Бюджетный дефицит и государственный долг. Проблемы финансирования бюджетного дефицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 23:15, курсовая работа

Описание

Дефицитность государственного бюджета и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только Белоруссии, но и других стран.

Содержание

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты бюджетного дефицита и государственного долга
1.1 Бюджетный дефицит, бюджетный излишек………………………… 5
1.2 Сбалансированный бюджет…………………………………………..11
1.3 Мультипликатор сбалансированного бюджета…….……………….13
1.4 Государственный долг: понятие, виды, последствия……………….14
ГЛАВА 2 Зарубежный опыт
Зарубежный опыт управления бюджетным дефицитом и
возможности его использования на практике………………………28
ГЛАВА 3 Финансирование дефицита бюджета
3.1 Способы финансирования дефицита государственного
бюджета………………………………………………………………..20
3.2 Источники финансирования дефицита государственного
бюджета в Республике Беларусь….………………………………….22
ГЛАВА 4 Бюджетный дефицит и государственный долг в Республике Беларусь
4.1. Особенности дефицита государственного бюджета и
государственного долга в Республике Беларусь…..………………24
4.2. Оценка степени опасности бюджетного дефицита в
Республике Беларусь..…..…………………………………………...26

Работа состоит из  1 файл

Бюджетный дефицит и госдолг.doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)

Использование кредитов                                                                   4707500,0

Погашение основной суммы долга                                               -78722280,0

Кредиты правительств иностранных государств                        35 714 245,0

Использование кредитов                                                               73 500 000,0

Погашение основной суммы долга                                               -37785755,0

Прочие источники  внешнего финансирования                         161 427 985,0 

 

 

 Итак, в 2003 году  дефицит  государственного бюджета покрывался за счет:

* внутреннего  финансирования - на 64 %;

* внешнего финансирования - на 36 %.

 

Как видим, внутреннее финансирование по-прежнему остается главным источником обеспечения покрытия дефицита бюджета. Однако если в 2000 году оно еще превышало общую сумму дефицита, то в 2003 размер внутреннего финансирования сократился, что потребовало привлечения внешнего финансирования в размере почти третьей части от суммы дефицита. Намечается отрицательная тенденция: с каждым годом растут белорусские внешние заимствования, а кредиты с процентами можно будет отдать лишь добившись реального роста экономики.

Основными источниками  покрытия дефицита в 2003 году являлись долгосрочные кредиты Национального Банка РБ (44% от объема дефицита 2003 года) и выпуск ГКО (22%). При этом дефицит бюджета был увеличен погашением основной суммы внутреннего долга по ГКО и векселям, причем по первым сумма задолженности уже превысила сам дефицит бюджета 2003 года.

Задачей бюджетной  политики РБ в области регулирования  дефицита государственного бюджета является дальнейшее его сокращение.

ГЛАВА 4  Бюджетный  дефицит и государственный долг в    Республике Беларусь

 

4.1. Особенности бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь.

 

Палата представителей Национального собрания в первом чтении одобрила проект Закона "О бюджете на 2005 год". Бюджет на будущий год сохраняет социальную направленность, способствует экономическому росту в стране, обеспечивает экономическую безопасность республики. Так, удельный вес расходов на социально-культурную сферу, субсидии жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту, дотации по топливу, а также расходов по кредитованию жилищного строительства, предоставлению льгот и компенсаций населению, пострадавшему от катастрофы на ЧАЭС, достигнут 65,7% в общем объеме консолидированного бюджета в 2005 году.

Кроме того, для дальнейшей консолидации в бюджете государственных фондов и усиления контроля за использованием собираемых средств в состав республиканского бюджета, как и в нынешнем году, включен Фонд социальной защиты населения с объемом средств в 2005 году в сумме 6,7 трлн. рублей. Также с 2005 года в состав доходов государственных целевых бюджетных фондов включены поступления в инновационные фонды республиканских органов государственного управления и других организаций в размере 897,8 млрд. рублей. Бюджетом на будущий год предусмотрено снижение налоговой нагрузки около 0,5% к ВВП за счет уменьшения ставки чрезвычайного налога с 4 до 3% от фонда заработной платы, ставки сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда с 0,75 до 0,5% от выручки, полученной от реализации товаров.  
     В целом доходы консолидированного бюджета в 2005 году прогнозируются в объеме 25,9 трлн. рублей, а их удельный вес составит 44,1% ВВП. В 2004 году такой показатель оценочно составит 40,9% ВВП. При этом основными источниками доходов консолидированного бюджета станут налог на добавленную стоимость (30,6% в общих доходах бюджета без доходов фондов), налоги на доходы и прибыль — 13,1%, подоходный налог — 11,8%, доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций — 9,5%, акцизы — 8,1%, чрезвычайный налог — 2,4%. Расходы по проекту консолидированного бюджета в будущем году возрастут против уточненного плана 2004 года на 30,4% и прогнозируются в размере 26,9 трлн. рублей. Из них расходы государственных целевых бюджетных фондов — 4,3 трлн. рублей и Фонда социальной защиты населения — 6,8 трлн. рублей.  
Доходы республиканского бюджета прогнозируются в сумме 18,3 трлн. рублей, расходы — 19,2 трлн. рублей, что на 30,4% больше, чем в текущем году. Таким образом, дефицит республиканского бюджета в будущем году составит 910 млрд. рублей или 1,5% от ВВП. В 2005 году, как и в текущем, не предусматривается привлечение кредитов Национального банка на финансирование дефицита бюджета. В этих целях в будущем году планируется привлечь внутренние источники (государственные ценные бумаги, доходы от реализации государственного имущества и другие) в сумме 386,3 млрд. рублей и внешние — в сумме 523,7 млрд. рублей

   Характеризуя  динамику дефицита (-), профицита (+) консолидированного бюджета Республики Беларусь за последние 13 лет, которая представлена на рис. 5, надо отметить следующее: в 1998 году наблюдается самый большой размер бюджетного дефицита (-9995 млрд. руб. или 2,9% от ВВП). Это связано с финансовым кризисом в России в 1998 году, так как наша республика имеет самое большое торговое сальдо именно с Российской Федерацией. До 1998 года наблюдается постепенное увеличение уровня дефицита государственного бюджета, после 1998 – стабилизация ситуации и постепенное сокращение уровня бюджетного дефицита до уровня –584 млрд. руб. или 1,6% от ВВП.

                                       

 

 

Рисунок 5. Динамика дефицита(-), профицита(+)  консолидированного бюджета.

(в млрд. руб.)

 

П р и м е ч  а н и е. Источник: собственная  разработка

       Более  детально динамику  доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по уровням бюджетной системы можно проанализировать на основе таблицы 5 [Приложение Г, таблица 5].

  Объем расходов на обслуживание государственного долга определен с ростом и составляет 241 млрд. рублей (0,5 процента к ВВП), что позволит обеспечить обслуживание внутреннего (185 млрд. рублей) и внешнего (56 млрд. рублей) долга.[2, c.23]

Внешний долг Республики Беларусь за июнь 2004 года сократился на 3,5% и составил на 1 июля 662,8 млн. долл., как сообщило Министерство финансов Республики Беларусь. По данным Министерства финансов, на долю долгосрочных займов приходится около 98,5% всего объема внешнего государственного долга или 655 млн. долл., краткосрочных – 1,5% или 7,8 млн. долл. В свою очередь, Внутренний государственный долг за июль увеличился на 4,1% и составил на начало 2 июля 2481,6 млрд. бел. рублей. В том числе долгосрочная задолженность – 82,5%  или 2047,6 млрд. бел. рублей., краткосрочная – 17,5% или 434 млрд. бел. рублей. [4]

Главными кредиторами  Республики Беларусь являются Германия, Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный Валютный Фонд (МВФ), США.

За февраль 2004 года произведены  платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга на сумму 2,24 млн. долл. США, в том числе  из бюджета – на 1,29 млн. долл. США.

По отношению к ВВП  за 2003 г. внешний государственный  долг составил около 7%, по отношению к экспорту товаров и услуг - почти 11%, в 2002 г. - 6,2% ВВП и порядка 15% от величины экспорта. Критический уровень данных показателей по оценкам Всемирного банка составляет соответственно 50% и 220%. Тем самым уровень внешнего долга в Республике Беларусь далек от критического, что свидетельствует о потенциальных возможностях республики выполнять принятые внешние долговые обязательства, а также привлекать новые иностранные кредиты.

         Задолженность по платежам в бюджет за последние 5 лет можно проанализировать на основе таблицы 6 [Приложение Д, таблица 6].

     Характеризуя  динамику номинального и реального  внутреннего государственного долга Республики Беларусь за прошедший 2003г. и январь-февраль 2004 г., которая представлена на рис. 8, надо отметить следующее: реальная величина внутреннего долга с ноября 2002 г. остается довольно постоянной, наблюдаются едва заметные колебания в 1,5-2%. В номинальном выражении внутренний долг за январь-февраль текущего года к аналогичному периоду предшествующего года вырос в 2,2 раза, реальная его величина - в 1,2 раза.

 

Рисунок 6. Динамика внутреннего государственного долга  Республики Беларусь

 

П р и м е ч  а н и е . Источник [26, с.503] 

С внешними долгами Беларусь исправно рассчитывается и в новый, 2005 год, надеется вступить уже без них.

 

 

 

4.2. оценка степени опасности бюджетного дефицита в Республике Беларусь.

 

 

Для оценки степени опасности  бюджетного дефицита используются коэффициенты, выражающие долю бюджетного дефицита в ВВП (L1) и расходах бюджета (L2). Считается опасным приближение L1 к 10%, а L2 – к 33%, т. к. это грозит развертыванием процесса гиперинфляции. Как показывает практика, существует прямая связь между небольшим увеличением дефицита бюджета (десятые доли процента от ВВП), экономическим ростом и безработицей.

Но для анализа бюджетного дефицита рационально будет использование  как относительных, так и абсолютных показателей.

 

 

Таблица 1. Базовые экономические показатели Республики Беларусь

 

Годы

бюджетный дефицит, трлн.рур.

бюджетный дефицит, %

ВВП, трлн.руб.

расходы бюджета, трлн.руб.

к ВВП

к расходам бюджета

2000

0.118

1.7

4.4

6.94

2.7

2001

0.248

1.5

7.2

16.52

3.44

2002

0.477

1.4

10.7

33.99

4.47

2003

0.579

1.6

8.6

36.22

6.7

2004

0.69

1.7

5.0

39.59

13.91


 

П р и м е ч  а н и е. Источник: собственная  разработка

Комментарии:

Коэффициенты, выражающие степень  опасности бюджетного дефицита, рассчитываются следующим образом:

     

L1 = (Минусовое сальдо бюджета)/ВВП*100%;

L2 = (Минусовое сальдо бюджета)/(Расходы бюджета)*100%;

 

Данные экономической  практики подтверждают прямую зависимость  между увеличением дефицита бюджета  на десятые доли процента от ВВП (это  соответствует увеличению L1) и темпами снижения экономического роста и увеличения безработицы, что доказывает важность этого показателя для анализа изменения экономической ситуации в стране. Однако абсолютные показатели позволяют вести основной качественный анализ, давать оценку уровню экономического развития страны, его потенциальным возможностям.

Так как считается опасным приближение коэффициентов L1 к 10 %, а L2 к 33%, то анализируя данные таблицы можно сделать следующие выводы:

  • коэффициент, выражающий долю бюджетного дефицита в ВВП, не превышал даже 2% за период 2000-2004 гг.
  • коэффициент, выражающий долю бюджетного дефицита в расходах бюджета, за период 2000-2004 гг. не достиг и трети от порогового значения.

Следовательно, имеющийся  в нашей стране бюджетный дефицит не опасен для ее экономики. Кроме этого для экономики нашей страны отсутствует угроза развития процесса гиперинфляции, по крайней мере, на данном этапе развития.  

Степень опасности бюджетного дефицита и государственного долга  также можно оценить на основе данных, приведенных в гистограмме  [Приложение В, рисунок 4].

 

заключение

 

В заключение хотелось бы сделать некоторые выводы из всего выше изложенного.

 

  1. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны.    Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к анализу дефицита государственного бюджета следует подходить очень внимательно.   

 

  1. Бюджетный дефицит является неоднозначным экономическим явлением и поэтому прежде чем решиться на политику, направленную на дефицитность бюджета, следует очень четко определить задачи и цели, которые преследуются данной политикой. Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита. Реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.

 

  1. Проблема дефицитного бюджета не является столь смертельной для экономики страны, так как на современном этапе в мировой практике нет почти ни одного государства, не столкнувшегося с дефицитом бюджета. Многие процветающие страны сталкиваются с этой проблемой, однако, она не влияет кардинально на экономическую ситуацию страны в целом. Для выполнения бюджета следует повысить контроль за сборами доходов в полном объеме, а также провести необходимые экономические реформы.

 

  1. Проблемы государственного долга следует рассматривать в совокупности с экономической политикой страны, а также прогнозированием его дальнейшего развития.

 

  1. Насчет бремени государственного долга для будущих поколений: основная задача для решения этой проблемы - это не только желание выплатить большую часть долга, но и не создавать новых долгов, получая огромные суммы кредитов за рубежом для реализации раздутых социальных программ, предвыборных рекламных компаний и др. подобных мероприятий. 

 

В целом, моя работа была в основном посвящена проблеме бюджетного дефицита  и государственного долга в Белоруссии, хотя с уверенностью можно сказать, что в других странах может быть такая же ситуация. Однако, все зависит от выбранной государством стратегии, а также дальновидности и расчетливости экономистов, проводящих экономическую политику государства. Поэтому, даже находясь в равном положении с Белоруссией, пути развития разных стран могут быть разными. 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Амирханова Ф. Внешний долг: непривычные решения // Экономика и жизнь. 1998. №2.

2. Албекова И.М. Государственная экономическая политика. Минск,2000.

3. Беларусь: выбор пути. Минск – Санкт-Петербург,2003.

4. БЕЛТА

5. Белова В.К. Введение в макроэкономику. Бюджетный дефицит государственный долг // Социально - политический журнал. 1998. №6.

6. Гарбуз А.М. Внешний долг Республики Беларусь //Экономист. 2002. №7. C.55-62.

7. Замков  О.О.  Бюджетный  дефицит,  государственный  долг  и  экономический  рост // Вестник  БДЭУ. 2003. №31. 

8. Златкин Б.И. Ситуация с государственным долгом нуждается в аналитиках // Финансы. 2000. №7. C.10

9. Осадчая И.М. Бюджет государства:  опыт  промышленно  развитых           стран  и  российские  реалии // Бизнес  и политика. 1997. №2.

10. Закон Республики Беларусь ”Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2003 год“

11. Закон Республики Беларусь ”Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2004 год“

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг. Проблемы финансирования бюджетного дефицита