Проблемы исполнения федерального бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание

Центральное место в бюджетной системе любого государства занимает федеральный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Именно в нем аккумулируется основная масса налоговых поступлений и других доходов, необходимых для воздействия на экономическое развитие страны и реализации социальной политики на всей ее территории.
Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………… 3
Глава I Теоретические аспекты проблемы исполнения федерального бюджета в РФ……… 4
1.1 Федеральный бюджет……………….………………………………………………….……… 4
1.2 Исполнение федерального бюджета в РФ….………………………………………………… 8
1.3 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2013 - 2015 годы………….…..………. 11
1.4 Современные проблемы исполнения бюджета Российской Федерации, бюджетная политика РФ и направления ее совершенствования…..………………………………………… 25
Глава II Анализ исполнения федерального бюджета на 2011-2013г………………..………… 29
2.1 Динамика доходов и расходов федерального бюджета…………….……………….……... 29
2.2 Доходы федерального бюджета РФ на 2011-2013 года……………………………………30
2.3 Расходы федерального бюджета РФ на 2011-2013 года………………………...………….. 31
2.4 Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь – декабрь 2012 года………………………………………………………………………………..……………….. 33
Заключение…………………………………………………………………………………………. 36
Список литературы…………………………………………………………..……………………. 37
Приложение…………………………………………………………………………………………. 38

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 350.00 Кб (Скачать документ)

7. Налоговая  система должна быть настроена  на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции.

Правительством  Российской Федерации одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, что позволяет обеспечить прозрачность и предсказуемость налоговой политики государства.

При практической реализации этого документа следует  обратить внимание на повышение значимости не только фискальной, но и экономической функции налоговой политики.

Налоговая система  Российской Федерации должна быть конкурентоспособна по сравнению с налоговыми системами  государств, ведущих на мировом рынке  борьбу за привлечение инвестиций в национальные экономики. Процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.

Развитие налоговой  системы должно отвечать задачам  диверсификации российской экономики. Поэтому налоговая нагрузка на несырьевые сектора экономики не будет повышаться по крайней мере до 2018 года. После принятия в 2012 году Федеральным Собранием Российской Федерации изменений в налоговое законодательство Российской Федерации, касающихся налоговых ставок, предлагаю больше не корректировать ставки по основным налогам.

Необходимы  последовательные действия по предотвращению попыток уклонения от уплаты налогов. Налоговая нагрузка воспринимается болезненней добросовестными налогоплательщиками, когда другие, работающие в тех же экономических условиях, уклоняются от уплаты налогов. Дело не только в недополучении бюджетом доходов, которые могли бы быть использованы в интересах общества, но и в неравенстве условий экономической деятельности.

Правительство Российской Федерации должно принять конкретные меры противодействия уклонению от уплаты налогов, исходя из того, что при увеличении в результате осуществления этих налоговых мер налоговых доходов могут быть приняты решения о снижении существующей налоговой нагрузки.

В целях сокращения неоправданных административных издержек налогоплательщиков следует обеспечить упрощение налогового учета и  возможность использования документов бухгалтерского учета при подготовке и представлении налоговой отчетности.

8. Требуется реализация нового этапа развития межбюджетных отношений.

Ключевой задачей  является расширение самостоятельности  и ответственности регионов, в  частности закрепление в федеральном  законодательстве права субъектов  Российской Федерации определять категории граждан, которым необходима поддержка, исходя из принципа нуждаемости.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления должны иметь достаточные и действенные  стимулы для расширения собственной  доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В предстоящие  годы необходимо завершить работу по распределению полномочий между  уровнями публичной власти. Вместо практики делегирования субъектам  Российской Федерации исполнения федеральных  полномочий следует осуществлять передачу полномочий субъектам Российской Федерации на постоянной основе, обязательно предусмотрев и передачу субъектам Российской Федерации постоянных источников доходов в экономически обоснованном объеме.

В настоящее  время почти треть субъектов Российской Федерации перешла на формирование своих бюджетов в соответствии с программно-целевыми методами бюджетного планирования. В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств на финансирование отраслей экономики и социальной сферы необходимо стимулировать дальнейший переход к формированию бюджетов программно-целевыми методами. Необходимо продолжить стимулирование за счет средств федерального бюджета в форме грантов реализации региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов. Правительству Российской Федерации следует продумать и другие механизмы стимулирования использования программно-целевых методов формирования и исполнения бюджетов на региональном уровне.

Органам государственной  власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо провести работу по мобилизации доходов и оптимизации расходных обязательств, сконцентрировав расходы на ключевых социально-экономических направлениях, в том числе на повышении заработной платы в бюджетной сфере. При решении этой задачи необходимо исходить из того, что повышение оплаты труда должно осуществляться дифференцированно, и в первую очередь тем специалистам, которые имеют высокую квалификацию и профессиональные достижения.

Надо обеспечить выполнение плана поэтапной отмены льгот, установленных на федеральном уровне, применение которых приводит к недополучению доходов региональных и местных бюджетов. А если введение льготы на федеральном уровне признано целесообразным, то должен быть продуман механизм компенсации выпадающих доходов этих бюджетов.

Руководители  регионов и муниципалитетов должны владеть информацией о зачислении на соответствующих территориях  доходов в региональные и местные  бюджеты, чтобы оценить прежде всего  эффективность принимаемых мер по расширению доходной базы. Поэтому надо наладить взаимодействие между налоговыми органами и заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

9. Важными задачами  Правительства Российской Федерации являются обеспечение постоянного доступа России на долговые рынки на приемлемых условиях, снижение стоимости заимствований и расходов по долговым обязательствам, получение дополнительных доходов от управления средствами, накопленными в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния.

Возросшая волатильность  рынков диктует необходимость перехода к методам активного управления государственным долгом и постоянного  профессионального присутствия  на финансовом рынке, к более разнообразным стратегиям инвестирования средств суверенных фондов.

10. Необходимо  обеспечить прозрачность и открытость  бюджета и бюджетного процесса  для общества.

Социально-экономическая  и бюджетная политика государства  осуществляется в интересах общества. Успех ее реализации зависит не только от действий тех или иных государственных институтов, но и от того, в какой мере общество понимает эту политику, разделяет цели, механизмы и принципы ее реализации, доверяет ей.

Правительству Российской Федерации необходимо в 2013 году разработать методические рекомендации по представлению бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении в понятной для неподготовленного пользователя информативной и компактной форме.

Эти материалы  должны содержать объяснение основных целей, задач и ориентиров бюджетной политики, обоснование государственных расходов и описание достигнутых количественных и качественных результатов.

В дальнейшем предлагаю  создать единый портал бюджетной  системы Российской Федерации, посредством  которого сделать доступной в режиме реального времени необходимую информацию для всех заинтересованных пользователей. Это должен быть портал, который охватывает всю Россию, все регионы и всех бюджетополучателей. Информация должна быть представлена в едином формате, максимально удобном и простом для анализа. Должна появиться возможность проследить по каждому получателю (региону, муниципалитету или отдельной организации), сколько средств он получает из всех бюджетных источников, насколько эффективно эти средства израсходованы. Портал должен быть доступен для населения и предоставлять возможность участия граждан в управлении бюджетным процессом.

Эти и другие задачи решались в рамках принятой в 2010 году программы Правительства  Российской Федерации по повышению  эффективности бюджетных расходов. По многим направлениям бюджетной реформы созданы неплохие заделы. В 2012 году срок действия этой программы завершается. Предлагаю Правительству Российской Федерации в 2012 году подвести итоги ее реализации и разработать новую стратегию действий в этой сфере - программу повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.

 

1.4 Современные проблемы исполнения бюджета Российской Федерации, бюджетная политика РФ и направления ее совершенствования

Одна из самых  серьезных проблем исполнения федерального бюджета – накопление в нем  значительных неиспользуемых остатков. Накопление остатков объясняется не только низким качеством исполнения бюджета, но и необходимостью борьбы с инфляцией, а также накопления денег «на черный день» в виде сначала «финансового резерва», а теперь «стабилизационного фонда». Эти оправдания не выдерживают критики. С одной стороны, борьба с инфляцией при помощи «замораживания» в бюджете денег налогоплательщиков подрывает мотивацию к уплате налогов. Ведь люди платят в казну для решения проблем общества, а если деньги лежат без движения, то и уплата налогов теряет смысл. С другой стороны, идея «стабилизационного фонда» заключается в накоплении денег вместо их использования, в пассивном ожидании «черного дня» в то самое время, когда финансирование модернизации страны может, ослабив зависимость от нефтедолларов, позволить избежать самого его наступления.

Зачастую проблемы исполнения бюджетов связаны с некачественным прогнозированием и планированием, недостаточной компетентностью фискальных органов, недобросовестностью налогоплательщиков, но ещё следует искать причину в том, что длительное время из сферы государственного регулирования совершенно неоправданно практически выпадали проблемы мотивации хозяйственной деятельности предприятий, их собственности и управляющих, поскольку многие предприятия работают практически в убыток, фонды накопления создавать не представляется возможным, материальная заинтересованность отсутствует. Также к числу причин, усложняющих исполнение бюджетов можно отнести: слабую ориентацию налогово-бюджетной политики на стимулирование хозяйственной деятельности, что проявилось в чрезмерном налоговом бремени и в отсутствии целенаправленной единой системы льгот, стимулирующих деловую активность; кругооборот долгов между бюджетами и предприятиями вследствие сугубо фискальной налоговой политики, результатом которой является стремление уклонения от налогов; бюджетное финансирование и безвозмездная помощь из вышестоящих бюджетов до сих пор настроены, главным образом, на «латание дыр», а не на структурную перестройку экономики, выражение которой заключается в развитии малого и среднего бизнеса; уравнительное распределение бюджетных ресурсов, которое не только порождает иждивенчество (ведь льготы даются более слабому, а не сильному), но и приводит к неэффективному использованию бюджетных средств; отсутствие нормальной амортизационной политики, приводящей к тому, что предприятия, не имея базы для собственного накопления, вынуждены «проедать» свои оборотные средства, или наращивать долги поставщикам; уход производственных инвестиций на финансовый и валютный рынки.

Дефицит бюджета  по итогам 2012 года, как ожидает Минфин, составит 142,8 миллиарда рублей или 0,2 процента ВВП. Об этом на заседании правительства в четверг сообщил министр финансов Антон Силуанов. Дмитрий Медведев потребовал доложить, как исполняется федеральный бюджет и целевые программы. 
Целому ряду министерств и ведомств премьер поручил разобраться с низким уровнем расходования бюджетных средств. Речь идет о Минэкономразвития, Федеральной службе по тарифам, Федеральной службе по финансовым рынкам, Росгранице и Роскосмосе. 
- По-прежнему не решена проблема своевременного финансирования и исполнения отдельных обязательств. Где-то денег не хватает, где-то наоборот, лежащие на счетах средства оказываются не освоены. Мы не вправе терпеть, чтобы деньги просто валялись на счетах и не работали! – заявил Медведев. 
Еще одна проблема — исполнение федеральных целевых программ (ФЦП). 
- Для нас это хроника, к сожалению, повторяющаяся из года в год, – отметил премьер. В настоящий момент по ФЦП освоено только 28% средств, которые предусмотрены на их реализацию в федеральной казне. – Уровень пробуксовки примерно такой же, как в прошлом году. Значит, уже сегодня можно говорить о том, что в конце года будут авралы и все это скажется на дисциплине, – констатировал премьер. 
А замминистра экономического развития Олег Савельев заметил, что в этом году ФЦП исполняются даже хуже, чем в прошлом. По его словам, так и не началось финансирование таких госпрограмм, как «Государственная граница», «Чистая вода», «Безопасность полетов» и «Военные мемориалы». 
Все дело в том, что большинство ФЦП утверждаются уже после принятия федерального бюджета. В итоге в федеральные целевые программы в течение года постоянно вносятся всевозможные корректировки, а долгосрочные контракты заключать не получается. Например, программу по сохранению Байкала утвердили только летом, хотя решение по ней было принято еще в прошлом году. 
- Бюрократия — она непобедима, – заметил Савельев и предложил по таким приоритетным программам как «ГЛОНАСС» и «Космос» полностью отражать в бюджете параметры их финансирования. А корректировки вносить только в случае неисполнения этих программ. Причем, вводить за неисполнение санкции. 
- Эта проблема не решается заклинаниями и просто жесткими формулировками. Проблем с исполнением федерального бюджета, ФЦП всегда было много. Всегда было много различных корректировок при исполнении ФЦП. Но это не значит, что мы не должны оптимизировать эту процедуру, – заметил Медведев и поручил Минэкономразвития и Минфину представить в правительство свои предложения на этот счет.

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.  Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним из критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

Информация о работе Проблемы исполнения федерального бюджета РФ