Проблемы формирования и распределения Федерального фонда софинансирования расходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:25, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение проблем формирования и распределения средств Федерального фонда софинансирования расходов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Средства Федерального фонда софинансирования расходов: сущность и их назначение………………………………………………………..5
1.1. Понятие межбюджетных трансфертов…………………………………5
1.2. Сущность субсидий и их место в межбюджетных трансфертах…………………………………………………………………….....7
1.3. Образование Федерального фонда софинансирования расходов……9
Глава 2. Проблемы формирования и распределения средств Федерального фонда софинансирования расходов…………………………………………….11
2.1. Проблемы формирования Федерального фонда софинансирования расходов……………………………………………………………………….11
2.2. Проблемы распределения Федерального фонда софинансирования расходов……………………………………………………………………….12
Глава 3. Пути совершенствования формирования и распределения средств Федерального фонда софинансирования расходов……………………………14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………21
Приложение………………………………………………………………………23

Работа состоит из  1 файл

Копия КУРСАЧ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

    Для решения проблем формирования средств  фонда субъекты Российской Федерации могут  воспользоваться своим правом: отправить  предложения по перечню, а также по объемам бюджетных ассигнований с соответствующими обоснованиями представляются субъектами бюджетного планирования до 1 мая текущего финансового года в Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации. [11]

    Основной  целью формирования расходов проекта  федерального бюджета на межбюджетные трансферты (в том числе и на субсидии) должно являться создание условий для сокращения различий социально-экономического развития регионов, дальнейшего повышения их экономического потенциала и проведения эффективной социальной политики, исполнения делегируемых регионам федеральных мандатов и обеспечения сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.

     Также для решения проблем формирования и распределения средств фонда Правительство Российской Федерации ещё с 2008 года проводит реформирование механизма предоставления субсидий.

     В 2009 году принято постановление Правительства  Российской Федерации № 392, в котором заложены основные принципы и подходы к тому, каким образом будет формироваться объем и перечень субсидий, на каких условиях они будут предоставляться субъектам Российской Федерации и в соответствии с какими принципами распределяться. При выработке подходов к совершенствованию механизма предоставления субсидий основной целью было создание универсального инструмента осуществления субъектами бюджетного планирования - федеральными органами исполнительной власти - собственной политики, причем не только в части федеральных задач и приоритетов, но и в части деятельности, направленной на развитие регионов.

     При создании нового механизма предоставления субсидий регионам необходимо исходить из следующих принципов:

     1) Перечень субсидий, распределяемых в рамках бюджета на очередной финансовый год и плановый период, должен быть сформирован в соответствии с основными приоритетами Правительства Российской Федерации. Эта мера, с одной стороны, даст возможность формировать федеральные бюджетные обязательства в отношении регионов исходя из четких задач, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации, а с другой стороны - позволит субъектам Российской Федерации понять, по каким расходным обязательствам и в каком объеме им будет оказана финансовая поддержка.

     2) Объем конкретной субсидии должен быть значительным, чтобы оказать реальное влияние на достижение поставленной задачи. При субсидии объемом 1-2 млрд. руб. на один регион приходится крайне незначительная сумма, с помощью которой невозможно обеспечить проведение структурных реформ в отрасли и получить ощутимые результаты.

     3) Необходимо дать федеральным министерствам, администрирующим субсидии, больше свободы в принятии решений как по определению приоритетов субсидирования региональных полномочий, так и по самостоятельному определению порядка предоставления и распределения субсидий в рамках уже установленных правил. С другой стороны, следует дать больше прав субъектам РФ, предоставить им возможность распоряжаться субсидиями, то есть решать поставленные задачи и выполнять установленные субсидией показатели теми методами, которые регионы выберут для себя самостоятельно, не нарушая при этом целевой направленности самой субсидии, предоставить им возможность распоряжаться субсидиями, то есть решать поставленные задачи и выполнять установленные субсидией показатели теми методами, которые регионы выберут для себя самостоятельно.

     4) Предоставляемая финансовая помощь должна быть обусловленной. Иными словами, для каждого получателя субсидий (региона или муниципалитета) следует определить условия получения субсидий, направленные на стимулирование проведения структурных реформ в отдельных отраслях, а также показатели, характеризующие не только количественные характеристики достижения конкретных результатов, но и качественные изменения, являющиеся следствием эффективного использования субсидий.

     5) Субсидии необходимо предоставлять в соответствии с прозрачными методиками распределения между регионами, причем такие методики должны содержать четкие, понятные и объективные критерии, характеризующие потребность региона или муниципалитета в поддержке.

     6) Следует в обязательном порядке усилить меры контроля за расходованием субсидий, поскольку и субъектам РФ, и федеральным органам исполнительной власти было предоставлено больше свободы и прав при принятии решений. [9]

     На  сегодняшний день, согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 392 сформирован перечень субсидий на 2009-2011 годы (перечень приоритетных расходных обязательств, на которые регионам предоставляются субсидии). Общее количество текущих субсидий было сокращено с 60 до 43, при этом общий объем субсидирования отдельных направлений был сохранен, а по отдельным направлениям - значительно увеличен. Ряд субсидий, ранее в силу сложившейся практики администрируемых непрофильными министерствами, передан в министерства, исполняющие соответствующие функции. [2]

     Совершенствовать  механизм предоставления субсидий необходимо комплексно. Усовершенствованию следует подвергнуть не только структуру межбюджетных субсидий, но и те правила, по которым ведется субсидирование региональных полномочий.

     Основными чертами нового механизма предоставления субсидий являются: прозрачность, объективность, концентрация на приоритетах и упрощение администрирования в сочетании с повышением самостоятельности субъектов Российской Федерации по распоряжению средствами.

     Проводимые  сегодня реформы принципиально  ориентированы на долгосрочный период и предполагают создание такой системы, которая способствовала бы повышению  эффективности, объективности, концентрации на приоритетах. И только совместными  усилиями с участием всех уровней государственной власти и местного самоуправления мы сможем осуществить задуманное, реализовать концептуальные идеи базовых программных документов и вывести межбюджетные отношения на новый уровень развития. [6] 

 

Заключение

     Бюджетная система Российской Федерации имеет три уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом уровне происходит принятие соответствующих бюджетов территорий.

     Бюджеты всех трёх уровней предназначены  для исполнения расходных обязательств соответственно Российской Федерации, субъектов федерации и органов местного самоуправления. Использование иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств не допускается.

     Основным  инструментом распределения функций между различными уровнями государственной власти, а также способом взаимодействия этих уровней власти между собой, являются межбюджетные трансферты( дотации, субсидии и субвенции).

     В работе были подробно рассмотрены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета. Эти субсидии формируют Федеральный фонд софинансирования расходов.

     На  первоначальном этапе реформ межбюджетных отношений субсидии рассматривались  исключительно как финансовая помощь бюджетам нижестоящих уровней. Современное понимание сущности субсидий ориентировано на создание и обеспечение равных условий для реализации гражданами страны вне зависимости от места их проживания основных социальных и экономических прав и свобод. При таком подходе субсидии выступают в качестве одной из основных форм межбюджетных трансфертов, или как механизм реализации основных принципов бюджетной системы цивилизованного государства.

     Развитие  межбюджетных отношений предусматривает  формирование такой системы предоставления субсидий, при которой можно было бы не только восполнять недостаток собственных средств, но и создавать базу для роста экономического потенциала субсидируемого региона.

     Основными принципами формирования нового механизма предоставления субсидий на федеральном уровне являются:

     1) Принцип соответствия перечня субсидий основным приоритетам Правительства РФ.

     2) Принцип достаточности объёма  конкретной субсидии для оказания реального влияния на достижение поставленной задачи.

     3) Принцип разумной свободы федеральных министерств, администрирующих субсидии в принятии решений как по определению приоритетов субсидирования региональных полномочий, так и по самостоятельному определению порядка предоставления и распределения субсидий в рамках уже установленных правил.

     4) Принцип обусловленности предоставляемых межбюджетных субсидий. Должны быть определены чёткие условия для каждого получателя субсидий (региона или муниципалитета), направленные на стимулирование проведения структурных реформ в отдельных отраслях, а также показатели, характеризующие не только количественные характеристики достижения конкретных результатов, но и качественные изменения, являющиеся следствием эффективного использования субсидий.

     5) Принцип прозрачности методик распределения субсидий между регионами.

     Специфика современного этапа совершенствования межбюджетных отношений состоит в том, что впервые за долгий период наша страна переходит на стратегическое долгосрочное планирование в рамках «Программы-2020» и среднесрочное четырехлетнее планирование в рамках Основных направлений деятельности Правительства РФ до 2012 г., в которых определены главные цели, задачи и направления развития страны, а также указаны конкретные проекты в основных сферах социально-экономического развития, механизмы их реализации и индикаторы результата.

       Только совместными усилиями с участием всех уровней государственной власти и местного самоуправления можно осуществить задуманное, реализовать концептуальные идеи базовых программных документов и вывести межбюджетные отношения на новый уровень развития. 
 
 

 

     Список литературы: 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г. № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Федеральный закон от 24.11.2008 г. № 204-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 48. - ст. 5499.
  3. О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: Федеральный закон от 02.12.2009 г. № 308-ФЗ.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 г. № 392 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации»
  5. Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской  Федерации (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.01.2009 N 45, от 20.08.2009 N 693, от 03.10.2009 N 798, от 23.03.2010 N 175)
  6. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации : учеб.пособие / А.З. Селезнев / под ред. проф. В.Ю. Катасанова. – М. : Магистр, 2010. – 383с.
  7. Ермасова, Н.Б. Бюджетная система РФ : учебник / Н.Б. Ермасова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2010. – 794с. – (Основы наук).
  8. Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп., - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К*», 2008. – 568с.
  9. Данчиков Е. Роль субсидий в проекте бюджета на 2009-2011 годы // Бюджет. – 2008. - № 11. – С. 15-17.
  10. Ермасова Н.Б. Бюджетная система РФ: Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 118 с.
  11. www.minfin.ru - официальный сайт Министерства финансов РФ.
  12. www.poliz.ru – сайт политических исследований и анализа.
  13. Справочная система «КонсультантПлюс».
  14. www.library.ru – информационно-справочный портал.
 
 
 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  1

     Формы межбюджетных трансфертов в Российской Федерации 

Информация о работе Проблемы формирования и распределения Федерального фонда софинансирования расходов