Целевые программы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание

В данной работе изучен порядок формирования программ и их реализация, также проведен анализ целевых программ на примере Краевой целевой программы "Развитие семейной политики в Хабаровском крае на 2012 – 2014 годы" и анализ расходов бюджета Хабаровского края на целевые программы. Также рассмотрено финансирование целевых программ из бюджетов разных уровней, контроль за ходом их реализации и выполнением.

Содержание

Введение 3
1. Сущность, порядок формирования и реализации целевых программ. 5
2. Анализ целевых программ и оценка их реализации. Анализ расходов бюджета Хабаровского края на целевые программы. 14
3. Финансирование целевых программ, управление реализацией и контроль за ходом их выполнения. 22
Заключение 29
Список использованных источников 30

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.docx

— 61.77 Кб (Скачать документ)

- ежегодно в срок до 01 марта года, следующего за отчетным, готовит доклад о ходе реализации Программы за отчетный год.

 

 

Объем финансирования из краевого бюджета мероприятий целевой  в Хабаровском крае на 2012-2014годы».

№п/п

исполнитель

всего

В том числе по годам

2012

2013

2014

1

Министерство образования  и науки

51 328,10

15422,70

15422,70

20422,70

2

Министерство здравоохранения

49 451,10

18466,10

12434,50

18550,50

3

Министерство соц. защиты

27 733,55

9267,25

9234,05

9232,25

Итого

 

128 521,75

43176,05

37111,25

48225,45


           

 

 

 

3.Финансирование целевых программ, управление реализацией и контроль за ходом их выполнения.

Формирование федерального бюджета и бюджетов различных  уровней предусматривают ежегодное  и обязательное финансирование целевых  программ. Для выполнения целевых  программ и обеспечения иных государственных  нужд заключаются государственные  контракты. Совокупность заключенных  государственных контрактов представляет собой государственный заказ. Утвержденные целевые программы и иные государственные  нужды финансируются за счет средств  федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а  также привлекаемых для выполнения программ внебюджетных источников: взносов  участников реализации программ, целевых  отчислений от прибыли организаций, заинтересованных в осуществлении  программ, средств внебюджетных фондов и других поступлений. Перечень федеральных  и межгосударственных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, представляется Правительством РФ на утверждение Федеральному Собранию в составе федерального бюджета на очередной финансовый год.  Финансирование осуществляется Министерством финансов РФ путем перечисления Главным управлением федерального казначейства денежных средств государственным заказчикам в пределах бюджетных назначений.  Полученные из бюджета средства должны расходоваться главными распорядителями средств строго по целевому назначению. Средства, направленные не по целевому назначению, засчитываются Минфином России в счет текущего финансирования и в дальнейшем не компенсируются. Контроль за строго целевым расходованием указанных средств осуществляется Главным управлением федерального казначейства и Контрольно-ревизионным управлением Минфина России. Процесс разработки и реализация целевых программ должен постоянно находиться в зоне государственного финансового контроля, начиная от учета приоритета и целей социально-экономическою развития региона и включая предварительную оценку социально-экономической эффективности и последствий реализации программ. Учитывая, что финансирование целевых программ развития направлений деятельности региона является функцией бюджета, обеспечение эффективного контроля за расходованием бюджетных средств этой сфере становится одной из важных задач.

Объем, порядок и источники  финансирования определяются сразу  же после утверждения федеральной  целевой программы органами исполнительной власти на федеральном уровне. Согласование с органами исполнительной власти на региональных и местном уровнях  используются в тех случаях, когда  какая-либо федеральная целевая  программа затрагивает их интересы или осуществляется в пределах определенной территориальной местности региона. В этих случаях определяется долевое  финансирование ФЦП, в том числе  величина доли в процентном соотношении  к общей стоимости затрат на ее выполнение. После окончания согласования и утверждения объемов финансирования производится оформление по включению  расходов по финансированию в соответствующую  статью федерального бюджета и при  необходимости (в случае долевого участия  региональных и местных органов  государственной власти ) в бюджеты субъектов РФ и местные, которые будут выполняться в очередном финансовом году. Кроме расходов на финансирование ФЦП при формировании бюджета или бюджетов определяются виды доходов, как источников финансирования. ФЦП, как правило, длится больше одного финансового года, при этом все взаимоотношения сторон, участвующих в ее реализации, оформляются документально в виде договоров или соглашений, утверждаемых органами государственной власти. Одновременно с этим до наступления следующего финансового года планируются доходы бюджета или бюджетов как источники финансирования ФЦП. При планировании финансирования ФЦП определяются непосредственные их исполнители, которые одновременно являются получателями финансовых средств. Финансирование ФЦП производится под контролем определенных органов государственной власти на соответствующих уровнях: федеральном, региональном, местном.

Предложения по оптимизации финансирования целевых программ может вносить  премьер-министр. На заседании правительства  решаются вопросы о финансировании программ и проблемах, связанных  с недофинансированием. Например,  В ходе последнего заседания правительства заместитель министра экономического развития РФ Олег Савельев сообщил, что по состоянию на 1 сентября 2012г. так и не было начато финансирование четырех ФЦП.  Речь идет о программах "Государственная граница", "Чистая вода", "Безопасность полетов государственной авиации" и "Военные мемориалы". Кроме того, по словам замминистра, по ряду программ наблюдается отставание в финансировании. "По уровню финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета показатели 2012г. несколько хуже, чем в 2011г.". В связи с этим Минэкономразвития РФ, в частности, предлагает отказаться от сложившейся практики, когда сперва принимается закон о федеральном бюджете, а лишь затем утверждаются федеральные целевые программы. "Большинство проблем с началом финансирования связаны с поздним утверждением федеральных целевых программ. Утверждение федеральных целевых программ должно происходить, до того как выходит закон о бюджете", - сказал О.Савельев. В свою очередь, министр финансов РФ Антон Силуанов сообщил, что его ведомство поддерживает это предложение. Кроме того, Минэкономразвития РФ предлагает несколько упростить учет и бюджетную классификацию расходов по федеральным целевым программам и федеральной адресной инвестиционной программе. А.Силуанов сообщил, что Министерство финансов РФ проработает такие предложения и представит их в правительство РФ.

Для достижения цели и правильной реализации целевой программы, необходимо проводить контроль за ходом ее выполнения и управлять реализацией программы. До начала реализации программы госзаказчик утверждает и представляет в Минэкономразвития положение о ее управлении, в котором определяются порядок формирования организационно-финансового плана и механизмы корректировки мероприятий и их ресурсного обеспечения. В соответствии с порядком разработки и реализации программ госзаказчики используют различные формы и методы организации и управления реализацией программ. Госзаказчик несет ответственность за своевременную и качественную реализацию, осуществляет управление ее исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию. Руководитель программы определяется госзаказчиком, им может быть руководитель федерального органа исполнительной власти. Руководитель является ответственным за реализацию программы и конечные результаты, рациональное использование выделяемых финансовых средств, определяет формы и методы управления, а также возглавляет научно-координационный совет. Текущее управление осуществляется госзаказчиком или дирекцией, которая создается Правительством РФ, что дает возможность более эффективно организовывать работу. Дирекция может иметь вид государственного учреждения или иную организационно-правовую форму. Для финансирования ее деятельности используются средства, предназначенные для реализации программы, в том случае, если средства на содержание дирекции предусмотрены в федеральном законе о федеральном бюджете. В противном случае финансирование осуществляется в порядке, утверждаемом в процесс разработки программы.

Госзаказчик ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по мероприятиям, механизм реализации, состав исполнителей и направляет в форме доклада в Минэкономразвития и в Минобрнауки статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации программы, которые свою очередь подготавливают и представляют этот доклад в Правительство РФ. Доклад содержит данные о целевом использовании и объемах привлеченных финансовых средств, сведения о соответствии фактических показателей запланированным, информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий и т.д. Перечень показателей и порядок представления отчетности устанавливаются Федеральной службой государственной статистики РФ по согласованию с Минэкономразвития, которая совместно с госзаказчиком организует ведение ежеквартальной статистической отчетности.

Для программы, срок реализации которой завершается в текущем  году, госзаказчик подготавливает доклад, который включает информацию о результатах за весь период ее реализации, вместе с оценкой значений целевых индикаторов и показателей. В случае необходимости продления срока реализации госзаказчик вносит предложения в Минэкономразвития, Минобрнауки и Минфин. Соответствующее заключение о продлении срока реализации, разработке новой программы или о нецелесообразности ее дальнейшей государственной поддержки направляется в Правительство РФ. В случае непредставления отчетности в надлежащей форме и в надлежащие сроки Минэкономразвития направляет в Правительство РФ предложения о принятии мер к руководителю программы. В этом случае должностные лица несут ответственность, а госзаказчик может быть сменен.

Для обеспечения мониторинга  и анализа хода реализации целевой  программы госзаказчик ежегодно согласовывает с Минэкономразвития и Минфином уточненные показатели эффективности на год. Мониторинг осуществляется в виде отслеживания экономических и финансовых показателей. Главный смысл мониторинга состоит в выполнении двух взаимосвязанных функций: слежения (наблюдения) и предупреждения. Слежение производится с целью выявления соответствия желаемому результату, наблюдение и контроль — с целью предупреждения нежелательных последствий. Мониторинг представляет собой процесс регулярного сбора и анализа данных (показателей и индикаторов) для определения достигнутых сдвигов и прогресса.

В целом для проведения мониторинга используются целевые  показатели и индикаторы, а также  проводятся сопоставление плановых и фактических показателей и  определение сдвигов или отклонений. Мониторинг хода реализации программы  позволяет выявлять промежуточные  результаты и концентрировать внимание на их достижение, обеспечивает своевременную  и регулярную обратную связь.

Важным представляется вопрос о том, кто должен заниматься мониторингом реализации целевых программ. В основном различают три подхода:

 — внутренний, где мониторингом занимаются сами исполнители мероприятий;

— внешний, где мониторингом занимаются внешние оценщики, которые могут быть поделены на независимых и из вышестоящих или линейных структур;

— смешанный, возможно наиболее целесообразный, подход, связанный  с сочетанием имеющихся возможностей внешней и внутренней экспертизы.

Результаты реализации программных  мероприятий могут проявляться  сразу, другие достигаются в среднесрочной  перспективе и аккумулируют эффект от нескольких мероприятий и действий. Долгосрочное последствие обнаруживается не сразу, а по истечении нескольких лет или более длительного  срока.

Неотъемлемой и сопутствующей  мониторингу является оценка программ. Оценка дает важную аналитическую информацию о реальных событиях и процессах  для принятия оптимальных управленческих решений и предоставляет возможность  для совершенствования программ. На всем протяжении их реализации организуются экспертные проверки, где особое внимание обращается на соответствие сроков, целевое  и эффективное использование  средств, привлечение внебюджетных средств, конечные результаты. По результатам  экспертных проверок подготавливается предложение для внесения в Правительство  РФ о целесообразности продолжения реализации или об их прекращении, уточнении льгот или применении санкций к участникам реализации программ.

В целом, оценка обращает большее  внимания на эффективность достижения результатов, анализ процесса реализации программ, а также их адекватность и действенность. В отличие от мониторинга, который проводится на регулярной основе, оценка проводится по мере необходимости. Оценка дает информационную основу для принятия управленческих решений, а также помогает подготовить  качественный доклад об эффективности  программы. Благодаря этому повышается ответственность участников реализации программы, усиливается устойчивость результатов и увеличивается  продолжительность финансирования.

Основные сведения о результатах  реализации программных мероприятий  публикуются в средствах массовой информации. Госзаказчик организует размещение в сети Интернет текста целевой программы, нормативно-правовых актов по управлению реализацией и контролю за ходом выполнения мероприятий, а также информации о заключенных государственных контрактах, конкурсах на участие, результатах мониторинга и экспертных проверок, в том числе по результатам независимой экспертизы.

 

Заключение

Программно-целевые методы управления принимают характер массовости, а целевые программы в таком случае становятся основной силой прямого влияния на социально-экономические процессы. В настоящее время существуют целевые программы развития всех сфер социально-экономического развития страны. Разрабатываются программы для развития культуры, науки, безопасности и экологии, социальной сферы, экономики, здравоохранения, образования и др. Число целевых программ стремительно растет, таким образом и увеличивается объем финансирования для их разработки.

Сущность программно-целевого метода планирования заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования. Программно-целевое планирование может применяться на различных организационных уровнях: микроэкономическом – относительно отдельной организации, и макроэкономическом – относительно экономики страны в целом. Все недостатки программно-целевого планирования связаны с недостаточностью научной базы по данному вопросу. Следовательно, для оптимизации процесса программно-целевого планирования необходимы дальнейшие и более глубокие научные разработки в этой области.

 

Список использованных источников

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 06.12.2007 N 333-ФЗ) ст.179, ст.179.2
  2. Постановление Правительства Хабаровского края от 30.06.2011 № 198-пр О краевой целевой программе "Развитие семейной политики в Хабаровском крае на 2012 – 2014 годы"
  3. Руднева, Е.В. учебник Целевые комплексные программы: организационно-экономический механизм / Руднева, Е.В. М.: Наука, 1989г.
  4. Кочкаров Р.А. учебник Целевые программы: инструментальная поддержка./Кочкаров Р.А. – Экономика. 2009г. – 224 стр.
  5. Голдаков Р.Н. учебник «Целевые комплексные программы» Голдаков Р.Н.,Петров М.Н. издательство «Креативная экономика» 2010г. – 128 стр. 
  6. Справочная правовая система Консультант Плюс. Www.consultant.ru
  7. Федеральные Целевые программы http://www.programs-gov.ru 
  8. Министерство финансов Российской Федерации – www.minfin.ru
  9.  Сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС // abc.vvsu.ru,  Организация исполнения бюджета. Автор: Бондаренко Т.Н.
  10. Л. А. Серебрякова статья «Проблемы программно-целевого планирования развития регионов. Вестник СевКавГТУ»,/Л.А. Серебрякова Серия «Экономика», №2 (13), 2004г.
  11. Паспорт краевой целевой программы "Развитие семейной политики в Хабаровском крае на 2012 – 2014 годы"
  12. Современный финансово-кредитный словарь/П.р. М. Г. Лапусты, П.С. Никольского. - М.:ИНФРА-М, 2002, с.513

Информация о работе Целевые программы