. В  результате проведения экономического анализа определяют эффективность  использования государственных  средств. Результаты экономического анализа  оформляются таблицами, графиками, формулами, текстовыми описаниями, рекомендациями, разработками. При проведении такого анализа необходимо учитывать основные принципы, на основании которых производится финансирование государственных расходов (в том числе и при выделении  средств на реализацию целевых программ).

В этом случае для проведения аудита эффективности использования  государственных средств могут  быть применены методы, используемые для оценки инвестиционных проектов.

В качестве показателя эффективности  может использоваться совокупный социально-экономический  эффект от реализации государственных  программ, который достигается за счет проведения структурных изменений  в экономике.7 При этом государственные расходы могут рассматриваться как долгосрочные инвестиции.

Существующие методы оценки инвестиционных проектов представлены в таблице 1.

Название показателя

Другие его  употребляемые названия

Английский аналог названия

Алгоритм расчета

Чистый дисконтиро-ванный доход (ЧДД)

Чистая текущая стоимость (ЧТС); 
Чистая современная стоимость (ЧСС)

Net Present Value (NPV)

 ,

где К – первоначальные инвестиции; 
R(t) – приток денег в t году; 
С(t) – отток денег в t году; 
T – продолжительность жизненного цикла; 
Е– норма дисконта.

Внутренняя норма доходности (ВНД)

Внутренняя норма окупаемости (ВНО);

внутренняя норма рентабельности (ВНР)

Internal Rate of Return (IRR)

ВНД – единственный положительный  корень уравнения:

Индекс доходности (ИД)

Индекс рентабельности (ИР)

Profitability Index (PI)

Срок окупаемости:

а) без учета дисконтиро-вания;

б) с учетом дисконтиро-вания

Период окупаемости

Pay-back period (РР)

Срок окупаемости –  минимальный отрезок времени, по истечении которого ЧДД становится и остается неотрицательным.


Таблица 1. Методы оценки инвестиционных проектов.

Каждый из методов анализа  инвестиционных проектов дает возможность  рассмотреть отдельные характеристики и особенности проекта. Наиболее эффективным способом оценки и выбора инвестиционных проектов нужно признать комплексное применение всех основных методов при анализе каждого  из проектов.

Основным недостатком  предлагаемой методики может стать  ограниченность использования, поскольку  реализация отдельных программ государства  может не предполагать получение  прироста доходов бюджетов, например, целевые программы социальной направленности. 8Однако если рассматривать отдельные положения их реализации, то прирост доходов бюджетов также вероятен, а, следовательно, можно будет использовать данные методы и в этих случаях. Наибольшую эффективность данная методика будет иметь при оценке капитальных расходов бюджетов.

 

2.2

Метод чистой дисконтированной (текущей) стоимости (ЧДС).

Особенность долгосрочных вложений государственных средств  состоит в том, что государственные  расходы могут производиться  в одном периоде времени, а  прирост доходов бюджетов получают в другом. Один из методов дисконтирования, который может применяться в  расчетах экономической эффективности  вложений и использования государственных  средств — это метод чистой дисконтированной (текущей) стоимости (ЧДС или ЧТС).

Суть его заключается  в следующем: находится дисконтированная стоимость ожидаемого годового дохода (денежного притока) от вложений государственных  средств (инвестиций) и из него вычитается величина первоначальных расходов на проект: 9

или

,

где Ко — сумма первоначальных вложений государственных средств в базисном периоде;

D, — будущий совокупный  социально-экономический эффект  от реализации государственных  программ в годы от I до n.

Величины D1, D2, Dn, представляют собой совокупный социально-экономический эффект от реализации государственных программ, рассчитанный или полученный по годам. Величина дохода определяется как совокупный социально-экономический эффект от реализации государственных программ (прирост поступлений в бюджет). Таким образом, измерение ЧДС основывается на разнице между оттоком и поступлением средств. В качестве прироста дохода может рассматриваться и прирост доходов хозяйствующих субъектов.

При оценке эффективности  различных вариантов вложений по величине чистого дифференцированного  возврата (отдачи) вложений в конце  срока реализации целевых программ и использовании средств бюджетов (по сумме ЧДС или приведенного аннуитета) можно использовать формулу: 10

где Еt, — прирост доходов в конце периода t;

Kt — первоначальное вложение государственных средств затраты капитала в конце периода t;

i — уровень инфляции за рассматриваемый период);

t — период, число лет (t = 0, 1, 2...); п — срок инвестиционного проекта.

Расчеты итоговой суммы  ЧДС ведут в следующей последовательности:

1. Вначале рассчитывают  сумму ежегодного прироста государственных  доходов. 

2. Полученную сумму разницы  умножают на соответствующий  коэффициент дисконтирования. 

3. Результаты складывают  и из итога вычитают сумму  первоначальных вложений государственных  средств. Получают итоговую сумму  ЧДС. 

4. Для определения итоговой  величины дохода от реализации  проекта государственных вложений  сумму ЧДС в конце срока реализации государственной программы вложений государственных средств умножают на коэффициент капитализации, исчисляемый по формуле:

где у — коэффициент  капитализации;

i — уровень инфляции;

t — срок реализации государственной программы.

Полученная положительная  сумма возврата свидетельствует  о степени эффективности вложений государственных средств. 11

Упрощенно величина аннуитета (А) может быть вычислена как произведение расчетной суммы чистого возврата государственных средств на коэффициент  капитализации у:

Чем выше ставка дисконтирования, тем в большей степени она  отражает фактор времени: более отдаленные потоки прироста государственных доходов  оказывают все меньшее влияние  на приведенную, современную величину совокупных доходов государства. Таким  образом, при различных ставках  дисконтирования один и тот же проект может иметь приведенную  стоимость и большую, и меньшую, чем та, которую государство рассматривает  как необходимую для того, чтобы  принять решение о целесообразности реализации государственных программ.

Возможна и такая ситуация, когда результаты сравнения двух инвестиционных проектов с различным  распределением эффекта во времени  могут оказаться диаметрально противоположными в зависимости от выбранной ставки дисконтирования (i). При ставке меньше некоторого значения (ik) более эффективным будет один проект, при i > iK — другой его вариант.

В конечном итоге метод  дисконтированной стоимости вложений при оценке эффективности использования  государственных средств включает:

1.Определение аудитором  субъективно желаемой расчетной  ставки процента.

2.Дисконтирование на  базе этой ставки всех текущих  платежей как результата реализации  программы на определенный период  времени после завершения процесса  вложений.

3.Расчет дисконтированной  стоимости возврата государственных  расходов.

4.Оценку конечной эффективности  объекта инвестирования: положительная  величина при сопоставлении дисконтированной  величины расхода и прироста  дохода позволяет считать вложения  государственных средств эффективным. 

Если две или несколько  государственных программ вложений средств независимы друг от друга  и могут выполняться параллельно, их осуществление целесообразно  при положительной чистой дисконтированной стоимости. В случаях, когда реализация одной программы государственного использования средств исключает возможность осуществления другой, выбирается программа с максимальной величиной ЧДС. Если программы взаимодополняемые, одновременно анализируют ЧДС обеих программ, и положительное решение принимается, когда совокупная величина ЧДС положительна.

 

2.3 Метод  внутренней процентной ставки

Метод оценки эффективности использования  государственных средств построен на основе расчета величины внутренней процентной ставки и исходит из того, что государству должен быть заранее  известен темп прироста доходов бюджетов. Этот темп уравнивает дисконтированную величину денежных потоков от реализации государственных целевых программ и общих расходов, связанных с  их осуществлением. Величина внутренней ставки дохода, или ожидаемого коэффициента эффективности использования государственных  средств, может быть выражена в процентах. Этот показатель можно получить из уравнения чистой дисконтированной стоимости при условии равенства  общей суммы оттоков и притоков денежных средств в результате государственного финансирования:

или, другими словами, внутренняя процентная ставка дохода — это ставка дисконтирования  i, при которой чистая дисконтированная стоимость равна нулю:

В этом уравнении предполагается, что аудитор  знает величину денежных притоков D1, D2, ... Dn, и расходы по данной целевой программе. В результате расчета ему нужно определить такое значение i, при котором дисконтированная стоимость денежных потоков была бы равна первоначальным расходам. Внутреннюю ставку дохода определяют практическим способом (проб и ошибок), останавливаясь на том проценте доходности, который дает положительную сумму ЧДС, с пропорциональной последующей интерполяцией полученных в результате расчета значений. 12

Рекомендуется такая последовательность расчетов внутренней процентной ставки (ВПС):

Информация о работе Проблемы оценки эффективности использования бюджетных средств в регионе