Организационно – правовые основы построения бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 04:58, курс лекций

Описание

Бюджетные отношения – совокупность денежных отношений, возникающих между органами государственной власти и органами местного самоуправления с одной стороны, и субъектами хозяйствования и гражданами с другой, по поводу перераспределения ВВП, части национального богатства и доходов от внешнеэкономической деятельности, с целью образования фондов денежных средств в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, с целью удовлетворения общественных потребностей в рамках возложенных на эти органы функций и задач.

Содержание

1. Экономическое содержание и специфические черты бюджетного фонда
2. Содержание и виды бюджетных резервов
3. Сбалансированность бюджетного фонда. Методы достижения сбалансированности
4. Особенности бюджета государственного внебюджетного фонда.
5. Модели построения бюджетных систем федеративных и унитарных государств
6. Структура бюджетной системы РФ
7. Характеристика принципов построения бюджетной системы РФ
8. Характеристика нормативных правовых актов, регламентирующих построение и функционирование бюджетной системы РФ
9. Этапы становления и развития бюджетной системы РФ

Работа состоит из  1 файл

лекции Бюджет (fin).doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

      бюджетной классификации бюджетной системы РФ;

      санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ;

      единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ

2.      единый порядок

      установления и исполнения расходных обязательств;

      формирования доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы РФ;

      введение бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и казенных учреждений.

Второй принцип означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также органа управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично правовых образований.

Публично правовым образованием является:

      Российская Федерация;

      каждый субъект РФ;

      каждое муниципальное образование.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица непредусмотренные законодательством РФ финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

Третий принцип означает:

1)     право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно:

      обеспечивать сбалансированность соответсвующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

      осуществлять бюджетный процесс.

2)     право органов государственной власти и органов местного самоуправления

      устанавливать в соответствии с налоговым законодательством РФ те налоги и сборы, доходы от которых, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ

      самостоятельно опредеялять формы и навправления расходования средств бюджетов (за исключением тех расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ);

      предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно в форме межбюджетных трансфертов.

3)     недопустимость

      установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств 2х и более бюджетов бюджетной системы РФ, за счет средств консолидированного бюджета или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

      введения в действие в течении текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного, налогового законодательства. законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов или снижению доходов других бюджетов бюджетной системы РФ без внесения изменений в законы или решения о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов или снижения доходов;

      изъятие дополнительно полученных доходов или экономии по расходам бюджетов, в результате эффективного исполнения бюджета.

Четвертый принцип означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также установления и исполнения расходных обязательств, формирования налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ. При этом, договоры и соглашения между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти (РФ или субъектов РФ) и органами местного самоуправления не соответствующие бюджетному кодексу РФ являются недействительными.

24.10.11

8. Характеристика нормативных правовых актов, регламентирующих построение и функционирование бюджетной системы РФ

Среди многообразия нормативных правовых актов, регламентирующих построение и функционирование бюджетной системы РФ, можно выделить:

1)     те, которые действуют на территории всей РФ;

2)     те, которые действуют на территории конкретного субъекта РФ;

3)      те, которые действуют на территории конкретного муниципального образования.

Нормативно-правовые акты первой группы - Особое место принадлежит Конституции РФ, которая определяет федеративное устройство РФ, полномочия и предметы ведения РФ и субъектов РФ, что является основополагающим в бюджетном устройстве РФ.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ. Основание и виды ответственности, за нарушение бюджетного законодательства РФ, порядок исполнения судебных актов по обращению о взыскании на средства бюджета бюджетной системы РФ.

Налоговый кодекс РФ - заложены основы разграничения доходов между бюджетами, в части определения перечня федеральных, региональных и местных налогов, конкретные доли, зачисления которых в бюджет устанавливаются БК РФ.

Федеральный закон от 6.10.99 г. №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (данным законом определяются вопросы финансирования совместных полномочий РФ и суюъектов РФ, а также предусматриваются изменения круга предметов ведения РФ (субъектов РФ) путем наделения дополнительными полномочиями субъектов РФ (муниципальных образований).

Федеральный закон от 6.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" в РФ. Данный закон устанавливает правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ. Закон определяет прежде всего структуру муниципальных образований, что в конечном итоге определяет структуру третьего уровня бюджетной системы РФ.

Федеральные законы о федеральном бюджете и федеральные законы о бюджетах внебюджетных фондах РФ. Эти законы определяют структуру доходов, расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ.

Инструктивные документы - Приказ Минфина РФ №157-н от 1.12.10 "Об утверждении единого плана счетов в секторе государственного управления и инструкции по его применению. Приказ Минфина РФ №162-н от 6.12.10 "Об утверждении плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению". Приказ Минфина РФ №173-н от 15.12.10 "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров БУ, применяемых в секторе государственного управления и методических указаний по их применению". Приказ Минфина РФ №174-н от 16.12.10 "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению". Приказ Минфина РФ №183-н от 23.12.10 "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкции по его применению". Приказ Минфина РФ №191-н от 28.12.10 "Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ". Приказ Минфина РФ №33-н от 25.03.11 "Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой и квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений. Приказ Минфина РФ №190-н от 28.12.10 "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ".

Нормативно-правовые акты второй группы.

БК РФ - это законодательный акт прямого действия в отношении федерального бюджета, а в отношении бюджетов субъектов РФ в БК даны лишь основы. Каждый субъект РФ должен иметь либо закон субъекта РФ об устройстве этого субъекта, либо БК субъекта РФ. Каждый субъект РФ принимает каждый год закон субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, закон субъекта РФ о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования. Постановления глав администраций субъектов РФ и постановления высших органов исполнительной власти субъектов РФ, качающиеся бюджетных правоотношений в конкретном субъекте РФ.

Нормативно-правовые акты третьей группы. Каждое муниципальное образование имеет свой устав. Муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования о бюджетном процессе в муниципальном образовании. Муниципальный правовой акт о местном бюджете. Постановления глав администраций муниципальных образований и постановления исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, касающиеся бюджетных правоотношений в конкретном муниципальном образовании. Не все перечисленные нормативные правовые акты включаются в состав бюджетного законодательства РФ, а только

      БК РФ

      ФЗ о федеральном бюджете

      федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондах РФ

      законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ

      законы субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондах

      муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах

      иные ФЗ, законы субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения.

К бюджетным правоотношениям относятся:

1) отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;

2) отношения, возникающие в процессе осуществления государственных и муниципальных заимствований;

3) отношения, возникающие в процессе регулирования государственного и муниципального долга;

4) отношения, возникающие в процессе осуществления конкретных стадий бюджетного процесса РФ.

9. Характеристика этапов становления и развития бюджетной системы РФ.

Закон РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" Выделились 3 уровня в структуре бюджетной системы страны и зафиксированы новые принципы построения бюджетной системы страны. Следующий этап связан с тем, что 28 декабря 1991 года был принят закон РФ №2118-1 "Об основах налоговой системы РФ". Со 2го квартала 1994 года в составе федерального бюджета стал функционировать федеральный фонд финансовой поддержки регионов. В 1997 году решили провести инвентаризацию всех нормативно-правовых актов которые регламентировали систему построения (...)

Концепция реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 году. В этой концепции впервые были вложены объективные критерии разграничения доходов и расходов между бюджетами, а также были обоснованы и предложены новые механизмы оказания помощи бюджетам РФ. Помимо федерального фонда поддержки регионов появились федеральный фонд компенсаций, ФФ софинансирования социальных расходов, федеральный фонд реформирования региональных финансов, федеральный фонд региональных финансов. Федеральный фонд федеральный фонд федеральный фонд. 19 августа 2001 было принято 984 постановления РФ "о программе развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 г."  Постановление правительства №249 от 25.05.2004 года "О мерах по повышению эффективности бюджетных расходов" Была одобрена концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 годах.

 

 



[1] Ни в коем случае нельзя называть федеральный бюджет государственным бюджетом

[2] Если принимать, то они будут задваиваться


Информация о работе Организационно – правовые основы построения бюджетной системы Российской Федерации