Бюджетно-финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 18:40, реферат

Описание

Финансы — это система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода для решения экономических, социальных и политических задач государства. Помимо денежных средств государства (бюджета) в финансовую систему входят финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций).

Работа состоит из  1 файл

Бюджетная политика.doc

— 71.50 Кб (Скачать документ)

Бюджетно-финансовая политика государства.

Финансы — это система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода для решения экономических, социальных и политических задач государства. Помимо денежных средств государства (бюджета) в финансовую систему входят финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций).

Финансовая политика — это совокупность принципов, форм организации и методов использования финансов. Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику

Бюджетная политика - составная часть финансовой политики, направленная на манипулирование доходами и расходами государства, управление государственным долгом и государственными активами.

Контуры бюджетной политики в России определяет Президент в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ. В рамках этих посланий Правительство РФ разрабатывает проект закона о бюджете, вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. 29 июня 2010 года было подготовлено бюджетное послание, которое содержит основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2011–2013 годах.

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного Кодекса и принятых в  соответствии с ним федеральных  законов о федеральном бюджете  на соответствующий год, законов  субъектов Российской Федерации  о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.

  Цели финансово-бюджетной политики:

- финансовая устойчивость, которая проявляется в: макроэкономической сбалансированности; сбалансированности бюджета; отсутствии государственного долга; твердой национальной валюте; в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

-  обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств на всех уровнях власти;                                                            

- развитие стимулирующих элементов бюджетной политики;

- значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику;

- создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий и прозрачных процедур распределения финансовой поддержки регионам;

Инструменты бюджетной  политики:

Основными инструментами  проведения государственной бюджетной  политики выступают: бюджетные кредиты, налоги, государственные расходы, трансферты, государственные закупки и государственные займы, федеральные целевые программы и др.

  1. Бюджетный кредит – это средства, выделяемые из бюджетов юридическим лицам на возвратной и платной основе, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями.
  2. Дотация – сумма, выделяемая на безвозвратной основе из бюджета вышестоящего территориально уровня в бюджет нижестоящего уровня, если имеет место недостаточность собственных доходов
  3. Субсидия – сумма из определенного фонда или вышестоящего бюджета на определенные цели. Выделяется одноразово на значимые расходы
  4. Субвенция – форма денежной помощи местным бюджетам из государственного бюджета для определенной цели. Если имеет место нецелевое использование, возвращаются в тот бюджет, из которого были получены
  5. Компенсация – выплата, производимая для возмещения расходов, выплачивается в заранее установленном размере для возмещения выпадающих доходов и покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти
  6. Бюджетная ссуда – сумма денежных средств, выделяемых из бюджета одного уровня в другой на возвратной основе (оформляется соглашением).
  7. Трансферт  – денежные или натуральные выплаты, получаемые населением из государственного и муниципального бюджета, внебюджетных социальных фондов и общественных организаций: пенсии, стипендии, пособия по социальному страхованию.
  8. Государственный заказ  - это выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, в которых заинтересовано государство. Такой заказ может выполняться не только государственными, но и другими предприятиями. Заказ обычно выдается на конкурсной основе.
  9. Государственные инвестиции - инвестиции, образуемые из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников.
  10. Государственные целевые программы – это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей и задач путем использования имеющихся ресурсов. В 2010 г. в федеральном бюджете РФ на федеральные целевые программы было выделено 740 млрд. руб., которые направляются на развитие высоких технологий, социальной и транспортной инфраструктуры, решение жилищных проблем, укрепление безопасности.

Основные направления  бюджетной политики России в настоящее  время:

    1. Поддержание макроэкономической стабильности.
    2. Политика сдерживания роста государственных расходов.
    3. Бюджетное планирование  на основе прогнозов цен на ресурсы (нефть, газ, металлы).
    4. Обеспечение исполнения социальных обязательств государства.
    5. Ограничение  размера бюджетного дефицита. В 2009 г. дефицит бюджета составил 8% ВВП.
    6. Стимулирование инвестиционной активности в экономике.
    7. Совершенствование налогового администрирования: контроль за трансфертным ценообразованием, избегать двойного налогообложения, совершенствование налоговой отчетности.
    8. Увеличение неналоговых доходов бюджета: совершенствование дивидендной политики, продажа и сдача в аренду государственной собственности, расширение государственных услуг.
    9. Оптимизация установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам.
    10. Расширение налоговой автономии региональных и местных властей.

Министерство финансов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативное правовое регулирование в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга и межбюджетных отношений.

К общим проблемам, существующим в бюджетной сфере на протяжении последних лет, можно отнести:

1. Необходимость формирования сбалансированного консолидированного и расширенного бюджетов РФ. Несбалансированными остаются бюджеты субъектов федерации и муниципальных образований. Практически происходит перенесение дефицита на муниципальный и региональный уровень. Консолидированный бюджет субъектов Федерации в 2009 г. исполнен с дефицитом 330 млрд.руб. Дефицит имели 60 регионов. Самая большая статья расходов федерального бюджета 2010 г. - 37,7% ко всем расходам составили межбюджетные трансферты бюджетам других уровней и внебюджетным фондам.1

2. В части расширенного бюджета РФ, куда входят средства государственных фондов, возникли проблемы с Пенсионным фондом. Из бюджета был покрыт недостаток средств единого социального налога для финансирования увеличения размера пенсий, а также увеличения выплат по социальному страхованию.

3. Вместо использования собственных сбережений на цели развития страны, сложилась система вывоза частного капитала, накопления государственных резервов в различных фондах (вначале в Стабфонде, а затем в Резервном и Фонде национального благосостояния). Общая сумма доходов от размещения средств в обоих фондах в 2009 г. составила 2,73 млрд.долл. В то время как консолидированный внешний российский долг на 1 октября 2009 г. составил 480 млрд.долл. Растут корпоративные долги российских корпораций за рубежом.2Происходит усиление зависимости частной финансовой системы России от внешнего кредитования при накоплении больших государственных  финансовых резервов.

4. Продолжается внедрение  в бюджетную систему идей сервисного  государства: предусмотрен рост  новых форм оказания государственных и муниципальных услуг (на оказании услуг вневедомственной охраны гражданам и предприятиям правительство надеется заработать в 2010 году 47,5 млрд. рублей; пожарным запланировано заработать 2 млрд. руб.).

Предложения по совершенствованию бюджетной политики в РФ:

  • создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий и прозрачных процедур распределения финансовой поддержки регионам;
  • финансовое оздоровление экономики,
  •   разработка реальных бюджетов всех уровней,
  • увеличение доходов за счет оживления перерабатывающих отраслей, машиностроения, станкостроения, судостроения и авиастроения, атомной энергетики,
  • укрепление вертикали финансового контроля,
  • снижение дефицита бюджета до 1% или 0 от ВВП,
  •   совершенствование контрактной системы госзакупок,
  •   снижение использования нефтегазовых доходов с 6% ВВП, до 3,7% ВВП к 2011 году (сейчас нефтегазовый трансферт составил 11% ВВП),
  •   ограничить размер вознаграждений  руководителям и менеджерам государственных корпораций, государственных унитарных предприятий, компаний с государственным участием, а также других организаций, получающих различные виды государственной поддержки;
  • выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением  адресности социальной помощи;
  • повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей государственной поддержки;
  • финансовое обеспечение модернизации армии и формирование ее качественно нового облика.

Бюджет – ведущее звено финансовой системы и основа государственного регулирования экономики.

Бюджет – это форма образования, распределения и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления3.

Структура бюджета:

А) по направлениям:

- доходная. Доходы бюджета  подразделяются на налоговые  и неналоговые. К неналоговым  доходам относят: доходы от  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности,  или от деятельности; доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; доходы от реализации государственных запасов; доходы от продажи земли и нематериальных активов; поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; административные платежи и сборы; штрафные санкции; доходы от внешнеэкономической деятельности.

- расходная (процесс  выделения и использования финансовых  ресурсов, аккумулированных в бюджетах  каждого уровня). По предметной  классификации выделяют следующие группы расходов: финансирование промышленного производства, социально-культурных мероприятий, науки, обороны, содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления; расходы по внешнеэкономической деятельности; создание резервных фондов; расходы по обслуживанию государственного долга, и т.д.

Б) по уровням управления:

- федеральный;

- бюджеты субъектов  РФ;

- местные (муниципальные)  бюджеты.

Функции государственного бюджета.

1. Распределительная  – финансовые ресурсы перераспределяются между разными подразделениями общественного производства.

2. Контрольная – отображает  экономические процессы, протекающие  в структурных звеньях экономики.

Также выделяют, такие  функции как:

- экономическая –  финансирование важных отраслей  народного хозяйства, развитие инфраструктуры;

- социальная – поддержка  социально незащищенных групп  населения, финансирование образования,  здравоохранения, культуры, спорта;

- политическая – финансирование  армии, правоохранительных органов,  расходы на государственное управление;

- функция межотраслевого  и межрегионального перераспределения  ресурсов – поддержка депрессивных  регионов и неразвитых отраслей  народного хозяйства.

Информация о работе Бюджетно-финансовая политика государства