Бюджетный процесс как форма управления бюджетными отношениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:45, контрольная работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса и его основных этапов, а также изучение процесса составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов.

Содержание

1. Введение
2. Экономическое содержание и значение бюджетного процесса
2.1 Понятие и основные задачи бюджетного процесса
2.2 Этапы бюджетного процесса
3. Организация бюджетного процесса в Российской Федерации
3.1 Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
3.2 Исполнение бюджетов и составление отчета об исполнении бюджетов
3.3 Правовые проблемы бюджетного процесса в Российской Федерации
4. Перспективы развития и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации
5. Заключение
6. Список использованной литературы
7. Приложения

Работа состоит из  1 файл

Бюджетный процесс как форма управления бюджетными отношениями.docx

— 166.66 Кб (Скачать документ)

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И  ОБРАЗОВАНИЯ 

ФГБОУ ВПО ТЮМЕНСКИЙ 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По  дисциплине: «Бюджетный процесс»

Тема: «Бюджетный процесс как форма управления бюджетными отношениями»

 

 

 

 

 

 

Студент 1 курса, 2 семестр   по специальности:

«Государственное  и муниципальное управление»

                

                                                                    

                                

                                               

 

 

 

 

 

Тюмень  2012

 

Содержание

бюджет  составление рассмотрение исполнение

1. Введение

2. Экономическое содержание и  значение бюджетного процесса

  • 2.1 Понятие и основные задачи бюджетного процесса
  • 2.2 Этапы бюджетного процесса

3. Организация бюджетного процесса в Российской Федерации

  • 3.1 Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
  • 3.2 Исполнение бюджетов и составление отчета об исполнении бюджетов
  • 3.3 Правовые проблемы бюджетного процесса в Российской Федерации

4. Перспективы  развития и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации

5. Заключение

6. Список  использованной литературы

7. Приложения

 

 

1. Введение

 

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих  государству осуществлять экономическое  и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система  общества, главным звеном которой  является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы  государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

Центральное место в системе государственных  финансов занимает государственный  бюджет или ещё его называют федеральный  бюджет – это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий  финансовый год. В соответствии со статьей 6 БК РФ «Бюджет – это форма  образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления».

Аккумулируя с помощью государственного бюджета  денежные средства, государство через  финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом  политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач  и т.д.

Необходимо  отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда  не существует, т.к. по мере поступления  доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования  и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как  по объему, так и по срокам поступления  и использования.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих друг друга  частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают  денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства  больше всего из своих доходов. Расходная  часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура бюджета имеет  свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью  государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом  других факторов.

Каждое  правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом  дохода».

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени  зависит от того, в каких направлениях произошло преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная  политика государства отвечает требованиям  времени.

В связи  с этим изучение бюджетного процесса, теоретических и законодательных  основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее  время особую актуальность.

Целью настоящей  работы является анализ бюджетного процесса и его основных этапов, а также  изучение процесса составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов.

 

 

2. Экономическое содержание и  значение бюджетного процесса

 

2.1 Понятие и основные задачи  бюджетного процесса

 

Понятие бюджетного процесса установлено в  Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее БК РФ), в статье 6: бюджетный  процесс – регламентируемая законодательством  Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и  иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учёта, составлению, внешней проверке, рассмотрению и  утверждению бюджетной отчётности.

Основными задачами бюджетного процесса являются:

– выявление материальных и финансовых резервов государства;

– максимально приближенный к реальности расчёт доходов бюджетов;

– максимально точный расчёт расходов бюджетов;

– обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;

– согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;

– осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и т.д.

 

2.2 Этапы бюджетного процесса

 

Первый  этап – Составление проекта бюджета – осуществляется исполнительными органами власти. Этой работе предшествует разработка планов-прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс государства по территории России (СФБ).

СФБ выражает финансовую программу в общем  виде, отражает требования финансовой политики, структура доходов и  расходов СФБ приближается к бюджету.

СФБ –  позволяет органам исполнительной власти разрабатывать постепенно бюджетные  расходы и делать расчеты для  определения доходов бюджета.

Непосредственная  работа по составлению проектов бюджетов ведется Минфином РФ, а также налоговыми и таможенными органами.

При составлении  бюджета используются методы:

- метод  экономического анализа – определяет  степень выполнения бюджета за  прошлый год и устанавливает  степень выполнения за текущий,  выявляет причины отклонений;

- нормативный  метод – в основе норма определенной  статьи расхода. Умножением натуральной  единицы на норму получают  общую сумму расхода;

- экстраполяционный метод – определяет финансовые показатели на основе их динамики исходя из отчетных данных за предшествующие годы, и распространяет полученные суммы на будущий год.

Второй  этап – Рассмотрение и утверждение бюджетов – осуществляется законодательными органами (Федеральным Собранием (Парламентом) РФ, представительными органами субъектов федерации и местными органами самоуправления).

Проект  бюджета, полученный Советом Государственной  Думы, направляется в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения. На основании заключения комитет решает вопрос о принятии проекта федерального закона «О федеральном  бюджете» к рассмотрению в Госдуме. Все материалы передаются Президенту, Совету Федерации, Комитетам Думы для  внесения замечаний и предложений, а также в Счетную Палату на заключение.

Получив заключение от каждого комитета, Комитет  Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам составляет сводное заключение по проекту и представляет его  на рассмотрение в Госдуму, которая  начинает его рассмотрение в нескольких чтениях.

При рассмотрении бюджета в первом чтении Государственная  Дума рассматривает проект бюджета  в течение 30 дней, обсуждается концепция бюджета, прогноз социально-экономического развития, направления бюджетной и налоговой политики, взаимоотношения бюджетов. Если проект утвержден, то утверждаются и основные характеристики бюджета, если отклонен, то он передается в Согласительную комиссию или возвращается на доработку.

Во втором чтении 40 дней утверждаются расходы  по разделам бюджетной функциональной классификации и главным распорядителям по всем уровням.

В третьем  чтении законопроект гласуется в целом, срок 15 дней, при этом внесение поправок не допускается.

Принятый  Государственной Думой закон  в течение 5 дней передается в Совет  Федерации на рассмотрение (14 дней), одобренный закон в течение 5 дней направляется к Президенту для подписания и обнародования, если Совет отклонил Закон, то он передается в Согласительную комиссию и повторно принимается  Госдумой, отклонить Закон может  и Президент.

Закон о  бюджете подлежит официальному опубликованию  не позднее пяти дней после его  подписания в установленном порядке.

Решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после  его подписания в установленном  порядке (ст.5 БК РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ, в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ).

Третий  этап – Исполнение бюджета – начинается после его утверждения законодательными органами и подписи Президентом РФ. Комитет министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организует исполнение бюджета.

Важнейшая задача исполнения – обеспечение  полного и своевременного поступления  налогов и др. платежей.

Сумма превышения доходов над расходами при  исполнении бюджета, образующаяся за счет дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляется в соответствующий  бюджет и изъятию не подлежит, но может быть использована по рассмотрению соответствующего органа власти.

Потери  в доходах и издержках не компенсируются из вышестоящего бюджета, за исключением  случаев, когда они вызваны изменением действующего законодательства.

Работа  по исполнению бюджета ведется Министерством  Финансов РФ, Государственной Налоговой  службой РФ и Государственным  Таможенным комитетом РФ и их органами на местах.

При исполнении бюджета распределение всех видов  платежей и ассигнований ведется  по бюджетной росписи доходов  и расходов, которая представляет собой основной оперативный план распределения доходов и расходов по подразделениям бюджетной классификации.

Бюджетная роспись Федерального бюджета РФ утверждается Минфином РФ.

Организация исполнения бюджетов и внебюджетных фондов возложена Минфином РФ на новую  структуру – Федеральное Казначейство РФ.

Переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета означает. Что Казначейство должно осуществлять и учитывать все операции со всеми государственными и финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства.

Казначейство  обеспечивает принцип единства кассы  в отношении федеральных средств. Все платежи из федерального бюджета  осуществляется с единого счета  Федерального казначейства. Все другие счета, опосредующие движение средств  федерального бюджета, открытые в учреждениях  банковской системы, должны быть транзитными, т.е. не иметь переходящих остатков. Это означает закрытие счетов бюджета в банках и открытие их в системе Казначейства с перечислением средств непосредственно на расчетные счета хозяйствующих субъектов, выполняющих работы для бюджетных единиц, финансируемых за счет федерального бюджета.

Наличие казначейской системы позволяет  наиболее рационально проводить  оптимизацию бюджетных потоков, обеспечивает учет и контроль каждого  этапа исполнения федерального бюджета.

Четвертый этап – Составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти.

Работа  по составлению отчетов возложены  на Минфин РФ и его финансовые органы, Государственную Налоговую службу и ее налоговые инспекции, Государственный  Таможенный комитет и его органы. Отчеты направляются соответствующим  органам Государственной Власти. Отчет о федеральном бюджете  РФ докладывается Федеральному собранию РФ, который его утверждает.

Для осуществления  контроля за исполнением Федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности Счетной палаты определяется федеральным законом.

 

 

3. Организация бюджетного процесса  в Российской Федерации

 

3.1 Порядок составления, рассмотрения  и утверждения бюджетов

 

Составление бюджетов

Первый  этап бюджетного процесса – составление проектов бюджетов. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленных нормативов.

Информация о работе Бюджетный процесс как форма управления бюджетными отношениями