Механизм построения межбюджетных отношений в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 23:39, контрольная работа

Описание

Финансовая политика представляет собой совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами в целях определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.

Содержание

Введение 2
Сущность и принципы построения межбюджетных отношений в России. 4
Пути и перспективы совершенствования межбюджетных отношений. 10
Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений. 15
Бюджетное устройство и бюджетная система зарубежных стран. 17
Заключение. 22
Список литературы. 24

Работа состоит из  1 файл

БС.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

В разных странах бюджетное устройство отличается своими особенностями, обусловленными государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем развития экономики, ее структурными чертами.

Известны две формы государственного управления:

1.      единое (унитарное)

2.      федеративное

В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) имеются два звена управления – центральное и местное; в федеративных государствах (США, Канада, Германия и др.) – три звена управления: центральное, членов федерации и местное.

Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, так как во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления. Особенно это касается структуры государственного бюджета, имеющего свои национальные особенности в каждой стране. Например, в США федеральный бюджет состоит из двух частей: собственно правительственный бюджет (или федеральные фонды) и доверительные (трастовые) фонды.

За счет собственного правительственного бюджета финансируются общенациональные экономические и социальные программы. Доверительные фонды, как правило, носят целевой характер и связаны с деятельностью отдельных видов производственной инфраструктуры. Среди них: содержание федеральных автострад, аэропортов, гидроэлектростанций. Статус этих фондов носят фонды социального страхования, охватывающие различные виды пенсионного обеспечения, а также пособия по безработице.

Государственный бюджет Великобритании состоит из так называемого обычного бюджета и национального фонда займов.

Обычный бюджет финансирует текущие затраты на оборону, экономические и социальные цели, субсидии местным органам власти, выплаты процентов по государственному долгу, взносы в бюджет и другие фонды ЕС, платежи по "цивильному листу", которые включают содержание королевы и королевского двора. Из национального фонда займов осуществляются платежи по государственному долгу, долгосрочные кредиты на капиталовложения государственным предприятиям и местным органам власти.

Государственный бюджет Италии состоит из двух частей: счета текущих операций и счета движения капиталов. Расходы счета текущих операций образуются в основном из выплаты жалованья и пенсий государственным служащим, покупки товаров и услуг, трансфертов государственным и частным предприятиям, учреждениям и населению, а также уплаты процентов по государственному долгу. Из счетов движения капиталов финансируются прямые капиталовложения государства, трансферты государственным предприятиям и учреждениям, кредиты, приобретение акций, погашение государственного долга.

Более сложной по структуре является бюджетная система Франции, которая заключает в себе центральный бюджет, присоединенные бюджеты различных государственных организаций и специальные счета казначейства. Ассигнования из центрального бюджета выделяются на содержание административных служб, на обслуживание государственного долга, капиталовложения, оборону, экономические и социальные программы.

Присоединенные бюджеты финансируют организации, не имеющие статуса юридического лица, но осуществляющие торгово-промышленную деятельность и обладающие финансовой автономией. К их числу относятся бюджеты: почты, телеграфа, телефона; национальной типографии; монетного двора; социальных сельскохозяйственных пособий; ордена Почетного легиона; ордена Освобождения.

Специальные счета казначейства охватывают различные фонды, такие, как инвестиционно-дорожный, национально-спортивный, различные торговые счета казначейства.

В Японии наряду с центральным бюджетом, или так называемым счетом центрального правительства, имеется инвестиционный бюджет, а также 57 специальных счетов. Из центрального бюджета финансируются экономические, социальные нужды, оборона, целевые перечисления местным бюджетам, выплата процентов по государственному долгу.

Средства инвестиционного бюджета предназначены для капиталовложений и займов государственным корпорациям и местным органам власти.

Специальные счета открываются для государственных предприятий, корпораций, имуществ, фондов. Местные органы власти насчитывают около 7 тыс. подобных счетов.

Таким образом, структура бюджетов в зарубежных странах носит неординарный характер. Типичным же является отделение текущих доходов и расходов государства от затрат капитального характера.

Построение бюджетных систем в развитых зарубежных странах основывается на специальных принципах. Важнейшие из них: единство, полнота, реальность и гласность.

Принцип единства бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, согласованными нормами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой. Его задачей служит установление более эффективного контроля за финансами со стороны правительства. Принцип полноты означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в их полном объеме. Принцип реальности предусматривает правдивое отражение в бюджете финансовых операций государства, характера расходов и доходов, соответствие утвержденных по бюджету сумм их исполнению. Принцип гласности требует публикации утвержденных бюджетов, а также отчетов об их исполнении.

В унитарных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах — не включаются в бюджет членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет.

На первых этапах развития бюджета бюджетная система многих стран характеризовалась зависимостью государственного бюджета от местных финансов. Например, правительство США до принятия конституции 1787 г. не имело собственных источников доходов и покрывало свои расходы за счет взносов отдельных штатов. С усилением центральной власти значение государственного бюджета стало возрастать. После второй мировой войны процесс централизации бюджетной системы как в федеративных, так и в унитарных государствах резко усилился, что повлекло за собой значительное увеличение объема государственного бюджета и изменение соотношения между отдельными звеньями бюджетной системы. В результате опережающих темпов роста доходов центральных бюджетов по сравнению с темпами роста доходов местных бюджетов существенно возрос удельный вес государственного бюджета в общем объеме ресурсов бюджетной системы. По расходам, наоборот, наблюдается другая тенденция — увеличение удельного веса в общей сумме расходов бюджетной системы местных бюджетов, на которые правительство перекладывает значительную часть затрат на развитие экономической и социальной инфраструктуры, а также часть расходов на воспроизводство квалифицированной рабочей силы.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Проблема реформирования межбюджетных отношений является одним из самых актуальных направлений совершенствования бюджетной системы. В экономической литературе обсуждается широкий спектр вопросов этой проблемы. При этом каждая точка зрения содержит в себе определённое рациональное содержание и требует соответствующего анализа.

В настоящее время дефицитна значительная часть бюджетов, как субъектов федерации, так и муниципальных образований. Поэтому встречные потоки финансовых средств между бюджетами обусловлены необходимостью восполнять этот дефицит через перераспределение доходов между территориями. Однако и сегодня могут быть сформулированы предложения, которые в будущем не только оптимизируют межбюджетные потоки, но и помогут разрешить современные бюджетные проблемы. Ведь не решив проблемы существенного повышения уровня собственных доходов и сужения других сфер бюджетного регулирования, нельзя будет рассчитывать на улучшение межбюджетных отношений. В целях оптимизации процесса налогообложения, снижения встречных финансовых потоков и повышения эффективности функционирования бюджетной системы необходимо определить федеральным законодательством распределение основных видов налогов в стране по всем трём уровням бюджетной системы. Это сделано во многих федеративных государствах. В нашей стране попытка достижения указанных целей с закреплением за территориями определённой части налогов с использованием нормативно-правовых актов федерального уровня имела место. И в России были введены отчисления от федеральных регулирующих налогов в процентах, подлежащих зачислению в территориальные и местные бюджеты. Однако, данные доли были установлены эмпирическим путём и, в основном, несколько лет назад.

Поэтому необходимо оптимизировать долевое распределение доходов от основных регулирующих доходных источников, таких как НДС, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы между федеральным и региональными бюджетами, при котором может быть достигнуто улучшение финансовой самостоятельности регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.      Анисимов С.А. К вопросу о реализации бюджетных принципов // Финансы. - 2005. - N 12.

2.      Баранов А.О. Динамика расширенного бюджета в России в годы реформ // ЭКО. - 2004. - N 10. - С.31-46.

3.      Бюджетная классификация. Указания по применению. - М., 2005.

4.      Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. - М., 2006.

5.      Бетин О.И. Механизмы государственного межбюджетного регулирования: Науч.-метод. пособие. - Воронеж, 2004.

6.      Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - М., 2005.

7.      Воронин Ю. Приоритеты бюджетной политики // Экономист. - 2004. - N 6.

8.      Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2002.

9.      Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие / А.М.Годин, И.В.Подпорина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2002.

10. Грицюк Т.В. Системные механизмы управления межбюджетными отношениями: Рос. и зарубеж. опыт. - М.: Едиториал УРСС, 2003.

11. Гусев С.И. Межбюджетные отношения и налоговая политика: проблемы их совершенствования в Российской Федерации. - Барнаул, 2005.

12. Данчикова Г.И. Реформирование межбюджетных отношений в РФ: Автореферат диссертации/ Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М., 2005.

13. Реформирование межбюджетных отношений: опыт Германии и России/ Под ред. Максимовой Н.С. др. - М.: Финансы и статистика, 2003.

14. Тажитдинов И.А. Реформирование межбюджетных отношений в Российской Федерации: Автореферат диссертации / Башк. гос. ун-т. - Уфа, 2004.

15. Фролова Н.К. Развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации в переходный период: Автореферат диссертации / Акад. бюджета и казначейства. - М., 2005.



[1] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. - М., 2006.

[2] Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - М., 2005.

[3] Бетин О.И. Механизмы государственного межбюджетного регулирования: Науч.-метод. пособие. - Воронеж, 2004.

[4] Бетин О.И. Механизмы государственного межбюджетного регулирования: Науч.-метод. пособие. - Воронеж, 2004.

[5] Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2002.

[6] Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2002.

[7] Грицюк Т.В. Системные механизмы управления межбюджетными отношениями: Рос. и зарубеж. опыт. - М.: Едиториал УРСС, 2003.


Информация о работе Механизм построения межбюджетных отношений в современной России