Механизм горизонтального бюджетного выравнивания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 12:37, реферат

Описание

Целью работы является раскрытие основного экономического содержания бюджетного федерализма. Для этого последовательно рассмотрены сущность, принципы, модели, проблемы и направления развития бюджетного федерализма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Механизм горизонтального бюджетного выравнивания………………….5
Заключение…………………………………………………………………….8
Список используемой литературы…………………………………………..10

Работа состоит из  1 файл

бюджетная система рф.docx

— 27.77 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУ ВПО «АмГУ»)

Факультет экономический

Кафедра Финансы

Специальность   080105 - Финансы и кредит

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: Механизм горизонтального бюджетного выравнивания

по дисциплине: «Бюджетная система Российской Федерации»

 

 

 

 

Исполнитель

студент группы С-01                                                                   Д.Г. Маслова 

                      

Руководитель                                                                             

Ассистент каф. Финансы                                                         А.В. Шипицина                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Благовещенск 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Механизм  горизонтального бюджетного выравнивания………………….5

Заключение…………………………………………………………………….8

Список используемой литературы…………………………………………..10

 

Введение.

На карте  мира не существует федераций, сопоставимых с Россией по числу административно-территориальных  образований низового уровня. Обеспечить устойчивость подобной системы, тем  более эффективно управлять ею, чрезвычайно  сложно. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять социально-экономическое регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная  система. Именно посредством бюджетной  системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Распад  Советского Союза, переход от унитарной  к федеративной модели российской государственности  в корне изменили основы функционирования бюджетной системы и отношения  между органами государственной  власти различного уровня. Новая бюджетная  система Российской Федерации основывается на модели бюджетного устройства и  бюджетного процесса федеративного  государства, получившей название бюджетного федерализма.

Проблеме  бюджетного федерализма по праву  принадлежит важное место в реформировании бюджетной системы России на современном  этапе. От решения этой проблемы зависит  будущее России – сохранится ли она как единое государство, развивающееся  на основах подлинного федерализма, или распадется на ряд слаборазвитых  территориальных образований.

Бюджетный федерализм реализуется через единую социально-экономическую и бюджетно-финансовую политику государства. Это такая  организация бюджетных отношений, которая позволяет в условиях самостоятельности, автономии каждого  бюджета органично сочетать фискальные интересы Федерации с интересами ее субъектов и органов самоуправления. Однако не следует забывать, что  проблема бюджетного федерализма это  не только и не столько проблема взаимоотношения бюджетов различных  уровней бюджетной системы, это прежде всего проблема взаимоотношений государства и его граждан посредством организации рационального движения потоков финансовых ресурсов. 

Целью работы является раскрытие основного экономического содержания  бюджетного федерализма. Для этого последовательно рассмотрены сущность, принципы, модели, проблемы и направления развития бюджетного федерализма. 

Решение проблемы бюджетного федерализма в  конечном итоге позволит стабилизировать  российскую государственность, повысить управляемость и объективность  рыночной экономической системы.

В общем, необходимым для России является не только создание принципиально новой  системы межбюджетных отношений, но и осознание того, что эта система  должна быть ориентирована на реализацию совокупности интересов государства  в целом, его субъектов и граждан.

 

 

Механизм горизонтального бюджетного выравнивания.

Основой механизма вертикального  выравнивания бюджетной системы  является законодательное закрепление  за каждым бюджетным уровнем финансирования конкретных сфер деятельности, соответствующих  разграничению предметов ведения  и полномочий между федеральным  центром и региональными (субъектами Федерации и муниципальными образованиями), а также разграничению бюджетной  ответственности между федеральным, региональным и местными органами власти и управления. Иначе говоря, взяв курс на федерализацию общественных отношений, необходимо закрепить за каждым из уровней бюджетной системы определённые функциональные расходы, чётко распределив при этом ответственность за их финансирование по уровням власти.

Проблема  вертикальной сбалансированности бюджетов решается как двуединая задача. С  одной стороны, вертикальная сбалансированность предполагает разумное распределение  и законодательное закрепление  бюджетных полномочий за соответствующим  уровнем власти, то есть выравнивание финансовых потребностей властей соответствующего уровня для оказания закреплённого за ними набора обязательных государственных услуг (видов общественного товара), а с другой – выравнивание финансовых возможностей соответствующих уровней власти путём долевого участия разных уровней власти в общенациональных налогах при распределении налогового потенциала страны.

Соответственно, целью вертикального бюджетного выравнивания является обеспечение  финансовой базы для реализации бюджетных  полномочий, возложенных на различные  уровни власти.  

Целью горизонтального  бюджетного выравнивания является соблюдение государственных социальных гарантий и обеспечение единого стандартного уровня потребления государственных  услуг жителями различных регионов страны посредством применения единых формализованных методов распределения федеральной финансовой помощи из вышестоящего уровня нижестоящим бюджетам.

Соответственно, механизм горизонтального бюджетного выравнивания также ориентирован на решение двуединой задачи. С одной  стороны – это выравнивание уровня потребления бюджетных услуг  по территориям, а с другой – выравнивание стоимости бюджетных услуг для  каждого уровня власти.

Межбюджетное  выравнивание (распределение и перераспределение  финансовых ресурсов) – это объективно обусловленная система оказания финансовой поддержки региональным и местным органам власти, которые  в силу объективных причин не обеспечены достаточными средствами для осуществления  своих полномочий.

Проблема  взаимоотношений бюджетов различных  уровней в условиях российской экономики  имеет два аспекта. С одной  стороны, речь должна идти о взаимоотношениях между федеральным бюджетом и  бюджетами субъектов Федерации. С другой – о финансовых отношениях между органами государственного управления (в том числе и субъектов  Федерации) и структурами местного самоуправления.

Современный механизм распределения средств  между бюджетами разных уровней  в России посредством оказания финансовой поддержки должен быть ориентирован на решение задачи горизонтальной сбалансированности бюджетов. Иначе говоря, этот механизм должен быть настроен на корректирование  диспропорций в стоимости и потреблении  государственных услуг в различных  регионах страны. Ибо центральное правительство, обладая гораздо  более широкими возможностями макроэкономического регулирования и получения налоговых поступлений по сравнению с нижестоящими уровнями власти, может и обязано посредством оказания финансовой поддержки за счёт средств, аккумулированных в федеральном бюджете, устранять этот дисбаланс.

В итоге  структурный дисбаланс бюджетной  обеспеченности между регионами  обозначился настолько рельефно и ощутимо, что попытки сгладить его только при помощи трансфертов  по существу не принесли реальных результатов, а ошибки и просчёты в самом  механизме трансфертов во многом только усугубили критическую ситуацию.

В РФ в  настоящее время используются следующие  методы бюджетного выравнивания:

дотации – безвозмездное и безвозвратное выделение средств бюджету другого уровня для покрытия текущих расходов, в том числе и трансферты;

субвенции – выделение средств бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определённых целевых расходов;

субсидии – выделение средств бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов;

взаимные расчёты – выделение средств нижестоящим бюджетам на покрытие расходов, связанных с передачей им расходных функций по решению центрального Правительства;

бюджетные ссуды – средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозвратной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в идеалах финансового года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Принцип бюджетного федерализма жизненно важен  для  Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и экономическим, национальным, историческим, социально-политическим многообразием регионов. В многонациональной России федерализм способствует с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества.

Реализация  концепции бюджетного федерализма  основана на сочетании двух взаимодополняющих тенденций — конкуренции между региональными органами на рынке социальных услуг, выравнивании условий этой конкуренции и обеспечении на всей территории страны общенациональных минимальных стандартов.

Таким образом, бюджетный федерализм — одно из сложнейших направлений экономических  реформ, охватывающих область экономических, финансовых и политических отношений.

С полным правом можно сказать, что в Российской Федерации установлена конституционная модель бюджетного федерализма, так как именно Конституция определяет такие общие принципы бюджетной системы, как разграниченность и самостоятельность бюджетов всех уровней.

Сущность  бюджетного федерализма представляет собой взаимодействие экономических и политических интересов властных структур государства разных уровней, направленных на формирование, присвоение, распоряжение и использование денежных ресурсов общества посредством системы налогов, платежей, сборов и системы бюджетных ассигнований и расходов. 

Отличительной особенностью проблемы бюджетного федерализма  является то, что она фокусирует в себе общечеловеческие интересы и  трансформирует их в систему координат денежных отношений.

Соответственно  в зависимости от степени развития денежных отношений каждое государство  ищет и находит свои решения этой проблемы, оптимальные в конкретной исторической и экономической ситуации. Вместе с тем бездумный перенос  найденных решений в другие условия дает совершенно бессмысленные, а подчас и просто опасные результаты. Поэтому Россия, используя богатый опыт мировой экономической теории и практики, должна найти свои собственные пути решения проблемы бюджетного федерализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Бюджетная система России: Учебник для вузов, Под ред. Поляка Г.Б. 2008 г.
  2. Бюджетная система РФ: Учебник, / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской . 2008 г.
  3. Финансы и кредит субъектов Российской Федерации: Учебник/ Под. Ред. Л.И. Сергеева. 2008 г.

 


Информация о работе Механизм горизонтального бюджетного выравнивания