Государственные и мунициапльные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 17:47, автореферат

Описание

Доходы бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1.Значение неналоговых доходов в российской экономике………………...5
1.1 Понятие доходов бюджетов ………………………………………………...5
1.2 Особенности неналоговых доходов бюджета РФ………………….............8
1.3 Состав неналоговых доходов бюджета……………………………………12
1.4 Зарубежный опыт формирования доходной части (в части неналоговых доходов)……….......................................................................................................15
2. Анализ неналоговых доходов Федерального бюджета РФ……………...17
2.1 Динамика неналоговых доходов Федерального бюджета……………….17
2.2 Структура неналоговых доходов Федерального бюджета ……………...21
3. Пути совершенствования неналоговых доходов………………………....24
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованных источников………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

Неналоговые доходы федерального бюджета РФ.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

Безвозмездные перечисления в консолидированный бюджет составили 6,7% в доходах на 2005 год, далее происходит падение до уровня в 5,5% в 2007 году о  утвержденному бюджету.

Доходы от предпринимательской деятельности занимают очень малую часть в доходах консолидированного бюджета РФ, и занимают порядка 0,7% в 2005 году, и 0,8% в 2007 году. При этом доходы от предпринимательской деятельности сформированы за счет поступлений в консолидированный бюджет субъектов РФ, в то время как данные доходы в федеральный бюджет не поступают.

Таким образом, отметим, что неналоговые доходы в структуре  консолидированного бюджета РФ приходятся  в большей части на федеральный  бюджет РФ.

2.2 Структура неналоговых доходов Федерального бюджета

Доходы  бюджета – денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с действующей  классификацией и существующим законодательством.

В процессе образования доходов бюджета  происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы  бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, т.к. преследуют одну цель – формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.

Доходы  бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер.

Доходная  часть бюджета формируется в  основном из налогов. Ведущее место  среди налоговых доходов федерального бюджета занимает НДС. Вместе с таможенными  пошлинами и налогом на прибыль  он превышает 2/3 налоговых доходов. Также значительная доля поступлений приходится на акцизы и платежи за пользование природными ресурсами, налог на покупку иностранных денежных знаков.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Среди неналоговых доходов федерального бюджета можно выделить доходы от продажи имущества, находящегося в  государственной собственности, доходы от реализации государственных запасов и от внешнеэкономической деятельности, а также доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, в т.ч. прибыль ЦБ России. Кроме того, в доходах федерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов.

Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, называются закрепленными доходами.

Нижестоящему  бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться  сверх закрепленных за ним доходов  дополнительные средства. Они называются регулирующими доходами.

Регулирующие  доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную части бюджетов.

Существует  Федеральный фонд финансовой поддержки  субъектов Федерации. Он предназначен для оказания финансовой помощи (трансфертов) регионам, имеющим душевой бюджетный доход ниже среднедушевого по всем субъектам Федерации. Такие регионы получают статус «нуждающихся в поддержке».

Передаваемые  средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями.

Инвестиции  и другие капитальные расходы  производятся за счет средств федерального бюджета, когда их значимость выходит  за рамки региональных интересов.

Структура бюджетных доходов подвижна и  во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни – косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

Агрегированную  схему доходов и полученных официальных трансфертов можно представить в следующем виде:

1.      Текущие доходы:

1.1. Налоговые поступления

§         подоходные налоги, налоги на прибыль  и прирост капитала;

§         отчисления в государственные социальные фонды;

§         налоги, взимаемые в зависимости  от фонда оплаты труда;

§         налоги на собственность;

§         внутренние налоги на товары и услуги;

§         налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические  операции;

§         прочие налоги, сборы и пошлины;

1.2. Неналоговые поступления

¨      доходы от собственности и предпринимательской  деятельности;

¨      административные сборы и платежи, доходы от продаж;

¨      поступления по штрафам и санкциям;

¨      прочие неналоговые поступления.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути совершенствования  неналоговых доходов

Включение в состав неналоговых  доходов  - доходов от оказания платных  услуг фактически означает, что в  составе бюджетов должны учитываться  доходы, которые традиционно именовали  внебюджетными. Такая норма в  бюджетном законодательстве направлена на реальное отражение в составе доходов бюджета всех имеющихся источников. Однако можно предположить, что возникнут трудности с ее практической реализацией, поскольку вряд ли, например, бюджетные учреждения будут заинтересованы в "выявлении" всех источников доходов, так как в условиях хронического бюджетного недофинансирования для всех бюджетных организаций  значительно большее значение приобретают "внебюджетные средства", которые становятся для них дополнительными по отношению к выделяемым из бюджета средствам.

Неточность и неконкретность нормативных правовых актов, регулирующих вопросы получения и использования  средств от оказания платных услуг  приводит к возникновению различных  противоречий в толковании и практическом применении отдельных правовых норм. Отсутствие четкого правового механизма, регулирующего отношения государственных учреждений в сфере получения и использования денежных средств от деятельности, приносящей доход, значительно снижает эффективность такого источника финансирования учреждений и приводит к возникновению различных нарушений. 2

На мой взгляд, доходы, полученные от оказания платных услуг, должны в обязательном порядке реинвестироваться на улучшение материально-технического обеспечения государственных учреждений и на социальные нужды. Следовательно, в сметах, составляемых по каждому виду такой деятельности, целесообразно показывать в составе расходов суммы, предусмотренные бюджетными статьями.

Сохраняется проблема невыполнения прогнозных планов приватизации государственного и муниципального имущества. Неоправданно затягиваются сроки принятия решений по значимым приватизационным сделкам.

Серьезным резервом пополнения доходной базы бюджетов РФ является рост доходов от использования государственной  и муниципальной собственности, что возможно лишь при эффективном управлении государственными активами, установлении жесткого контроля со стороны государственных органов за использованием объектов недвижимости, находящихся в ведении государственных и муниципальных  предприятий и организаций, эффективном регулировании ставок арендной платы.  Продажа неэффективной муниципальной собственности инвесторам будет способствовать снижению затрат на содержание объектов, прежде всего, учреждений, финансируемых за счет бюджетов.

Политика государственных  органов власти и органов местного самоуправления  в сфере управления региональной и муниципальной собственностью должна реализовываться путем оптимизации  объема и состава находящейся  у регионов собственности, осуществления  мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятий, создания реестра показателей экономической эффективности, а также повышения эффективности управления находящимися в государственной и муниципальной собственности акциями открытых акционерных обществ.

 

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые источники

 

  1. Конституция РФ. от 12.12.1993 года
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2006 г.)
  3. Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год"
  4. Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" (с изм. и доп. от 26 июля, 1 декабря 2006 г.)
  5. Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" (с изм. и доп. от 5 июля, 4 ноября 2005 г.)
  6. Александров  И.М. Бюджетная система Российской федерации  - 2006. - 486 с
  7. Батяева А. Р. Неналоговые доходы и их роль в бюджетной политике государства // Финансовое право. - 2005. - N 1. - С. 15-19.
  8. Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ. - "Юстицинформ", 2006.

Учебники, монографии, брошюры

  1. Бычков С.С. Актуальные вопросы о порядке мобилизации в бюджетную систему поступлений от денежных взысканий (штрафов) //Советник бухгалтера социальной сферы. 2006. -№5. – с.15
  2. Гришанова О.А.. Повышение собственных доходов бюджетов субъектов Федерации за счет неналоговых доходов//Финансы и кредит.-2004.-№8.-С.4-6.
  3. Гуляева И. В. Администрирование неналоговых доходов / И. В. Гуляева // Финансы. - 2004. - N 6. - С. 18-19.
  4. Ермакова Е. А. К вопросу об управлении неналоговыми доходами российского бюджета  // Финансы и кредит. - 2006. - N 23. - С. 68-75
  5. Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы: Учеб. пособие / Под общ. ред. И.Н. Жук. — Мн.: БГЭУ, 2001. — 149 с.
  6. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ / Московская финансово-промышленная академия. – М., 2005. – 279 с.
  7. Парыгина В.А. Бюджетная система РФ: Учеб. для вузов / В.А. Парыгина, А.А. Тедеев, С.И. Мельников. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 752 с.
  8. Пауль А. Г. К вопросу о понятии доходов бюджета // Финансовое право. -  
    2004. - N 3. -  С. 25-28.
  9. Рудый К.В Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: Учеб. Пос. М.: Финансы. 2004. – 400 с.
  10. Яндиев М. Когда не хватает налогов регионы пытаются повысить эффективность управления госимуществом// Российская газета.- 11 мая 2005 г
  11. Яндиев М.. Аренда госимущества как вид корпоративного бизнеса // Российская газета.- 20 сентября 2005 г.

Электронные ресурсы

  1. Васина Е. С.  Арендная плата как вид неналоговых доходов государственного и муниципального бюджетов // www.yurclub.ru

 

 

 

1  Рудый К.В. Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран. Учебное пособие. М.: «ИНФРА-М». 2004.- 400 с.

2  Пауль А. Г.  К вопросу о понятии доходов бюджета // Финансовое право. - 2004. - N 3. 



Информация о работе Государственные и мунициапльные финансы