Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в определении понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть экономическое содержание государственного долга, его виды;
охарактеризовать внутренний и внешний государственный долг Республики Беларусь;
определить в чем заключается управление государственным долгом.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 4
1 Экономическое содержание государственного долга, его виды …………...… 6
2 Внутренний и внешний государственный долг Республики Беларусь ……... 12
2.1 Внутренний государственный долг: содержание и последствия ………….. 12
2.2 Состояние внешнего государственного долга Республики Беларусь …….. 14
3 Управление государственным долгом. Оценка долгового бремени страны по внешним долгам ………………………………………………………………...… 19
3.1 Сущность управления государственным долгом ………………………...… 19
3.2 Методы регулирования государственного долга ………………………...… 21
3.3 Состояние валового внешнего долга Республики Беларусь в последние
годы ……………………………………………………………………………...… 22
Заключение ……………………………………………………………………...… 26
Список использованных источников …………………………………………..... 28
Приложение А Абсолютные показатели валового внешнего долга
Республики Беларусь за 2007-2011 гг., млн. долларов США ... 30
Приложение Б Относительные показатели валового внешнего долга
Республики Беларусь за 2007-2011 гг. ……………………….... 31
Приложение В Относительные показатели обслуживания валового внешнего
долга Республики Беларусь за 2007-2011 гг. ………………….. 32

Работа состоит из  1 файл

Государственный долг.doc

— 387.00 Кб (Скачать документ)

— согласование политики по обслуживанию внешнего долга с  финансовой и экономической политикой  в целом;

— применение различных  методов управления государственным  долгом [20, с. 287].

В процессе управления государственным  долгом решаются следующие задачи:

  • привлечение государственных заимствований в таких объемах, которые необходимы и достаточны для обеспечения исполнения всех финансовых обязательств страны;
  • поддержание стабильности и предсказуемости рынка долгосрочных обязательств;
  • достижение эффективного и целевого использования средств, заимствованных государством и гарантированных им.

Управление долгом местных  Советов депутатов осуществляется местными исполнительными и распорядительными  органами [24, с. 154-155].

Успех управления зависит  от соблюдения ряда принципов:

  • безусловное выполнение государством обязательств перед инвесторами и кредиторами, взятых на себя при заключении договоров заимствования средств;
  • единство учета всех видов эмитированных обязательств;
  • оптимальность структуры долговых обязательств государства по срокам их обращения и погашения;
  • открытость (прозрачность) выпуска займов, доступность достоверной информации об экономическом положении страны для международных рейтинговых агентств, способствующая укреплению кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика.

В управлении государственным  долгом любой страны важное значение имеет принцип безусловности. Однако по разным экономическим причинам он может нарушаться [23, с. 289-290].

Для того чтобы государственный  долг не повышался, парламент ежегодно законом о республиканском бюджете на очередной год устанавливает лимит государственного долга с учетом допустимых параметров безопасности Республики Беларусь в экономической сфере [24, с. 155].

Таким образом, управление государственным долгом – одно из направлений финансовой политики любого государства, связанное с его деятельностью в качестве заемщика, эмитента государственных ценных бумаг и гаранта. Оно предусматривает решение таких задач, как: минимизация стоимости долга, недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса, эффективное использование мобилизованных средств, обеспечение своевременного возврата кредитов, поиск средств для выплаты долга, нейтрализация негативных последствий государственного долга, а также максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

 

 

 

3.2 Методы регулирования  государственного долга

 

 

 

В условиях долгового  кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее  взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются следующие методы управления: рефинансирование, реструктуризация, конверсия, аннулирование долгов, консолидация и секьюритизация долга.

В современных условиях наиболее часто государства используют такой метод управления долгом, как рефинансирование, что представляет собой процесс погашения существующих государственных займов за счет привлечения новых. Однако это делает страну зависимой от внешних кредиторов, которые впоследствии могут диктовать стране свои условия не только экономического, но и политического характера.

Опасность этого метода управления государственным долгом заключается в том, что он может  вовлечь заемщика в бесконечную  спираль наращивания долга до того момента, пока кредиторы не откажутся предоставлять новые займы. Рефинансирование может дать краткосрочный экономический эффект, но малоэффективно в долгосрочном периоде.

Реструктуризация долга означает изменения в условиях долгового контракта, в соответствии с которым кредитор предоставляет должнику какую-либо уступку или преимущество. Реструктуризация дает должнику время для изменения экономической ситуации. Однако объявление о реструктуризации долга может ограничить доступ к другим источникам финансирования, негативно влиять на поведение коммерческих банков и инвесторов, что выражается в снижении объемов прямых иностранных инвестиций, вывозе капиталов из страны, т. е. ведет к снижению оценки конкурентоспособности государства [20, с. 37-38].

Как вариант реструктуризации долга можно рассматривать консолидацию долга, которая предполагает изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения. Консолидация может совмещаться с конверсией.

Конверсия – это изменение первоначальных условий займа (чаще доходности). Как правило, государство снижает доходность займов для кредиторов [23, с. 290].

Возможна схема сокращения государственного долга через механизм секьюритизации. В этом случае страна-должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются. В случае продажи полученные средства направляются на выкуп старых обязательств. Если новые ценные бумаги торгуются на рынке с меньшим дисконтом, такая операция приведет к сокращению общего объема задолженности.

Аннулирование долга означает полный или частичный отказ страны от платежей по всем займам, включая проценты. Аннулирование государственного долга объявляется в нескольких случаях. Во-первых, в случае финансовой несостоятельности государства, т. е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может стать следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущего правительства.

При проведении приватизации существует возможность выпуска государственных конвертируемых облигаций, которые по желанию инвестора могут обмениваться на акции приватизируемого предприятия. Такой инструмент позволяет государству разместить на международных финансовых рынках приуроченный к приватизации выпуск конвертируемых облигаций на относительно льготных условиях.

Государственный долг может  погашаться и экспортными товарными  поставками. Такая схема выгодна  еще и тем, что происходят наращивание  экспорта и развитие внутренних конкурентоспособных производств.

Для погашения внешнего государственного долга также может  использоваться выпуск мобилизационного внутреннего валютного займа  в объемах, необходимых для последовательного  покрытия выплат по внешнему долгу (или  их части). В этом случае внешний долг переводится во внутренний, что способствует перераспределению выплат в пользу резидентов [20, с. 38-39].

Все упомянутые выше методы активно использовались и используются в настоящее время развитыми  индустриальными странами для урегулирования проблем внешней задолженности развивающихся и трансформирующихся стран. Для этих целей был образован Парижский клуб кредиторов, призванный объединить развитые страны в их стремлении урегулировать долги развивающихся стран и разработать наиболее эффективные методы урегулирования этой задолженности.

 

 

 

3.3 Состояние  валового внешнего долга Республики  Беларусь в последние годы

 

 

 

Дефицит текущего счета  платежного баланса, порождаемый отрицательным  сальдо международной торговли, финансировался за счет притока привлекаемого иностранного капитала, как в форме прямых иностранных инвестиций, так и в форме зарубежных кредитов и займов. Данная тенденция сохранится в ближайшее время. При этом если ранее внешнее финансирование использовали в основном банковский сектор и сектор нефинансовых предприятий, то с 2008 года иностранные кредиты активно привлекались и сектором государственного управления (кредиты России, МВФ, МБРР).

Все это увеличивает  долговую нагрузку на экономику государства. В связи с этим необходимо определить уровень системных рисков и угроз для финансовой системы страны. Для этого следует оценить способность страны-дебитора выполнять обязательства по обслуживанию накопленного объема внешнего долга. Предложенная система индикаторов экономической безопасности позволяет оценить значения показателей, превышение которых чревато наступлением явлений, препятствующих нормальному ходу экономических процессов. Данные коэффициенты позволяют проводить комплексный мониторинг состояния внешнего долга и обнаруживать очаги возникновения диспропорций. Своевременное принятие комплекса упреждающих мероприятий позволит не допустить развития негативных и кризисных явлений, локализовать их и смягчить их последствия для экономики [9, с. 305].

Как видно из таблицы (Приложение А), совокупный внешний долг страны увеличивается с каждым годом.

Долг в иностранной  валюте является серьезным фактором риска, и чрезмерная зависимость  от долга способна привести к давлению на обменный курс и напряженности  в денежно-кредитной сфере. Среднегодовые темпу прироста внешнего долга Республики Беларусь за период с 2008 по 2011 год колеблются от 20% до 46% и практически соответствуют среднемировым.

Для того, что бы оценить  долговую нагрузку на экономику, следует  рассчитать относительные показатели внешнего долга (Приложения Б, В).

Наиболее определяющими  показателями внешнего долга являются его соотношения с валовым  внутренним продуктом (ВВП) и экспортом. Они показывают возможность без  особых проблем обслуживать внешний  долг за счет переключения ресурсов с производства товаров для внутреннего потребления на производство экспортных товаров.

Показатель «Внешний долг/ВВП» позволяет оценить уровень  долговой нагрузки на экономику страны. Как видно из таблицы (Приложение Б), уже второй год подряд данный коэффициент превышает установленный предельный норматив (50%) и его величина возрастает с каждым годом. Следовательно, с каждым годом все большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на цели внутреннего развития, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами [17, с. 179].

В то же время, показатель, характеризующий отношение внешнего долга к ВВП, носит в настоящее  время несколько завышенный характер, так как во внешнем долге валютная составляющая учитывается по текущему высокому курсу, тогда как величина ВВП за 2011 года получена посредством суммирования номинальных величин ВВП за каждый месяц с начала года. То есть, в состав ВВП включены данные за первые месяцы 2011 года, когда еще не произошло его номинального роста за счет скачка цен.

Сейчас ВВП рассчитывается уже по новым ценам, поэтому можно  ожидать, что в 2012 году даже при осуществлении  запланированных новых внешних  заимствований отношение внешнего долга Беларуси к ВВП снизится, причем довольно существенно, где-то до уровня в 40% (для совокупного долга) и 30%. Снижению данных параметров может помешать предоставление российского кредита на строительство АЭС, но в 2012 году сумма финансирования по данному кредиту будет, по-видимому, еще незначительной [8].

Отношение внешнего долга  к экспорту может служить показателем  устойчивости безопасного уровня долга, поскольку увеличение отношения  долга к экспорту со временем при  данной процентной ставке подразумевает  более высокие темпы роста  общего долга по сравнению с основным источником поступлений в страну извне. Это свидетельствует о возможности возникновения проблем с выполнением долговых обязательств государством в будущем. Данный показатель имеет отличительную особенность: при превышении критической метки до 275% может частично или полностью списываться внешний долг страны. В Беларуси данный показатель соответствует мировым стандартам и снизился по отношению к уровню прошлого года на 22,1%, что можно оценивать положительно.

Расходы по обслуживанию внешнего долга к экспорту. Рекомендуемое предельное значение не более 20-30%. Данное соотношение определяется как отношение платежей по обслуживанию внешнего долга и процентов по внешней долгосрочной и краткосрочной задолженности к экспорту товаров и услуг за любой отдельно взятый год. Отношение обслуживания долга к экспорту потенциально может служить показателем устойчивости долговой ситуации, поскольку оно дает представление о том, какая часть экспортных поступлений страны будет использована для обслуживания долга, и, следовательно, о том, насколько чувствительно погашение обязательств по обслуживанию долга к неожиданному сокращению поступлений от экспорта.

Отношение официальных  международных резервов к внешнему долгу показывает, может ли страна использовать свои резервы для погашения внешнего долга. Оно позволяет определить, как скоро государство будет вынуждено скорректировать свою политику, если оно лишится доступа к внешним заимствованиям [13, с. 25].

Показатель «Резервы/краткосрочный  валовой внешний долг» является важнейшим индикатором проблем страны с ликвидностью, т.е. способностью своевременно погашать долговые обязательства и, соответственно, сохранять достигнутый уровень кредитного рейтинга и доступа на международные финансовые рынки. В настоящий момент у Республики Беларусь таких резервов недостаточно.

Анализ динамики индикаторов  внешнедолговой устойчивости Республики Беларусь позволяет сделать вывод, что в нашей стране существуют проблемы с ликвидность, платежеспособностью (их характеризуют отношение международных резервов к краткосрочному долгу; отношение валового внешнего долга к ВВП).

А поскольку индикаторы устойчивости внешнего государственного долга не превышают пороговых  значений, можно предположить, что  данные проблемы касаются корпоративного и банковского сектора. Следовательно, особенно актуальна на современном этапе необходимость первоочередного регулирования корпоративной внешней задолженности [12, с. 31].

Окончательно оценить  возможность эффективного обслуживания внешнего долга можно с помощью анализа платежного баланса, международной инвестиционной позиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Интенсификация международного обмена, начавшаяся во второй половине ХХ в., привела к усилению финансовой взаимозависимости между его  сторонами. Одним из основных проявлений такой зависимости стало то, что сегодня в мире практически нет стран, которые бы не имели государственного долга, под которым в общем виде понимают задолженность правительства юридическим и физическим лицам – своим и иностранным, правительствам других стран.

Информация о работе Государственный долг