Характеристика бюджетного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 16:57, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ бюджетного процесса, его основных принципов, рассмотрение полномочий участников бюджетного процесса и последовательная характеристика всех стадий прохождения бюджетов в их периодическом цикле.
Постановка цели исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
– раскрыть понятие бюджета, субъектов бюджетного процесса
– дать характеристику стадий и участников бюджетного процесса
– определить сущность финансового контроля
– изучить оптимизацию бюджетного процесса

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Структура бюджетного процесса………………………………………5
Глава 2. Финансовый контроль бюджетного процесса ……...……………….24
Глава 3. Оптимизация бюджетного процесса………..………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 222.00 Кб (Скачать документ)

В случае возникновения  разногласий по проекту бюджета, в процессе его подготовки и составления, исполнительные органы власти могут вносить в вышестоящие органы свои предложения по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом власти показателей.

Рассмотрение этих предложений  первоначально производится в соответствующем  вышестоящем исполнительном органе власти. В случае отклонения предложения  полностью или частично этот вышестоящий орган исполнительной власти обязан совместно с нижестоящим заинтересованным органом составить протокол об имеющихся разногласиях в сроки, установленные соответствующим вышестоящим представительным органом власти5.

Для рассмотрения возникающих  разногласий представительные органы власти на паритетных началах образуют согласительную комиссию. Результаты работы согласительной комиссии должны быть доведены до сведения соответствующих нижестоящих и вышестоящего представительных органов власти в установленные сроки. Окончательное решение принимается соответствующим вышестоящим органом представительной власти.

Рассмотрение и утверждение бюджета.

Порядок  рассмотрения и утверждения бюджета – один из наиболее социальных значимых процессов  в жизнедеятельности общества и  особенно государственных структур. Поскольку бюджет – главный финансовый план страны, его принятие непосредственно затрагивает экономическую политику государства и интересы должностных лиц.

Характерная отличительная  черта второй стадии бюджетного процесса – это фактическое общественное признание представительными органами власти предлагаемых проектов бюджетов. Мера признания в демократичном обществе может быть различной: от полного отрицания и его разработчиков до полного согласия. Но в любом случае тот или иной бюджет должен быть принят, ибо в отсутствии его государство перестанет существовать.

Поэтому официальным  процедурам рассмотрения и утверждения  бюджета придается особое значение.

Государственная Дума рассматривает  проект федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях. При этом федеральные законы о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ, о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год должны быть приняты Государственной Думой до утверждения основных характеристик федерального бюджета в первом чтении. Федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, минимальном размере оплаты труда и пенсий, размере тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий должны быть приняты Госдумой до рассмотрения во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.

При отклонении Госдумой федеральных законов о внесении изменений в налоговое законодательство РФ, а также в законодательные  акты РФ о тарифах взносов в государственные внебюджетные фонды до рассмотрения в первом чтении проекта федерального бюджета расчеты по всем показателям федерального бюджета осуществляются на основе законодательства РФ.

Государственная Дума рассматривает  проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.6

Первые 15 дней комитеты Госдумы готовят  и направляют в Комитет по бюджету заключения о принятии или отклонения законопроекта, а также предложения по предмету первого чтения. На их основании Комитет по бюджету готовит свое заключение и проект постановления Госдумы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете и представляет их на рассмотрение в Госдуму.

За рассмотрением проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении Госдума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады Комитета по бюджету и второго профильного  комитета, а также доклад Счетной палаты РФ и принимает решение о его принятии. В случае принятия законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета. При отклонении Госдума может:

  • передать законопроект в трехстороннюю согласительную комиссию представителей Госдуму, Совета Федерации и Правительства РФ для уточнения основных характеристик федерального бюджета;
  • вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку;
  • поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете принимается постановление Госдумы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете и об основных характеристиках федерального бюджета.

Во втором чтении, занимающем 15 дней, утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов РФ и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Субъекты права законодательной инициативы направляют в Комитет по бюджету поправки по расходам федерального бюджета, в соответствии с которыми Комитет по бюджету разрабатывает и вносит в Госдуму проект постановления о принятии федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении. Если Госдума отклоняет законопроект во втором чтении, то он передается в согласительную комиссию.

Государственная Дума рассматривает  проект закона о бюджете в третьем  чтении в течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении:

  • подразделы расходов федерального бюджета;
  • распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ и т.д. на очередной год;
  • программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов;
  • программы государственных внешних и внутренних заимствований РФ;
  • программу предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам;
  • перечень законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается.

Субъекты права законодательной  инициативы направляют свои поправки по третьему чтению в Комитет по бюджету, который в течение 10 дней проводит экспертизу и передает в профильные комитеты. Голосование по поправкам проводиться Комитетом по бюджету и соответствующим профильным комитетом раздельно. Решение считается принятым, если результаты голосования комитетов совпадают. Поправки, по которым у Комитета по бюджету и профильного комитета имеются разногласия, выносятся на рассмотрение в Госдуму.

В четвертом чтении Госдума рассматривает  проект федерального закона о федеральном  бюджете в течение 15 дней и принимает его в целом. Принятый Госдумой законопроект о федеральном бюджете в течение пяти дней передается Совету Федерации, который рассматривает его 14 дней.

После одобрения Советом Федерации  федеральный закон о федеральном  бюджете в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент имеет право сразу подписать федеральный закон или отклонить его. При отклонении закон передается для устранения разногласий в согласительную комиссию с участием представителя Президента РФ, которая в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Госдумы согласованный закон. Госдума повторно рассматривает федеральный закон в одном чтении.

При существенных отклонениях фактических  параметров исполнения бюджета от плановых, возникающих в результате нестабильности экономики и недостаточно хорошего качества формирования бюджета, появляется необходимость внесения изменений в Закон о бюджете. Тогда Правительство РФ разрабатывает и представляет в Госдуму проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете. В случае снижения ожидаемых поступлений в федеральный бюджет, что может привести к изменению финансирования по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем  на 10% годовых назначений. Правительство РФ вносит в Госдуму проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете со следующими документами: - отчетом об исполнении федерального бюджета за период текущего года, включая последний месяц, предшествующий тому месяцу, в течение которого вносится указанный проект; - отчетами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих сбор доходов федерального бюджета за период текущего года, включая последний месяц, предшествующий месяцу, в течение которого вносится указанный проект; - отчетом об использовании средств резервных фондов Правительства РФ и Президента РФ; - отчетами Минфина РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов; - анализом причин, обусловивших внесение изменений в федеральный закон. Госдума рассматривает данный законопроект в четырех чтениях в течение 15 дней.

Исполнение бюджета.

Исполнение бюджетов начинается после их утверждения  в установленном порядке (для  федерального бюджета - подписания Президентом РФ).

Исполнение бюджета — сложный процесс, в котором участвует множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап — осуществление расходов.

Поскольку сам госбюджет  ничего не тратит, а распределяет деньги между конкретными организациями — получателями бюджетных средств, то важно правильно распределить средства госбюджета (рис.2).

Исполнение бюджета  распадается на два этапа: сбор доходов  и осуществление расходов.

Рис. 2. Распределение расходов госбюджета

Практически бюджет исполняется  специальными субъектами—участниками бюджетных правоотношений:

• главным распорядителем бюджетных средств;

• распорядителями бюджетных  средств;

• получателями бюджетных  средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета — орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

Главный распорядитель  средств бюджета  субъекта РФ, средств местного бюджета—орган государственной власти субъекта РФ. орган местного самоуправления, бюджетное учреждение. имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям н получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета (ст. 158 БК РФ).

Распорядитель бюджетных  средств— орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Получатель бюджетных  средств— бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.7

Исполнить бюджет — это  значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы8.

  В Российской Федерации  устанавливается казначейское исполнение  бюджетов,   что закреплено  в Бюджетном кодексе ст.215, где записано: "В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений». Государственный фонд денежных средств почти полностью контролируется государством9.

Особая роль определена Федеральному казначейству Министерства финансов РФ - именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы - зачисление всех поступающих доходов  и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволит обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета. Для исполнения федерального бюджета предусмотрено открытие в Казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета. Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Главной книге Казначейства и вести сводный реестр бюджетополучателей.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи - документа о  поквартальном распределении доходов  и расходов бюджета и поступлений  из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение  бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Исполнение бюджета  по доходам предусматривает:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  • распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;
  • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются  в пределах фактического наличия  бюджетных средств на едином счете  бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. Основные этапы санкционирования: составление и утверждение бюджетной росписи (в течение 15 дней со дня утверждения бюджета), утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей, утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям, утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей, принятие денежных обязательств бюджетополучателями, подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

Бюджетная роспись —  обязательный документ для практического исполнения бюджета Федерации для субъектов Федерации и для органов местного самоуправления (муниципальных органов).

Все изменения бюджета, связанные с его исполнением, должны обязательно отражаться через  бюджетную роспись.

Информация о работе Характеристика бюджетного процесса