Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в определении понятия, экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть экономическое содержание государственного долга, его виды;
охарактеризовать внутренний и внешний государственный долг Республики Беларусь;
определить в чем заключается управление государственным долгом.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 4
1 Экономическое содержание государственного долга, его виды …………...… 6
2 Внутренний и внешний государственный долг Республики Беларусь ……... 12
2.1 Внутренний государственный долг: содержание и последствия ………….. 12
2.2 Состояние внешнего государственного долга Республики Беларусь …….. 14
3 Управление государственным долгом. Оценка долгового бремени страны по внешним долгам ………………………………………………………………...… 19
3.1 Сущность управления государственным долгом ………………………...… 19
3.2 Методы регулирования государственного долга ………………………...… 21
3.3 Состояние валового внешнего долга Республики Беларусь в последние
годы ……………………………………………………………………………...… 22
Заключение ……………………………………………………………………...… 26
Список использованных источников …………………………………………..... 28
Приложение А Абсолютные показатели валового внешнего долга
Республики Беларусь за 2007-2011 гг., млн. долларов США ... 30
Приложение Б Относительные показатели валового внешнего долга
Республики Беларусь за 2007-2011 гг. ……………………….... 31
Приложение В Относительные показатели обслуживания валового внешнего
долга Республики Беларусь за 2007-2011 гг. ………………….. 32

Работа состоит из  1 файл

Государственный долг.doc

— 387.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, внутренний государственный  долг – задолженность государства  перед своими гражданами – образуется в результате выпуска долговых обязательств с целью финансирования дефицита государственного бюджета и требует большой осторожности в своем использовании.

 

 

 

2.2 Состояние внешнего  государственного долга Республики  Беларусь

 

 

 

Внешний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени. Республика несет безусловные обязательства по погашению внешнего государственного долга [19, с. 154].

В соответствии с законодательством  внешние государственные займы  Беларуси могут привлекаться в виде:

  • иностранных кредитов, предоставляемых республике;
  • иностранных кредитов ее резидентам, выдаваемых под государственную гарантию;
  • займов получаемых от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств [10, с. 288].

Основными кредиторами  Беларуси в последние годы являются Германия, США, Россия, Китай, Международный  валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития.

Важнейшими источниками  погашения внешнего государственного долга Республики Беларусь являются

  • во-первых, увеличение экспорта продукции в зарубежные страны и получение валютной выручки в СКВ;
  • во-вторых, возврат государственного долга Беларуси другими странами. В частности, к таким странам относятся Казахстан, Украина, которые не погасили свой долг нашей стране, возникший еще в конце ХХ в. Размер их долга исчисляется десятками миллионов долларов США [1, с. 155-156].

Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Методологической основой  формирования внешнего долга Республики Беларусь является Руководство по платежному балансу (пятое издание, 1993 г.), Руководство  по статистике внешнего долга Международного валютного фонда (2003 г.) [7, с. 5].

За последние три  года внешний государственный долг Беларуси вырос в 3,2 раза и на 1 января 2012 года составил 11,8 миллиардов долларов при установленном лимите 13 миллиардов. В общей структуре государственного долга внешний долг составил 84,6% (рисунок 2).

 

 

Рисунок 2 – Динамика соотношения государственного внутреннего  и внешнего долга Республики Беларусь за 2007-2011 гг.

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [11, с. 11]

 

"Пиковые нагрузки  по возврату долгов приходятся  на 2013-2014 годы, когда придется вернуть почти 6 миллиардов долларов, что объективно вынуждает правительство сконцентрировать ресурсы именно на это направление", - рассказал министр финансов Андрей Харковец [5].

Высокий уровень внешнего госдолга и приближение его к параметрам порогового значения ставит в качестве первостепенных задач по управлению долгом сохранение его объемов на экономически безопасном уровне, совершенствование структуры долга и обеспечение доступа ко всем формам заимствований, снижение стоимости заимствований, обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме [5].

Отношение внешнего государственного долга к ВВП в 2011 году выросло  до 40,8% с 17,1% на 1 января 2011 года. Несмотря на резкое увеличение, отношение внешнего государственного долга остается пока меньше рекомендованного МБРР уровня в 50%.

Рост государственного долга в  белорусских рублях обусловлен переоценкой  внешнего государственного долга вследствие девальвации национальной валюты в  мае и октябре 2011 года; привлечением несвязанных кредитных ресурсов для пополнения золотовалютных резервов. Это облигации на международном финансовом рынке (800 млн. долларов США), кредит Антикризисного фонда ЕврАзЭС (1240 млн. долларов США). Также это обусловлено финансированием за счет внешних государственных займов (Китай, МБРР) инвестиционных проектов в сфере энергетики, промышленности строительных материалов, социальной сфере [6]. А также соответствующим падением величины ВВП страны. В долларовом эквиваленте внешний государственный долг Беларуси за 2011 год увеличился всего в 1,38 раза, и достиг на 1 января 2012 года 13,4 млрд. USD.

В то же время, отношение совокупного  государственного долга РБ к ВВП  по итогам 2011 года достигло 62,3%.

Довольно неплохой по итогам 2011 года осталась структура  внешнего долга РБ. Весь внешний долг страны является долгосрочным, а доля краткосрочного внутреннего долга составляет тысячные доли процента [8].

К негативным факторам, препятствующим осуществлению эффективной политики в области внешнего долга, следует  отнести повышение стоимости заемных ресурсов на мировом финансовом рынке, ограниченные возможности рефинансирования долга за счет внутренних заимствований. Одной из основных проблем в области внешнего долга является сужение возможностей устойчивого рефинансирования долговых обязательств на благоприятных условиях. Это приводит к сокращению собственных средств банков и компаний и, соответственно, к замедлению инвестиций и удорожанию банковских кредитов. Уже сегодня возросли ставки по коммерческому кредитованию и сократился объем кредитов, выдаваемых малому и среднему бизнесу. Беларуси для обеспечения внутреннего потенциала банковской системы и поддержания экономического роста придется и далее занимать средства на внешних рынках.

Последствия внешнего долга  более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые «неудобны» для страны-заемщика.

Большой внешний долг снижает международный  авторитет страны и может осложнить  получение новых иностранных  займов. Поэтому правительство предпринимает  определенные меры, чтобы уменьшить  внешний долг, если он превышает приемлемый уровень. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютные резервы страны, если таковые имеются. С согласия кредиторов правительство может переоформить кратко- и среднесрочную задолженность в долгосрочную или отсрочить выплату внешнего долга [17, с. 213].

В связи с негативными  последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Так как абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа, оценивают его относительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнего долга в валовом национальном продукте; отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. По оценкам экономистов, последний показатель не должен превышать 25% [17, с. 212-213].

Быстрый рост внешнего государственного долга может угрожать экономической  безопасности страны. Так, если расходы  по его обслуживанию превышают так называемую «красную черту», то при определенной величине государственного долга практически вся выручка от экспорта в свободно конвертируемой валюте направляется на погашение ранее полученных кредитов и процентов по ним, а оплата текущего импорта требует привлечения новых займов [23, с. 289].

При значительных размерах государственного долга затраты  по его обслуживанию могут стать  причиной экономического кризиса. Государственная  задолженность уменьшается в  двух случаях:

  • если темпы прироста реального национального дохода превышают реальную процентную ставку процента рефинансирования;
  • если образуется первичный бюджетный избыток.

Таким образом, дефицит  госбюджета является исходной причиной формирования государственного долга  страны: его образование обусловлено, прежде всего, несоответствием между потребностями страны в финансировании своих расходов и ее возможностями.

Пока сохраняется отрицательное  внешнеторговое сальдо, Беларуси придется продолжить привлечение внешних  ресурсов. Преимущественное значение имеют прямые иностранные инвестиции, поскольку они не увеличивают внешний долг страны. В условиях дефицита инвестиционных ресурсов на мировом рынке Беларусь может использовать средства фондов прямых инвестиций [3, с. 25-33].

На фоне стабильно отрицательного внешнеторгового сальдо и падения экспорта на 50% следует жестко контролировать и ограничивать внешние заимствования предприятий и организаций как финансового, так и нефинансового сектора. (Внешний долг банков сократился на 8% по сравнению с началом года). Необходима срочная разработка Программы управления внешним долгом Республики Беларусь. Одним из вариантов сокращения внешнего долга будет являться разработка и реализация механизма конверсии долгов предприятий. Отечественные предприятия должны сами договариваться с иностранными партнерами относительно выкупа долгов с рассрочкой и последующей конверсией их в акции или определенные права. Также следует разработать перечень белорусских предприятий, акции которых могли бы быть обменены на долги [14, с. 20].

В условиях дефицита внешних  источников финансирования привлечение  средств частных инвесторов на отечественном  рынке могло бы снизить зависимость  от внешних источников финансирования.

Но для того, что  бы в Беларуси активизировался инвестиционный процесс, необходим комплекс мероприятий по либерализации и дебюрократизации экономики, в частности, включающий следующие меры:

- сокращение процедур  и затрат на открытие и ликвидацию  бизнеса, лицензирование, регистрацию  собственности, оформление международной торговли;

- поэтапное снижение  налоговой нагрузки и упрощение  системы налогообложения; 

- обеспечение равноправия  всех субъектов хозяйствования  независимо от форм собственности  в части доступности, стоимости,  объема и требований к обеспечению банковских кредитов;

- создание эффективно  работающих инвестиционных фондов  и других небанковских финансовых  учреждений, привлекающих средства  населения и др.

Именно развитие предпринимательства  может стать источником экономического роста в ближайшей перспективе [3, с. 33].

Таким образом, при наращивании  объемов внешнего финансирования важное значение имеет расходование заимствованных средств. Эффективность заимствований  должна быть обеспечена соответствующим  ростом производства товаров и сферы  услуг, основанных на новых прогрессивных технологиях. Если внешние заимствования направляются на инвестирование быстрорастущих секторов экономики, на обновление производственной базы предприятий и внедрение новых технологий, то это позволит стране в будущем увеличить экономический рост и рассчитаться за привлеченные средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Управление  государственным долгом. Оценка  долгового бремени страны по  внешним долгам

 

 

3.1 Сущность  управления государственным долгом

 

 

 

Чтобы не допускать негативного  воздействия государственного долга на экономику, необходимо грамотно управлять государственным кредитом и контролировать формирование и погашение государственного долга. Серьезность проблем, связанных с осуществлением государственно-кредитных операций, требует внимания к управлению государственным долгом.

В Республике Беларусь управление государственным долгом осуществляется Правительством Республики Беларусь. Целью управления является оптимизация  затрат, связанных с финансированием  дефицита государственного бюджета.

Государственный долг Республики Беларусь полностью и безусловно обеспечивается средствами республиканского бюджета и иными находящимися в собственности республики имущественными ценностями. Платежи по погашению  и обслуживанию внешнего государственного долга являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении республиканского бюджета [15, с. 5].

Управление внутренним государственным долгом предусматривает  мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию государственных  долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. Для внешнего государственного долга это мероприятия по получению и возврату внешних кредитов [23, с. 287].

Эффективная политика управления государственным долгом включает в  себя следующие направления:

— поддержание государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;

— осуществление постоянного  мониторинга динамики долговых выплат с тем, чтобы в графике погашения  долга отсутствовали периоды  пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики;

— создание такой структуры  государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено  с наименьшими затратами и  минимальным риском для экономики  страны;

— минимизация стоимости долга за счет удлинения срока заимствований и снижения доходности по долговым обязательствам;

— своевременное и  полное выполнение обязательств с целью  недопущения начисления штрафов  за просрочки и обеспечения стране репутации первоклассного заемщика;

— обеспечение эффективного целевого использования привлеченных средств;

— создание единой системы  управления долгом для координации  мер по снижению уровня задолженности  и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств;

Информация о работе Государственный долг