Характеристика бюджетного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 16:57, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ бюджетного процесса, его основных принципов, рассмотрение полномочий участников бюджетного процесса и последовательная характеристика всех стадий прохождения бюджетов в их периодическом цикле.
Постановка цели исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
– раскрыть понятие бюджета, субъектов бюджетного процесса
– дать характеристику стадий и участников бюджетного процесса
– определить сущность финансового контроля
– изучить оптимизацию бюджетного процесса

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Структура бюджетного процесса………………………………………5
Глава 2. Финансовый контроль бюджетного процесса ……...……………….24
Глава 3. Оптимизация бюджетного процесса………..………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 222.00 Кб (Скачать документ)

В зависимости от того, насколько широко ревизии охватывает деятельность проверяемого объекта, можно выделить следующие их виды:

  • комплексные ревизии. Это наиболее распространенный вид проверок. Он охватывает все стороны деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность использования ресурсов, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учета и др. Для проверки отдельных вопросов могут привлекаться специалисты в предметной области;
  • тематическая ревизия, при которой проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такая ревизия не дает полного представления о работе объекта, но позволяет провести углубленный анализ по какой-либо одной проблеме. Если проверка однородных участков проводится в нескольких организациях, это дает возможность выявить типичные недостатки, разработать рекомендации по их преодолению.

Все нарушения, которые  были выявлены в процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным документом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации и принимаются последующие управленческие решения. Ответственность за точность его составления несет ревизор. В акте ревизии должно содержаться описание фактов нарушений, указано время их совершения, стоимостная оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и предположения ревизора. Ревизоры также не имеют права вмешиваться в управление проверяемой организацией, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.

После ознакомления с актом ревизии руководитель контрольного органа выносит решение по устранению выявленных недостатков. Материалы проверок могут быть также направлены в вышестоящие инстанции, а при наличии серьезных нарушений – в следственные органы

 

 

 

Глава 3. Оптимизация бюджетного процесса

Внешние факторы оказывают  серьезное воздействие на российскую экономику. Это обусловлено и  тем обстоятельством, что, несмотря на высокие темпы экономического роста в последние десять лет, нынешняя структура российской экономики еще не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны. Она существенно отличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения.

При таких условиях необходимо повышение устойчивости национальной экономики на основе совершенствования ее структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания социальных услуг, улучшения транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности.

В этих целях бюджетная  политика должна формироваться с  должной степенью осмотрительности, учитывать все возможные сценарии развития мировой экономики, включая  негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени  использовать все имеющиеся возможности.

Наиболее острой проблемой  в настоящее время является рост цен.

Необходимость замедления роста цен - одновременно макроэкономическая и социальная проблема.

Инфляция уменьшает  реальные доходы граждан, их покупательную  способность, склонность к сбережению, подрывает основы многолетнего бюджетного планирования.

Кроме того, с точки  зрения создания основ долгосрочного  роста экономики и устойчивости бюджета важно преодоление отрицательных  демографических тенденций. Согласно прогнозам, численность занятого населения будет постепенно сокращаться при одновременном росте количества пенсионеров.

Обеспечение сбалансированности пенсионной системы является одной  из наиболее серьезных проблем экономической  политики.

Для повышения эффективности и результативности бюджетной политики Правительству Российской Федерации надлежит сосредоточиться на решении следующих основных задач:

1. - Бюджетная политика  должна сохранить свое значение  как важнейший инструмент макроэкономического  регулирования. Она должна быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики, играя важную роль в снижении инфляции.

Одной из базовых предпосылок  решения этой задачи является безусловное  соблюдение установленных в 2007году Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по обеспечению долгосрочной устойчивости бюджетной системы, использованию нефтегазовых доходов и ограничению дефицита федерального бюджета.

Правительство Российской Федерации совместно с Банком России должно принять исчерпывающие  меры по обеспечению снижения инфляции.

2. - Необходимо усилить  роль бюджета в стимулировании  роста экономики и повышении  уровня жизни населения на  долгосрочную перспективу. Проекты  федерального бюджета и бюджетов  государственных внебюджетных фондов  на очередной 3-летний период должны формироваться с учетом основных параметров бюджетных прогнозов на 15-летний период, а по отдельным направлениям - на более отдаленную перспективу. Необходимо разработать долгосрочную бюджетную стратегию. Она должна включать в себя основные параметры бюджетной системы, выявить долгосрочные риски и установить целевые ориентиры, для достижения которых необходимо мобилизовать бюджетные ресурсы в интересах повышения конкурентоспособности российской экономики и адресности социальной политики.

Долгосрочное бюджетное  планирование должно стать реальным шагом на пути к повышению эффективности  расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для  их необоснованного роста. Это предполагает принятие активных мер по повышению  качества государственных услуг, обеспечению роста производительности труда в государственном секторе. При расширении горизонта бюджетного прогнозирования возрастает значение информации о финансовых результатах деятельности государственного сектора. Эта информация должна учитываться при принятии решений, касающихся управления государственными ресурсами.

На федеральном уровне должна быть сформирована система мониторинга  эффективности бюджетных расходов, а также оценки эффективности  использования финансовых ресурсов, передаваемых государственным корпорациям.

В целях обеспечения  в полной мере реализации принципа достоверности экономического прогнозирования  как одной из основополагающих предпосылок  для улучшения качества бюджетного планирования необходимо существенно  повысить надежность и расширить горизонт прогноза социально-экономического развития. Следует уже в ближайшее время сформировать современную правовую и методическую базу средне - и долгосрочного государственного прогнозирования социально-экономического развития страны.

3. - Необходимо сформировать  устойчивый механизм пенсионного  обеспечения на длительную перспективу,  создав условия для получения  достойной пенсии как тем, кто  уже вышел на пенсию, так и  тем, кому это предстоит в  будущем. Здесь необходим широкий  комплекс мер, в том числе упорядочение источников финансирования пенсий, развитие негосударственного пенсионного страхования, более эффективное управление пенсионными накоплениями. Важную роль может сыграть система софинансирования пенсионных накоплений с использованием средств Фонда национального благосостояния. Следует завершить все подготовленные мероприятия по ее введению в действие до конца текущего года

4. - Эффективное расходование  бюджетных средств за счет  перехода к финансовому обеспечению  государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно – по душевого финансирования. При этом должны предусматриваться стимулы для обеспечения соответствия качества и объема предоставляемых услуг установленным в задании требованиям.

Необходимо ускорить процесс реорганизации бюджетных учреждений в автономные учреждения.

5. - Завершение переходного  периода формирования новой системы  местного самоуправления.

Необходимы положения  Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и связанные с ним нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие финансовые взаимоотношения между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами. Требуется оказание вновь созданным муниципальным образованиям действенной поддержки в освоении ими базовых методов и процедур управления муниципальными финансами.

6. - Практический переход  на современные принципы осуществления  государственных инвестиций и  реализации долгосрочных программ  за счет бюджетных средств.

7. - Дальнейшее развитие  практики бюджетирования, ориентированного  на результаты.

В рамках бюджетного планирования следует обеспечить корреляцию докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, долгосрочных программ и ведомственных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований.

Каждая программа должна предусматривать конкретные цели ее реализации и показатели оценки их достижения на всех этапах осуществления  программы. Если программа не позволяет достичь предусмотренных целей, то надо отказываться от ее дальнейшей реализации со своевременным внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты.

Следует пересмотреть механизм формирования и реализации ведомственных  целевых программ, которые должны в основном использоваться для реструктуризации и повышения эффективности исполнения обязательств.

8. - Повышение эффективности  управления средствами Резервного  фонда, Фонда национального благосостояния, временно свободными бюджетными  средствами. Обеспечение надежности размещения средств этих фондов остается безусловным приоритетом. В то же время по мере накопления опыта управления средствами Фонда национального благосостояния, в том числе в целях повышения его доходности, следует рассмотреть вопрос о расширении состава активов, в которые могут размещаться средства Фонда. В число таких активов могут войти акции и долговые обязательства надежных эмитентов.

9. - Повышение качества  управления государственной собственностью  и эффективности работы государственного сектора. Следует в ближайшие годы завершить процесс акционирования федеральных государственных унитарных предприятий, не являющихся необходимыми для исполнения публичных полномочий. Должна быть создана правовая база для приватизации имущества государственных и муниципальных учреждений, а также для обеспечения возможности изъятия по решению собственника и последующей приватизации части имущества унитарного предприятия. Необходимо расширить практику представления интересов государства в органах управления акционерных обществ независимыми директорами вместо государственных служащих.

Следует обеспечить полноценный  учет имущества казны и его  отражение в финансовой отчетности публично-правовых образований.

10. - Расширение практики  учета результативности работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета. Развитие межбюджетных отношений на основе последовательной реализации принципа взаимных обязательств участвующих в них органов публичной власти, прежде всего при осуществлении инвестиционных и социальных расходов. Определение дополнительных сфер государственного управления, в которых могут быть применены принципы делегирования исполнения федеральных полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации с предоставлением субвенций из федерального бюджета. Своевременное принятие документов, определяющих порядок предоставления субвенций из федерального бюджета для исполнения делегируемых федеральных полномочий и контроля за эффективностью их использования.

11. - Совершенствование  структуры и механизмов государственного  и муниципального финансового  контроля, исключение параллелизма  и дублирования в этой сфере.

Назрела необходимость включения в Бюджетный кодекс Российской Федерации современных норм в части, касающейся государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, учитывая, что сегодня бюджетный процесс обеспечивает не только формирование и реализацию бюджета, но и государственных внебюджетных фондов, правильно будет сказать, что бюджетный процесс — это установленный правовыми нормами порядок составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, исполнения этих бюджетов, а также составления, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении.

Из данного понятия  следует, что бюджетный процесс  — это сложный правовой механизм, в котором выделяются следующие стадии:

— составление проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов,

— рассмотрение и утверждение  проектов бюджетов и государственных  внебюджетных фондов,

— исполнение бюджетов и  государственных внебюджетных фондов,

— составление, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Бюджетный процесс в  Российской Федерации строится в  соответствии с законодательством  Российской Федерации — Бюджетным  Кодексом РФ.

Информация о работе Характеристика бюджетного процесса