Особенности бюджетной системы Германии в сравнении с РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:45, реферат

Описание

Формирование доходов определят целую систему финансовых каналов, по которым в казну стекаются средства от физических и юридических лиц. Здесь особую роль играет налоговая политика как важнейшая подсистема бюджетной политики. Налоговые поступления составляют 4/5 всех доход бюджета ФРГ, причем на 2/3 налоговые поступления формируются за счет прямых налогов (подоходного или налога на зарплату, корпорационного, промыслового). Однако их доля в бюджетах различных уровней разная.

Работа состоит из  1 файл

Бюджетная система РФ.docx

— 32.26 Кб (Скачать документ)

Второе место по удельному  весу занимают расходы на общее финансовое хозяйство. Доля этих расходов растет. С 24,7 в 2006г. до 26,7% в 2008 г. прогнозируется дальнейшее увеличение до 28,4 %. В суммарном  выражении расходы по данному  разделу так же возрастают с 62,7 в 2006 до 69,5 млрд. евро в 2008г. Прогнозируется до 2010г. их увеличение еще на 7,5 млрд. евро. К основным подразделам можно отнести процентные расходы, услуги снабжения, государственное имущество, правопреемство дел учреждений опеки и прочие. Среди расходов на общее финансовое хозяйство наибольший удельный вес занимают процентные расходы(65,6%) и услуги снабжения(21,1%). Между тем предусматривается относительное сокращение процентных расходов в результате начатой оптимизации портфеля долгов.

Третьей статьей по удельному  весу являются расходы на оборону. В 2008 г. их доля составила 9,5%. В относительном  выражении доля этих расходов остается постоянной. В абсолютном выражении  расходы на оборону постепенно увеличиваются. В 2006г. они составляли 24,1 млрд. евро, к 2008 г. они увеличились на 695 млн. евро, к 2010 планируется их увеличение еще на 737 млн. евро. В разделе «оборона»  выделяют два подраздела - военные  расходы и дальнейшие оборонные  расходы.

Исследования, образование, наука, культура. Доля данного раздела  снижается с каждым годом. В 2006г. она составляла 4,8%, в 2008-4,5%, а к 2010-4,2%. В абсолютном выражении расходы  по этому разделу так же снижаются. С 2006г. к 2008 они снизились на 496 млн. евро. К 2010г. прогнозируется их снижение еще на 389 млн. евро. Выделяется несколько  подразделов: наука, исследования и  развитие, высшие учебные заведения, стимулирование образования, стимулирование молодых научных кадров и профессиональное образование. Образование является приоритетным направлением. Увеличение инвестиций в эту область рассматривается  как существенная предпосылка для  повышения производительности экономики, завоевания новых рынков и улучшения  квалификации молодого поколения. Важным является создание «школ полного дня». Эта программа ориентирована прежде всего на аудиторию детей мигрантов к немецкой среде. Правительство уделяет большое внимание созданию равных условий получения образования. Кроме того в 2005 г. правительство начало реализацию программы по адаптации системы образования к требованиям Болонского процесса. Целью процесса адаптации, который должен быть завершен до 2010 г., по оценке правительства, является улучшение условий учебы, снижение числа не окончивших обучение и сокращение времени на обучение, интернационализация институтов, усиление автоно-мии высшей школы. Для повышения результативности научных исследований вузов и для их внедрения в экономику принята соответствую-щая программа, в рамках которой в 2005--2010 гг. дополнитель-но выделяются бюджетные средства ведущим университетам в размере около 100 млн. евро в год. Такое же дополнительное финансирование предоставляется невузовским научным цент-рам. Правительство ожидает повышения качества, эффективности и продуктивности научно-исследовательской системы.

Стимулирование экономики. Удельный вес данного раздела  в анализируемом периоде колеблется незначительно(2,3-2,4%). В абсолютном выражении  расходы данного раздела возрастают с каждым годом. В 2008 г. они составили 5931 млн. евро. По прогнозу к 2010г. они  должны увеличиться на 253 млн. евро. к данному разделу относятся расходы на энергию, прочие секторальные расходы, стимулирование мелкого и среднего бизнеса, исследований, региональное экономическое стимулирование, гарантии и другие мероприятия.

Транспорт. В абсолютном выражении расходы по данному  разделу сокращаются. К 2008г. они сократились  на 822 млн. евро по сравнению с 2006 г. До 2010 г. предполагается их сокращение еще  на 883 млн. евро. В относительном выражении  они так же сокращаются. К 2008г. они  сократились с 7,6 до 7%, а к 2010 г. сократятся еще на 0,5% и составят 6,5%. Выделяются следующие подразделы: федеральные  железные дороги, федеральные автострады, федеральные водные пути и улучшение  транспортного сообщения в общинах.

Внутренняя безопасность. В относительном выражении доля данного раздела сократилась  с 1,4 до 1,3%. В абсолютном выражении  расходы остаются практически неизменными.

Рассмотрим для сравнения  расходную часть бюджета РФ. В  соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса РФ классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Они  являются едиными для бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации разделами  и подразделами классификации расходов бюджетов. Рассмотрим диаграмму (Приложение Л), видна стабильная тенденция к  увеличению расходов. В 2008 г. они составили 6570 млрд. руб., увеличившись по сравнению  с 2006 г. на 2344,8 млрд. руб. т.е на 55,5%. По прогнозу до 2010г. они должны увеличиться еще на 1519,7 млрд. руб. Рассмотрим каждый раздел подробнее.

Наибольший удельный вес  в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2006 году доля расходования этих средств составляла 35,5%. К 2008г. их доля сократилась до 34,73%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2009) он снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2010 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2008 году.

Вторым разделом, доля которого составляет 12,61% от общей суммы расходов(2008 г.), являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. С 2007г. он снизился на 2,18%. Прогнозируется, что в 2010 году сумма расходов составит 963,10 млрд. руб., что значительно увеличился по отношению к запланированному в 2008 году на 134,32 млрд. руб.. По отношению к 2006 г. расходы на общегосударственные вопросы выросли на 295580 млн. руб. К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.

Национальная экономика  занимает третье место в распределении  бюджетных средств. До 2008 г. суммы  увеличивались 2006г - 345000, 2008-702320 млн. руб. Прогнозируется, что сумма в 2010 он снизится до 528,55 млрд. руб. что существенно заметно в процентном соотношении на 4,16%.

К этому разделу относятся  полномочия по регулированию и поддержке  экономической деятельности, включая  вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки  отдельных отраслей экономики в  основном отнесены к ведению Российской Федерации.

Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы  в области национальной экономики.

Данный показатель по прогнозу сейчас находится на 3 месте, то уже  в 2010 он займет пятое место.

В 2010 году произойдут изменения  доли расходов в процентном соотношении  от общего объема расходов. Неизменными  лидерами остаются межбюджетные трансферты и общегосударственные вопросы на 3 месте будет национальная безопасность и правоохранительная деятельность, а на 4 месте национальная оборона.

Оба эти раздела наращивают финансирование. Рассмотрим ниже диаграммы. Мы видим, что такой показатель, как  национальная оборона имеет динамику роста, с 2008 года по 2010 год прогнозируется увеличение в сумме 87,09 млрд. руб.. А  прогноз по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность увеличится на 171,61 млрд.руб. в 1,5 раза к 2008 году. В процентном соотношении происходят колебания, сначала он возрастает, потом падает. Это связано, как суммой всего расходов, так и с распределением средств по разделам.

Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем  объеме расходов, является образование, в 2008 году составит 4,68 %, а в 2007г. составлял 5,1%. В динамике этот показатель падает, к 2009 году он снизится на 0,47 %. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией  национального проекта «Образование», также увеличением заработной платы  учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных  учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования  студентам, высшего образования, а  именно увеличение бюджетных мест.

Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его  финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Показатель наращивает свой потенциал, спрогнозировано, что в 2008 году поступлений  из федерального бюджета будет на сумму 270,86 млрд. руб., к 2010 году эта сумма  увеличится на 125,68 млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда  компенсаций.

Здравоохранение и спорт - это один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела  способность населения страны участвовать  во всех сферах производства. Т.е. с  помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов  и т.д.

Прогнозируется, что в 2008 году объем расходов по данному разделу  составит 211,69 млрд. руб., в 2009 году произойдет увеличение на 15,8%, а в 2010 году на 39,5% . по сравнению с 2007г. расходы данного  раздела увеличились на 5316,5 млн. руб.

Если сравнивать с 2006г., то на социально-культурные мероприятия  в 2008 г. по сравнению с 2006 г. увеличились 321 млрд. руб. в относительном выражении  они уменьшились с 14,6 % до 14,3%.

Менее финансируемые разделы  федерального бюджета, удельный вес  которых от 0,14-1,3% в общем объеме расходов занимают: 1. культура, кинематография и СМИ; 2. жилищно-коммунальное хозяйство; 3. охрана окружающей среды.

Если сравнить сумму бюджетных  расходов в РФ и в ФРГ за год  в денежном выражении, то получим, что  в Германии она больше в 1,5 раза. Это  связано с тем, что Россия и  Германия находятся на разных уровнях  развития. Германия входит к числу  наиболее развитых стран мира.

В ФРГ наибольшая доля средств  идет на социальное обеспечение( около 1/3). Это говорит о социальной направленности бюджета ФРГ. В РФ на данный раздел приходится 4% от всех расходов. В абсолютном выражении суммы выделяемые на данный раздел на 4028 млрд. руб. больше в ФРГ. Есть статьи, которые и в РФ и в ФРГ схожи. Так раздел национальная оборона и в РФ и в ФРГ составляет менее 10% и динамика этих расходов к снижению. Схожа статья образование. На нее выделяется около 5% и наблюдается тенденция к снижению. В общем можно сказать о том, что в ФРГ большая часть бюджета идет на социальное обеспечение, в то время как в России на межбюджетное выравнивание. Бюджет в РФ направлен на обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны, поддержку стратегических и инновационных отраслей.

В целом можно сделать  вывод, что бюджет является важнейшим  звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного  продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую  форму образования и использования  основного централизованного фонда  денежных средств государства. В  ФРГ бюджет имеет социальную направленность. Основная доля расходов идет на социальное обеспечение. В РФ основные средства тратит на межбюджетные трансферты. Бюджет направлен на обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны, поддержку стратегических и инновационных отраслей.


Информация о работе Особенности бюджетной системы Германии в сравнении с РФ