Бюджетный федерализм в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:38, реферат

Описание

Бюджетный федерализм это система налогово-бюджетных отношений органов власти различных уровней в процессе формирования доходов бюджетов и финансирования расходов на всех этапах бюджетного процесса.
Эта система отношений представляет собой особые межбюджетные отношения, которые возникают на основе движения бюджетных ресурсов.

Работа состоит из  1 файл

Бюджетный федерализм в России.docx

— 329.69 Кб (Скачать документ)

Таблица 2.1.1. Экономическая  структура расходов проектов федерального бюджета на 2004 г. по сравнению с 2003 г.[29]

Экономические статьи

Сумма, млрд. руб.

Доля в расходах, %

Темпы

роста

2004

2003

2004

2003

 

I. Текущие расходы

2463,4

2182,0

92, 6

93,1

1,13

1. Закупки товаров и  оплата услуг

1108,4

947, 0

41,7

40,3

1,17

Из них:

         

оплата труда

435,1

362,3

16, 4

15,4

1,2

начисления на фонд оплаты труда

71,4

56, 9

2,7

2,4

1,25

медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы

14,1

12,5

0,5

0,5

1,13

продукты питания

34, 6

32,1

1,3

1,4

1, 08

оплата ГСМ

27,7

26,1

1,0

1,1

1, 06

транспортные услуги

27,1

20,3

1,0

0,9

1, 33

оплата услуг связи

11,3

7,2

0,4

0,3

1, 57

2. Выплата процентов по  государственному долгу РФ

287, 6

276, 7

10, 8

11,7

1, 04

3. Субсидии, субвенции и  текущие трансферты

1 0 67,4

966, 6

40, 1

41,1

1,1

II. Капитальные расходы

216,5

192,7

8,2

8,1

1,12

Продолжение таблицы 2.1.1

1. Капитальные вложения  в

основные фонды

172, 6

162,8

6,5

6,9

1,06

2. Создание государственных

запасов и резервов 15,2

15, 2

17,5

0,6

0,7

0,87

3. Капитальные трансферты

28,4

12,2

1,1

0,5

2,33

Итого

2659,4

2 345,6

100,0

100,0

1,13


Федеральный бюджет на 2005 год по расходам составил в сумме 3 539 450,6 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 21 000 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 10–11 процентов (декабрь 2005 года к декабрю 2004 года). Превышение доходов над расходами федерального бюджета составил в 2005 году в размере 1 440 306,0 млн. рублей.[30]

Федеральный бюджет на 2006 год по расходам составил в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 27 220 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 9,0 процента (декабрь 2006 года к декабрю 2005 года). Превышение доходов над расходами федерального бюджета составил в 2006 году в размере 1 739 407 792,9 тыс. рублей.[31]

Федеральный бюджет на 2007 год по расходам составил в сумме 5 463 479 900,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 31 220 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 6,5 – 8,0 процента (декабрь 2007 к декабрю 2006 года). Превышение доходов над расходами федерального бюджета составил в 2007 году в сумме 1 501 837 300,0 тыс. рублей.[32]

Сравнительная таблица расходов бюджета Российской Федерации (приводится в таблице 2.1.2, рис. 2.1.1).

Таблица 2.1.2. Структура расходов бюджета Российской Федерации за 2004–2006 гг.

Наименование

Года

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Общегосударственные вопросы

2 768 085 767,0

521 432 386,8

623 208 393,5

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

318 542 875,6

455 310 487,3│

556 337 119,1

Национальная экономика

 

263 259 417,6

358 628 271,4

Охрана окружающей среды  и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия

826 696,5

4 760 520,5

6 816 087,7

Жилищно-коммунальное хозяйство

1866022,7

12 110 184,9

54 336 280,7

Образование

119 256 069,7

160 468 316,1

211 976 793,2

Культура, искусство и  кинематография, средства массовой информации

11 408 048,4

16 582 843,1

48 375 238,0

55 834 646,4

Здравоохранение и физическая культура

42317938,3

94 078 574,1

160 347 542,0

Социальная политика

12 620 991,0

185 874 780,1

216 506 387,1

Всего расходов

2 768 085 767,0

3 539 450 558,3

4 431 076 807,1


Рис. 2.1.1 Расходы федерального бюджета за 2004–2006 гг.

 

Исходя из данных табл. 2.1.2, и рис. 2.1.1 можно сказать, что расходы бюджета с каждым годом увеличивались, всего расходов за 2004 г. – 2 768 085 767,0, за 2005 г. – 3 539 450 558,3, и в 2007 г. составили – 4 431 076 807,1 млн. руб.

В 2007 году прогнозировалось существенное увеличение возможности  государства по реализации общенациональных приоритетов (табл. 2.1.3). По сравнению  с ожидаемым исполнением в  текущем году расходы – на 1074,9 млрд. рублей (24,5%).

Таблица 2.1.3. Основные параметры  федерального бюджета

Показатели

2005 (отчет)

2006 (отчет)

2007 (отчет)

2008 (проект)

2009 (проект)

Млрд. руб.

Млрд. руб.

Млрд. руб.

Млрд. руб.

Млрд. руб.

Расходы, всего

3 514,4

4 388,6

5 463,5

6 093,12

6 716,23

В том числе непроцентные:

3 306,7

4 196,2

5 306,6

5 909,12

6 513,62

процентные

208,4

192,4

156,8

184,00

202,61

Профицит

1 612,9

1 770,5

1 501,8

   

Поступления в Стабилизационный фонд

1 230,0

1 703,5

1 690,7

1 433,12

1 266,06

Источники финансирования дефицита (включая изменение остатков средств  на счетах федерального бюджета)

-796,1

-501,6

188,9

414,08

185,53

– привлечение

261,0

436,5

514,3

748,31

486,10

– погашение

-1 057,1

-938,1

-325,4

– 334,23

– 300,27


В то же время необходимо отметить, что темпы роста непроцентных расходов федерального бюджета в 2007 году в реальном выражении (17,4%) превысили  прогнозируемые темпы роста ВВП. В результате объем непроцентных расходов федерального бюджета возросло с 15,4% ВВП в 2006 году до 17,0% ВВП в 2007 году и лишь в 2008–2009 году планируется  его снижение до 16,6–16,8% ВВП.

Распределение бюджетных  ассигнований по разделам функциональной классификации и субъектам бюджетного планирования обеспечивает исполнение действующих и принимаемых в  соответствии с приоритетами государственной  политики расходных обязательств. (см. приложения 1 и 2).

Общими факторами формирования бюджетных расходов является увеличение заработной платы работникам бюджетной  сферы, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, денежного  содержания государственных служащих, должностных окладов судей, стипендий, надбавок за ученые степени, существенный рост ассигнований на реализацию приоритетных национальных проектов, демографической  программы, федеральных целевых  программ и федеральной адресной инвестиционной программы, (см. приложение 3).

В соответствии с законодательно установленным разграничением полномочий значительная часть бюджетных услуг  и социальных гарантий находится  в сфере ответственности региональных и местных органов власти. Соответственно, одной из ключевых задач бюджетной  политики является выравнивание бюджетной  обеспеченности субъектов Российской Федерации.

В 2007 году прогнозировалось устойчивое исполнение бюджетов субъектов  Российской Федерации, (см. табл. 2.1.4).

Таблица 2.1.4. Прогноз консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации

Показатель

2006

2007

2008

2009

Млрд. руб.

% ВВП

Млрд. руб.

%ВВП

Млрд. руб.

% ВВП

Млрд. руб.

% ВВП

Доходы с учетом межбюджет  трансфертов

3 503,7

12,9

4 335,5

13,8

4446,1

12,8

4697,8

12,1

расходы

3 437,8

12,6

4 257,4

13,6

4387,0

12,6

4624,4

11,9

пофицит

65,9

0,2

78,1

0,2

59,1

0,2

73,4

0,2


Расходы консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  по оценке, увеличатся на 23,8 процента. В расчетах расходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  учтено повышение оплаты труда работников бюджетной сферы на 15% с 1 сентября 2007 года, что соответствует темпам роста оплаты труда для работников бюджетной сферы, финансируемых  из федерального бюджета.

Основу раздела «Межбюджетные  трансферты», как и в предшествующие годы, составляет Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации (ФФПР), который  образуется в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации и распределяется между регионами в соответствии с утверждаемой Правительством Российской Федерации методикой.

На 2007 год планировалось  сформировать Фонд в сумме 260,4 млрд. рублей, или с ростом к уровню 2006 года на 14,1 процента, что выше прогнозируемых темпов инфляции на 6 процентных пунктов.

В 2007 году в составе федерального бюджета сформирован Федеральный  фонд регионального развития в сумме 4 240,0 млн. рублей, или выше уровня 2006 года на 58,3 процента.

Средства Фонда предоставляются  на основании формализованных принципов, с учетом уровня софинансирования расходов, определенного исходя из бюджетной  обеспеченности регионов с правом субъектов  Российской Федерации, самостоятельно определять конкретные направления  использования средств. В 2007 году расширяется  с 55 до 69 число субъектов Российской Федерации, получающих средства Фонда.

Предоставление субсидий из Фонда в 2007 году осуществилось  субъектам Российской Федерации, имеющим  уровень обеспеченности социальной и инженерной инфраструктурой ниже среднероссийского уровня.

В рамках Фонда предусматривается  также финансирование части мероприятий, находящихся в государственной  собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включенных до 2007 года в состав непрограммной  части Федеральной адресной инвестиционной программы. Объем средств для  реализации указанных мероприятий  будет определен ко второму чтению проекта федерального закона «О федеральном  бюджете на 2007 год».

В 2007 году объем предусмотренных  дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов был определен в сумме 34,6 млрд. руб., что на 38,8% выше уровня 2006 года. Распределение дотаций на поддержку  мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации  в сумме 29,6 млрд. рублей предусмотрено  произвести при рассмотрении Государственной  Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» в третьем чтении.

Распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению  сбалансированности бюджетов субъектов  Российской Федерации в сумме 5 000,0 млн. рублей предусмотрено осуществить  с учетом результатов исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации  в 2007 году.

Основное требование к  бюджетной политике – долгосрочная сбалансированность расходов, повышение  результативности бюджетных расходов, их ориентация на приоритетные направления  государственной политики, обеспечение  прозрачности и подотчетности бюджетов всех уровней.

В 2008 году бюджетные расходы  будут полностью обеспечены доходами как в целом по бюджетной системе  Российской Федерации, так и в  отдельности, по бюджетам разных уровней (рис. 2.1.2).

 

Рис. 2.1.2 Доходы и расходы бюджетной системы Российской Федерации

Суммарные бюджетные ресурсы  возросли по сравнению с 2005 годом  в 2006 году в 1,18 раза, к 2008 году возрастут  – в 1,46 раза.

При этом в структуре конечных (без учета перечислений бюджетам других уровней) расходов ведущее место  будут занимать региональные и местные  бюджеты, из которых финансируются (в том числе за счет финансовой помощи) основные бюджетные услуги (рис. 2.1.3).

Рис. 2.1.3 Расходы бюджетной системы на 1 человека в тыс. руб.

 

Общий объем непроцентных (не связанных с обслуживанием  долга) расходов федерального бюджета  в реальном выражении (с учетом инфляции) в 2006 году по сравнению с 2005 годом  увеличился на 15%, а к 2008 году увеличится – на 27%. Распределение ресурсов федерального бюджета между стратегическими  целями будет достаточно стабильным (рис. 2.1.4).

Рис. 2.1.4 Объем и структура федерального бюджета на достижение стратегических целей (без расходов на обслуживание долга)

Информация о работе Бюджетный федерализм в России