Налоговые доходы федеральных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. изучение налоговых доходов федерального бюджета и их содержания;
2. анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования налоговых доходов бюджета РФ
1.1 Налоговые доходы федерального бюджета, их содержание
1.2 Две основные функции налогов в бюджете
1.3 Анализ состава структуры и динамики налоговых доходов
Глава 2. Анализ периодической печати по теме: «Налоговые доходы бюджета РФ
Глава 3. Пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета
Шаблон выводов и предложений
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая по бюджетам.docx

— 53.07 Кб (Скачать документ)

Кроме того, подготовлены поправки в части налогообложения доходов  физических лиц, которые должны вступить в действие с 1 января 2011 г. Речь идет о снижении ставки налога на доходы физических лиц с 30% до 15% по доходам, полученным в виде дивидендов физическими  лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ. При этом необходимо отметить следующее. Изменения налогового законодательства в части взимания налога на доходы физических лиц (НДФЛ) оказывают влияние на формировании е консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации. Это связано  с тем, что доходы от уплаты НДФЛ в федеральный бюджет не поступают, несмотря на федеральный статус налога, а в полном объеме подлежат зачислению в консолидированные бюджеты  субъектов РФ с последующим распределением между региональными и местными бюджетами согласно нормативам, установленным  соответствующими статьями БК РФ.

По своей величине основными  источниками доходов федерального бюджета являются: налог на добавленную  стоимость, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль  организаций, таможенный пошлины. На их долю приходится примерно 85% от общего объема доходов бюджета.

Поступления НДС в федеральный  бюджет составят:

В 2011 г. - 2168,5 млрд. руб., в том  числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 872,3 млрд. руб.

В 2012 г. - 2797 млрд. руб., в том  числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1006,4 млрд. руб.

 

В 2010 г. - 3221,7 млрд. руб., в том  числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1149,4 млрд. руб.

При планировании поступлений  НДС на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории РФ, учитывались особенности  расчета налога, подлежащего уплате в бюджет, установленные налоговым  законодательством.

В основном расчет поступлений  НДС базируется на определении размера  следующих показателей: суммы налога (в 2011 г. - 16 101,7 млрд. руб.), исчисленного исходя из валового объема выручки  налогоплательщиков и суммы налоговых  вычетов за соответствующий период (общая сумма налоговых вычетов  в 2011 г. прогнозируется в размере 14 860,6 млрд. руб.) При этом налоговые вычеты объединены в группы по соответствующим  признакам.

Во-первых, это налоговые  вычеты, предъявляемые подрядными организациями  при проведении капитального строительства. Расчетная сумма налоговых вычетов  по указанной группе в 2011 г. определена в размере 270,2 млрд. руб.

Во-вторых, налоговые вычеты по операциям, связанным с внешнеэкономической  деятельностью налогоплательщиков. Сумма налоговых вычетов в 2011 г. может составить 1 199,9 млрд. руб.; по операциям, связанным с реализацией  товаров на экспорт,- 672,1 млрд. руб.

В-третьих, самая большая  и разнообразная группа по своему составу - прочие налоговые вычеты, суммы которых в 2011 г. может составить 13 390,5 млрд. руб.

При расчете НДС кроме  налоговых вычетов, уменьшающих  поступление налога в бюджет, также  предусмотрены суммы, подлежащие возмещению в связи с применением специального налогового режима - «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции». Прогнозируемое в 2011 г. возмещение НДС при выполнении соглашений о разделе продукции оценивается в размере 6,7 млрд. руб.

В связи с изменением налогового законодательства и введением поквартальной  уплаты налога. В 2011 г. вероятны дополнительные потери в размере 228,7 млрд. руб.

Кроме того, при прогнозировании  НДС учитывается корректирующий коэффициент, который отражает средний  уровень собираемости, сложившийся  за предыдущие годы.

Вместе с тем, в 2011 г. возможны дополнительные поступления до 329,0 млрд. руб. в связи с уплатой  налога по результатам контрольных  мероприятий, проводимых налоговыми органами. Багиров А.В. Возвращение блудного дефицита // Российская бизнес-газета.- 2010.- №5.- С. 7.

При расчете НДС, уплачиваемого  при вывозе товаров на таможенную территорию РФ, в качестве базового показателя принимается прогнозируемый на среднесрочную перспективу объем  импорта из стран дальнего зарубежья, стран-участников СНГ и Республики Беларусь, который корректируется на сумму ввозимых товаров, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством.

Доход федерального бюджета  от уплаты налога на прибыль организаций, планируемые на трехлетний период, должны составить: в 2011 г. - 534.5 млрд. руб., в 2012 г. и 2010 г. 587,6 млрд. руб. и 645,1 млрд. руб. соответственно.

В 2011 г. сумма налога на прибыль  по обычным видам деятельности, подлежащего  зачислению в федеральный бюджет, определена в размере 456,0 млрд. руб. Налог по иным видам доходов (облагаемых по ставке 20%, 15 % и 9%) может составить 52,3 млрд. руб. А с учетом уровня собираемости налога, ожидаемые поступления могут  составить примерно 9% от прогнозируемого  объема.

Кроме того, в 2011 г. возможны потери бюджета в связи с изменением налогового законодательства - применения ставки в размере 0% по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями, при стратегическом участии в  российской или иностранной организации, выплачивающей дивиденды. Вместе с  тем, ожидаются дополнительные поступления  в результате повышения эффективности  работы налоговых органов (в части  контроля за соблюдением налогоплательщиками  налогового законодательства) и улучшения  администрирования налога.

Поступления от уплаты НДПИ на среднесрочный период планирования ожидаются: в 2011 г. - 868,5 млрд. руб., в 2012 г. - 851,9 млрд. руб., в 2010 г. - 849,9 млрд. руб.

Сложность прогнозирования  НДПИ заключается в том, что налогообложению  подлежит весьма широкий спектр по своему видовому составу добываемых полезных ископаемых.

Утверждение федерального бюджета  на три года в форме закона, бесспорно, имеет ряд преимуществ по сравнению  с перспективным финансовым планом, который по своему правовому статусу  является в большей мере справочно-информационным материалом, определяющим основные бюджетные  проектировки. Во-первых, закон предполагает гарантию реализации выбранных направлений  бюджетной политики, мер государственной  поддержки экономики и социальных программ. Во-вторых, повышает ответственность  органов власти за выполнение возложенных  на них функций.

 

 

3.2 Приоритетные  направления увеличения налоговых  поступлений в доходную часть бюджета

Для нормального развития экономического оборота и функционирования налоговой системы любого государства  характерно надлежащее исполнение своих  обязанностей всеми налогоплательщиками. Однако в современных условиях налоговые правонарушения приобретают все более массовый характер. Опасность налоговых правонарушений состоит в том, что перекрываются каналы поступлений денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней и, таким образом, снижается результативность бюджетной и налоговой политики Правительства России и субъектов Федерации, которые лишаются одного из наиболее действенных средств управления экономикой.

Одним из наиболее значимых факторов, обуславливающих налоговые  правонарушения в России это несовершенство действующей налоговой системы. В результате довольно часто возникает  парадоксальная ситуация, когда действия налогоплательщиков, по сути направленные на уклонение от уплаты налогов со стороны судебной системы признаются законными. При этом ни кто не может  сказать и оценить размер потерянной налоговой базы.

В связи с этим добиться перелома ситуации со сбором налогов  возможно лишь предпринимая решительные  действия по сохранению налоговой базы. Для этого необходимо ввести принцип  сохранения налоговой базы, который  будет предусматривать что при  невозможности организации –  плательщика надлежащим образом  исполнять обязанности по уплате налогов со сформированной налоговой  базы государством могут быть предъявлены  требования на уплату обязанным лицам  – исполнительному органу организации (руководителю), лицам, создавшим организацию, лицам, имеющим право давать обязательные для организации указания. Тем  самым будет достигаться главная  цель – невозможность уклонения  от уплаты налогов физическим лицам, фактически осуществляющим свою предпринимательскую  деятельность посредством создания организаций. Кроме того, этот принцип  может способствовать стабильности экономических отношений и поддерживать дисциплину в налоговой системе. 

Среди способов управления налогообложением особое место занимает налоговое планирование. Его целью  являются: соблюдение налогового законодательства; сведение до минимума излишних налоговых  выплат; максимальное увеличение прибыли; разработка структуры взаимовыгодных сделок и т.п.

Так как возможны различные  модели поведения налогоплательщика, то следует отграничить понятие  «налоговое планирование» и понятия  «уклонение от уплаты налогов» и «обход налогов».

Уклонение от уплаты налогов  – это несвоевременная уплата налогов, непредоставление документов, незаконное использование налоговых льгот и т.д. Оно представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которых налогоплательщик умышленно или неосторожно уменьшает размер своих налоговых обязательств.

Обход налогов – это  ситуация, в которой лицо, не является налогоплательщиком в силу различных  причин.

До настоящего времени  большой проблемой остается взыскание  пени за несвоевременную уплату налогов, так как в период уплаты основного  долга по Требованию нарастает задолженность  по вновь начисленным налогам  и пени продолжают начисляться на всю сумму задолженности. Пени, начисленные  на сумму текущих налогов, никоим образом не выделяются из сумм начисленных  и предъявленных пеней. Практика работы показывает, что проблема выделения  текущей пени из основных сумм задолженности  по пени, вновь возникла при проведении реструктуризации задолженности по платежам во все уровни бюджета.

С другой стороны, при утверждении  характеристик федерального бюджета  в форме закона, к качеству организации  бюджетного процесса предъявляются  более высокие требования, в том  числе, к стабильности государственной  политики и ее ориентации на решение  стратегических задач социально-экономического развития, достоверности макроэкономического  прогнозирования. В первую очередь, необходима высокая степень уверенности  в стабильности экономических условий, как на внутреннем, так и на мировом  рынке. Значительная степень зависимости  доходных источников федерального бюджета  от мировой конъюнктуры, по крайней  мере, в ближайшее время, создает достаточно высокие риски выполнения параметров, заложенных в федеральном бюджете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Выполненная курсовая работа позволяет сделать следующие  основные выводы.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных  перечислений.

К налоговым доходам относятся  предусмотренные налоговым законодательством  Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и  сборы, а также пени и штрафы.

Наибольший удельный вес  в налоговых доходах федерального бюджета составляют налоги на товары, услуги (НДС, акцизы) и за анализируемый  период происходит снижение удельного  веса.

Значительное место в  системе налоговых доходов федерального бюджета занимают и налоги на пользование  природными ресурсами.

В абсолютном выражении, по результатам анализа, произошел  рост практически по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляция, усиление контрольной деятельности налоговых  органов.

После выполнения работы можно  предложить следующие пути решения.

Аккумулируя налоги в бюджетном  фонде, государство финансирует  важнейшие направления жизни  и деятельности как общества в  целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство  за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его  граждан.

Весьма серьезной проблемой  является количество действующих в  стране налогов. Сегодня на территории РФ также предусмотрена трехуровневая  система распределения налогов:

1) федеральные налоги  и сборы;

2) налоги и сборы субъектов  Федерации;

3) местные налоги и  сборы.

В России основную часть  доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет более 93%.

Необходимость сохранения объема доходов бюджетной системы в  современных условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику  предполагает активизацию работы по дальнейшему выявлению и использованию  дополнительных финансовых ресурсов. В частности, стоит задача дальнейшего  увеличения поступлений в бюджет налоговых доходов за счет роста  уровня их собираемости, а этому  способствует улучшение экономической  ситуации, принятие дополнительных мер  по администрированию налоговых  доходов, снижение налогового бремени.

Укрепление доходной базы государства достигается во всем мире в форме широкомасштабных или  частичных налоговых реформ, путем  отмены старых и введения новых налогов, изменения налоговой базы, изменения  соотношения разных видов налогов, манипуляцией с прогрессивным и  пропорциональным обложением - в чем  и достигается совершенствование  налоговых доходов.

Информация о работе Налоговые доходы федеральных бюджетов