Механизм бюджетного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:53, реферат

Описание

В последние годы субъекты Российской Федерации получают все больше полномочий, в первую очередь в сфере социальной политики, однако этот положительный процесс не сопровождается соответствующим расширением финансовых возможностей. Вследствие этого переданные в ведение региональных властей права не реализуются полностью, что в свою очередь обостряет социальную напряженность, усиливает противоречия между федеральными и региональными структурами власти, поддерживает региональный сепаратизм. В конечном счете это опасно для федеративного государства.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………. 3
2. Бюджетная система РФ …………………………………………………… 4
Понятие и особенности бюджетной системы …………………………….4
Принципы бюджетной системы ………………………………………….. 7
3. Механизм бюджетного регулирования……………………………………8
Методы бюджетного регулирования……………………………………. 9
Бюджетное регулирование финансовых потоков…………………….. 14
4. Заключение………………………………………………………………….20
5. Список использованной литературы…………………………………….. 21

Работа состоит из  1 файл

бюдж рег.docx

— 29.91 Кб (Скачать документ)

Московский государственный  университет технологий и управления.

 

 

Реферат по дисциплине «Бюджетная система Российской федерации»

 

 На тему:

 

 Механизм бюджетного  регулирования.

 Выполнила:

 

 Студентка 3 курса 0604

 

 Коноплева П.Ю.

 

 Приняла:

 

 Саморукова Г.В.

 

 

Москва 2009 год

 

 Содержание.

 

 

1. Введение……………………………………………………………………. 3

 

2. Бюджетная система РФ  …………………………………………………… 4

 

 Понятие и особенности  бюджетной системы …………………………….4

 

 Принципы бюджетной  системы ………………………………………….. 7

 

3. Механизм бюджетного  регулирования……………………………………8

 

 Методы бюджетного  регулирования……………………………………. 9

 

 Бюджетное регулирование  финансовых потоков…………………….. 14

 

4. Заключение………………………………………………………………….20

 

5. Список использованной  литературы…………………………………….. 21

Введение

 

 В последние годы  субъекты Российской Федерации  получают все больше полномочий, в первую очередь в сфере  социальной политики, однако этот  положительный процесс не сопровождается  соответствующим расширением финансовых  возможностей. Вследствие этого  переданные в ведение региональных  властей права не реализуются  полностью, что в свою очередь  обостряет социальную напряженность,  усиливает противоречия между  федеральными и региональными  структурами власти, поддерживает  региональный сепаратизм. В конечном  счете это опасно для федеративного  государства. Поэтому упорядочение  финансовой поддержки субъектов  РФ и межбюджетных отношений  в целом является важным условием  дальнейшего углубления экономических  реформ и укрепления российской  государственности на основе  принципов демократии и федерализма. 

 

 С другой стороны  отсутствие эффективных стимулов  повышения доходности территориальных  бюджетов привело к появлению  большого числа хронически дотационных  территорий. Плановое выравнивание  территориальных (в том числе  республиканских) бюджетов за  счет дотаций и субвенций создало  у региональных органов власти  иждивенческие настроения и не  способствует развитию их хозяйственной  инициативы.

 

 Цель данного реферата  рассмотреть механизм бюджетного  регулирования, а также предложить  направления улучшения межбюджетных  отношений на основе постепенного  перехода от их приоритетной  направленности на дотационное  выравнивание бюджетной обеспеченности  регионов к преимущественному  созданию условий для укрепления  бюджетной самостоятельности субъектов РФ, увеличения заинтересованности региональных и местных властей в расширении и укреплении собственных источников доходов.

 

Понятие и особенности  бюджета и бюджетной системы  в Российской Федерации

 

 Центральное место  в системе государственных финансов  занимает государственный бюджет  – имеющий силу закона финансовый  план государства на текущий  финансовый год. Бюджетный кодекс  Российской Федерации определяет  бюджет как «форму образования  и расходования фонда денежных  средств, предназначенных для  финансового обеспечения задач  и функций государства и местного  самоуправления». Таким образом,  аккумулируя с помощью государственного  бюджета денежные средства, государство  через финансовые механизмы осуществляет  выполнение возложенных на него  обществом политических, экономических  и социальных функций, а именно  содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов,  выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических  задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных  средств, в цельном виде никогда  не существует, т.к. по мере  поступления доходов они обращаются  на покрытие расходов. Он является  лишь планом образования и  использования общегосударственного  фонда денежных средств, то  есть росписью доходов и расходов  государства, согласованных друг  с другом, как по объему, так  и по срокам поступления и  использования.

 

 Как правило, сложившиеся  формы государственного управления  и взаимоотношений между членами  общества определяют и особенности  финансовой системы. В странах  с социалистической экономикой  в силу монопольной государственной  собственности на средства производства  и наличия мощного госаппарата,  основной её задачей было обслуживание  потребностей государственной власти. Государственные финансы подчиняли  себе и средства предприятий  и организаций, и даже сбережения  населения.

 

 Одним из важнейших  направлений реформирования государственных  финансов в 90ых стало расчленение  единого госбюджета на три  самостоятельных части: федеральный  бюджет, бюджеты субъектов федерации  и местные бюджеты. Это стало  важным шагом к демократизации  финансовых отношений. В этом  же направлении действовали переход  к налогам, как главному способу  обеспечения доходов бюджета,  отмена монополии на внешнюю  торговлю и валютные отношения,  приватизация государственной собственности  и т.п. Все это привело к  принципиальным изменениям в  бюджетной системе Российской  Федерации, и её бюджетном устройстве.

 

 Организационное построение  бюджетной системы всецело зависит  от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных  государств включает в себя  два уровня: государственный бюджет  и местные бюджеты. У государств  с федеративным устройством, наряду  с федеральным и местными бюджетами, выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

 

 Таким образом, бюджетная  система России, как федеративного  государства состоит из трёх  уровней:

 

 первый уровень –  федеральный бюджет Российской  Федерации и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

 

 второй уровень –  бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых  и областных бюджетов, 10 окружных  бюджетов автономных округов,  бюджет автономной Еврейской  области, городские бюджеты Москвы  и Санкт-Петербурга) и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

 

 третий уровень –  местные бюджеты (около 29 тысяч  городских, районных, поселковых  и сельских бюджетов).

 

 Совокупность бюджетов  всех уровней образует консолидированный  бюджет. Консолидированный бюджет  определяется Бюджетным кодексом  как свод бюджетов всех уровней  на соответствующей территории.

 

 Консолидированный бюджет  субъекта РФ составляют бюджет  самого субъекта и свод бюджетов  находящихся на его территории  муниципальных образований. Консолидированный  бюджет области может быть  представлен в виде следующей  схемы:

 

 

Консолидированный бюджет области

 

 

 

1.Областной бюджет

 

3.Бюджеты районов

 

 области

 

2.Бюджеты городов

 

 областного подчинения,

 

 в т.ч. областного  центра

 

 

 

3.2.Бюджеты городов

 

 районного

 

 подчинения

 

3.1.Районные

 

 бюджеты

 

2.3.Бюджеты

 

 городских

 

 районов

 

3.3.Сельские

 

 поселковые и пр. бюджеты

 

2.1.Городские

 

 бюджеты

 

 

 

Рис.1 Схема консолидированного бюджета области

 

 Консолидированный бюджет  РФ – это федеральный бюджет  и неконсолидированные бюджеты  всех субъектов федерации. Консолидированные  бюджеты позволяют получить полное  представление обо всех доходах  и расходах региона или страны  в целом, они не утверждаются  и служат для аналитических  и статистических целей.

 Принципы бюджетной  системы

 

 Бюджетным кодексом  РФ в гл. 5 законодательно закреплены  следующие принципы бюджетной  системы Российской Федерации: 

 

 единства бюджетной  системы Российской Федерации;

 

 разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы;

 

 самостоятельности бюджетов;

 

 полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных  фондов;

 

 сбалансированности бюджета;

 

 эффективности и экономности  использования бюджетных средств;

 

 общего (совокупного) покрытия  расходов бюджетов;

 

 гласности;

 

 достоверности бюджета;

 

 адресности и целевого  характера бюджетных средств.

 

 Именно на реализацию (а так же обеспечение их  взаимосвязи и взаимодействия) этих  признаков и нацелен механизм  бюджетного регулирования.

Механизм бюджетного регулирования.

 

 Механизм бюджетного  регулирования — это набор  экономических методов, приемов,  нормативов и правовых норм, действие  которых нацелено на реализацию  принципов бюджетного устройства  страны и обеспечение их взаимосвязи  и взаимодействия.

 

 Это достигается путем  закрепления определенного порядка  движения финансовых потоков  по уровням бюджетной системы  государства (направления этих  потоков, пропорций их распределения  по уровням бюджетной системы,  целевого назначения и т.д.) и  организации экономических отношений,  возникающих по этому поводу, что и составляет основу механизма  бюджетного регулирования.

 

 Через этот механизм  осуществляется выполнение региональными  органами власти и органами  местного самоуправления своих  представительных и исполнительских  полномочий с соблюдением требований  формальной финансовой независимости  их политики от вышестоящих  уровней.

 

 Воздействуя на процессы  формирования бюджетных отношений  путем изменения принципов, методов,  способов формирования бюджетных  доходов и расходов, государство  корректирует установленные бюджетные  взаимосвязи, регулирует каналы  прохождения и направления бюджетных  потоков, уточняет пропорции распределения  централизованных ресурсов и  механизмы реализации их целевого  назначения и таким образом  обеспечивает управление бюджетным  устройством страны.

 

 Сказанное означает, что  набор методов бюджетного регулирования  не может быть произвольным, совокупность  этих методов должна представлять  собой стройную систему, ориентированную  на поиск компромисса интересов  всех участников бюджетного процесса  в направлении решения главной  задачи — роста экономического  развития общества и благосостояния  его граждан. Причем эта система  экономических регуляторов должна  быть достаточно жестко вписана  в систему принципов построения  самой бюджетной системы.

 

 Бюджетная система  Российской Федерации основана  на принципах, взаимодействие  и взаимообусловленность которых  и формирует определенную модель  бюджетного устройства страны  и обеспечивает ее динамическое  равновесие на всех стадиях  бюджетного процесса.

 

 Принципы — это целевые  установки, определяющие вектор  развития определенных отношений.  Реализуется целевая направленность  этих принципов посредством использования  определенных экономических рычагов  — методов бюджетного регулирования. 

 

Методы бюджетного регулирования

 

 Реализация принципа  единства бюджетной системы Российской  Федерации обеспечивается управлением  государственным бюджетом через  единую социально-экономическую,  включая бюджетную и налоговую,  политику государства. Это предполагает  организацию взаимодействия бюджетов  всех уровней с помощью следующих  методов бюджетного регулирования:

 

определение в законодательном  порядке методических основ

 

построения бюджетов всех уровней на базе единой правовой формы

 

построения бюджетов всех уровней и использования единой бюджетной классификации РФ;

 

установление единых форм бюджетной документации и правил ведения бухгалтерского учета средств  федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов;

 

определение единых условий  и правил организации бюджетного процесса, гарантирующих единый порядок  применения санкций за нарушение  бюджетного законодательства РФ, финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации.

 

 Единство бюджетной  системы РФ не предполагает  слияния или поглощения бюджетов  более низких уровней вышестоящими  бюджетами. Напротив, каждое бюджетное  звено функционирует самостоятельно. Местные бюджеты своими доходами  и расходами не входят в  - бюджеты субъектов Федерации,  а последние не входят в  федеральный бюджет. Но в случае  необходимости поддержки бюджетов  более низких уровней для обеспечения  реализации стоящих перед ними  задач из бюджетов вышестоящих  уровней (федерального и регионального)  могут передаваться им дополнительные  доходные ресурсы. Это позволяет  более рационально и эффективно  использовать финансовые ресурсы  в масштабе всего государства.

 

 К основным требованиям,  предъявляемым к построению бюджетов  любого уровня, относятся:

Информация о работе Механизм бюджетного регулирования