Организационно – правовые основы построения бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 04:58, курс лекций

Описание

Бюджетные отношения – совокупность денежных отношений, возникающих между органами государственной власти и органами местного самоуправления с одной стороны, и субъектами хозяйствования и гражданами с другой, по поводу перераспределения ВВП, части национального богатства и доходов от внешнеэкономической деятельности, с целью образования фондов денежных средств в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, с целью удовлетворения общественных потребностей в рамках возложенных на эти органы функций и задач.

Содержание

1. Экономическое содержание и специфические черты бюджетного фонда
2. Содержание и виды бюджетных резервов
3. Сбалансированность бюджетного фонда. Методы достижения сбалансированности
4. Особенности бюджета государственного внебюджетного фонда.
5. Модели построения бюджетных систем федеративных и унитарных государств
6. Структура бюджетной системы РФ
7. Характеристика принципов построения бюджетной системы РФ
8. Характеристика нормативных правовых актов, регламентирующих построение и функционирование бюджетной системы РФ
9. Этапы становления и развития бюджетной системы РФ

Работа состоит из  1 файл

лекции Бюджет (fin).doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

Сбалансированность бюджетного фонда составленного путем достижения равенства доходов и расходов обеспечивается автоматически. Несбалансированность проявляется либо в превышении доходов над расходами бюджета, либо в превышении расходов над доходами.

Любой дефицит бюджета нуждается в изыскании источников его финансирования.

Существуют следующие способы покрытия бюджетного дефицита:

1.       денежно-кредитная эмиссия (монетизация бюджетного дефицита);

2.       продажа неиспользуемого государственного имущества и государственных запасов;

3.       осуществление государственных заимствований (в кредитной форме и в форме государственных займов, осуществляемых путем выпуска ЦБ от имени того или иного органа государственной власти);

  1. пропорциональное снижение расходов.

Согласно БК РФ сбалансированность бюджета достигается путем соблюдения равенства объема расхода бюджета к суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета.

Существуют законодательные ограничения на размер дефицита соответствующего бюджета. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. (формула)

Размер дефицита бюджета субъекта РФ (местного бюджета) не может превышать 15% (10%) утвержденного общегодового объема доходов бюджета субъектов РФ (местного бюджета) без учета безвозмездных поступлений.

Все источники финансирования дефицита бюджета делятся на внутренние и внешние (принцип деления - валюта).

Конкретный состав источников финансирования дефицитов бюджетов установлен 94, 95, 96 статьями БК РФ.

До 31.12.99 внешние источники предусматривались для финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

С 01.01.2000 по 31.12.2007 года внешние источники предусматривались для финансирования дефицита Федерального бюджета.

С 01.01.08 по настоящее время внешние источники предусматривают для финансирования федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Внутренние источники предусматриваются для финансирования дефицита Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Сбалансированный бюджет достигается как при составлении, так и исполнении бюджета. При составлении бюджета используются следующие основные методы достижения сбалансированности:

1)     лимитирование планируемых расходов бюджета на основе установленных получателем бюджетных средств заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг, предоставление объемов финансирования и нормативов финансовых затрат;

2)     создание эффективного механизма разграничения расходов полномочий между органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления и наделения этих органов адекватными доходными источниками;

3)     изыскание резервов роста доходов поступающих в бюджеты всех уровней;

4)     совершенствование механизма предоставления финансовой помощи из вышестоящих бюджетов;

При исполнении бюджета, основными механизмами его сбалансирования являются:

      Установление и доведение до бюджетополучателей лимитов бюджетных обязательств (ЛБО);

      Использование процедуры принятия, подтверждения и выверки исполнения денежных обязательств;

      Использование дополнительных средств(?), полученных в ходе исполнения (использования) бюджетных доходов;

      Осуществление комплекса мер по контролю за соблюдением налогового законодательства, а также за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

4.Особенности государственных внебюджетных фондов

Внебюджетный фонд – обособленное от бюджетных средств часть финансовых ресурсов в распоряжении органов государственной власти, которые имеют самостоятельные источники формирования и используются в соответствии с целевым назначением.

Особенности формирования внебюджетных фондов состоят в следующем:

      целевое назначение внебюджетных фондов, которое определяет состав их доходов и направление расходования средств на которые указывает название самого фонда;

      за расходами внебюджетных фондов закрепляются соответствующие источники доходов, т.е. при функционировании внебюджетных фондов не применяется принцип общего, совокупного покрытия расходов.

По целевому назначению внебюджетные фонды бывают социальные, экономические, экологические.

По уровням управления: федеральные и территориальные.

В настоящее время на федеральном уровне функционируют следующие государственные внебюджетные фонда РФ – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В каждом субъекте РФ создаются территориальные государственные внебюджетные фонды, состав которых представлен территориальными фондами обязательно медицинского страхования.

10.10.11

5. Модели построения бюджетных систем федеративных и унитарных государств.

Следует проводить различия между понятиями бюджетное устройство государства и бюджетная система государства.

Бюджетное устройство государства - это организационное построение бюджетной системы, отражающее не только виды бюджетов, но и формы взаимодействия между ними.

Элементы бюджетного устройства государства:

      бюджетная система государства;

      бюджетные права органов государственной власти и органов местного самоуправления;

      принципы и формы разграничения доходов и расходов между бюджетами;

      принципы и формы межбюджетного перераспределения средств.

Бюджетная система государства - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны, совокупность бюджетов всех ее административно-территориальных образований, объединенных на основе общих принципов и имеющих между собой установленные законом взаимоотношения.

Факторы, влияющие на построение бюджетной системы государства:

      форма государственного устройства;

      территориальная организация местного самоуправления в государстве.

Первичным элементов бюджетной системы любого государства выступают виды бюджетов.

Вид бюджета - это форма организации бюджетных ресурсов, конкретного органа государственной власти или органа местного самоуправления, финансовой базой деятельности которого он является. Совокупность видов бюджетов, соответствующих определенному уровню государственной власти или местного самоуправления образуют уровень бюджетной системы государства.

В унитарных государствах 2 уровня управления (2-уровневая бюджетная система)

1 уровень - бюджет центрального правительства;

2 уровень - местные бюджеты.

В федеративных государствах 3 уровня управления (3-уровневая бюджетная система)

1 уровень - федеральный бюджет;

2 уровень - бюджеты субъектов федерации;

3 уровень местные бюджеты.

Бюджетную систему любого государства можно представить в расширенном варианте. Тогда в ее состав будут включаться не только бюджеты административно - территориальных образований, но и государственные внебюджетные фонды.

Бюджетные системы федеративных государств строятся в соответствии с принципами бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм  - это такая организация бюджетных отношений в государстве, которая позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета предоставлять на территории всей страны ее жителям равный и гарантированный государством перечень общественных услуг, а для этого сочетать фискальные интересы федерации с интересами ее субъектов. Разграничивать бюджетные полномочия, бюджетные расходы и доходы, распределять и перераспределять финансовые ресурсы между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов федерации, выравнивая при этом бюджетную обеспеченность территорий, оказавшихся в разных социально экономических, географических и прочих условиях.

 

 

6. Структура бюджетной системы РФ

Россия является федеративным государством - бюджетная система нашей страны трехуровневая.

С момента вступления в силу БК РФ (1.01.2000) Бюджетная система РФ законодательно представлена в расширенном варианте, то есть включает в себя государственные внебюджетные фонды.

1 уровень - федеральный. Включает в себя федеральный бюджет[1], бюджет пенсионного фонда РФ, бюджет фонда  социального страхования РФ, бюджет фонда обязательного медицинского страхования.

2 уровень - региональный. Виды бюджетов, которые включаются в данный уровень - республиканские (21), краевые (8), областные бюджеты (48), окружные бюджеты автономных округов (4), городские бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (2). Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (83). Всего 166 бюджетов.

3 уровень - местный. Представлены исключительно местные бюджеты (без внебюджетных фондов). Конституция РФ закрепила в 132 статье обязанность по строительству местного самоуправления в России. Федеральный Закон "Об общих принципах самоорганизации в РФ" 6.10.2003 принятие закона №131-ФЗ "Об общих принципах самоорганизации в РФ".

Существует 2 подуровня местных бюджетов.

1ый подуровень - бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований, городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга.

2 подуровень - бюджеты городских поселений, и бюджеты сельских поселений.

Межселенные территории расходуются по смете доходов и расходов, которые являются составной частью бюджета ближайшего поселения. Центром муниципального района является городской округ, при этом он не включается в территорию муниципального района. Статус городских округов имеют все центры субъектов РФ, все наукограды и все закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО).

24296 местных бюджетов на третьем уровне.

Все бюджеты, входящие в первый уровень бюджетов РФ утверждаются в форме ФЗ, сроком на 3 года, очередной финансовый и плановый период, охватывающий два последующих за очередным финансовым годом.

2010 отчетный финансовый год

2011 текущий финансовый год

2012 очередной финансовый год

2013,2014 плановый финансовый год

Все бюджеты, входящие во второй уровень бюджетной системы РФ, утверждаются в форме законов субъектов РФ, либо на один финансовый год, либо на 3 года.

Все бюджеты, входящие в третий уровень бюджетной системы РФ утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований либо на 1 год, либо на 3 года.

Если бюджет субъекта РФ или местный бюджет утверждаются сроком на один год, то обязательно составление еще одного документа, а именно, среднесрочного финансового плана субъекта РФ (муниципального образования), который разрабатывается на срок не менее чем 3 года.

Бюджетное законодательство оперирует таким понятием, как консолидированный бюджет, который представляет собой свод всех бюджетов на соответствующей территории.

диаграмма 1

Консолидированный бюджет (диаграмма 1) не имеет никакой юридической силы, так как не утверждается никаким либо правовым документом. Это счетный, статистический, аналитический показатель, который используется, например, для определения пропорций разграничения доходов и расходов между бюджетами, определения объемов финансовой помощи, который необходимо предоставить из одного бюджета в другой и т.п. В консолидированный бюджет не включаются показатели государственных внебюджетных фондов. При консолидации данных не учитываются средства межбюджетных трансфертов.[2]

7. Характеристика принципов построения бюджетной системы РФ

Бюджетная система РФ основана на следующих принципах:

1.      единство бюджетной системы РФ;

2.      разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета между бюджетами бюджетной системы РФ;

3.      самостоятельность бюджетов;

4.      равенство бюджетных прав субъектов РФ (муниципальных образований);

5.      полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета;

6.      принцип сбалансированности бюджета;

7.      результативность и эффективность использования бюджетных средств;

8.      принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;

9.      прозрачность (открытость);

10. достоверность бюджета;

11. адресность и целевой характер бюджетных средств;

12. подведомственность расходов бюджетов;

13. принцип единства кассы.

В данном перечне представлены разнородные принципы бюджетной системы РФ. 7, 11 и 12 принципы относятся к принципам организации бюджетного финансирования. 5, 6, 8, 9, 10 - принципы организации бюджетного процесса. Остальные - принципы построения бюджета РФ.

Первый принцип означает:

1.      единство

      бюджетного законодательства РФ;

      принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;

      форм бюджетной документации и бюджетной отчетности;

Информация о работе Организационно – правовые основы построения бюджетной системы Российской Федерации