Бюджетный дефицит и государственный долг. Проблемы финансирования бюджетного дефицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 23:15, курсовая работа

Описание

Дефицитность государственного бюджета и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только Белоруссии, но и других стран.

Содержание

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты бюджетного дефицита и государственного долга
1.1 Бюджетный дефицит, бюджетный излишек………………………… 5
1.2 Сбалансированный бюджет…………………………………………..11
1.3 Мультипликатор сбалансированного бюджета…….……………….13
1.4 Государственный долг: понятие, виды, последствия……………….14
ГЛАВА 2 Зарубежный опыт
Зарубежный опыт управления бюджетным дефицитом и
возможности его использования на практике………………………28
ГЛАВА 3 Финансирование дефицита бюджета
3.1 Способы финансирования дефицита государственного
бюджета………………………………………………………………..20
3.2 Источники финансирования дефицита государственного
бюджета в Республике Беларусь….………………………………….22
ГЛАВА 4 Бюджетный дефицит и государственный долг в Республике Беларусь
4.1. Особенности дефицита государственного бюджета и
государственного долга в Республике Беларусь…..………………24
4.2. Оценка степени опасности бюджетного дефицита в
Республике Беларусь..…..…………………………………………...26

Работа состоит из  1 файл

Бюджетный дефицит и госдолг.doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)

12. Проект Закона Республики Беларусь ”Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2005 год“

13. Раков А.П. Предложения по совершенствованию финансовых механизмов и методов управления государственным долгом // Белорусский банковский бюллетень. 2003. №44. С.29.

14. Саркисянц А.Г. Геополитика мирового долга // Финансы и кредит. 2001. №9. С.15-27.

15. Современные проблемы экономики и управления Республики Беларусь. Минск, 2001.

16. Сорокина Т.В. Государственный бюджет. Минск, 2001.

17. Ханкевич Л.А. Финансы: практическое пособие. Минск, 2002.

18. Хотько А.В. Что год текущий нам готовит? // Финансы, учет, аудит. 2004. №4.

19. Шарова Ю.А. Цель не достигнута // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2004. № 31. С.21.

20. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика.   Хагар-Демос, 1993. 785 с.

21. Добрынин А.И. Экономическая теория: Учеб. пособие. Санкт-Петербург. 1997.

22. Экономическая теория: Учеб. пособие. Москва. ИНФРА-М. 2003. 713 с.

23. World Economic Outlook. May 1996.

24. Белорусский экономический журнал. 2004. №1.

25. Белорусский экономический журнал. 2004. №4.

26. Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ A

                                          

 

Таблица 2. Доля общего дефицита государственного бюджета в ВВП в некоторых странах с переходной экономикой (в %)

 

Страны

   

1992

1993

1994

1995

1996

Эстония

   

-0,3

-0,7

-1,3

-0,8

-1,4

Венгрия

   

-6,8

-6,7

-8,6

-6,7

***

Латвия

   

-0,8

0,6

-4,0

-3,4

-1,3

Литва

   

***

-4,9

-4,7

-3,0

-3,4

Монголия

 

-12,7

-14,6

-24,6

-11,1

-10,9

Польша

   

-8,0

-4,0

-2,0

-2,7

-2,7

Словакия

   

-11,9

-7,1

-1,3

-0,4

-1,5

Армения

   

-31

-56,1

-16,4

-9,9

-9,3

Азербайджан

 

2,8

-15,3

-10,5

-5,4

***

Беларусь

   

0,1

-4,2

-2,8

-2,6

-2,6

Болгария

   

-15,0

-15,7

-7,0

-6,0

-4,7

Грузия

   

-25,7

-26,2

-16,3

-5,7

***

Казахстан

 

-7,3

-1,2

-6,8

-3,3

-2,8

Киргизия

   

-17,4

-13,5

-8,4

-10,4

***

Румыния

   

-4,6

-0,1

-1,0

-2,5

-2,2

Россия

   

-18,9

-7,6

-10,1

-5,0

-5,6

Таджикистан

 

-30,5

-23,6

-2,7

-12,0

***

Украина

   

-29,3

-10,3

-8,8

-3,5

***


 

П р и м е ч а н и е: Источник: [23, с.78]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

                                          

Таблица 3. Социально-экономическое  положение Республики Беларусь. Индикаторы макроэкономического положения.

 

 

 

 

Год

Валовой внутренний  продукт

Государственный

бюджет

млрд.

руб.

% к предыдущему году

млрд. долл. США

Доходы

Расходы

Дефицит(-), профицит

млрд. руб.

% к ВВП

млрд. руб.

% к ВВП

млрд. руб.

% к ВВП

1990

 

43

15

35,3

14

33,0

1,0

2,3

1995

 

121403

89,6

10,5

35468

29,2

38756

31,9

-3288

-2,7

1996

 

191839

102,8

14,1

50669

26,4

54315

28,3

-3646

-1,9

1997

 

366830

111,4

14,7

112886

30,7

120832

32,9

-7946

-2,2

1998

 

702161

108,4

16,1

239582

34,1

249577

35,5

-9995

-1,4

1999

 

3026064

103,4

10,9

1054907

34,9

1142843

37,8

-87936

-2,9

2000

 

9133,8

105,8

11,4

3181,0

34,8

3236,4

35,4

-55,4

-0,6

2001

 

17173,2

104,7

12,1

5747,1

33,5

6023,5

35,1

-276,4

-1,6

2002

 

26138,3

105,0

14,5

8636,1

33,0

8681,1

33,2

-45,0

-0,2

2003

 

35930,2

106,8

17,3

12210,6

34,0

12795,0

35,6

-584,4

-1,6

2004

1

1468,1

49,5

1222,0

41,2

246,1

8,3

 

1-2

2827,9

46,2

2457,8

40,2

370,1

6,0

 

1-3

9623,2

109,3

4,5

4499,1

46,8

4170,3

43,4

328,8

3,4

 

1-4

6401,0

49,3

6118,7

47,1

282,3

2,2

 

1-5

8124,0

49,0

7821,5

47,2

302,5

1,8

 

1-6

21057,6

110,3

9,8

9984,9

47,4

9686,7

46,0

298,2

1,4


 

 

 

П р и м е ч  а н и е . Источник [24, с.56] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4. Отношение  бюджетного дефицита и государственного долга к их пороговым значениям (пороговое значение равно 100 %)

 

П р и м е ч  а н и е . Источник [25, с.14] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

                                          

 

Рисунок 8. Динамика дефицита(-), профицита(+)  консолидированного бюджета.

(в млрд. руб.)

 

П р и м е ч  а н и е. Источник: собственная  разработка

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 

Таблица 5. Структура распределения доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы

(в процентах от консолидированного бюджета)

 

2000

2001

2002

2003

 
 

Республиканский бюджет

 

Доходы - всего

51,8

51,6

52,0

50,1

 

в том числе:

         

текущие налоговые доходы

51,1

50,3

48,8

48,4

 

из них:

         

налог на прибыль и доходы

65,3

60,0

50,2

50,9

 

налог на добавленную стоимость

65,7

64,1

63,0

65,1

 

акцизы

72,2

73,1

75,2

80,6

 

доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций

100,0

100,0

100,0

100,0

 

текущие неналоговые доходы

56,1

60,4

61,3

61,0

 

из них:

         

доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности

76,3

71,1

65,4

64,0

 

административные сборы и платежи

56,7

55,2

59,7

63,S

 

доходы государственных целевых бюджетных фондов

51,2

52,4

50,4

54,2

 

Расходы - всего

44,8

44,4

43,1

42,7

 

в том числе на;

         

государственное управление и местное самоуправление

50,3

52,4

49,7

47,4

 

международную деятельность

100,0

100,0

100,0

100,0

 

промышленность, энергетику и строительный комплекс

48,9

49,5

40,6

38,5

 

сельское хозяйство

31,5

23,6

17,4

21,3

 

транспорт, дорожное хозяйство и связь

2,5

2,8

3,2

3,1

 

жилищно-коммунальное хозяйство

0,2

0,2

0,2

0,2

 

социально-культурные мероприятия

26,3

27,3

27,9

27,3

 

расходы государственных целевых бюджетных фондов

49,3

52,4

51,4

49,5

 
       

 

 

П р и м е ч  а н и е: Источник: [26, с.499]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Таблица 6. Задолженность по платежам в бюджет

(по данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь; на начало года; миллионов рублей)

 

2000

2001

2002

2003

2004

Задолженность по платежам в бюджет

9186

42301

134222

218650

249981

в том числе:

         

по платежам от фонда заработной платы

 

2402

7477

11709

10285

по налогу на добавленную стоимость

1804

9803

40820

78082

81391

по налогу на прибыль и доходы

1464

3741

7559

7754

4883

no акцизам

152

1794

10286

26634

59468

no налогу на недвижимость

126

1370

6604

14532

18434

no земельному налогу

305

594

2563

5045

12380

no единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции

35

4448

16889

14262

11670

no платежам в республиканский и местные бюджеты с выручки от реализации товаров (работ, услуг)

 

15702

38376

52448

38645

Отсроченная задолженность

7530

6088

34101

71165

225836


 

П р и м е ч  а н и е: Источник: [26, с.504]

 

 

 

 

 

Важнейшими моментами  в экономической жизни нашей  страны второй половины прошлого 2003 года, как и предыдущих лет, были разработка, рассмотрение и принятие нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы социально-экономических перспектив Республики Беларусь на очередной год. В первую очередь, это параметры прогноза развития республики, основные направления бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, а также разработанные на их основе и консолидированный бюджет страны. Следовательно, уже на данном этапе исходя из потенциальных возможностей закладываются параметры развития экономики, нашего общества на ближайшую перспективу, достижение которых возможно только в случае реально разработанных показателей и поставленных задач, стратегии и тактики, их практического решения.

    Исполнение  бюджета в 2003 году было достаточно  сложным и напряженным. В целом для исполнения республиканских бюджетов ряда последних лет характерна практика корректировки его доходной и расходной частей. Необходимо заметить, что процесс уточнения показателей бюджета осуществлялся в соответствии с действующим законодательством.

    Основные направления  бюджетно-налоговой политики на 2004 год, положенные в основу бюджета текущего года, предусматривают сокращение налоговой нагрузки, в том числе снижение стандартной ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18 процентов, а также уменьшение общего размера платежей в целевые бюджетные фонды, взимаемых из выручки от реализации товаров (работ, услуг), с 4,5 до 4,15 процента. Кроме того, ограничивается предельный размер налоговых ставок по местным целевым сборам – с 5 до 4 процентов суммы прибыли (дохода), остающейся в распоряжении плательщиков. Предусматривается расширение базы налогообложения действующих платежей в бюджет за счет дальнейшего сокращения льгот по налоговым платежам и др. С 2004 года в состав республиканского бюджета включаются средства Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (ФСЗН), что обусловлено дальнейшей консолидацией в бюджете государственных ресурсов и необходимостью усиления контроля за их использованием [3,с161].

    Законом «О  бюджете Республики Беларусь  на 2004 год» утверждены основные показатели республиканского бюджета, в частности, доходы – 13223,3 млрд. рублей, расходы – 13913,5 млрд. рублей, предельный размер дефицита бюджета – 690,2 млрд. рублей, или 1,5 процента к ВВП. при этом объем доходов и расходов ФСЗН, входящих в состав республиканского бюджета, составил соответственно 5396,1 млрд. рублей и 5436,9 млрд. рублей, или 40,8 и 39,1 процента. В сопоставимой структуре (без учета ФСЗН) доходы и расходы республиканского бюджета в 2004 году по отношению к 2003 году запланированы с ростом соответственно 127,9 и 128,6 процента. С учетом прогнозируемого уровня инфляции (114-118 процентов) темпы роста доходной и расходной частей бюджета будут значительно ниже.[2, с.21]

    Анализ доходов  и расходов бюджета в 2004 году  по отношению к прошлому году (без учета ФСЗН) указывает на более высокие темпы их роста по сравнению с республиканским бюджетом: 141,1 и 145,6 процента соответственно. Удельный вес доходов и расходов бюджета в ВВП сокращается соответственно с 33,9 до 30,2 и 35,2 до 31,6 процента, что, как и для республиканского бюджета, обусловлено, главным образом, снижением налоговой нагрузки.[2, с.22]

   В объеме доходов бюджета Республики Беларусь 19062,5 млрд. рублей (с учетом ФСЗН) 69,4 процента составляют доходы республиканского бюджета и 30,6 процента – доходы местных бюджетов. Основными источниками доходов бюджета являются налоговые поступления и, в частности, налог на добавленную стоимость, акцизы, доход от внешней торговли и внешнеэкономических операций, составляющих соответственно 28,6; 11,3 и 15,5 процента от общей величины доходов республиканского бюджета (без учета ФСЗН). На долю налога на прибыль приходится только 9,3 процента поступлений, причем удельный вес его в последний годы продолжает оставаться низким, 22 процента в доходах республиканского бюджета на 2004 год занимают государственные целевые бюджетные фонды, в то время как в 2003 году их доля составляла 19,3, а в 2002 – 16,5 процента.

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг. Проблемы финансирования бюджетного дефицита