Бюджетная система России и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:15, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы России и разработка направлений ее совершенствования .

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1Теоретические основы построения бюджетной системы………………...5

1.1Состав бюджетной системы федеративных и унитарных государств...5

1.2Принципы построения бюджетной системы и их реализация в

современных условиях ……………………………………………………...8

2Современное состояние бюджетной системы РФ ……………………….12

2.1Анализ динамики доходов и расходов федерального бюджета……….12

2.2 Сбалансированность консолидированных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов…………………………………………………………..18

3Направления реформирования бюджетной системы РФ………………..20

3.1Направления увеличения доходной базы бюджетов и повышение эффективности расходования бюджетных средств……………………….20

3.2Перспективы развития межбюджетных отношений в современных

условиях……………………………………………………………………...25

3.3Совершенствование системы управления муниципальными финансами

на примере Оренбургской области…………………………………………30

Заключение…………………………………………………………………..34

Список использованной литературы……………………………………….36

Приложение А (обязательное) -Анализ доходной части федерального

бюджета на 2006-2008г……………………………………….….…………38

Приложение Б (обязательное) -Анализ расходной части федерального

бюджета на 2006-2008г…………………………………………..………….39

Приложение В (обязательное)-Баланс расходных обязательств и

источников доходов субъектов РФ в 2006-2008 г………………………….41

Приложение Г (обязательное)-Баланс расходных обязательств и

источников доходов местных бюджетов в 2006-2008 г……………………44

Работа состоит из  1 файл

готовавя курс.doc

— 585.50 Кб (Скачать документ)

     Следует сформировать четкие стандарты государственных и муниципальных услуг и нормативов финансовых затрат на оказание соответствующих государственных и муниципальных услуг. Возможно, в перспективе межбюджетные отношения будут строиться на основе этих стандартов и нормативов финансовых затрат. Но на первоначальном этапе следует нормативы  использовать для определения уровня сбалансированности бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

     Еще одно важное направление развития межбюджетных отношений связано с совершенствованием системы отрицательных трансфертов. Сегодняшняя система отрицательного трансферта неэффективна и не выполняет ни выравнивающей, ни стимулирующей функции. Поэтому необходимо установить иную шкалу взимания отрицательного трансферта.    В настоящее время идет изучение действующей системы, сбор предложений от регионов РФ.

     Также следует уделить внимание совершенствованию системы предоставления субсидий. Осознавая, что субсидии — серьезный и важный инструмент как регулирования уровня бюджетной обеспеченности, так и стимулирования субъектов, нужно признать, что субсидии не всегда преследуют конкретную цель и  не всегда можно управлять соответствующими результатами. В связи с этим следует рассмотреть вопрос о количестве и объемах субсидий. В настоящее время мы имеем более 90 субсидий, общий объем которых составляет 470 млрд руб. в год. Некоторые из них вызывают серьезные сомнения в части их стимулирующей и выравнивающей роли. Надо признать, что основная финансовая помощь должна выделяться субъектам РФ на общее выравнивание бюджетной обеспеченности, то есть в форме необусловленных финансовых трансфертов с одновременным введением ответственности субъектов РФ за качество управления бюджетным процессом и за эффективность использования средств. [17,с21].

     Большой объем финансовой поддержки сегодня выделяется муниципальным образованиям с особыми статусами — наукоградам и закрытым административно-териториальным образованиям (ЗАТО). Анализ использования этих трансфертов показывает, что они не всегда эффективны, подчас способствуют развитию иждивенческой направленности. Поэтому здесь также необходима определенная модернизация. В частности, установить конкретные цели, которые должны быть достигнуты в результате выделения финансовой помощи наукограду, а также изменить критерии, на основании которых присваивается статус наукограда. Что касается ЗАТО, то признается целесообразным переход от многоканальной системы поддержки закрытых городов к одноканальной, которая подразумевает выделение им единого трансферта на компенсацию затрат, связанных с особыми условиями функционирования. Однако эти трансферты должны быть связаны с достижением конкретных целей, чего в настоящее время, к сожалению, нет. [12,с68].

      На наш взгляд, сегодняшний уровень развития межбюджетных отношений в РФ является не достаточно развитым, что обуславливает необходимость принятия стратегии развития межбюджетных отношений на период до 2020 г. Данная стратегия даст возможность сформировать на этот срок единые принципы и подходы к межбюджетным отношениям и как можно реже вносить изменения в механизмы распределения трансфертов, закрепления доходов, разграничения полномочий. Все вышеперечисленное позволит создать стабильную систему межбюджетных отношений, а следовательно, и стабильную основу формированиярегиональныхиместныхбюджетов.[30,с15]



41

 

        3.3 Совершенствование системы управления муниципальными                                                                

         финансами на примере Оренбургской области             

       

         В современных условиях важной задачей для муниципальных образований является преодоление проблем, возникших в результате финансово-экономического кризиса, и создание условий для последующего инновационного развития Вопросы повышения качества управления муниципальными финансами и увеличения поступлений в муниципальные бюджеты Оренбургской области остро стояли и раньше, а теперь, в условиях кризиса, в связи с резким снижением доходной части бюджетов эти проблемы и вовсе становятся трудноразрешимыми. Следовательно процесс реформирования и совершенствования должен касаться не только федерального но и региональных бюджетов. Можно выделить следующие меры по совершенствованию управления финансами Оренбургской области:

      -оптимизацию налоговых льгот, установленных решениями органов власти местного самоуправления;

      -сокращение объемов недоимки по платежам в местный бюджет;

      -направление налоговых и неналоговых доходов на выплату текущей заработной платы работникам бюджетной сферы и отчислений во внебюджетные фонды , на оплату энергоресурсов;

       -выплату в установленные сроки заработной платы работникам бюджетной сферы и отсутствие по состоянию на первое число каждого месяца просроченной задолженности;

       -погашение задолженности по бюджетным кредитам, полученным из областного бюджета на покрытие временного кассового разрыва;

      -проведение мероприятий по оптимизации расходов местного бюджета;

      -установление экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и др.

      Ежеквартально необходимо проводить мониторинг выполнения муниципальными образованиями требований, установленных соглашениями. В случае невыполнения соглашения по повышению эффективности использования бюджетных средств необходимо установить право приостанавливать или даже сокращать межбюджетные трансферты местным бюджетам до полного устранения выявленных нарушений. Однако пока таких случаев в Оренбургской области не было.
     Наша область оказалась в составе тех регионов, которые наиболее пострадалиотфинансовогокризиса.[27,с5;28,с12].
     Для смягчения влияния финансового кризиса на местные бюджеты и сохранения доходной базы для выполнения расходных обязательств целесообразно проводить с муниципальными образованиями следующие мероприятия:
     -Продолжить практику реализации муниципальными образованиями мероприятий по привлечению дополнительных доходов. На местах принять программы мероприятий по привлечению дополнительных доходов.
     -В рамках мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования экономики следует провести оптимизацию расходов, повысить эффективность использования бюджетных средств, в том числе:

Оптимизировать сеть муниципальных учреждений и предприятий;

Разработать планы экономии потребления энергоресурсов в муниципальных учреждениях;

Провести минимизацию дефицитов бюджетов за счет исключения из источников финансирования дефицитов кредитных ресурсов. [29,с24]

      Реализуя данные предложения необходимо предоставлять планы оптимизации в департамент финансов Оренбургской области.
     В целях повышения качества управления финансами муниципальных образований необходимо в текущем году в региональном фонде софинансирования  предусмотреть субсидии муниципальным образованиям на поощрение за качественное управление муниципальными финансами. Основой проведения оценки должна стать система индикаторов, отражающих отдельные факторы финансового положения муниципального образования и качества управления финансами муниципальных образований. Основные из них:
зависимость местного бюджета от безвозмездных поступлений, рост собственнойдоходнойбазы;уменьшениенедоимки; доля просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений в общем объеме расходов.

     Также приоритетным в системе совершенствования региональных финансов должно стать:

      -уменьшение просроченной кредиторской задолженности по оплате труда, начислениям на оплату труда, по оплате коммунальных услуг;

      -соблюдение норм Бюджетного кодекса в части дефицита и объема муниципального долга;

       -снижение доли расходов на муниципальное управление;

      -установление стандартов качества предоставления муниципальных услуг и др.

      По итогам года нужно провести рейтинг муниципальных образований. По результатам годовой оценки осуществляется поощрение за качественное управление муниципальными финансами.
Полученные средства муниципальные образования смогут направить на развитие и укрепление материальной базы, на мероприятия, связанные с повышением качества управления муниципальными финансами.
     В Оренбургской области функционирует большое число сельских  поселений. Как правило, сельские поселения не имеют экономической и финансовой базы и являются высоко дотационными (в среднем 90 %). Расходы на содержание органов управления в таких поселениях постоянно увеличиваются но по своей сути являются не эффективными.
В сложных экономических условиях, на наш взгляд, необходимо проводить работу по минимизации данных затрат, повысить эффективность использования и управления финансовыми ресурсами. Сокращение расходов на содержание аппарата позволит направить высвобождаемые средства на решение вопросов благоустройства, освещения улиц, содержания дорог, коммунальной, социальной сферы.
     Сегодня основной задачей является обеспечение финансовой самостоятельности регионов, а это можно реализовать, по нашему мнению, через совершенствование системы администрирования местных налогов.
     Важнейшим направлением должно стать совершенствование системы управления бюджетными расходами, внедрение в бюджетный процесс разработки критериев качества предоставления услуг, переход от финансирования бюджетных учреждений к финансированию предоставлениямуниципальныхуслуг.[13,с56].
     Особое внимание следует уделить выравниванию бюджетной обеспеченности, по нашему мнению оно должно осуществляется путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки.     Основой распределения финансовых ресурсов между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований области должно стать не только юридическое, но и фактическое закрепление доходных полномочий за каждым уровнем власти и разграничение расходных полномочий, а также необходимость выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований области для сокращения различий в уровнях социальной обеспеченности населения.
     Расчет объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетам муниципальных районов, городских округов и поселений должен быть полностью формализован и осуществляется в соответствии с методиками, утвержденными законом области «О межбюджетных трансфертах в Оренбургской области». В целях оказания на условиях софинансирования финансовой поддержки бюджетам муниципальных образований на реализацию закрепленных за ними наиболее значимых приоритетных расходных обязательств в областном бюджете необходимо увеличить субсидии, передаваемые через Региональный фонд софинансирования расходов. Перечень приоритетных расходных обязательств ежегодно устанавливается постановлением правительства области. Это в основном инвестиции в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности муниципальных образований, на организацию питания учащихся в общеобразовательных учреждениях, разработку генеральных планов поселений и схем территориального планирования муниципальных районов, обеспечение условий для развития на территории муниципальных образований физической культуры и т.д.
   В общем можно сказать о том, что совершенствование системы управления  региональными финансами  является просто необходимым в условиях спада российской экономики, нарастание социально-экономической напряженности в регионе также свидетельствует об этом.    По итогам реформирования бюджетная система Оренбургской  области должна стать более эффективной и прозрачной, повыситься отдача от бюджетных расходов, что тоже является положительным эффектом. Главной современной задачей должно стать выравнивание бюджетной обеспеченности по региону, снижение  неэффективных затрат, урегулирование по вопросу коррупции в регионе. Все предложенные меры целесообразно проводить комплексно, что даст сглаживание кризисных явлений в области, и будет являться залогом выхода бюджетной системы России из кризиса. [18,с9].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

      Традиционно под бюджетной системой понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемую нормами права совокупность бюджетов различных территориальных уровней. Организация и принципы построения бюджетной системы представляют собой бюджетное устройство страны. Под которым понимаются внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями.

        Бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:

единства бюджетной системы РФ;

разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

самостоятельности бюджетов;

полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

сбалансированности бюджета;

эффективности и экономности использования бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

гласности;

достоверности бюджета;

адресности и целевого характера бюджетных средств.

Исполнение принципов бюджетной системы на современном этапе далеко от «идеального» состояния, кризисные явления в российской экономике только способствуют все большему нарастанию  негативных тенденций.

      Необходимость реформирования бюджетной системы РФ в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Сложность задач, которые предстоит решать в ближайшие годы, диктует необходимость отхода от старых технологий, требует использования новых подходов, совершенствования законодательства. Сегодняшний уровень развития межбюджетных отношений в РФ также является не достаточно развитым, что обуславливает необходимость принятия стратегии развития межбюджетных отношений на период до 2020 г. Данная стратегия даст возможность сформировать на этот срок единые принципы и подходы к межбюджетным отношениям и как можно реже вносить изменения в механизмы распределения трансфертов, закрепления доходов, разграничения полномочий. Также требует совершенствования система управления  региональными финансами  которая является просто необходимым средством в условиях спада российской экономики, нарастание социально-экономической напряженности в регионе также свидетельствует об этом.    По итогам реформирования бюджетная система Оренбургской  области должна стать более эффективной и прозрачной, повыситься отдача от бюджетных расходов. Главной современной задачей должно стать выравнивание бюджетной обеспеченности по региону, снижение  неэффективных затрат, урегулирование по вопросу коррупции в регионе. В целом, у России появляется реальный шанс для обновления социальной сферы, состояние которой во многом влияет на все остальные сферы жизнедеятельности общества. Стабилизация экономики РФ во многом определяться развитием бюджетной системы и бюджетных отношений. Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей экономической системы страны.                     

Некоторые важные шаги в направлении совершенствования бюджетной системы Российской Федерации уже сделаны как в законодательной, так и в институциональной и финансово - кредитной сферах. Но многое еще предстоит сделать. От сегодняшней бюджетной системы, бюджетной политики будет зависеть социально-экономическая стабильность и развитие России в будущем. Именно поэтому следует приступать к кардинальному реформированию бюджетной системы РФ и всей экономики страны в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.      Бюджетный кодекс Российской Федерации

       [Электронный ресурс].-Режим доступа Консультант Плюс

     http://www.consultant.ru

2.      Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

3.      Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.:  Юрайт , 1999.

4.      Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ        «О бюджетной политике на 2009 год и на среднесрочную перспективу»// Российская газета.-№16.- с.3.

5.      Государственный бюджет : Учебник для вузов. Под ред. М. И. Ткачук - Минск, Высшая школа, 2005

6.      Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002

7.      Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007

8.      Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ2006

9.      Хурсевич С. Н.  Бюджетный  федерализм  и  бюджетный  дефицит  // Финансы-2006.- № 4.-с.13-16.

10. Атапова О.Бюджетная реформа //Бюджет- 2007.- №7.-с.19-22.

11. Перминова Е.Бюджетная система //Бюджет- 2007.-№2.- с.34-35.

12. Романов С.Бюджетный процесс :тенденции и возможности //Бюджет- 2007.-№5.- с.68-69.

13. Сабуров Е., Типенко Н., Чернявский А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения // Вопросы экономики.- 2008. - №1.- с.56-71.

14. Федеральный закон от 27.12.2008 №147-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год» // Российская газета.-№129.-с.2-4.

15. Афанасьев М. Предпосылки концепции бюджетного устройства и бюджетного процесса  //  Вопросы экономики- 2008.- №11.-с.17-22.

Информация о работе Бюджетная система России и пути ее совершенствования