Основы бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 16:16, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение исторических и этнографических памятников России. В связи с этим в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
- исследовать культурно-исторические объекты и их характеристику;
- рассмотреть классификацию объектов культурного наследия Российской Федерации;

Содержание

Введение 3
1. Культурно-исторические объекты и их характеристика 4
1.1. Историко-культурный потенциал 4
1.2 Памятники культовой архитектуры 5
1.3 Памятники светской архитектуры 7
1.4 Дворцово-парковые ансамбли и усадебные комплексы. История развития русской усадьбы 7
1.5 Археологические памятники 11
1.6 Этнографические памятники 11
1.7 История развития музейного дела в России 13
1.8 Народные промыслы 15
2. Классификация объектов культурного наследия Российской Федерации 18
3. История охраны памятников истории и культуры в России 23
Заключение 30

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 58.90 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение 3

1. Культурно-исторические  объекты и их характеристика 4

1.1. Историко-культурный  потенциал 4

1.2 Памятники  культовой архитектуры 5

1.3 Памятники  светской архитектуры 7

1.4 Дворцово-парковые  ансамбли и усадебные комплексы.  История развития русской усадьбы 7

1.5 Археологические  памятники 11

1.6 Этнографические  памятники 11

1.7 История  развития музейного дела в  России 13

1.8 Народные  промыслы 15

2. Классификация  объектов культурного наследия  Российской Федерации 18

3. История  охраны памятников истории и  культуры в России 23

Заключение 30

Список литературы 32

 

 

 

Введение

 

Целью работы является изучение исторических и этнографических  памятников России. В связи с этим в процессе работы необходимо решить следующие задачи:

- исследовать культурно-исторические объекты и их характеристику;

- рассмотреть классификацию объектов культурного наследия Российской Федерации;

- проанализировать историю охраны памятников истории и культуры в России.

Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с  природными богатствами, это главное  основание для национального  самоуважения и признания мировым  сообществом. Современная цивилизация  осознала высочайший потенциал культурного  наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как  одного из важнейших ресурсов мировой  экономики. Утраты культурных ценностей  невосполнимы и необратимы.

Актуальность исследования состоит в том, что физическое состояние более половины, находящихся  под охраной государства памятников истории и культуры России продолжает ухудшаться и характеризуется в  наше время как неудовлетворительное. Памятники природы, истории и  культуры России составляют весомую  долю в культурном и природном  наследии мира, вносят важнейший вклад  в устойчивое развитие нашей страны и человеческой цивилизации в  целом, что и предопределяет высочайшую ответственность российского народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим  поколениям.

 

1. Культурно-исторические  объекты и их характеристика

1.1. Историко-культурный  потенциал

Историко-культурный потенциал  является основой познавательного  туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры. Культурное наследие - это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории. Каждая эпоха оставляет  свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических  раскопках. Практически каждая местность  может представлять интерес для  познавательного туризма. Но места, где долго жили люди, хранят больше следов материальной культуры.

В целом среди памятников культурного наследия можно выделить:

- памятники археологии;

- культовую и гражданскую  архитектуру;

- памятники ландшафтной  архитектуры;

- малые и большие исторические  города, типичные сельские поселения;

- музеи, театры, выставочные  залы и другие объекты социокультурной  инфраструктуры;

- объекты этнографии, народные  промыслы и ремесла, центры  декоративно-прикладного искусства.1

В историко-культурный потенциал  входит вся социокультурная среда  с традициями и обычаями, особенностями  бытовой и хозяйственной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы  в целом. В культурные комплексы  составной частью входит и природа: в городах это парки и скверы, зеленые насаждения во дворах и на улицах; в сельской местности - приусадебные участки; в старинных усадьбах и  монастырях - ландшафтные рукотворные  пейзажные парки и сады.

Существует множество  форм включения культурно-исторических ресурсов в систему рекреационного туристского обслуживания. Наиболее распространенная форма - организация  музеев и экскурсионно-туристских маршрутов.

Интерес ко многим объектам культуры определяется в большинстве  случаев модой. Сохраняется стабильность интереса к объектам мирового наследия (египетским пирамидам, античной архитектуре  Афин, Парижу, Санкт-Петербургу и пр.). Вместе с тем целый ряд объектов, наиболее посещаемых в советский  период в России, например, многочисленные ленинские места, утратили притягательность с изменением идеологических установок  в обществе.

1.2 Памятники культовой  архитектуры

Памятники культовой архитектуры - наиболее древние, которые дошли  до нашего времени. Это церкви и монастыри  различных религий: православные храмы, католические соборы, лютеранские кирхи, еврейские синагоги, буддистские  пагоды, мусульманские мечети.

Первые храмы на Руси появились  в X в. Из самых ранних до нашего времени  сохранились лишь каменные постройки, возведенные при Ярославе Мудром: Новгородская и Киевская Софии, Юрьев  монастырь в Новгороде и Киево-Печерская  Лавра. В то далекое время это  были центры русской культуры, потому что с приходом христианства на Руси началось распространение письменности, живописи в виде иконографии и  фресок, получила развитие каменная архитектура - сначала по образцам, заимствованными  из Византии, потом в творениях  русских мастеров стало проявляться  свое, национальное видение, как строительстве, так и в живописи.

До наших дней сохранилось  много древних монастырей и соборов. Монастыри - образцы полифункциональных образований. В первую очередь, это  мощные фортификационные сооружения, поскольку в средние века все  монастыри несли функцию форпостов  на подходах к городам, многие содержали  даже полки. Монастыри являлись крупными феодалами, которые владели пахотными  землями, лесами, деревнями и крепостными  крестьянами. Здесь занимались сельским хозяйством и самыми разнообразными видами ремесел. Монастырь - это обитель  Божия, центр духовности, поэтому  их создавали как прекрасные архитектурные  ансамбли, которые гармонировали  с окружающей природой. Здесь собирались большие библиотеки, переписывались книги, за много веков накапливались  ценные предметы искусства религиозного назначения: фрески, иконы и резные иконостасы, прекрасные ювелирные изделия - кресты, потиры, оклады икон и книг. В Предуралье и в Приселигерье применялись скульптурные изображения  святых, вырезанные из дерева. В женских  обителях было развито художественное ткачество и вышивка золотом, которой украшалась одежда церковных  служителей.2

В соборах вершилось судопроизводство: в средние века все гражданские  дела (семейные споры, споры между  соседями) разрешались только в храмах.

Монастыри привлекали множество  людей, которые шли на паломничество  по святым местам.

Самым большим скоплением монастырей отличаются большие древние  города: Новгород, Псков, Старая Русса, Вологда, Москва, а также старинные  города Поволжья (Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород) и центральной России (Смоленск, Владимир и др.). Богаты памятниками  культовой архитектуры и малые  города России: Торжок, Суздаль, Старица, Торопец, Гороховец, Вязники, Каргополь, Углич. В одном Подмосковье насчитывается  свыше 500 культовых сооружений, из них 50 монастырей.

 

1.3 Памятники светской  архитектуры

Памятники светской архитектуры  включают в себя городскую застройку - гражданскую и промышленную, а  также загородные дворцово-парковые ансамбли. Из наиболее древних сооружений до наших дней сохранились кремли и боярские палаты. Городская архитектура  обычно представлена дворцовыми сооружениями, зданиями административного назначения (присутственные места, торговые ряды, Дворцовые и купеческие собрания, дома губернаторов), зданиями театров, библиотек, университетов и больниц, которые зачастую строились на средства меценатов по проектам знаменитых зодчих. Со времени образования ямской гоньбы по дорогам для царственных особ возводились почтовые станции и  путевые дворцы, которые в настоящее  время вошли в черту городов  или стоят вдоль старых трактов.

В давние времена на Руси въезд в город украшали парадными  «золотыми» или «красными» воротами. А в XVII-XX вв. крупные военные события  ознаменовались строительством триумфальных арок. Кроме того, объекты экскурсионного показа включают в себя интересные сооружения, памятники и монументы, возведенные по проектам современных  зодчих.

К промышленной архитектуре  относятся здания фабрик и заводов, рудники, каменоломни и другие сооружения.

Загородная архитектура  представлена усадьбами и дворцово-парковыми  ансамблями, такими, как, например Петродворец  и Павловск в окрестностях Санкт-Петербурга; Архангельское, Ярополец, Ольгово, Ильинское  и другие в Подмосковье.

1.4 Дворцово-парковые  ансамбли и усадебные комплексы.  История развития русской усадьбы

Русская усадьба является феноменом русской культуры.

Сохранившиеся в России архитектурные  усадебные ансамбли в основном относятся  к XVIII-XIX вв. Более ранние постройки  ученые восстанавливают по сохранившимся  источникам, описаниям, архитектурным  планам, чертежам, на основании которых  можно сказать, что русская усадьба  начала формироваться на рубеже XVI-XVII вв., когда в обществе происходили  значительные социальные и политические изменения: сформировались и юридические  оформились феодальные отношения - крепостное право; в дворянской среде произошел  раскол: аристократия, заняв высшие административные посты, оставалась в  окружении монарха, а среднее  дворянство устремилось в свои вотчины, где оно наиболее полно могло  реализовать свои личные возможности.

Сначала помещичий дом  находился в деревне и от крестьянских изб отличался только большими размерами. С закреплением крепостнических  отношений помещик пожелал выделить свое жилье из крестьянских построек, вынеся его за пределы деревни. В  первоначальный период усадьба была деревянной, однако от крестьянских домов  она отличалась многоэтажностью, разнообразием  архитектурных форм (мезонины, галереи, балконы, террасы).3

Во второй половине XVII в., во время правления Алексея Михайловича, русская знать начинает более  широко знакомиться с европейской  культурой, и это вызвало обмирщение русского общества.

С появлением светских форм жизни дом владельца и его  сад становятся предметом особой заботы, в архитектуре усадеб господствует стиль русское барокко с характерной  для него причудливостью форм и яркостью красок.

В обществе назревали перемены, которые отразились в реформах Петра I. Под влиянием протестантского  барокко, с которым Петр познакомился, путешествуя по Северной Европе, оформились усадьбы петровских времен. Они были удобны для проживания, прочны и  надежны, но несколько скупы и  аскетичны в оформлении. В петровские времена в усадьбу вошла регулярность со строгой симметрией в устройстве парка.

Со смертью Петра I протестантизм  навсегда ушел из русской культуры. Ему на смену во время правления  Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны пришел пышный стиль южного барокко, характерный для эпохи Возрождения, бурно прославлявший жизнь и  воспринимавший ее как вечный праздник. В этом стиле возводились царские  дворцы в Петербурге и пригородах, а также дворцы приближенной знати, строившей загородные резиденции по типу Версаля: с богато украшенными  зданиями, роскошью в оформлении интерьера  и великолепными регулярными  парками. Наступает пора блистательного зодчества великого итальянского мастера  Франческо Бартоломео Растрелли.

В усадьбе не жили, она  предназначалась для увеселений. Внутренняя архитектура дворца состояла из анфилады залов, а парк являлся  продолжением основного здания - это  грандиозный зал приемов и  театрализованных действий с боскетами, павильонами, гротами, прудами, каналами и фонтанами.

Период правления Екатерины II - век Просвещения, эпоха классицизма. Это период расцвета русской усадьбы. Классицизм - самый демократичный  стиль, порожденный идеями Французской  революции, провозгласившей Свободу, Равенство и Братство.

Это проявилось и в архитектурном  оформлении усадеб, для которых было свойственно следование античным образцам, как в оформлении внешнего вида здания, так и в интерьере. Прошлое  воплощалось материально, указывая на связь времен: дом с колоннами, ордерность орнаментов древней Эллады, мебель и утварь в стиле ушедших  эпох, скульптурные изваяния в парке  и доме, представляющие героев древности  и мифологические аллегории. В парке  сооружались постройки в виде античных храмов, руин, в отделке  зданий и башен применялись псевдоготические элементы, напоминающие о средних  веках. Также в парке возводились  «голландский» и «итальянский»  домики, «Магометов грот» и прочее. В результате человек ощущал себя гражданином всей Земли, а его  гармонию с окружающим миром подчеркивало обустройство парка.

В период барокко усадебные  парки были отгорожены от окружающей природы. В эпоху классицизма  при соблюдении симметрии регулярный парк располагался только вокруг основного  здания, а большую часть занимал  английский пейзажный парк, в котором  живописность достигалась путем  искусного сочетания открытых и  закрытых пространств и подбора  различных пород деревьев - кедра, тиса, ильма, бука, граба и прочих. Пейзажный парк органично переходил  в окружающий ландшафт.

Классицизм охватил не только высшие слои дворянства, но и  средние и мелкие. География русской  усадьбы значительно расширились, распространяясь в северные губернии и на восток до Предуралья.

Информация о работе Основы бюджета