Проблемные аспекты возврата бюджетных займов, предоставляемых из вышестоящих бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 22:51, контрольная работа

Описание

Местные бюджеты — важный и сложный элемент бюджетной системы государства. Это финансовая категория, основу которой составляет система финансовых отношений между местными и хозяйственными структурами, функционирующими на данной территории, между бюджетами и населением данной территории, складывающимися при расходовании средств местных бюджетов, отношения между местными бюджетами разных уровней по перераспределению финансовых ресурсов, между местными бюджетами и государственным бюджетом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Формирование местных бюджетов……………………………………………….3
2. Поступления и расходы местных бюджетов………………………………………7
2.1. Статья 63. Структура местных бюджетов……………………………………….7
2.2. Статья 71. Бюджет развития местных бюджетов……………………………….7
2.3. Статья 72. Дефицит бюджета Автономной Республики Крым и городских бюджетов…………………………………………………………………………………………8
2.4. Статья 73. Займы местным бюджетам…………………………………………...8
2.5. Статья 74. Заимствования в местные бюджеты…………………………………9
2.6. Статья 75. Порядок составления проектов местных бюджетов………………..9
2.7. Статья 80. Периодичность, структура и сроки представления отчетности об исполнении местных бюджетов………………………………………………………………...9
3. Проблемы местных бюджетов. …………………………………………………..11

4. Глобальные проблемы бюджета………………………………………………….12

5. Проблемы межбюджетного финансирования …………………………………..13

Вывод…………………………………………………………………………………18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...

Работа состоит из  1 файл

бюджетный менеджмент.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

       3. Органы взыскания предоставляют  местным финансовым органам соответствующие отчеты, предусмотренные частью третьей статье 59 Бюджетного кодекса Украины.

       4. Квартальный и годовой отчеты  об исполнении местного бюджета  представляются в Верховную Раду  Автономной Республики Крым, соответствующий  совет Советом министров Автономной Республики Крым, местной государственной администрацией, исполнительным органом соответствующего совета или городским, поселковым, сельским головой (в случае, если соответствующие исполнительные органы не созданы) в двухмесячный срок после завершения соответствующего бюджетного периода. Проверка отчета осуществляется Счетной палатой Верховной Рады Автономной Республики Крым (по использованию органами исполнительной власти средств бюджета Автономной Республики Крым) либо комиссией по вопросам бюджета соответствующего совета, после чего соответствующие советы утверждают отчет об исполнении бюджета или принимают другое решение по этому поводу.

       3. Проблемы местных бюджетов.

       Более 90% украинских городов живут в долг. Такие данные приводит Ассоциация городов Украины. В парламенте обещают улучшить ситуацию уже в следующем году и надеются на новый бюджет.

       По  мнению экспертов, основная проблема в  планировании государственного бюджета: экономика регионов еще в состоянии  кризиса, но ожидания государства от украинских городов остаются на докризисном уровне.

       Городской голова Днепропетровска Иван Куличенко, который также является президентом Ассоциации украинских городов, рассказал, что до экономического кризиса Днепропетровщина формировала до 20% доходной части госбюджета. Таким образом, регион был одним из крупнейших доноров для национального бюджета.

       Сейчас, по словам Куличенко, Днепропетровск выживает за счет займов.

       “Мы целый год живем на займах, кратко- или среднесрочных. Я вынужден был  обращаться в Министерство финансов, чтобы городу продлили разрешение на пользование средствами Госказначейства”, – отмечает он.

       Куличенко выразил уверенность, что такая  проблема знакома не только Днепропетровску, но и более 90% украинских городов, ведь государство не модернизирует методику прогнозирования бюджетных расходов.

       “В  Минфине есть порядок установления прогноза на следующий год, поэтому  они не принимают реалии этой жизни, а прогнозируют на основе трех предыдущих лет. Так вот, Днепропетровск до 2010 года создавал до 50 тысяч рабочих мест, наш рост в поступлениях достигал 30%. Во время кризиса эта ситуация изменилась, но прогнозы уже были завышены”, – отметил Куличенко.

       В парламентском комитете по вопросам бюджета не отрицают, что ситуация с бюджетными расходами в регионах напряженная. Первый заместитель председателя комитета, депутат от ПР Владислав Лукьянов отметил, что проблема – в экономическом кризисе, и в следующем году ситуация с местными бюджетами улучшится.

       Как отметил эксперт по бюджетным  вопросам Юрий Ганущак, местные бюджеты с кризисом справляются значительно успешнее чем центральная власть. По его словам, займы, которые большинство украинских городов берет у Госказначейства, они до конца года возвращают.

       Из  местных бюджетов в Украине обеспечиваются расходы, например, на жилищное хозяйство, финансируется сфера социальной защиты.

       4. Глобальные проблемы  бюджета.

       1. Усовершенствование макроэкономического  прогнозирования и бюджетного  планирования.

       2. Обеспечение реальности плановых  показателей бюджета и их выполнение.

       3. Приведение в соответствие конституционных  и законодательных обязательств  государства касательно предоставления  управленческих. Гражданских и государственных  услуг гражданам с финансовыми  возможностями государства. 

       4. Переход от практики удержания установок и организаций бюджетной сферы к программно – целевому методу планирования и осуществления расходов.

       5. Создание экономически и финансово  самостоятельных территориальных  обществ. 

       6. Переход от многоканальной к  одноканальной системы финансирования учреждений и организаций бюджетной сферы, финансирование совместных программ.

       7. Разграничение расходов между  уровнями бюджетной системы, укрепление  собственной доходной базы территориальных  обществ, внедрение новой системы  финансового выравнивания, бюджетных трансфертов, формального распределения трансфертов.

       8. Казначейское обслуживание кассового  исполнения бюджетов.

       5. Проблемы межбюджетного финансирования .

       1. Система органов власти в Украине  предполагает большую централизацию  (соответственно западноевропейской модели), нежели это предусматривалось статусом независимости, наделенным местным органом власти. Очень важным является курс на децентрализацию.

       2. Несоответствие между обязанностями  по расходам и источниками  финансирования.

       3. Местные органы власти практически  не имеют стимулов к повышению  объемов своих поступлений в  контексте бюджета и управления  своими ресурсами рациональными  методами. Ни одна система межбюджетного  финансирования не может функционировать  эффективно, если нет стимулов увеличивать поступления и повышать ответственность за использование этих ресурсов.

       4. Система межбюджетного финансирования  развивалась хаотично и непредсказуемо, что усложняет органам власти  всех уровней прогнозирование  и управление своими ресурсами. Это в первую очередь касается трансфертов. Проведение расчетов на основе формул – самый важный шаг к предвиденью.

       5. Хотя органы местного уровня  обязаны делать значительный  вклад в обеспечение социальных  благ и инфраструктуры, очень  мало из них имеют возможность финансировать необходимые инвестиции.

       Осуществление, изменений в системе меж бюджетного финансирования есть чрезвычайно сложным  и долго действующим процессом. Однако, существует ряд ключевых элементов  или структурных блоков, которые  следует рассмотреть во время решения проблем данной системы в целом, к ним относятся:

       а) институциональная и правовая база межбюджетного финансирования;

       б) финансирование расходов;

       в) распределение поступлений;

       в) система трансфертов;

       г) местные заимствования.

       После провозглашения независимости Украины  стали значительно более актуальными  проблемы создания дееспособного хозяйственно-правового  механизма решения вопросов, которые  относятся к отношениям общегосударственного и регионального управления, местного самоуправления.

       Государственное вмешательство в экономику при  рыночных отношениях, к которым стремится  Украина на современном этапе, должно иметь ограниченный характер и быть направлено на обеспечение бесперебойного функционирования рыночного механизма  в целом, на развитие производительных сил, укрепление обороноспособности страны, а также на экономическую поддержку и социальную защиту самых незащищенных слоев населения.

       Самым важным инструментом, через который  государство регулирует экономические  процессы, решает социальные, политические, производственные, экономические проблемы, является бюджет, так как именно через бюджет, то есть через перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода, государство может аккумулировать в своих руках достаточно средств для решения вышеуказанных проблем.

       Становление рыночных отношений в Украине  обусловило чрезвычайное обострение проблемы финансового обеспечения ее регионов, что обуславливает появление  и развитие крайне опасных тенденций-процессов  территориальной дезинтеграции, то есть разногласий между территориями, органами законодательной и исполнительной власти на основе распределения финансовых ресурсов.

       Проблема  финансового обеспечения развития территорий свойственна фактически всем странам. Ее суть в том, что административно-территориальные образования, на которые распределено государство, имеют различную налоговую базу и финансовый потенциал, который является следствием неравномерности территориального размещения природно-ресурсного потенциала и производительных сил.

       Конечно же, в бюджетном устройстве Украины  большая роль отводится государственному бюджету, но проведение успешных экономических  преобразований в стране невозможно без пересмотра роли регионов в жизни  государства. Об этом свидетельствует пример бывшего СССР, где централизация во всех сферах деятельности государства производит к не разумным решениям. Так как, то, что приемлемо для одного региона, может быть совсем нецелесообразно для другого. Смотря на это необходимо более тщательно изучать возможности регионального самоуправления, беря во внимание специфику каждого региона.

       В экономически развитых странах финансовые проблемы регионов решаются через предоставление местным органам власти стабильно  закрепленных доходных источников, расширения сферы местного налогообложения и реформирования всей системы межбюджетных взаимоотношений.

       Определенные  условия для решения финансовых проблем регионов дает Закон «О местном  самоуправлении в Украине», который  в соответствии с Конституцией Украины  определяет как материальную, так и финансовую основу местного самоуправления. Предусматривается, что органы местного самоуправления в селах, поселках, городах, районах больших городов (в случае их образования) самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют соответствующие местные бюджеты (бюджеты местного самоуправления). Областные и районные советы утверждают соответствующие бюджеты, которые формируются на основе средств государственного бюджета для их соответствующего распределения между территориальными обществами или для исполнения совместных проектов, и со средств, привлеченных на договорной основе с местных бюджетов для реализации совместных социально-экономических и культурных программ, а также контролируют их исполнение. Местный бюджет разделяется на текущий бюджет и бюджет развития. Текущий бюджет- это доходы и расходы местного бюджета, которые создаются и используются для покрытия текущих расходов; бюджет развития - это доходы и расходы местного бюджета, которые создаются и используются для реализации программ социально-экономического развития и укрепления материально-финансовой базы. Самостоятельность местных бюджетов гарантируется собственными и закрепленными за ними на стабильной основе общегосударственными доходами, а также правом самостоятельно определить направления использования средств местных бюджетов в соответствии с Законом.

       Законом «О местном самоуправлении в Украине» предусматривается участие государства  в формировании доходов местных  бюджетов. Государство гарантирует  органам местного самоуправления доходную базу, достаточную для обеспечения населения услугами на уровне минимальных социальных потребностей, в то же время, когда доходы от закрепленных за местными бюджетами общегосударственных налогов и сборов превышает минимальный размер местного бюджета, государство изымает из местного бюджета в государственный часть излишка в порядке, установленном Законом о государственном бюджете. Минимальные размеры местных бюджетов определяются на основе нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя с учетом экономического, социального, природного и экологического состояния соответствующих территорий, исходя из уровня минимальных социальных потребностей.

       В Законе определено, что доходы местных  бюджетов формируются за счет собственных, определенных Законом источников и закрепленных в установленном Законом порядке общегосударственных налогов, сборов и других платежей. В случае, когда возможности сбалансирования доходов и расходов местных бюджетов исчерпаны и при этом не обеспечивается покрытие расходов, необходимых для осуществления органами местного самоуправления предоставленных им Законом полномочий и обеспечение населения услугами не ниже уровня минимальных социальных потребностей, государство обеспечивает сбалансирование местных бюджетов путем передачи необходимых средств в соответствующие местные бюджеты в виде дотаций, субвенций, субсидий.

       Дотации – это форма централизованного  регулирования доходов и расходов предприятий, организаций, учреждений, а также бюджетов, плановые затраты  которых превышают полученные доходы, в виде предоставления средств, которые компенсируют убытки. Такая дополнительная выдача средств может идти на покрытие убытков предприятий и организаций как производственной, так и непроизводственной сферы, а также на сбалансирование местных бюджетов.

       Субвенции – это целевая помощь, вид государственного содействия местным органам власти или отдельным отраслям хозяйства, которая предоставляется для  решения отдельных задач.

       Субсидии - это финансовая помощь в форме  денежной помощи, которая предоставляется чаще всего за счет средств государственного бюджета местным органам власти, юридическим и физическим лицам. Субсидии делятся на прямые и непрямые.

Информация о работе Проблемные аспекты возврата бюджетных займов, предоставляемых из вышестоящих бюджетов