Особенности бюджетной системы Германии в сравнении с РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:45, реферат

Описание

Формирование доходов определят целую систему финансовых каналов, по которым в казну стекаются средства от физических и юридических лиц. Здесь особую роль играет налоговая политика как важнейшая подсистема бюджетной политики. Налоговые поступления составляют 4/5 всех доход бюджета ФРГ, причем на 2/3 налоговые поступления формируются за счет прямых налогов (подоходного или налога на зарплату, корпорационного, промыслового). Однако их доля в бюджетах различных уровней разная.

Работа состоит из  1 файл

Бюджетная система РФ.docx

— 32.26 Кб (Скачать документ)

1. Особенности бюджетной системы Германии в сравнении с РФ

ФРГ и РФ: сравнительный  анализ доходной части федерального бюджета

Формирование доходов  госбюджета - это мощный регулирующий процесс, он определяет такой важный для экономики показатель как "квота  государства" (его доля в ВНП).

Формирование доходов  определят целую систему финансовых каналов, по которым в казну стекаются  средства от физических и юридических  лиц. Здесь особую роль играет налоговая  политика как важнейшая подсистема бюджетной политики. Налоговые поступления  составляют 4/5 всех доход бюджета  ФРГ, причем на 2/3 налоговые поступления  формируются за счет прямых налогов (подоходного или налога на зарплату, корпорационного, промыслового). Однако их доля в бюджетах различных уровней  разная (Приложение А). В бюджетных  доходах федерации, земель и общин  она составляет соответственно: 9/10; 7/10 и 1/3

В ФРГ налоги используются как средство воздействия на накопление частного капитала во имя стимулирования темпов экономического роста. Налоговое  регламентирование условий накопления общественного капитала является в  настоящее время одним из основных инструментов государственного регулирования  экономики.

Проведем сравнительный  анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ и ФРГ в 2006-2010 гг. в  РФ и ФРГ. Рассмотрим сначала налоговые  доходы ФРГ (Приложение В). В 2008году их объем в абсолютном выражении  составил 216,8 млрд. евро. По сравнению  с 2006 годом налоговые доходы увеличились  на 14,6 млрд. евро, а к 2010г. планируется  их увеличение еще на 8,9 млрд. евро. В  общем с 2006 и до 2010 налоговые поступления  должны четкую тенденцию к увеличению (Приложение Г). рассмотрим подробнее динамику основных налогов ФРГ:

1. Налогом на добавленную  стоимость облагается вся система  частного и общественного потребления. Взимание налога с налога принципиально исключается путем вычета так называемого «входного» НДС. В качестве его можно вычитать НДС на товары, приобретенные внутри Европейского союза, а также импортный НДС, уплаченный предпринимателем в таможенный орган при ввозе товара из стран, не являющихся членами ЕС. Плательщиками НДС являются предприниматели, т, е. лица, самостоятельно занимающиеся предпринимательской деятельностью или профессиональной деятельностью. Только предприниматели имеют право вычитать «входной» налог. Не платят налог предприниматели с местонахождением в Германии, свободном порту или в определенных районах прибрежных вод, оборот которых с НДС в пред-шествовавшем году не превышал определенной суммы. Объектом импортного налога на добавленную стоимость является ввоз предметов с террито-рии третьих стран на национальную территорию. Отправной точкой определения налоговой базы импортного НДС является таможенная стоимость ввозимого товара.

Из диаграммы видно (Приложение Д), что в 2008 г. наибольший удельный вес  имеет НДС(36,12%). Этот налог с 2006 по 2009 имеет в относительном выражении  динамику к снижению, но в 2010г. предполагается незначительное увеличение. В абсолютном выражении НДС увеличится с 74,1 до 78,3 млрд. евро (на 4,2 млрд. евро). В плановом периоде предполагается дальнейшее его увеличение. Предполагается, что  к 2010 г. по сравнению с 2008г. он увеличится еще на 2,6 млрд. евро. Темп роста с 2006 по 2008г. составил 105,6%.

2. Налоговая система ФРГ  опирается, так же, на подоходный  налог. Доля подоходного налога  превышает 1/3 общей суммы налоговых  поступлений. Подоходный налог  взимается с физических лиц  (причем, если они постоянно проживают  в Герма-нии, то платят этот налог с доходов, полученных и в других странах, если они еще не были обложены налогом). Это самый важный вид налогов: он дает немногим меньше 40% всех налоговых поступлений. Его разновидностями (с особым способом взимания -- путем вычитания) являются налог на заработную плату и налог на доходы с капитала. Целый ряд категорий граждан (наемные рабочие, инвалиды, слепые) имеют дополни-тельные налоговые льготы, которые носят фиксированный характер или ограничены верхним уровнем. С доходов без ограничений вычитаются лишь затраты на налоговых консультантов и церковный налог.

Налог взимается по прогрессивной  шкале до объема доходов с 10001 евро для тех людей, которые предпочитают платить налог отдельно сами за себя, и 20 001 евро для тех, кто состоит в браке и предпочитает платить налоги вместе и получать налоговые возвраты вместе. Оплата налога семейными парами практикуется чаще всего тогда, когда у одного супруга высокий доход, а у другого -- средний или низкий. Необходимо помнить, что система налогообложения доходов в Германии резко прогрессивная -- от 3,8% -- ставка на низкий доход до 36,72% -- за высокий доход. Доходы, которые превышают 150 000 евро, облагаются по максимальной ставке 36,72% для одиноких и 31,45% -- для семей. Существуют налоговые льготы для детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай).

Основной вычет для  человека равен 7 664 евро, а для семейной пары -- 15 329 евро. Этот налоговый вычет  из налогооблагаемого дохода рассчитывается как основные расходы человека на питание, жилье, коммунальные услуги. Ежегодно он изменяется в зависимости от стоимости  жизни. Родители имеют право также  на вычет в размере платы за первое образование после школы (до 4 000 евро в год). Это может быть как высшее образование, так и  специальное.

В 2008 г. доля подоходного  налога составила 32%. С 2006 по 2008г. просматривается  тенденция к увеличению удельного  веса данного налога с 29,37 до 32%, а  в перспективе к 2010 до 34,3%. В абсолютном выражении к 2008 г. мы видим увеличение с 59,5 млрд. евро(2006 г.) до 69,4 млрд. евро( т.е. на 9,9 млрд. евро), а к 2010 прогнозируется увеличение еще на 7,29 млрд.

3. Обложение юридических  лиц производится посредством  налога на прибыль. В настоящее  время с началом функционирования  единого европейского внутреннего  рынка во всех странах - членах  Европейского Союза вводится  единообразная ставка: минимальная  - в размере 30%, максимальная - 40%. Доля  налога на прибыль снижается  в структуре налоговых доходов,  хотя и незначительно с 8,69 в  2006 г. до 7,96 % в 2010г. В абсолютном  выражении его сумма практически  не изменяется в 2006-2010 гг.

4. Налог на сырую нефть.  В 2008 г. его удельный вес  составил 19,93%. Его удельный вес  с 2006 к 2008 г. сократился с  21,03 до 19,93, к 2010 прогнозируется сокращение до 18,8%. В абсолютном выражении сумма налога колеблется незначительно. В 2007 он увеличился на 0,3 млрд. евро, к 2008 еще на 0,3 млрд. евро.

5. Прочие федеральные  налоги. Их удельный вес с 2006 г. по 2008г. снижается с 10,56 до 10,42%, но к 2010 планируется увеличение его доли до 10,64%. В абсолютном выражении сумма растет (с 2006 к 2008 на 1,2 млрд. евро). К 2010 прогнозируется дальнейший рост еще на 1,2 млрд. евро.

6. Доля промыслового налога  невелика - менее 1 %, но поскольку  большая его часть перераспределяется  в бюджеты общин, то он играет  важную роль. Налог в относительном выражении увеличивает свою долю с 0,54 в 2006 до 0,58% к 2010г. в абсолютном выражении он увеличился к 2008 на 0,1 и к 2010г. прогнозируется увеличение еще на 0,1 млрд. евро.

7. Налог на табак в  абсолютном и относительном выражении  в динамике уменьшается. С 2006 по 2008 г. уменьшился на 0,2 млрд. евро, а к 2010 предполагается уменьшение  еще на 0,1 млрд. евро. В относительном  выражении его доля снизилась  с 8,09 и как предполагается до 7,2% в 2010г.

Из вышесказанного можно  сделать вывод о том, что хотя в ФРГ наибольший удельный вес  принадлежит НДС в структуре налоговых доходов(36,12%) все же преобладают прямые налоги. Значительный удельный вес составляют такие прямые налоги, как подоходный налог, налог на прибыль. Так же видно, что в ФРГ высокое налоговое бремя в сравнении с другими европейскими странами. Налоговые доходы составляют приблизительно 75%. Кроме налоговых поступлений доходы центрального бюджета складываются из прибыли от экономической деятельности государственных предприятий и рентных платежей. В эту статью доходов регулярно включаются многомиллиардная прибыль центрального банка ФРГ. Несколько меньшее значение имеют поступления процентных выплат за предоставленные межгосударственные кредиты, доходы от участия в капитале, а также средства от реализации этих участий.

Проанализируем налоговые  доходы РФ в 2006-2010 гг. и сравним с  аналогичным периодом ФРГ. Налоговые  доходы РФ в 2008г. составили 3298,76 млрд. руб. их объем уменьшился по сравнению  с 2006,но прогнозируется увеличение в 2009-2010 гг. В 2010 на 1294,39 по сравнению с 2008г.(Приложение Е)

1. Налог на прибыль организаций. Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что с 2006 по 2008 увеличился на 23,5 млрд. руб., а к 2009 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., к 2010 ещё на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 14,3 до 13,76%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, так же повлекли изменения по ставке налога, а так же налоговым контролем от скрывания прибыли ./18/

2. Налоги и взносы на социальные нужды. С 2006 по 2008 удельный вес показателя увеличивался с 8,9 до 13,2%, а 2008 по 2010 гг. удельный вес этого показателя уменьшается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются. С 2006-2008 увеличились на 119,9 млрд. евро. В 2008 году прогнозируется в размере 435,79 млрд.руб., в 2010 году увеличится в 2 раза по отношению к 2009 году, составив 562,8 млрд.руб. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ, а так же достоверной информации о з/п./26/

3. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. С 2006 г доля налога возросла с 28,5 до 42,6%. Доля этого раздела составляет 21,13% в 2008 году, в 2009 году составит 25,64%. К 2010 году увеличится на 1,64%. Прогнозируется, что в 2010 году сумма показателя возрастет на 802,41 млрд. руб. по отношению к 2008 году. В налоговом законодательстве произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин. /2/

4. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике этого показателя, мы видим, что удельный вес показателя возрастает с 16,9 в 2006 26,9% в 2008г. в перспективе его доля не изменится значительно. Сумма этого показателя вырастит от 888,97(2008) - 1 182,54 млрд. руб.(2010г) на 293,57 млрд.руб.. Что характерно этого раздела, то здесь изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить 87,5 процента от общего объема импорта.

5. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год прогнозируются в сумме 36,57млрд. руб. т.е снизится по отношению к 2007 г. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. В 2008 г. он составил 1,1%, а в 2010 будет составлять уже 0,8%. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили статьи нефтегазовых доходов. Т.к. это самостоятельно мною были подсчитаны результаты, возможно, есть небольшая погрешность этого показателя. Этот показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.

Теперь можно сравнить структура налоговых поступлений. В РФ наибольший вес имеют налоги на товары, реализуемые на территории РФ; налог на прибыли и налоги за пользование ресурсами. В ФРГ  наибольший удельный вес имеет подоходный налог и НДС. В общем, из вышесказанного можно сделать следующие выводы. В РФ преобладают косвенные налоги, а в ФРГ прямые. Преобладание прямых налогов говорит о высокой  степени справедливости распределения  доходов в обществе. Налоговое  бремя ФРГ остается высоким в  сравнении с другими странами. В РФ налоговое бремя более  низкое, хотя суммы которые подлежат налогообложению меньшие, чем в  ФРГ. Налоговые доходы ФРГ в абсолютном выражении в 3, 2 раза больше, чем в  РФ.

2. Расходы федерального  бюджета.

Одним из орудий воздействия государства на процесс общественного воспроизводства выступают государственные расходы. Они отражают особенности развития страны. За счет бюджета в первую очередь обеспечивается финансирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и общин. Удельный вес расходов центрального правительства в ВНП остается сравнительно стабильным в ФРГ: от 13% в повышательных фазах до 15% в годы кризисов.

Проведем сравнительный  анализ расходной части федерального бюджета РФ и ФРГ на 2006-2008 гг. Из диаграммы (Приложение З) видно, что  наибольший удельный вес принадлежит  расходам на социальное обеспечение. Их удельный вес в 2008 г. составил 45,9 %. В  динамике их удельный вес снижается, но незначительно(с 46,9 до 45,3%). В абсолютном выражении расходы на социальное обеспечение растут. В 2008 г. они составили 119,4 млрд. евро. До 2010 планируется увеличение на 2,4 млрд. евро(Приложение Ж). К этому разделу относятся следующие расходы: услуги пенсионного страхования, рынок рабочей силы, услуги для семей, дотации на аренду жилья, премии за строительство жилья, услуги жертвам войны, возмещение ущерба, сельскохозяйственная социальная политика и другое. Среди социальных расходов наибольший удельный вес принадлежит услугам пенсионного страхования(31,1%), рынку рабочей силы(8%).

Информация о работе Особенности бюджетной системы Германии в сравнении с РФ