Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 23:39, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как основного финансового плана страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
раскрыть содержание государственного бюджета как экономической категории и основного финансового плана, его функций;
определить роль государственного бюджета как финансовой базы социально- экономического развития общества.
показать его роль в системе финансовых планов страны;
проанализировать подходы к планированию государственного бюджета за 2004-2006 гг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 5
1.1 Социально-экономическая сущность и функции государственного
бюджета 5
1.2 Роль государственного бюджета в финансовых планах страны 8
1.3 Финансовые показатели планирования бюджета 10
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 11
2.1 Методические подходы к планированию доходной части бюджета 11
2.2 Методические подходы к планированию расходной части бюджета 16
2.3 Анализ планируемых доходов и расходов государственного
бюджета РК за 2004-2006 годы 20
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЮДЖЕТНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Работа состоит из  1 файл

курсовая бюджет.doc

— 314.00 Кб (Скачать документ)

    В процессе бюджетного планирования и  исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью народного хозяйства. Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

    Некоторые авторы, например, Романовский М.В., выделяют еще две функции. Образование бюджетного фонда. Эту функцию выполняют бюджетные доходы, включающие: налоги с доходов хозяйствующих субъектов, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег. Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением.

    Вторая  функция – использование бюджетного фондапринадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем структура бюджетных доходов. Изменение соотношения между расходами на военные и социальные нужды в пользу первых отчетливо свидетельствует о тенденции спада экономического производства.

    В материальном понимании  государственный  бюджет  представляет  собой централизованный в масштабах   государственного   или   административно-территориального   образования   денежный   фонд,   который   находится в распоряжении  соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.   Хотя   материальное   содержание   бюджета   не   является постоянным,  объем концентрируемых в нем   денежных   средств   постоянно меняется, меняются виды поступлений в  него,  направления  расходов.  Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в  общественных отношениях, связанных с  концентрацией  денежных  средств  в  бюджете  и их использованием, т.е. в характеристике  сущности  бюджета как экономической категории.

    Как экономическая категория  бюджет  представляет  собой  совокупность экономических (денежных)  отношений,  возникающих  в  процессе  образования, планового распределения и использования  государственного  централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между  государством  и его  субъектами  (юридическими  и  физическими   лицами)   при   образовании централизованного фонда при помощи налогов,  сборов,  пошлин,  а  также  при использовании  централизованного  бюджетного  фонда;   через   экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный  бюджет  значительную  часть накоплений предприятий, организаций  и  часть  доходов  населения.  Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

    Таким образом, структура бюджетных доходов  и расходов, в которой проявляется  сущность бюджета любого государства, находит свое отражение в бюджетном плане.

    Основными принципами планирования бюджета  являются:

    1) принцип  преемственности – планирование бюджета с соблюдением направлений среднесрочной фискальной политики, принятых за основу в предыдущий период, с учетом результатов исполнения бюджета истекшего и текущего финансовых годов;

    2) принцип приоритетности – планирование бюджета с соблюдением приоритетных направлений социально-экономического развития на предстоящий среднесрочный период;

    3) принцип обоснованности – планирование бюджета на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений или расходов и обоснованность их  объемов.

    Содержание  бюджетного планирования включает также  вопросы теории и методологии составления бюджетов и других финансовых планов. К бюджетному планированию относится не только составление бюджета по всем звеньям бюджетной системы, но и его исполнение.

    Исполнением бюджета является выполнение комплекса  мероприятий по обеспечению поступлений в бюджет, реализации бюджетных программ, а также финансированию дефицита (использованию профицита) бюджета.

    1.2 Роль государственного бюджета в   финансовых планах страны

 

    По  своей внешней форме государственный бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов, а также особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через Государственный бюджет перераспределяется половина (иногда и больше) национального дохода, около ¾ всех денежных средств. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны.

    Государственный бюджет доминирует в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует на текущий период их финансовые взаимоотношения с государством. Еще более точно увязаны финансовые планы (сметы) учреждений непроизводственной сферы с основным финансовым планом государства, поскольку бюджетные ресурсы являются основным источником финансирования их расходов. Определенная связь существует между бюджетом и планами банков, других кредитных учреждений, которые, являясь плательщиками налогов, планируют налоговые платежи, а в качестве ресурсов кредитования – временно свободные средства бюджета.

    В процессе составления основного  финансового плана государства  государственный бюджет материализуется  – воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.

    Однако  форма и материальное воплощение – лишь внешние признаки государственного бюджета, глубинную суть составляют экономические отношения. В процессе перераспределения национального дохода, образования доходов и расходов бюджета возникают определенные финансовые отношения между участниками данного процесса. Их специфика обусловлена экономической природой бюджета, его формой, материальным содержанием и особым общественным  назначением.

    Государственный бюджет как экономическая категория  характеризует совокупность объективных  денежных отношений, возникающих при  образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. Для их прогнозирования разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды.

    Поэтому при раскрытии понятия «Государственный бюджет» целесообразно отразить одновременно три его важнейшие  характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу-сущность. Так, Государственный бюджет – основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств.  

    1.   Финансовые показатели планирования бюджета
 

    Рассматривая  бюджет  как  основной финансовый план, следует отметить, что в нем представлены все атрибуты финансового плана: денежные поступления или доходы (формирование фондов денежных средств) по конкретным источникам поступлений; денежные расходы (использование фондов денежных средств) по конкретным направлениям и мероприятиям; соизмерение денежных расходов и доходов на основе балансовых расчетов.

    Государственный бюджет не только входит в единую систему  финансовых планов РК, но и занимает среди них доминирующее место, являясь тем координирующим и ведущим звеном, благодаря которому обеспечивается образование и функционирование единой системы финансовых планов страны. Составление и использование финансовых планов во всей их совокупности определяют содержание финансового планирования, а формирование и исполнение государственного бюджета ¾ содержание бюджетного планирования. И финансовое, и бюджетное планирование осуществляется органически и одновременно, в едином плановом процессе, в котором первенство принадлежит бюджетному планированию. Вместе с тем и финансовое, и бюджетное планирование являются неотъемлемой составной частью государственного планирования и базируются на общих принципах, задачах и целях хозяйствования в условиях рыночных отношений.

    Планы финансирования бюджетных программ (подпрограмм) по обязательствам и платежам - документы, определяющие  помесячный график принятия государственными учреждениями обязательств и осуществления ими выплат для их исполнения по экономической классификации расходов бюджета. Планы  разрабатываются администраторами бюджетных программ в порядке, определяемом Правительством РК  и используются для формирования соответствующих сводных планов поступлений и финансирования.

    Сводный план поступлений и финансирования - документ, определяющий сбалансированный помесячный план поступлений в бюджет по классификации поступлений бюджета и финансирования бюджетных программ (подпрограмм) по платежам. Сводный план составляется исходя из установленных сроков уплаты платежей в бюджет в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, динамики поступлений в бюджет в предыдущие годы, анализа динамики доходности государственных ценных бумаг и уровня спроса и предложения на рынке ценных бумаг, условий заключенных кредитных договоров, договоров займа, соглашений о  грантах и планов финансирования бюджетных программ (подпрограмм), разработанных администраторами бюджетных программ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО БДЖЕТА РК 

    Функционирование  бюджета, связанное с формированием  и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями. Состав и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политик государства, осуществляемых в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов. Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. 

    2.1 Методические подходы к планированию доходной части бюджета 

    Планирование  доходов  бюджета предполагает определение  параметров поступающих в бюджет налоговых и неналоговых платежей на очередной финансовый год по видам  платежей.

    Определение возможных поступлений доходов связано с изучением факторов, которые влияют на каждый платеж.

    Прогнозирование поступлений бюджета в Казахстане осуществляется  уполномоченным органом по бюджетному планированию на основе среднесрочного плана социально-экономического развития республики или региона и среднесрочной фискальной политики на предстоящий трехлетний период. Методика прогнозирования поступлений бюджета разрабатывается и утверждается центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию. Прогнозные показатели поступлений бюджета на предстоящий финансовый год рассматриваются и одобряются бюджетной комиссией.

    Прогнозирование поступлений доходов в бюджет на предстоящий год  производится в соответствии с Кодексом Республики Казахстан  «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговым Кодексом), Бюджетным Кодексом Республики Казахстан, Указом Президента Республики Казахстан «О некоторых вопросах Национального фонда Республики Казахстан» от 29 января 2001 года № 543 и другими нормативными правовыми актами.

    Процесс прогнозирования доходов показан  на общей схеме (рис. 1) прогнозирования и мониторинга.  

                       

                                                                      

      

    

      
 

      

    

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис 1. - Общая схема прогнозирования и мониторинга доходов. 

    Для  осуществления прогнозирования  с наибольшей вероятностью совпадения  планируемых и фактических данных необходимо получить картину динамики показателей  объема того или иного  вида налоговых поступлений   в зависимости от складывающейся  экономической ситуации, которая, в свою очередь характеризуется   динамикой макроэкономических показателей.

Информация о работе Государственный бюджет