Бюджетно-финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 18:40, реферат

Описание

Финансы — это система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода для решения экономических, социальных и политических задач государства. Помимо денежных средств государства (бюджета) в финансовую систему входят финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций).

Работа состоит из  1 файл

Бюджетная политика.doc

— 71.50 Кб (Скачать документ)

Бюджетная система  РФ

Бюджетная система Российской Федерации  состоит из 3 уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь;

2) бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов.

3) бюджеты муниципалитетов.

Принципы бюджетной  системы:

- единство бюджетной системы;

- разграничение расходов  и доходов между уровнями бюджетной  системы;

- самостоятельность бюджетов  разных уровней;

- полнота отражения  доходов и расходов бюджетов  разных уровней, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

- сбалансированность бюджета;

- эффективность и экономичность  использования бюджетных средств;

- общее покрытие расходов  бюджета;

- гласность;

- достоверность бюджета;

- адресность и целевой  характер.

Сбалансированность  бюджета. Дефицит и профицит.

Сбалансированность – объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Причины дефицита – из-за невозможности мобилизовать необходимые  доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда; в росте расходов без учета финансовых возможностей государства; в высоком уровне расходов непроизводственного характера; инфляция; нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика.

Виды дефицита:

- структурный дефицит  (полной занятости) – это превышение  расходов над доходами, вызванное  политикой государства, направленной  на увеличение расходов и снижение  налогов с целью предотвращения  спада и оживления экономики;

- циклический  - это  дефицит, вызванный спадом производства, превышением фактической безработицей своего естественного уровня, результатом чего является сужение налогооблагаемой базы, увеличение расходов на социальные нужды и поддержание общественно необходимых секторов экономики.

Существует три традиционных способа покрытия дефецита:

-денежная эмиссия,  или «сеньораж», т.е. создание  резервов коммерческих банков, которые  концентрируются в ЦБ и могут  быть использованы для покрытия  дефицита бюджета;

- выпуск госзаймов,  осуществляемый с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей);

- ужесточение налогообложения.

Все способы делятся  на эмиссионные и неэмиссонные. Эмиссионное  финансирование дефицита бюджета осуществляется ЦБ, который вправе с законом о бюджете предоставлять Правительству РФ кредиты – денежная эмиссия, кредиты ЦБ. Неэмиссионные – заемные средства с кредитного рынка, и привлеченные, включая доходы от приватизации, от реализации государственных запасов драг. металлов и камней.

Представленные выше источники покрытия бюджетного дефицита называют внутренними источниками.

Внешние источники:

- средства от продажи  государственных ценных бумаг  на внешнем рынке;

- кредиты правительств  иностранных государств, международных  финансовых организаций.

В экономической теории имеется следующие концепции  к решению проблемы бюджетного дефицита.

Первая  концепция  исходит из того, что бюджет должен балансироваться ежегодно. Такая  политика связывает государству  руки при решении антициклической  перспективной задачи. Если в стране длительная безработица, значит доходы населения упали и налоговые поступления сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может или повысить ставки налогов или сократить расходы. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса.

Вторая концепция исходит  из того, что бюджет должен балансироваться  ежегодно. Если в стране экономический  спад, чтобы ему противостоять, правительство  снижает налоги и увеличивает  расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит.

Третья концепция состоит  в том, что целью государственных  финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное  обеспечивать макроэкономическую стабильность.

Финансовая политика нашего государства ориентируется  на первую концепцию.

Государственный долг –  эта сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов  за вычетом имевшихся в это  время положительных сальдо бюджета. 

Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия – неравенство в доходах разных социальных групп, повышение налогов, сокращение капиталовложений внутри страны.

Среди главных стратегических направлений сокращения дефицита бюджетов можно выделить следующие:

- развитие экономики;

- реструктуризация расходов  бюджетов всех уровней;

- совершенствование налоговой  системы и системы межбюджетных  отношений;

- усиление контроля  за собираемостью налогов, за  целевым и экономичным использованием  бюджетных ассигнований;

- четкое законодательное  разграничение компетенции уровней власти по бюджетным вопросам.

Регулирование межбюджетных отношений в РФ.

Бюджеты всех уровней  взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

Под межбюджетными отношениями  понимают отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Доходы территориальных  бюджетов представлены собственными  и регулирующими.

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ (налоговые доходы и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления).

Собственные доходы имеют  меньший удельный вес в доходах  территориальных бюджетов, поэтому для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.

Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе.

К регулирующим доходам  территориальных бюджетов относятся также трансферты – средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле. В бюджетной сфере используются в основном социальные трансферты – денежные или натуральные выплаты, получаемые населением из государственных и муниципальных бюджетов, внебюджетных социальных фондов и общественных организаций: пенсии, стипендии, пособия по социальному страхованию.[

Фискальный федерализм предполагает оказание финансовой помощи вышестоящими звеньями бюджетной системы нижестоящим.

Кроме отчислений от федеральных  и региональных налогов, также используются дотации, субвенции и субсидии.

1 Селезнев А. О бюджетной политике в свете стратегии национальной безопасности. // Экономист. — 2010. — №5. — С.7,9.

2 Там же, С. 10.

3 Бюджетный кодекс РФ


Информация о работе Бюджетно-финансовая политика государства