Планирование бюджета предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:49, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является разработка бюджета предприятия.
Объектом исследования является структурное подразделение компании БАШНЕФТЬ – Бурение и измерение в процессе бурения.
БАШНЕФТЬ является крупнейшим поставщиком услуг, решений и технологий в области разведки и добычи нефти для нефтяной и газовой промышленности.

Содержание

Ведение 3
1. Технология формирования бюджета
1.1. Концептуальная схема формирования бюджета 5
1.2. Методика расчета бюджета 7
1.3. Информационная база бюджетного планирования 20
2. Обоснование бюджетных факторов
2.1. Планирование производственных параметров 24
2.2. Определение ресурсоемкости выполнения
производственного плана 26
3. Формирование планового бюджета подразделения
3.1. Расчет операционного бюджета затрат 30
3.2. Оценка сбалансированности бюджета 37
Заключение 40
Список литературы 41
Приложение 1 43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Бюджет ТНК.doc

— 564.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

Ведение 3

1. Технология  формирования бюджета 

    1.1.    Концептуальная схема формирования бюджета                                    5

    1.2.    Методика расчета бюджета 7

    1.3.    Информационная база бюджетного планирования 20

2. Обоснование  бюджетных факторов

    2.1. Планирование  производственных параметров 24

    2.2. Определение  ресурсоемкости выполнения 

    производственного плана 26

3. Формирование  планового бюджета подразделения

    3.1.    Расчет операционного бюджета затрат 30

    3.2.    Оценка сбалансированности бюджета 37

Заключение 40

Список литературы 41

Приложение 1 43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      В условиях усложнения хозяйственных  связей, острой конкурентной борьбы и  повышения важности стратегических решений процессы предвидения положения  предприятия в будущем, разработки целей, стратегий, сценариев их реализации выдвигаются на одно из первых мест в системе управления предприятием. Формирование многовариантных расчетов и планов, выраженных в стоимостных и натуральных показателях, лежит в основе бюджетирования.

      Термин  «бюджет» очень близок к термину «план». Иногда бюджет рассматривают как финансовый план, что несколько расширяет его трактовку. При этом определяют объемы инвестирования, целевую структуру капитала, направления финансирования, формируют план движения денежных средств, плановый баланс. Но для создания финансового плана необходимо разработать планы производства, запасов, по труду и др. Это позволяет вкладывать в понятие бюджета больший диапазон планов, а не только планы финансовой направленности [5. C. 67].

      В широком смысле сводный бюджет — это комплексный план функционирования предприятия, охватывающий его операционную, инновационную, инвестиционную и финансовую деятельность, что определяет его особую актуальность для любого предприятия.

      Бюджет позволяет всесторонне обосновать деятельность предприятия на ближайший период, он является действенным инструментом управления.

      Бюджетирование  позволяет предприятию определять приоритеты платежей; отслеживать и контролировать финансовые результаты деятельности компании в целом и по отдельным центрам финансовой ответственности; планировать движение денежных средств и движение товарно-материальных ценностей; планировать доходы и расходы компании; строить и оценивать внутренние показатели ликвидности и рентабельности компании и отдельных ее бизнесов.

      Целью курсовой работы является разработка бюджета предприятия.

      Объектом  исследования является структурное  подразделение компании БАШНЕФТЬ – Бурение и измерение в процессе бурения.

      БАШНЕФТЬ является крупнейшим поставщиком  услуг, решений и технологий  в области разведки и добычи нефти для нефтяной и газовой промышленности.

      Сегодня компания БАШНЕФТЬ предоставляет все виды отраслевого технического обслуживания: от разработки месторождений до эксплуатации внутрипромысловых систем, при этом особое внимание уделяется повышению уровня добычи углеводородов, снижению эксплуатационных расходов и увеличению рыночной стоимости активов нефтяных компаний. Одним из основных видов деятельности компании БАШНЕФТЬ является бурение и измерение в процессе бурения, при этом компания специализируется на направленном бурении и услугах по каротажу и сейсмическим исследованиям.

      Задачами  курсовой работы являются:

    • изучение методики бюджетного планирования;
    • сбор и систематизация необходимой информации;
    • формирование бюджетообразующих факторов;
    • разработка операционного бюджета затрат;

      -    оценка сбалансированности сформированного бюджета предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ТЕХНОЛОГИЯ  ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА 

    1. Концептуальная  схема формирования бюджета
 

      В самом общем виде назначение бюджетирования заключается в том, что это основа:

      • планирования и принятия управленческих решений;

      • оценки всех аспектов финансовой состоятельности  предприятия;

      • укрепления финансовой дисциплины и  подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам предприятия в целом и собственникам ее капитала [12].

      С точки зрения последовательности подготовки документов для составления основного  бюджета выделяют две составных  части бюджетирования, каждая из которых  является законченным этапом планирования [12]:

  1. Подготовка операционного бюджета;
  2. Подготовка финансового бюджета.

      Перечень  операционных бюджетов:

  • бюджет производства работ, услуг;
  • бюджет прямых затрат на материалы;
  • бюджет прямых затрат на электроэнергию;
  • бюджет прямых затрат на услуги сторонних организаций;
  • бюджет прямых затрат на оплату труда;
  • бюджет прочих прямых затрат;
  • бюджет общеэксплуатационных расходов;
  • бюджет внеэксплуатационных расходов;
  • прогнозный отчет о прибыли.

      К числу финансовых бюджетов относятся:

  • инвестиционный бюджет;
  • бюджет денежных средств;
  • прогнозный баланс [13].

      Последовательность  формирования основного бюджета  удобно представить в виде блок-схемы (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Блок-схема формирования основного бюджета [13] 

     Прежде, чем приступать к изучению методики подготовки основного бюджета, рассмотрим некоторые аспекты бюджетирования:

  1. Бюджеты могут быть недостижимыми, если недостижимы поставленные маркетинговые и производственные цели.
  2. Бюджеты могут быть неприемлемыми, если условия достижимости целей невыгодны для предприятия.
  3. Эффективность принятых бюджетов оценивают в процессе диагностики состояния предприятия.
  4. При составлении бюджетов следует опираться на документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности.
  5. Производить бюджетирование без применения вычислительных средств (локальной компьютерной сети) и соответствующего программного обеспечения невозможно в реальном масштабе времени и ценности.
  6. Несколько слов в отношении временного характера бюджета. Бюджет может быть разбит на кварталы, месяцы, декады и др. Традиционным считается разбиение года на 12 месяцев и составление всех бюджетных таблиц для каждого месяца в отдельности. Необходимо сознавать, что в этом случае целый месяц представляется одной точкой времени. Зачастую это не устраивает финансового менеджера, и он стремится производить дальнейшее более детальное бюджетирование с разбивкой месяца на недели или на декады. Такой случай можно считать идеальным. Главная проблема его практической реализации – это оперативное обеспечение процесса бюджетирования исходными данными. В рамках курсового проекта в связи с отсутствием специализированного программного обеспечения представляется наиболее целесообразным разбиение года на 4 квартала.

     В дальнейшем последовательно дадим  краткую характеристику каждому  из частных бюджетов в общей системе  процесса операционного бюджетирования и рассмотрим методику их формирования.

                                         

      1.2. Методика расчета бюджета 

      В самом общем виде назначение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа:

      • планирования и принятия управленческих решений в компании;

      • оценки всех аспектов финансовой состоятельности  компании;

      • укрепления финансовой дисциплины и  подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.

      Прежде  всего, бюджеты (финансовые планы) разрабатываются  для компании в целом и для  отдельных структурных подразделений  с целью прогнозирования финансовых результатов, установления целевых показателей финансовой эффективности и рентабельности, лимитов наиболее важных (критических) расходов, обоснования финансовой состоятельности бизнесов, которыми занимается данная компания, или реализуемых ею инвестиционных проектов [5. C.89].

      Для выполнения целевых задач бюджетирования компания имеет  организационную  структуру, позволяющую определить и документально закрепить ответственность  подразделений и лиц, отвечающих за их работу, каждый менеджер закреплен  за центром ответственности. В компании БАШНЕФТЬ выделяют следующие центры ответственности:

      - центр затрат – отвечает только  за затраты;

      - центр выручки – отвечает только  за выручку;

      - центр прибыли – отвечает и  за затраты и за выручку;

      - центр инвестиций – отвечает и за затраты и за выручку и за инвестиции;

      Финансовая  структура компании БАШНЕФТЬ, основанная на выделении центров ответственности по принципу функциональной однородности и регулируемости доходов и расходов представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Функциональная структура компании, основанная на выделении центров ответственности при бюджетировании  

      Составление бюджетов требует наличия подразделений  с соответствующими функциями и  полномочиями.

      В компании БАШНЕФТЬ сводный бюджет компании утверждается ее Правлением, в состав которого входят топ-менеджеры организации (Президент компании, первый вице-президент по экономике, первый вице-президент по производству, вице-президент по сбыту, вице-президент по финансам), вице-президент по инвестициям, начальники основных управленческих служб – главный бухгалтер, начальник управления маркетинга и сбыта, начальник управления капитального строительства, начальник планово-экономического управления, начальник отдела труда и заработной платы и пр.

      Аналитическим аппаратом Правления, ответственным  за разработку проекта сводного бюджета  в целом, является планово-аналитический  отдел, подчиненный первому вице-президенту по экономике. Финансово-экономическое  управление ответственно за соблюдение финансовых нормативов и недопущения чрезмерного уровня финансового дефицита. Планово-экономический отдел занимается сугубо вопросами сведения бюджетных показателей в единый сводный бюджет.

      Следует отметить также, что в процессе корректировки  сводного бюджета на величину первичного финансового дефицита три ключевые функциональные службы (планово-экономическое управление, финансово-экономическое управление и  управление капитального строительства) могут не прийти к согласованному решению.

      В этих условиях «арбитром» выступает первый вице-президент компании по экономике, а все аналитические выкладки для него осуществляет планово-аналитический отдел.

      Окончательное решение об утверждении сводного бюджета принимает Правление  компании.

      Бюджеты компании на основе непрерывного планирования (в течение 1 квартала пересматривается бюджет на 2 квартал и составляется бюджет на 1 квартал следующего года, бюджет все время проецируется на год вперед).

       Краткое описание содержания работ при составлении сводного бюджета компании БАШНЕФТЬ представлено в табл. 1.1.

       Таблица 1.1

Состав  и содержание работ по формированию сводного

бюджета компании БАШНЕФТЬ

Состав  работ Содержание  работ, используемые планово-аналитические  инструменты и методы планирования «Выходная»  форма (отчет)
Определение целевого объема производства  работ 1. Анализ взаимосвязи  «издержки - объем - прибыль» для  определения: физического объема  работ; уровня цен; динамики производственных и сбытовых затрат, которые обеспечивали бы максимальный уровень чистого (маржинального) дохода по проекту.

2. Оптимизация  структуры работ с учетом планируемых величин маржинального дохода по отдельным видам и существующих ограничений по производственным мощностям

Предварительный (первичный) вариант бюджета продаж
Определение плана производства и целевого уровня запасов по номенклатуре работ Оптимизационные модели, используемые для расчета  наиболее обоснованного уровня текущих  запасов (модель EPR и др.) Предварительный вариант плана производства
Определение потребности в основных материалах  Метод технологического  нормирования материальных затрат Смета расхода  материалов по основному производству
Определение прямых затрат труда Метод технологического нормирования трудозатрат, тарификация (тарифная сетка стоимости трудочаса  основных производственных рабочих в соответствии с разрядностью работ) Первичный вариант  бюджета прямых трудозатрат
Определение потребности во вспомогательных  материалах. Определение общей потребности  в материалах. 1. Методы нормирования  вспомогательных материалов в зависимости от величины прямых затрат и объема производства.

2. Сметное планирование  материальных затрат (в разрезе  отдельных подразделений)

Первичный вариант  бюджета закупок материалов
Определение совокупной величины общепроизводственных расходов Методы нормирования общепроизводственных расходов в зависимости от величины прямых затрат и объема производства Первичный вариант  бюджетов общепроизводственных расходов, производственных затрат
Расчет  себестоимости производства Метод условных единиц Калькуляция себестоимости производства
Расчет  величины переменных коммерческих расходов Методы нормирования переменных коммерческих расходов в  зависимости от объема производства работ Первичный вариант  бюджета переменных коммерческих расходов
Расчет  величины постоянных расходов Методы сметного планирования в разрезе подразделений (планирование «от нулевой точки», планирование «от достигнутого уровня») Первичный вариант  бюджета постоянных расходов
Калькуляция себестоимости реализации по видам  работ Метод средневзвешенной на основе начального уровня товарных остатков (запасов) и баланса отгрузки по видам продукции (начальные запасы + план выпуска - план отгрузки = целевые конечные запасы) Сметы полных затрат (себестоимость реализации отдельных  видов работ)
Расчет  конечных финансовых результатов На основе вышеприведенных расчетов Первичный вариант  Отчета о прибылях и убытках 

Информация о работе Планирование бюджета предприятия