Особенности рынка труда в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание

Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Экономическая сущность рынка труда ……………………………………...6

1.1. Рабочая сила, как фактор производства ………………...…………………6

1.2. Спрос на труд и факторы его определяющие ..…………………………..9

1.3. Предложение труда и факторы его влияющие ………...…………………15

1.4. Равновесие на рынке труда ………………………………………………..17

2. Анализ рынка труда на примере России…………………………………....24

2.1. Структура рынка труда в России…………………………………………..24

2.2. Динамика безработицы в России в 2000-х годах…………………………28

2.3. Борьба с безработицей ……………………………………………………..36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..……………………………...…50

Работа состоит из  1 файл

курсовая полная 2.doc

— 450.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Она должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигается режим оптимального роста и состояние экономической стабильности.

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на наш взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

I. Социальные последствия безработицы:

Отрицательные:

1. Обострение криминогенной ситуации.

2. Усиление социальной напряженности.

3. Рост количества физических и душевных заболеваний.

4. Увеличение социальной дифференциации.

5. Снижение трудовой активности.

Положительные:

1. Повышение социальной ценности рабочего места.

2. Увеличение личного свободного времени.

3. Возрастание свободы выбора места работы.

4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.

II. Экономические последствия безработицы:

Отрицательные:

1. Обесценивание последствий обучения.

2. Сокращение производства.

3. Затраты на помощь безработным.

4. Утрата квалификации.

5. Снижение жизненного уровня.

6. Недопроизводство национального дохода.

7. Снижение налоговых поступлений.

Положительные:

1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:

1.      Политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;

2.      Стимулирование само занятости населения, особенно женщин;

3.      Расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки   работников;

4.      Разрешение трудовой эмиграции;

5.      Активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативная  база по содействию безработным  в организации предпринимательской деятельности.

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

1.      улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда).  Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

2.      устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

      а) создание развитого рынка жилья;

      б) увеличение масштабов жилищного строительства;

      в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия  оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

1)     Создание условий для роста спроса на товары.

Способами увеличения спроса являются: стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, -  занятости на них; поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.

2)     Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить  число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

3)     Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

4)     Создание условий для роста само занятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

5)     Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

1.      экономическое стимулирование молодежной занятости;

2.      создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;

3.      создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы:

      Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

      Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования госу­дарством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.

      Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб пере­подготовки кадров и повышения квалификации.

      Предоставление рабочих мест, не ориентированных на по­лучение прибыли, а связанных с работой в интересах об­щества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

      Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потра­ченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

      Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудо - сберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, хотя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регули­ровании рынка труда.

В России на меры по борьбе с безработицей дополнительно выделяется 44 млрд  руб., заявил президент России Дмитрий Медведев в интервью, опубликованном пресс-службой Кремля.[56] По его словам, правительство России совместно с регионами готовит специальные программы поддержки новых рабочих мест.

Эти программы будут финансироваться и РФ, и регионами.  В частности, по его словам, нужно не только увеличить пособие по безработице, но и создавать новые рабочие места, в том числе в малом бизнесе, в новых производствах, строить новые объекты, которые способны создать дополнительные рабочие места.

«Это могут быть дороги, это могут быть другие инфраструктурные объекты. Этим мы обязательно будем заниматься», - сказал он.[57]

Важной частью борьбы с безработицей является программа переподготовки, считает Медведев.[58]

«В нашей стране много вакансий. Но человеку, который занимался интересным ему делом, не очень хочется переквалифицироваться, получать работу менее  престижную. В ряде случаев это придется делать», - сказал Медведев.[59]

В.Путин заявил, что к 2015г. российское правительство планирует организовать в моногородах не менее 200 тыс. новых рабочих мест.[60] По его словам, в настоящее время разрабатываются комплексные инвестиционные планы модернизации моногородов. Планируется серьезно обновить инфраструктуру и благоустроить эти населенные пункты.

Премьер отметил, что смысл политики правительства на рынке труда заключается в том, чтобы создавать современные, эффективные, высокооплачиваемые рабочие места, стимулировать внедрение новых технологий и уходить от опасных и вредных производств.

Президент подчеркнул, что нужно создавать новые производства для обеспечения людей работой. "Любое новое производство – это уже плюс; эту работу нужно продолжать", – отреагировал президент на сообщение губернатора о том, что в Ростовской области открываются новые предприятия.[61]

    

Промежуточные выводы:

1.      Рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

В настоящее время спрос на труд главным образом определяется: государственной политикой по отношению к низко рентабельным и убыточным предприятиям; размерами государственных, частных и иностранных инвестиций; активностью и позицией профсоюзов; масштабами теневой экономики.

2.      По данным Федеральной службы по труду и занятости, в конце мая 2007 г. численность зарегистрированных безработных сократилась на 217 тыс. человек, или на 12,1% по сравнению с маем 2006 г.

Несмотря на значительное сокращение численности безра­ботных, ее уровень еще достаточно велик. Фактический уровень безработицы сегодня существенно превышает ее естественный уровень.

В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д.

Предлагаемыми способами снижения уровня безработицы в России выступают: повышение доверия к службам занятости, более равномерное географическое распределение трудовых ресурсов, реализация программ поддержки молодых квалифицированных специалистов, развитие само занятости населения, государственное содействие открытию новых предприятий и предоставление рабочих мест, информационная помощь безработным, содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда.

Информация о работе Особенности рынка труда в современной России