Бюджетный федерализм в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:38, реферат

Описание

Бюджетный федерализм это система налогово-бюджетных отношений органов власти различных уровней в процессе формирования доходов бюджетов и финансирования расходов на всех этапах бюджетного процесса.
Эта система отношений представляет собой особые межбюджетные отношения, которые возникают на основе движения бюджетных ресурсов.

Работа состоит из  1 файл

Бюджетный федерализм в России.docx

— 329.69 Кб (Скачать документ)

На первом месте – расходы  социальной направленности, устойчиво  высокой будет доля расходов, выделяемых на обеспечение безопасности и на цели долгосрочного развития

Основная часть расходов федерального бюджета направляется на выплаты населению, в том числе  – через бюджеты регионов и  государственных внебюджетных фондов (рис. 2.1.5).

Рис. 2.1.5 Объем и структура расходов федерального бюджета по экономическому содержанию

 

Расходы на здравоохранение, которые в 2006 году возросли в 1,64 раза, будут направлены на повышение доступности  и качества медицинской помощи, обеспечение  санитарно-эпидемиологического благополучия в стране.

Будет повышена роль первичной  медицинской помощи и профилактики заболеваний. К 2008 году планируется  увеличить обеспеченность амбулаторно-поликлинической  помощью на 11%, дневными стационарами – на 62%.

В 3 раза по сравнению с 2005 годом возрастет удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных  видах медицинской помощи (рис. 2.1.6).

Рис. 2.1.6 Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи, %

В целях реализации права  выбора медицинских учреждений, более  полного финансового обеспечения  программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи ставится задача повысить долю финансирования здравоохранения через систему  обязательного медицинского страхования  с 40% в 2004 году до 60% в 2008 году.

Отдельной задачей продолжается популяризация здорового образа жизни. Планируется, что удельный вес  детей и молодежи, регулярно занимающихся в спортивных секциях и клубах в общей численности населения  в возрасте 5–30 лет за 3 года возрастет  с 22 до 30%.

Для решения задачи обеспечения  граждан доступным жильем предусматривается  существенное расширение масштабов  ипотечного кредитования и жилищного  строительства.

Прямые расходы федерального бюджета в рамках Федеральной  целевой программы «Жилище» позволят в 2006–2008 годах переселить 150 тыс. человек  из аварийного жилого фонда, модернизировать  более 45 тыс. км тепловых сетей и  сетей водоснабжения.

Доля расходов федерального бюджета на выплату пенсий (включая  перечисления Пенсионному фонду) в 2006 году составило 24%. Эти средства позволят к 2008 году увеличить средний размер трудовой пенсии в 1,9 раза, довести размер социальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера, увеличив ее в 2 раза, повысить пенсии военнослужащим в 1,6 раза.

В результате будет заметно  повышен уровень жизни пенсионеров (таблица 2.1.5).

Таблица 2.1.5. Уровень жизни  пенсионеров

 

2004

2005

2006

2007

2008

Средний размер трудовой пенсии, руб. в месяц

1 894

2 325

2 620

3 025

3 549

Прожиточный минимум пенсионера, руб. в месяц

1 801

2 170

2 399

2 608

2 805

Соотношение среднего размера  пенсии и прожиточного минимума пенсионера

1,05

1,07

1,09

1,16

1,27


В соответствии с требованиями законодательства индексируются социальные пособия, компенсации, выплаты из Фонда  социального страхования.

Сформированные в 2007 году принципы межбюджетных отношений и  объем межбюджетных трансфертов  были направлены на решение задачи совершенствования финансовых взаимоотношений  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации и позволяют  обеспечить финансовыми средствами выполнение расходных обязательств регионов в полном объеме, (см. приложение 4).

Таким образом, сформулированное в Бюджетном послании требование о том, что в 2008 году и в среднесрочной  перспективе прирост непроцентных расходов федерального бюджета необходимо осуществлять темпами, адекватными  темпам роста экономики, реализовано  не полностью, что в перспективе  может потребовать внесения соответствующих  корректив в бюджетную политику и бюджетное законодательство. 

 

2.2 Распределение  доходов на уровне бюджетной  системы

Построение бюджетной  системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

1.  федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2.  бюджетов субъектов Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3.  местных бюджетов.

В настоящее время местные  бюджеты разделены на бюджеты  двух уровней муниципальных районов  и поселений (имеется в виду, что  бюджеты городских округов представляют собой объединение бюджетов районов  и поселений). [33]

Бюджетная система Российской Федерации включает:

-  федеральный бюджет,

-  21 республиканский бюджет республик в составе РФ,

-  55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга,

-  1 областной бюджет автономной области,

-  десять окружных бюджетов, автономных округов,

-  около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Процессы разграничения  и распределения налоговых доходов  протекают в налогово-бюджетной  системе при установлении за каждым уровнем власти и его бюджетом доходных источников на постоянной, среднесрочной  и кратковременной основе. Длительность периода поступления отдельно взятого налога в бюджет определенного уровня зависит от степени нуждаемости органа власти, которому принадлежит бюджет-получатель, в налоговых доходах для стабильного финансирования проводимых мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры территории, повышение экономической обеспеченности и усиление социальной защищенности населения.

Согласно ст. 56, 61.1 и 61.2 БК РФ, с 1 января 2005 г. собственные налоговые доходы федерального бюджета на постоянной основе закрепляются за бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами в следующих пропорциях:

– налог на доходы физических лиц: 70% – в региональный бюджет, 30% – в местный бюджет;

– налог на наследование или дарение: 100% – в региональный бюджет;

– единый налог при применении упрощенной системы налогообложения: 90% – в региональный бюджет, 10% – в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

– единый сельскохозяйственный налог: 30% – в региональный бюджет, 60% – в местный бюджет, 10% – в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

– единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: 90% – в местный бюджет, 10% – в бюджеты государственных внебюджетных фондов[34].

В связи с тем, что пропорции  распределения доходов от налога на прибыль организаций между  бюджетами разных уровней бюджетной  системы до последнего времени менялись ежегодно, данный налог следует рассматривать  как формирующий регулирующие налоговые  доходы в территориальных бюджетах. Это следует из того, что с 1 января 2003 г. межбюджетное распределение налога на прибыль производилось по налоговым ставкам 7,5%/14,5%/2%, с 1 января 2004 г. – 6% (– 1,5%)/16% (+ 1,5%)/2%, с 1 января 2005 г. – 5% (– 1%)/17% (+ 1%)/2%, а с 1 января 2006 г. – 6,5% (+ 1,5%)/17,5% (+0,5%)/0.[35]

Налоговые поступления составляют основную долю доходов государственного бюджета страны, поэтому порядок  и регламентация их взимания представляет особую важность. За время существования  категории налога и налоговых  платежей российское законодательство претерпело массу изменений. Рассмотрим организацию и планирование поступлений  федеральных налогов в бюджетную  систему в 2005–2007 (январь – ноябрь) гг.

В 2005 году в федеральный  бюджет страны поступило администрируемых ФНС России доходов 2 668,4 млрд. рублей, что на 710,1 млрд. рублей, или в 1,4 раза больше, чем в 2004 году, (см. рис. 2.2.1).

Рис. 2.2.1 Фактически поступило в бюджет

 

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета была обеспечена поступлениями  НДС (38,4%), налога на добычу полезных ископаемых (32,0%), налога на прибыль (14,1%), единого  социального налога (10,0%) и акцизов (3,4%), (см. рис. 2.2.2).

Рис. 2.2.2 Структура поступлений адиминистрируемых ФНС России доходов в федеральных бюджет по видам налогов в 2005 году (в %)

Поступления налога на прибыль  организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в 2005 году составили 377,6 млрд. рублей. По сравнению с 2004 годом  они выросли на 171,9 млрд. рублей, или  в 1,8 раза.

Поступление в бюджетную  систему Российской Федерации и  государственные внебюджетные фонды  доходов, администрируемых ФНС России за 2005 год, а также рассмотрим изменения  в процентах к 2004 году, (см. приложение 5).

Поступления единого социального  налога, зачисляемого в федеральный  бюджет, в 2005 году составили 267,5 млрд. рублей и снизились по сравнению с 2004 годом на 39,5%, что связано со снижением  налоговой ставки с 1 января 2005 года.

Поступления налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2005 году составили 1 025,7 млрд. рублей и по сравнению с 2004 годом выросли на 276,6 млрд. рублей, или в 1,4 раза.

Суммы, фактически возмещенные  налогоплательщикам по налоговой ставке 0 процентов, в 2005 году (по предварительным  данным) составили 466,7 млрд. рублей, что  на 42,7% больше, чем в 2004 году (темп роста  экспорта за январь-ноябрь 2005 года относительно января-ноября 2004 года составил 136,6%).

Налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2005 году 20,9 млрд. рублей.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2005 году 89,5 млрд. рублей и выросли относительно 2004 года на 25,1%.

Поступления акцизов на спирт  этиловый из всех видов сырья и  спиртосодержащую продукцию в федеральный  бюджет Российской Федерации в 2005 году составили 3,6 млрд. рублей, что на 15,3% меньше, чем в 2004 году.

В федеральный бюджет в 2005 году мобилизовано акцизов на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, 28,9 млрд. рублей, что на 24,2% больше поступлений 2004 года.

Поступления акцизов на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо  и моторные масла) в федеральный  бюджет в 2005 году составили 45,8 млрд. рублей и относительно 2004 года выросли на 14,1%.

Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2005 году поступило в федеральный бюджет 854,5 млрд. рублей, в том числе: на добычу нефти – 761,3 млрд. рублей; на добычу газа горючего природного – 79,2 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 5,0 млрд. рублей. В целом по сравнению с 2004 годом поступления НДПИ выросли в 2 раза, в том числе налога на добычу нефти – более чем в 2,1 раза. Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, поступило 634,1 млрд. рублей, что на 29,8% больше, чем 2004 году.

В Фонд социального страхования  поступило 53,2 млрд. рублей, что на 23,8% больше, чем в 2004 году, в Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования  – 31,7 млрд. рублей (в 4,9 раза больше) и  в территориальные фонды обязательного  медицинского страхования – 87,8 млрд. рублей (на 17,5% меньше).

Снижение поступлений  в территориальные фонды обязательного  медицинского страхования обусловлено  снижением налоговой ставки с 1 января 2005 года. В 2006 году в федеральный  бюджет страны поступило администрируемых ФНС России доходов 3 000,7 млрд. рублей, что на 493,9 млрд. рублей, или на 19,7% больше, чем за 2005 год., (см. рис. 2.2.3).

Рис. 2.2.3 Показатели поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в 2005–2006 гг.

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета была обеспечена поступлениями  налога на добычу полезных ископаемых (36,5%) и НДС (30,8%), (см. рис. 2.2.4).

Рис. 2.2.4 Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в 2006 г. (в %)

 

Поступления налога на прибыль  организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в 2006 году составили 509,9 млрд. рублей. По сравнению с 2005 годом  они выросли на 146,3 млрд. рублей, или  в 1,4 раза.

Поступления единого социального  налога, зачисляемого в федеральный  бюджет, в 2006 году составили 315,8 млрд. рублей и выросли по сравнению с 2005 годом  на 18,1%.

Поступления налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2006 году составили 924,2 млрд. рублей и по сравнению с 2005 годом  выросли на 36,2 млрд. рублей, или на 4,1%.

Суммы, фактически возмещенные  налогоплательщикам по налоговой ставке 0 процентов, в 2006 году (по предварительным  данным) составили 708,3 млрд. рублей, что  в 1,3 раза больше, чем в 2005 году.

Налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2006 году 27,2 млрд. рублей, что на 6,3 млрд. рублей, или  в 1,3 раза больше, чем в 2005 году.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2006 году 93,2 млрд. рублей и выросли относительно 2005 года на 16,5%.

Поступления акцизов на спирт  этиловый из всех видов сырья и  спиртосодержащую продукцию в федеральный  бюджет Российской Федерации в 2006 году составили 4,1 млрд. рублей, или на 14,0% больше, чем в 2005 году.

В федеральный бюджет в 2006 году мобилизовано акцизов на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, 35,5 млрд. рублей, что на 22,8% больше поступлений 2005 года.

Поступления акцизов на нефтепродукты  в федеральный бюджет в 2006 году составили 50,1 млрд. рублей и относительно 2005 года выросли на 9,3%.

 

Рис. 2.2.5 Показатели поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе – ноябре 2005–2006 гг.[36]

Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2006 году поступило в федеральный бюджет 1 094,3 млрд. рублей, в том числе  на добычу нефти – 986,5 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 89,9 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 7,2 млрд. рублей. По сравнению с 2005 годом  поступления НДПИ выросли в 1,3 раза.

Страховых взносов, зачисляемых  в Пенсионный фонд Российской Федерации, поступило 796,2 млрд. рублей, что на 25,6% больше, чем в 2005 году.

Информация о работе Бюджетный федерализм в России